Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи
1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья
2.2.3 Методы математической статистики
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
Модель – идеальный образец, фасилитирующий изучение явления или феномена, продукта или процедуры, механизма или средства, обеспечивающий возможность развития научного знания и личности, включенной в систему современного образования и культуры.
Педагогическое моделирование – это разработка и создание формальной модели педагогического процесса или его составляющих, которая отражает основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса [24].
Педагогическое моделирование – это ресурс детерминации, визуализации, верификации, модификации и создания нового идеального педагогического средства, обеспечивающего педагога и обучающегося необходимым качеством изучения и исследования дидактического и научно-исследовательского материала в ресурсах выделенного предмета или научной области знаний, детализирующих возможность познания и дополнения сформированных знаний и компетенций в модели современного непрерывного образования [24].
В ресурсах использования понятия «педагогическое моделирование» можно выделить три направления детализации возможностей детерминированного явления:
-
широкий смысл: матрица построения всевозможных инновационных ресурсов, средств, методов и прочих объектов, и новообразований; -
узкий смысл: вид педагогической деятельности; -
локальный смысл: метод воспроизводства и обновления поликультурного наследия и богатств.
Модель педагогического процесса – это его интерпретация в виде некоторой схемы, которая отражает концептуальные основы, цели, условия, этапы и результативность этого процесса.
В процессе создания педагогической модели следует определить объект исследования, накопить достаточно знаний о нем, обосновать необходимость применения метода моделирования и выбрать наиболее существенные переменные. Результатом должно быть построение качественной модели рассматриваемого процесса [23, с. 25].
Считаем, что деятельность по повышению физкультурно-оздоровительной активности студенческой молодёжи должна осуществляется различными субъектами, учреждениями, должна нести в себе черты социального взаимодействия и партнерства.
С целью организации работы по повышению физкультурно-оздоровительной активности обучающихся вузов считаем возможным прибегнуть к методу моделирования с целью разработки модели данной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода.
Отметим, что в современной педагогике существует достаточно большое количество различных подходов:
-
аксиологический; -
деятельностный; -
комплексный; -
личностно-ориентированный; -
гуманистический; -
системный и др.
Изучение литературы и интернет-источников показало, что многие из выше представленных подходов нашли подтверждение своей эффективности в практической деятельности. В контексте данного диссертационного исследования, для организации деятельности по повышению физкультурно-оздоровительной активности студенческой молодёжи, считаем целесообразным дать обоснование деятельностно-аксиологическому подходу, который, по мнению Е.В. Киприяновой, позволит обеспечить интегративное содержательное, процессуальное единство деятельностной направленности и ценностной ориентированности образования [23, с. 35].
Деятельностно-аксиологический подход раскрывает содержание деятельности субъектов педагогического процесса с точки зрения их ценностных ориентаций.
Деятельностный подход является в настоящее время одним из ведущих подходов в научном исследовании и описывает характерные свойства и функционирование субъектов педагогического процесса в процессе их непосредственного взаимодействия. Данный подход получил широкое распространение в трудах Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенина и др.
Деятельностный подход – «направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности». Деятельность представляет собой специфически человеческий способ отношения к миру, в ходе которого человек творчески преобразовывает природу, разделяя тем самым себя субъектом, а осваиваемое им явление природы – объектом своей деятельности [49, с.130]. Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях педагогического процесса, направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Целью педагогической деятельности в рамках данного диссертационного исследовании является формирования установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Объект педагогической деятельности – физкультурно-оздоровительная деятельность как средство формирования установки на здоровый образ жизни.
Аксиологический подход является одним из важнейших направлений в решении задач гуманистической педагогики. Вклад в развитие аксиологического подхода внесли С.З. Гончаров, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев и др.
Аксиологический подход – направление исследования, рассматривающее объект исследования с позиции ценностей, направленных на удовлетворение потребностей людей. В основе аксиологического подхода лежит понятие «ценность», представляющее собой специфически социальное определение объектов окружающего мира, выявляющее их положительное или отрицательное значение для человека и общества [16, с. 534].
Так, в рамках данного исследования мы будем опираться на определение, предложенное Е.В. Киприяновой, согласно которому деятельностно-аксиологический подход представляет собой методологический принцип, реализация которого позволяет формировать ценности здоровья и здорового образа жизни в процессе индивидуальной и групповой деятельности субъектов образовательного процесса [23, с. 30].
На основе деятельностно-аксиологического подхода, нами была разработана модель по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности. Эта модель представляет собой совокупность функционально связанных компонентов:
-
целевой; -
содержательный; -
деятельностный; -
контрольно-оценочный.
Вышеперечисленные компоненты оставляют определенную целостную систему и позволяют обеспечить формирование установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи. Разработанная модель представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Модель управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
| ||
Цель: формирование установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности | Задачи: скоординировать усилия субъектов образовательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности; согласовать процедуры физкультурно-оздоровительной деятельности и правила ее организации; согласовать взаимодействие социальных партнеров; обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам образовательного процесса пропедевтические и по запросу | Принципы: гуманистической направленности; культуросообразности; субъектности; моделирования взаимодействия; природосообразности; оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости; ориентации на ценностные отношения; преемственности, последовательности и систематичности; сознательности и активности обучающихся; сотрудничества |
| ||
Оптимизация двигательной активности студентов; развитие физических качеств обучающихся вузов; укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств обучающихся; организация целенаправленной профилактики асоциального поведения студенческой молодёжи; формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни. | ||
| ||
Физкультурно-оздоровительная деятельность в учебной работе | Физкультурно-оздоровительная деятельность во внеучебное время | |
Психолого-педагогические формы и методы | Средства физической культуры | |
| | |
Окончание таблицы 3.1 | ||
| ||
Опросник «Отношение к здоровому образу жизни», методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников), оценка уровня физического здоровья студентов (рост, вес, измерение жизненной емкости легких, измерение мышечной силы рук, частота сердечных сокращений в покое, САД, интегральная оценка уровня физического здоровья студентов по методике Г.Л. Апанасенко), анкета «Моя физическая активность» (К.Г. Гуревич, Е.Г. Фабрикант) | Отношение студентов к собственному здоровью, место здоровья в иерархии ценностных ориентаций М. Рокича, мотивы занятия спортом, уровень физической активности, уровень физического здоровья |
Целевой блок моделипо управлению физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи включает:
-
совокупность целей и задач, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, психолого-педагогических, социальных) на студентов; -
комплекс принципов (сотрудничества, природосообразности, культуросообразности, ориентации на ценностные отношения, субъектности, моделирования взаимодействия, оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости).
Цель разработанной модели: формирования установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности.
Задачи разработанной модели:
-
скоординировать усилия субъектов образовательного процесса при осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности; -
согласовать процедуры физкультурно-оздоровительной деятельности и правила ее организации; -
согласовать взаимодействие социальных партнеров; -
обеспечить оказание помощи и поддержки субъектам образовательного процесса пропедевтические и по запросу.
Организация работы по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности на основе деятельностно-аксиологического подхода находит свое практическое выражение в определенных выше принципах модели:
-
принцип гуманистической направленности; -
принцип культуросообразности; -
принцип субъектности; -
принцип моделирования взаимодействия; -
принцип природосообразности; -
принцип оптимальности выбора методов и форм, их взаимодополняемости; -
принцип ориентации на ценностные отношения; -
принцип преемственности, последовательности и систематичности; -
принцип сознательности и активности обучающихся; -
принцип сотрудничества.
Вышеперечисленные цель, задачи и принципы работы в соответствии с моделью должны найти максимальную реализацию в образовательном учреждении через определенное содержание и направление деятельности, которые мы представим в содержательном блоке.
Содержательный блок модели по формированию установки на здоровый образ жизни студенческой молодежи посредством физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя:
-
оптимизацию двигательной активности студентов; -
развитие физических качеств обучающихся вузов; -
укрепление здоровья, развитие психических и личностных качеств, обучающихся; -
организация целенаправленной профилактики асоциального поведения студенческой молодёжи; -
формирование представлений и ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Деятельностный блок модели включает физкультурно-оздоровительную деятельность в учебном процессе, внеучебное время, осуществляемую с применением психолого-педагогических форм методов и средств физической культуры.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в учебном процессе включает в себя:
-
проведение основных и дополнительных занятий по физической культуре; -
повышение мотивации студенческой молодёжи к посещению учебных занятий по физической культуре; -
внедрение в учебный процесс упражнений, способствующих повышению уровня развития показателей физического здоровья студентов. Например, предлагаем периодически организовывать гимнастическо-атлетические занятия (классическая аэробика, различные разновидности аэробики оздоровительной, прикладной, спортивной) с оборудованием (степ, бодибар, фитбол, медицинские мячи) танцевальные направления западноевропейские и латиноамериканские: сальса, латино и др.; занятия циклического характера и тому подобное. Примерный вариант упранений представлен в приложении Ж. Кроме того, возможно применение занятий со следующими упражнениями:
-
различные элементами из фитнеса: оздоровительная аэробика, фитнес-аэробика STRONG by Zumba; -
упражнения на укрепление связок опорно-двигательного аппарата (растяжка); -
отдельные элементы из степ-аэробики, упражнения с фитнес-оборудованием, направленные на сохранение баланса ( фитбол); -
элементы из йоги, пилатеса.
Крайне важно отметить, что все вышеперечисленные упражнения положительно влияют на психоэмоциональное состояние студентов, способствуют повышению показателей их физической подготовки.
Помимо этого, считаю целесообразным как обновить, так и пополнить разнообразие спортивного инвентаря УО «Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета»:
-
кор-доска; -
степ-платформа; -
эспандеры маленького, среднего и большого сопротивления; -
эспандеры для кор-доски, фитбола и степ-платформы; -
штанги для аэробики весом от 1 кг до 10 кг; -
мячи резиновые диаметром от 55 до 75 см (фитболы); -
аксессуары для йоги (гимнастические маты, пояса, блоки); -
резиновые ленты; -
цилиндры и полуцилиндры для пилатеса, бодибары.