Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 514

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



В этом плане подразделениями по организации воспитательной работы многих органов внутренних дел проводится целенаправленная деятельность. Так, в УВД по Костромской области разработаны и активно реализуются две перспективные программы — одна по совершенствова-нию кадровой работы, профессиональной, морально-психологической подготовки, укреплению служебной дисциплины и законности среди сотрудников и вторая программа совместной работы УВД, творческих союзов, учреждений культуры по совершенствованию нравственно-эстетического воспитания личного состава.

В рамках названных программ подготовлены информационные бюллетени: «Методическое пособие для милиционеров по установлению контактов с гражданами на участках патрулирования», «Свод этических норм и правил для сотрудников органов внутренних дел».

Исключительную роль в структуре профессиональной культуры играет интеллектуальная культура личности, обеспечивающая гибкость и адаптивность мышления, владение необходимыми общими принципами, обеспечивающими ориентировку в изменяющихся условиях труда и жизни.

Интеграция индивидуальной профессиональной культуры оказывает самое непосредственное влияние на общий успех. Когда мы говорим об уровне профессиональной культуры подразделений и органов внутренних дел, обычно имеем в виду большую или меньшую степень совершенства, достигнутого их сотрудниками. Так, успех в оперативно-розыскной деятельности немыслим без напряженного труда, без высокого профессионального мастерства сотрудников. Каждый оперативный работник должен любить свою профессию, обладать чувством ответственности за порученное дело, развивать в себе инициативу, умение творчески подходить к проведению оперативно-розыскных мероприятий, неукоснительно соблюдать законность. Только тогда он может быть настоящим мастером своего дела, добиться признания коллег, заслужить высокое право называть искусством его работу.

Еще в 1925 г. известный русский криминалист И. Н. Якимов писал: «Розыскное искусство должно быть отнесено к числу труднейших искусств, так как оно своим объектом имеет не мертвый капитал, как например, живопись, скульптура, музыка, а человека. В этом отношении оно ближе к военному искусству, так как и то, и другое опираются на знание психологии, как отдельной человеческой личности, так и масс»
1.

Высокая культура, широкий кругозор, подлинный профессионализм должны отличать всех без исключения работников оперативных аппаратов. Здесь нет мелочей: все важно и первостепенно, ибо речь всегда идет о судьбе человека.

Таким образом, профессионализм включает в себя, прежде всего, всестороннюю специальную подготовку (хорошее овладение правилами, приемами, навыками), постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, безусловное следование требованиям закона, а также формирование взаимоотношений в служебных коллективах и с населением на основе нравственности, гуманизма, доброжелательности.

Но под профессионализмом понимается не только уверенное вы­полнение своих профессиональных обязанностей, правил, приемов и способов деятельности, но также наличие таких нравственно-эстетических качеств как безупречная честность и порядочность; личная дисциплинированность; храбрость, мужество, стойкость; товарищеская взаимопомощь и чувство локтя; строгое соблюдение законности; вежливое и внимательное отношение к гражданам, коллегам по работе; соблюдение норм этикета; органическая непримиримость к правонарушениям. Совокупность этих качеств и составляет уровень профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел является, образно выражаясь, ключом к авторитету среди населения.

Профессионализм работника правоохранительных органов пред­полагает и высокую политическую культуру. Она требует определенного запаса знаний, понимания человеком политики, прочных убеждений и развитого политического мышления. Реализуется политическая культура в убеждениях личности, его жизненной позиции, реальных поступках и действиях, способности находить оптимальные в соответствии с правом формы поведения. Политическое невежество сегодня недопустимо.

Одна из главных особенностей и конкретное выражение уровня культуры в органах внутренних дел — строгое соблюдение служебной и личной дисциплины. Образцовая дисциплина и сознательность подчиненных, требовательность и внимательность старших начальников, основанные на взаимном уважении и чувстве собственного достоинства, придают служебному коллективу особую красоту. В принципах соблюдения дисциплины, взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в органах внутренних дел много общего с армейской спецификой. Представляется, что довольно образно нравственный аспект культуры отношений между командиром (читай начальником) и подчиненным раскрыта в следующем тезисе: «Красота отношений командира к подчиненным — в строгой и справедливой требовательности, заботливости, принципиальности, простоте (но не простоватости), общительности без панибратства. Красота поведения подчиненного, в свою очередь, — в пунктуальной исполнительности (но без подобострастия), инициативности (но без суетливости), в уважении к командиру (но без заискивания), в воодушевленном исполнении своих обязанностей».


Одной из отталкивающих и безобразных черт в поведении подчиненного является угодничество. Не случайно К. Маркс в своей «Исповеди» назвал этот недостаток как внушающий ему наибольшее отвращение.

Чтобы работник милиции поступал высоконравственно, он должен глубоко осознать, что есть нравственное и безнравственное, что — добро, что — зло, что есть честь, а что — бесчестие, что − культурная воспитанность и что − бескультурье и т. п.

Разве не актуальна сегодня мысль известного российского юриста А. Ф. Кони о нравственных началах правосудия, о деонтологических нормах работников правоохранительных органов? Разве не злободневно звучат заветы нашего замечательного соотечественника о том, что правосудие не исчерпывается «правомерностью», а должно базироваться на «категорическом нравственном императиве, на принципе справедливости, истинности и духовности? Разве общество не нуждается в том, чтобы вместо бездушной государственной машины, преследующей свои интересы, действовал механизм обеспечения «качества жизни» каждого члена общества? Для этого Анатолий Федорович Кони предлагал применение в правосудии «шестого чувства — чувства совести», участие в решении человеческих судеб «внутреннего взора, устремленного в глубь сознания, внутреннего слуха, чуткого к голосу совести».

Скольких судебных ошибок, скольких человеческих драм можно было бы избежать, если бы все участники борьбы с преступностью всегда и во всем руководствовались нравственным принципом, выраженным лаконично А. Ф. Кони: «Суди по совести».

«Служебный долг», «профессиональная честь», «личное достоинство» для сотрудников органов внутренних дел — центральные понятия, которые могут служить в качестве критериев их оценки и самооценки.

Мастерство, творчество, профессиональное искусство, соблюдение нравственных эстетических начал в борьбе со злом — вот те социальные ценности, которые должны быть в основе профессиональной деятельности сотрудников, призванных обеспечивать законность, правопорядок, защиту личности. Потому и весь процесс подготовки и деятельности высокопрофессиональных и культурных сотрудников правоохранительных органов должен рассматриваться сквозь призму нравственных и эстетических категорий.

Прежде чем рассматривать эту проблему, нужно познакомиться с основными ее дефинициями.


Этика (от лат. ethica — обычай, характер) — 1) учение о морали, о нравственности как одной из форм общественного сознания, ее сущности и роли в общественной жизни; 2) система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, обязанности по отношению к своему народу, обществу, семье и друг к другу.

Эстетика (от греческого aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы отражения действительности.

Эстетическая культура представляет совокупность эстетических ценностей, созданных и используемых обществом на данном этапе его развития. Она проявляется на уровне эстетического сознания; как эстетическое отношение к действительности; как эстетическая деятельность. К элементам эстетической культуры относятся: художественные ценности (произведения искусства); эстетические стороны созданных людьми материальных и духовных ценностей; эстетические аспекты деятельности людей. Ядром эстетической культуры является художественная культура.

Под эстетической культурой личностипонимается мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его деятельности, направленной на создание эстетических ценностей в различных областях человеческой практики.

Главным показателем уровня оценочных представлений личности является характер ее эстетических идеалов.

Этическое и эстетическое проявляется в неразрывной связи. В индивидуальном сознании оно воспринимается как противоречивое единство моральных и эстетических ценностей, общественных явлений, мотивов и поступков человеческой деятельности. Они могут быть оценены как прекрасные и безобразные и в то же время как добро и зло. Единство этического и эстетического может выражаться и словесно (древнегреческое понятие «калокагатия» означает одновременно и «доброе»; «прекрасное» в русских сказках означает физическое совершенство, душевную силу, нравственную чистоту). Иначе говоря, в этом единстве выражается важнейшая ценностная установка: прекрасным является то, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным.

Противоречия между этическим и эстетическим выступает прежде всего вследствие несовершенства, уродливости социальных условий. Конкретные случаи несовпадения этического и эстетического являются результатом нарушения гармонии между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности.


Теперь рассмотрим некоторые аспекты проявления этического и эстетического в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Прежде всего, нравственно-эстетический характер определяется спецификой их службы. Во-первых, повседневные результаты деятельности здесь не всегда приобретают реально осязаемые формы и выражаются не сразу (за исключением особых случаев, например, раскрытия преступления по горячим следам или мастерски выполненный захват преступной группы), а опосредованно (работа следователя по раскрытию сложных преступлений, перевоспитание осужденных, профилактическая работа и т. п.). Во-вторых, служебная деятельность в органах внутренних дел по своему содержанию носит ярко выраженный характер целенаправленной защиты нравственных и эстетических ценностей общества и таким образом противопоставлена безнравственным и антигуманным проявлениям. Поэтому особое значение в работе этих органов приобретают четко сформулированные и устойчивые нравственные и эстетические идеалы. А. Ф. Кони писал: «Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках». В-третьих, служебная деятельность в органах внутренних дел требует от человека мобилизации всех его духовных, физических сил и способностей, связана с рядом ограничений и трудностей, а иногда и с реальным риском для жизни. Здесь нужна особая внутренняя собранность, воля и мужество, чтобы трудности не расслабляли, а окрыляли человека осознанием огромной значимости проводимой им работы.

Немаловажную роль здесь призваны сыграть культпросветучреждения системы МВД России. Именно когда приходят граждане посмотреть фильм о милиции, принять участие в тематическом вечере-портрете, послушать лекции и т. д. И это так же один из ключей к авторитету среди населения.

В организации работы служебных коллективов важное место за­нимают проблемы эстетики быта и предметной среды. Эстетика быта является составной частью культуры. Она охватывает широкий круг духовных и материальных явлений, в который входит красота поведения, общения, речи, эстетика одежды, обстановка жилища, сложный комплекс служебных отношений. Известная чеховская мысль о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — не просто крылатый афоризм. В ней тонко схвачена соразмерность между содержанием и формой. Органическое единство высоконравственного содержания с совершенной формой поведения и образует красоту поступка человека, служит его авторитету среди населения.