Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 501
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Глоссарий
А
АВТОНОМИЯ В ОБРАЗОВАНИИ — один из основных принципов государственной политики в области образования, предусматривающий самостоятельность образовательных учреждений в подборе и расстановке кадров, учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и их уставами, утвержденными в установленном законодательством порядке.
АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. auctoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.
АВТОРИТАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарный стиль в деятельности педагога основывается в основном на его авторитете и если опирается на исключительно волевые приемы педагогического воздействия, то может проявляться в злоупотреблении властью.
АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas — влияние, власть) — 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, профессионально-нравственных достоинств и так далее (в социальной психологии иногда соотносится с представлением о «власти»); 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях. В этом значении авторитет может не совпадать с властью. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный властными полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности окружающих.
АВТОР — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
АВТОРСКИЙ ЛИСТ — единица объема письменного документа, служащая основанием для учета труда авторов, переводчиков, редакторов и др. Соответствует тексту в 40 тыс. печатных знаков (включая знаки препинания и пробелы между словами), т.е. примерно 22 страницам машинописного текста через 2 интервала или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 кв. см отпечатанного графического материала (иллюстраций, карт и т.п.).
АДАПТАЦИЯ (лат. adaptaio — приспособляю, приспособлять) — способность организма или системы, изменяясь, приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Выделяются разновидности: физическая, психофизиологическая, психологическая, социальная, социально-экономическая, социально-речевая и т.п. В педагогике — оптимальное приспособление к условиям обучения и воспитания.
АКМЕОЛОГИЯ — наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности (АКМЭ — др. греч. — зенит жизни, время расцвета физических, умственных, творческих потенций человека. АКМЭ совпадает с пиком сексуальнной активности).
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, повышающие мотивацию слушателей и стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Они ориентированы на передачу инициативы по овладению новым содержанием самому слушателю. К числу наиболее характерных активных методов обучения относятся: деловые игры, тренинги, тематические дискуссии, анализ конкретных ситуаций и др.
АНАЛИЗ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, установление взаимосвязей между отдельными элементами.
АТАКА МОЗГОВАЯ (штурм мозговой) — один из вариантов коллективной мыслительной деятельности, предполагающий работу по определенным правилам, таким, как максимальная активность, отсутствие критики, порождение различных вариантов, творчество.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. autos caм + genesis — происхождение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологическими процессами своего организма. Установлено, что А.т. может влиять на эндокринную, иммунную и другие системы организма, а это позволяет успешно использовать ее в рамках психологической подготовки к значимой для преподавателя деятельности.
Различают два уровня А.т.: 1) обучение релаксации; 2) обучение погружению в предгипнотическое состояние.
Б
БАЗА ДАННЫХ — информация, содержащаяся в картотеках, на машинных носителях, дисках, в различных устройствах и применяемая при проведении специальных операций.
БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА — обучение профессии или другим видам деятельности, которыми лицо не владело ранее. Достигнутые результаты рассматриваются как необходимая предпосылка (база) дальнейшего обогащения установок, знаний и умений.
БАКАЛАВР (лат. baccalaureus) — первая ученая степень во многих современных зарубежных странах. Например, во Франции степень бакалавра присваивается окончившим среднюю школу и дает право поступления в университет.
БЕСЕДА ЭТИЧЕСКАЯ — специально подготовленная и организованная беседа педагога с обучающимися, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию.
БЛОК-СХЕМА — статическое или динамическое отображение с помощью символов, стрелок, графов, соединительных линий и геометрических фигур, текстов.
В
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — согласованная деятельность по достижению совместных действий и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.
ВНИМАНИЕ — психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик В. относятся такие свойства и качества, как концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида В.: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Внимание непроизвольное — разновидность внимания, связанная с проявлением ориентировочного рефлекса. В.н. проявляется без усилия воли, бессознательно.
В.н. вызывается непривычными стимулами, объектами наблюдения, является непродолжительным и может использоваться как начальный толчок к вниманию произвольному.
Непривычными стимулами В.н. могут быть: новая по содержанию информация, необычные сравнения, изображения (видео, кино, фото), вызывающие новые эмоциональные состояния (в т.ч. подавленность, неприязнь).
В работе со взрослой аудиторией В.н. является фактором, определяющим начальный интерес к информации, обеспечивающий эмоциональную удовлетворенность от полученной информации.
Внимание послепроизвольное — разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого.
В.пп. особенно ярко проявляется в эпизодах общения с авторитетными специалистами, преподавателями.
Внимание произвольное — разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении или объекте в результате его самонастройки. В.п. требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.
Для слушателей курса повышения квалификации источником В.п. является потребность получить информацию, полезную для профессионально-должностной деятельности.
Задача преподавателя в обеспечении В.п. заключается в том, чтобы в начале курса занятий и на каждом последующем из них раскрывать практическое назначение предлагаемой информации и тем самым подготовить слушателей к формированию В.п., направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах или определенной деятельности.
ВНУШЕНИЕ — особая форма воздействия на человека, заключающаяся в том, что у него вызывается известное представление, идея и чувство не путем логического рассуждения, а исключительно путем указания на появление у него этого представления, чувства и т.д.
«Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике» (В.М. Бехтерев). В противоположность другим видам воздействия при В. роль субъекта, испытывающего воздействие, отступает на второй план. Воздействие становится В. лишь тогда, когда воспринимается личностью без всякой критики.
ВОЗРАСТ — характеристика развития индивида во времени. Понятие В. как синонима длительности (В. — это число прожитых лет), долгое время державшееся в науке, более не соответствует научным представлениям. Первая характеристика В. — общая продолжительность жизни — дополняется второй характеристикой — необратимой сменой фаз индивидуального развития, а затем третьей — длительностью каждой отдельной фазы. Фазное протекание целостного жизненного цикла, охватывающего процесс индивидуального развития от рождения человека до смерти, есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции индивида.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ —