Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 497

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

правовых актов как федерального уровня, так и регионального и местного уровней.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у них высоких морально-нравственных потребностей исполнения норм профессиональной этики, гражданской активности, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охраны правопорядка в стране.

Высокий профессионализм и нравственная воспитанность личного состава является обязательным условием успешной реализации стоящих перед органами внутренних дел задач.

К сожалению, за последнее время заметного улучшения качественного состава кадров не произошло. Остается большой процент увольняемых из органов внутренних дел, причем значительное число сотрудников увольняется по собственному желанию. Низким остается удельный вес сотрудников, имеющих специальное и юридическое образование. В этих условиях формирование у сотрудников высокого профессионализма и моральной устойчивости становится одним из приоритетных направлений в работе с личным составом.

Профессионально-нравственное воспитание реализуется через пропаганду и распространение положительного опыта лучших сотрудников и подразделений1. Формы такой работы самые разнообразные: семинары-совещания, конференции, встречи с ветеранами, лучшими сотрудниками, изучение обзоров и рекомендаций. Для пропаганды результатов достигнутых передовиками службы и опыта их работы используют Доску почета или Книгу почета, выпускают буклеты, боевые листки, молнии, привлекают к этой работе местные печатные издания, радио и телевизионные каналы.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений сотрудников направлено на развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народностей.

В настоящее время основными задачами патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:

  • изучение истории Российского государства и народов, его населяющих;

  • воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине;

  • разъяснение необходимости решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле;

  • воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности;

  • пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников органов внутренних дел, образцового исполнения служебного долга;

  • изучение и пропаганда истории органов внутренних дел, своего коллектива, его служебного пути и на этой основе воспитание у сотрудников верности традициям органов внутренних дел, стремления преумножить их.


Эстетическое воспитание направлено на формирование и развитие у сотрудников разностороннего духовного мира в эмоционально-чувственной сфере.

Глава 2. Правовое регулирование, организационное
и психологическое обеспечение воспитательной работы




§ 1. Правовые основы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел



В условиях формирования институтов гражданского общества, правового демократического государства, современной правовой системы, реализации курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан одним из важнейших приоритетов деятельности МВД России является создание высокопрофессионального кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед органами внутренних дел обществом и государством.

За прошедший период, в рамках проведения административной реформы и реорганизации государственной службы Российской Федерации, в МВД России реализован комплекс мер по совершенствованию работы с персоналом.

Правовые основания деятельности воспитательных подразделений органов внутренних дел предусмотрены Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов, подзаконных актов и ведомственных нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, осуществляя свои функции, сотрудники подразделений по работе с личным составом руководствуются общеправовым принципом законности, получившим нормативное закрепление в Конституции Российской Федерации: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».1

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в органах внутренних дел не сразу приобрело существующую сегодня систему. Оно формировалось на основе положений Конституции Российской Федерации, исходя из требований Закона Российской Федерации «О милиции» о том, что «на службу в милицию имеют право поступать граждане …, способные по своим личным и деловым качествам исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности»2, Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации,3 в которой по вопросу совершенствования работы с кадрами отмечалось: «в ближайшей перспективе предстоит … повысить эффективность системы служебной, боевой, физической и морально-психологической подготовки личного состава. … Для упрочения духовно-нравственных основ службы, воспитания у личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм предстоит создать качественно новую систему образовательно-воспитательной системы».


Заметим, что руководство МВД России состоянию работы с кадрами всегда уделяло особое внимание1.

Новая система воспитательной работы строилась не на пустом месте. К этому времени уже действовал приказ МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501, объявивший решение коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1 «О состоянии и мерах совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел». Был разработан и утвержден Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации2. Активно использовался профессиональный опыт, в том числе и в воспитательной работе, бывших сотрудников правоохранительных органов, уволенных на пенсию3. В органах и подразделениях внутренних дел эффективно работал институт наставничества, в рамках которого наставники, наряду с вопросами оперативно-служебной деятельности, оказывали и воспитательное воздействие на своих подопечных4.

Существенное значение в создании качественно новой системы воспитательной работы сыграла изданная в 1996 году Директива МВД России от 19 июня 1996 г. № 15. явившаяся, по сути, концепцией развития воспитательной работы в органах внутренних дел. Вопросы мобилизации личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины в их деятельности были рассмотрены на коллегии МВД России 23 июля 1996 г.1 Дальнейшее развитие они получили в приказе МВД России от 7 января 1998 г. № 170 дсп2.

В целях реализации Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации 25 сентября 2000 г. был издан приказ МВД России № 995 «О мерах по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации». В нем воспитательная работа рассматривалась как важнейшая составная часть государственной кадровой политики. И, в частности, отмечалось, что главной целью воспитательной работы является «формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника»
3. Обеспечение реализации этих требований находилось в сфере воспитательной работы как важнейшей составной части повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

В то же время, следует отметить, что сложившаяся к этому времени система воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел все более заметно стала приобретать оттенки формального подхода в работе с личным составом, так как прежние формы и методы воспитательной работы не соответствовали современному этапу развития Министерства внутренних дел и механически переносились в новые условия жизни и деятельности. Более того, своим несоответствием новым реалиям она у одних руководителей вызывала лишь раздражение, другие полностью самоустранились от воспитательной работы, утратили чувство личной ответственности за ее состояние, организацию и эффективность применения, смирились с позорящими милицию нарушениями сотрудниками служебной дисциплины и законности. Поэтому в 1 февраля 2007 года Министр внутренних дел Российской Федерации подписал приказ № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», а спустя шесть месяцев была утверждена Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007–2009 годы от 9 июля 2007 г. № 1/5446.

Указанная программа представляет собой комплекс мероприятий, который охватывает всю систему организации воспитательной работы в органах внутренних дел, от центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации до городского, районного, линейного органа внутренних дел. «Достаточно сказать, что предусматривается разработка 34 нормативных правовых актов, 30 различных подсистем воспитательной работы, подготовка и издание 27 наименований учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и многое другое»1.

В рамках реализации Программы создана новая нормативная правовая база воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. В их числе: Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации2, Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации3, Инструкция о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации