Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 781

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


2 Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. — М., 2003. − С. 81; Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. — М., 2003. − С. 183.

1 В перспективе необходимо разработать специальное наставление, регламентирующее организацию, осуществление и учет воспитательно-профилактической работы с личным составом органов внутренних дел.

1 Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Соч. в 7 т. − М., 1958. − Т. 5. − С. 410−411.

1 Дзержинская С. В годы великих боев. − М., 1965. − С. 306.

1 Ушинский К. Д. Собр.соч. − М.-Л., 1988. − С. 63.

1 Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139.

1 Утверждено приказом МВД России от 27 июля 2009 г. № 579.

1 Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М., 1996. — С.11.

2 Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М., 1996. — С.14.

1 Корпоративное государство // БСЭ. Т. 13. − С. 206.

2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1975. − С. 273.

3 Словарь иностранных слов. — М., 1986. − С. 255.

1 Клаузевиц К. О войне. — М., 1941. − Т. 1. − С. 171.

2 Клаузевиц К. Указ соч.

3 Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. — СПб., 1997. − С. 21.

4 Там же. − С. 22.

1 Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. — М., 1986. − С. 44−46.

1 См. Симагин Ю. А. Стиль руководства и эффективность деятельности научных групп // Социологические исследования. − 1996. − № 3. − С. 129.

2 Новая система управления экономикой: Учебное пособие. — М, 1988. − С .238.

1 Предлагаемая типология, составленная на эмпирическом уровне содержится в кн.: Кудряшова Л. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. — Кишинев: Штиница, 1983.

1 Цит. по кн: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М..: Дело, 1992. − С. 509.

2 Там же.

1 См.: Сухомлинский В. А. Рождение гражданина: Избр. пед. соч. в 3 т. / Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. − С. 296.

1 См.: Макаренко А. С. Книга для родителей: Пед. соч.: в 8 т. / Т. 5. — М.: Педагогика, 1958. − С. l4.

2 Вопросы информационного обеспечения управленческой деятельности в современных условиях обсуждались в ходе международного семинара «Менеджмент информации — 90», состоявшегося в апреле 1990 г. в Будапеште.


1 Рыков С. Л. Социально-педагогические основы повышения эффективности использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих полка: Дис. … канд. пед. наук. — М., 1994. − С. 133.

1 Под информационным массивом подразумевается совокупность источников, определяющих содержание и направленность циркулирующих в ОВД информационных потоков.

1 См. более подр.: Козориз Н. Л. Информационные технологий и их реализация в военно-технической политике России: Дисс. ... канд. философ. наук. — М.: ГА ВС, 1993. − С. 112−115.

2 См.: Богданцев В. Ф. Политическое информирование личного состава кораблей ВМФ на боевой службе с помощью технических средств: Дис. ...канд. истор. наук. — М.: ВПА, 1977. − С. 129−132.

1 См.: Приказ МВД России от 20 марта 1996 г. № 145 «О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».

1 См.: Семик А. А. Психологическая характеристика имиджа сотрудников органов внутренних дел. — Рязань, 1997. − С. 3.

2 См.: Общественное мнение о милиции. 1995−2004 гг.: Пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2004. − С. 27−28.

1 См.: Практика изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел: Аналитический обзор. — М., 2006. − С. 11.

1 См.: Практика изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел: Аналитический обзор. — М., 2006. — С. 3.

1 Лексика (от греч.lexikos — относящийся к слову) — совокупность слов языка. Этим термином обозначают также определенные пласты словарного состава языка (напр. книжная лексика; эмоциональная лексика).

2 Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. — М., 1987. − С. 70.

3 Диби Т. А. Расизм и язык. — М., 1989. − С. 17.

1 Орфоэпия (от греч. orthos — правильный и epos — речь) — совокупность норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления.

2 Грамматика — строй языка, система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических конструкций.

1 Щетинин М. Н. Объять необъятное. — М., 1986. − С. 142.

2 Атватер И. Я вас слушаю... — М., 1988. − С. 5.

1 Стилистика — раздел языкознания, в котором исследуются способы использования языковых единиц, а также система стилей в рамках литературного языка.

2 Синтаксис — раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения.


1 Соколова В. Культура речи и культура общения. — М., 1995. − С. 11.

2 Маккей Х. Дорога к вершине. — М., 2003. − С. 105.

1 Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти т.т. — М., 1981. − С. 226.

2 Тютчев Ф. Соч. в 2-х тт. − Т. 1. − С. 63.

1 Оперативный вестник. — М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1925. − С. 26.

1 Комсомольская правда. − 1988. − 28 сентября.

1 ГАКО. ф. 234, оп. 2, д. 2, д. 61-61 об.

2 Распоряжение МВД России от 23 августа 2005 г. № 1/5758.

1 Алексий II. Вера без дел мертва // Известия. − 1990. − 17 июня.

1 Крупская Н. К. Педагогические сочинения. − М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. − Т. 9. − С. 44.

1 Нургалиев Р. Г. Назрела необходимость глубоких перемен // Профессионал. — 2007. − № 6. − С. 7.

1 Физическая подготовленность — есть результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности либо способствующих ее освоению.

1 Лаптев А. П., Полиевский С. А. Гигиена. — М.: ФКиС, 1990.

1 Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: Учеб. пособие. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 83.

1 Гасанов 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. — 1999. — № 6. — С. 52.

1 См.: Гасанов 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. — 1999. — № 6. — С. 55.

2 См.: Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2001.

1 См.: Давыдов И. А: Развитие национальных языков и культуры межнациональных отношений // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 34.

1 Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с членами академии образования 29 декабря 1994 г. — М., 1995. — С. 7–8.

1 Утверждена Указом Президента РФ 15 июня 1996 г.

1 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 15.06.1996 г.

1 Садыков М. Б. «Теоретико-методологические аспекты связи национальных отношений и межнационального общения» / В сб. Национальная культура и общение. — М., 2001. — С. 65.

1 Элементы боевого настроя.

2 В условиях вооруженного конфликта, захвата заложников и т. п.

2 Морально-психологическое состояние — это характеристика реального состояния сотрудников органов внутренних дел, сформированная под воздействием политических, экономических, социальных, психологических и других факторов, проявляющегося в их побудительных мотивах, высказываниях, повседневной активности и готовности к выполнению служебных задач.

Необходимый уровень морально-психологического состояния личного состава достигается посредством формирования, поддержания, восстановления морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения служебных задач.


1 См.: Даль В. Толковый словарь. — Т .4. — С. 404.

2 Словарь русского языка. В 4 т. — М.: Русский язык, 1998. — Т. 4. — С. 364.

3 Сластенин В. А., Исаев И. В., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. — М., 1997. — С. 330–332.

1 Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М., 1997. — С. 56–57.

2 Селевко Г. В. Современные образовательные технологии. — М., 1998. —
С. 15–16.

1 Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. — М., 1998.

1 См. Маленкова Л. И. Человековедение. Книга для школьного педагога. — М., 2000; Я — человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. — М., 1996.

2 Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М., 1999.

3 Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н. Е. Щурковой, В. Ю. Питюковым, Л. Д. Рогозиной, А. П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. — М., 1997; Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

1 См. подробнее: Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. — М.,1994.; Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — М., 1994 и др.

2 См.: Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. — 1992.; Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. — М., 1996 и др.

1 См.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону, 1998. — С. 259–261.

1 См. подробнее: Давыдов В. П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: Дис. … докт. пед. наук. — М., 1977. — С. 96–97.

1 Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 5.

1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С. 141.

1 Макаренко А. С. Сочинения. — М., 1958. — Т. 5. — С. 117.

2 Бунаков Н. Ф. Школьное дело. — СПб., 1886. — С. 214.

1 Кравчун Н. С. Методы воспитания. Основы военной психологии и педагогики. — М.: Воениздат, 1981. — С. 328.

2 Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. — М., 1981. — С. 32–35.

1 Макаренко А. С. Соч. — Т. 5. — С. 373.


2 Ушинский К. Д. Собр.соч. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. 6. — С. 294.

1 См.: Титова Е. В. Если знать как действовать. — М., 1993. — С. 93.

1 Введены распоряжением МВД России от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».

1 В приказе МВД России от 1.02.2007 г. № 120 (абзац 2 пункт 3) отмечается, что главными критериями эффективности воспитательной работы считать достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделении.

1 Коллектив — группа высшего уровня педагогического и социально-психологического развития, в котором люди объединены единой общественно значимой деятельностью, сплочены стремлением к достижению ее общей цели, находя при этом возможности удовлетворения своих интересов, проявлений своей индивидуальности, профессионального и личностного потенциала, его повышения, в которой взаимоотношения с другими людьми строятся на основе коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, взаимопомощи и поддержки, положительно влияют на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга. (См.: Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 139–140).

1 Групповая сплоченность — это один из феноменов групповой динамики, характеризующийся степенью приверженности группе ее членов. В качестве показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: а) высокий уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях; б) степень практической полезности группы для ее членов, т. е. чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тех для кого субъективная ценность, приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем больше сила группового притяжения, выше ее сплоченность.

2 Ценностно-ориентационное единство — это один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям совместной деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Высокая степень ценностно-ориентационного единства выступает стимулятор интенсификации внутригруппового общения и повышения эффективности совместной деятельности. Ценностно-ориентационное единство в коллективе, т.е. в группе высокого уровня развития — важный фактор сближения подходов членов коллектива к решению задач совместной деятельности, ориентирующейся на высоко нравственные социальные ценности.