Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 713

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел




§ 1. Понятие о методах воспитания и их классификация



Методы воспитания являются важным инструментом в решении воспитательных задач. С их помощью непосредственно реализуются цели, задачи и содержание воспитания. Сложность воспитательной работы требует применения самых разнообразных методов педагогического воздействия на личный состав.

В самом общем значении понятие «метод» означает способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций какого-либо действия. Когда идет речь о раскрытии этого понятия в педагогическом плане, то под методами воспитания понимают совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий1.

Основу методов воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой и в практике воспитания применяются в единстве.

Средства воспитания — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитанников. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой, совокупность того, что используется руководителем для воспитательного воздействия на подчиненных (слово, факты, примеры, документы, плакаты, фотографии, видеоматериалы и т.д.).

Приемы воспитания — это частные (соответствующие конкретной педагогической ситуации) способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, демонстрация перспектив, сравнение и сопоставление результатов, создание поучительной обстановки и др.).

Каждому методу присуща система приемов, при этом отдельные приемы могут входить составной частью в разные методы, а в определенных ситуациях приобретать самостоятельное значение. Так, взыскание относится к методу принуждения, однако в определенных условиях оно может выступать и как убеждение на собственном опыте. В то же время в любом наказании при его правильном, грамотном применении присутствуют элементы убеждения.

Каждый метод может включать в себя целую группу приемов. Например: метод убеждения — объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, пример, иронию, шутку; метод упражнения — показ, инструктаж, требование, объяснение, личный пример; метод поощрения — одобрение, похвалу, доверие, показ перспектив; метод принуждения — осуждение, порицание, предупреждение, наказание и т.д.


Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означают владения комплексной методикой. Совокупность средств и приемов приобретает воспитательный смысл лишь тогда, когда они применяются в определенной системе, когда им придаются соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность.

В системе методов воспитания не следует рассматривать каждый конкретный метод как универсальный отдельно от других. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может решить всех задач воспитания. Всякая универсализация этих методов неизбежно ведет к шаблону в воспитательной работе. А. С. Макаренко писал: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас является и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим. Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная»1. Известный русский прогрессивный педагог Н. Ф. Бунаков так оценивал важность умелого использования средств педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей человека: «Это все равно, что уход садовника за растениями. Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т. п.»2.

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никогда какой-то метод не действует изолированно, формируя определенную черту личности

В педагогике на сегодняшний день существует множество классификаций методов воспитания. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку их система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, руководитель-воспитатель не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и модификаций.

Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.



Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию сотрудника и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание ситуации, организацию деятельности, в которые включается сотрудник органа внутренних дел, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с руководителем и коллегами.

По характеру воздействия на воспитанника методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и другие). В данном случае общий признак включает направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода. От этой классификации отличается система методов, предложенная Н. С. Кравчуном. В своей основе она состоит из вышеназванных и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика1. Вышеназванные авторы классифицируют методы воспитания однорядно, линейно. Иная классификация методов воспитания представлена в исследовании Н. И. Киряшова. Она включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающая к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально-ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы2. Основанием для такого деления избраны этапы комплексного решения воспитательных задач. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, которая трактует характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация И. Г. Щукиной на основе характеристики, включающей в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).


Воспитание — представляет собой сложный, многогранный, диалектически развивающийся процесс. Поэтому для классификации методов воспитания можно взять совокупность различных сторон этого процесса и, прежде всего, его основные функции, такие, как: формирующе-развивающую, мобилизующую, профилактическую, перевоспитания и побуждающую к самовоспитанию. Классификация методов воспитания по этому основанию позволит руководителю при реализации той или иной функции использовать всю совокупность методов воспитания. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, охватить все сферы деятельности должностных лиц в воспитательной работе и быстрее реагировать на все изменения в теории и практике воспитания.

§ 2. Правила и порядок выбора методов воспитания



Методы воспитания применяются в постоянно изменяющихся условиях конкретной педагогической ситуации, которая определяется общественными потребностями и объективными требованиями воспитательного процесса. Всесторонняя подготовка сотрудников органов внутренних дел, выработка у них высоких профессиональных, нравственных, психологических и других качеств требуют использования таких методов воздействия, которые бы отвечали характеру общественных отношений в обществе, отражали специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание. Большое значение в выборе необходимых методов воспитания имеет правильная оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач всей воспитательной работы, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств, которые можно представить следующей схемой (см. рис. 5).

Нет методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы.

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный.
Выбор метода — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Процесс логического перебора методов воспитания и определение оптимальных затруднен из-за многих причин. Среди основных причин можно выделить следующие:

а) нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны;

б) множественность условий применения методов;

в) единственный надежный критерий оптимизации — время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Итак, примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.


Рис. 5. Обстоятельства, влияющие на выбор метода воспитания.
Что же остается? Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.

Исходя из вышесказанного при выборе методов воспитания, в первую очередь, должно быть учтено следующее:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно, поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при их классификации.

3. Возрастные особенности сотрудников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста сотрудников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социаль­ный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Формировать, скажем, чувство ответственности нужно и в среднем, и в старшем возрасте, но методы воспитания должны меняться.

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления, методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления, как нам уже известно, необходимое условие успешного сотрудничества руководителя с подчиненными.