Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 780
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
§ 1. Понятие технологий воспитания и их основные идеи
Анализируя воспитание как социально-педагогическое явление, как специфический вид человеческой деятельности, нельзя не отметить следующий его признак: нередко интуитивные поиски, будучи подкрепленными наукой, постепенно выходят на технологический уровень, чтобы затем все повторить сначала, но уже с позиций высокой педагогической культуры, педагогического искусства и мастерства воспитания.
В современном обществе термин «технология» проник буквально во все сферы человеческого созидания и отрасли научного знания. Вполне закономерно, что и педагогика высшей школы не остается в стороне.
Обилие технологических подходов и позиций в педагогической науке и практике вызывает необходимость обращения к некоторым исходным сущностным характеристикам технологии.
Владимир Даль в «Толковом словаре» определяет технологию как «науку техники», а технику — как «искусство, знания, умения, приемы работы и приложение их к делу1. В современном русском языке подтехнологиейпонимается «совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала»2.
Следует заметить, что термин «педагогическая технология» чаще используется в области обучения, чем в теории и практике воспитания. Ряд исследователей определяют ее как «последовательно взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса»3.
В современной практике воспитания происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их развести.
Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя.
На практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «техне» — искусство, мастерство, ремесло и «логос» — наука.
В производственном процессе технология — это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Все современные производства основываются на технологиях. Технология — концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений.
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.
До последнего времени «интеллектуальные производства», в числе, которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производственной технологии в образовательное учреждение.
Под педагогической технологией(куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства», представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на обучаемого (воспитуемого) в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...».
Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога»1.
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология»2.Видимо, это относится и к воспитательным технологиям.
Общепедагогическая технология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса.
Частнометодическая (предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т. е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, подразделения, педагога, авторской школы.
Локальная (модульная) педагогическая технология — как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:
-
переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности; -
гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении работой с кадрами, в отношениях руководителей и сотрудников воспитательных аппаратов, педагогического коллектива и сотрудников, в отношениях сотрудников между собой; -
возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т. д.; -
возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности руководителей, членов педагогических коллективов, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания подчиненных; -
коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности педагогических коллективов.
Назовем в качестве примеровнекоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике.1
1. Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).
-
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания — самовоспитание. -
Система воспитания В. А. Сухомлинского. -
Модель трудового воспитания А. А. Католикова по системе коммуны А. С. Макаренко. Некоторые концептуальные идеи: труд — основа формирования личности; интерес и внимание к каждому человеку; у него должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом и др. -
Воспитательная система В. А. Караковского. -
Авторская модель «Русская школа» (И. Ф. Гончаров, Л. Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового человека — высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение воспитуемых в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера.
2. Частнометодические воспитательные технологии:
-
Выявление и развитие творческих способностей человека в разнообразной внепрофессиональной деятельности в процессе выполнения творческих заданий (И. П. Волков). -
Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (И. П. Иванова). -
Технология личностно-ориентированной коллективно творческой деятельности (С. Д. Поляков). -
Технология педагогической поддержки (О. С. Газмана). -
Система нравственного воспитания (А. И. Шемшурина). -
Авторский курс самопознания и самовоспитания (Л. И. Маленкова)1. -
Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения (Г. К. Селевко)2.
3. Локальные (модульные) воспитательные технологии3. В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения сотрудников способами деятельности, создания и разрешения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.
Разрабатываются даже специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.
С учетом перечисленных позиций и ряда других точек зрения представляется возможным определить технологию воспитания как научно обоснованную последовательность применения воспитательных средств и методов в соответствии с целями, задачами и принципами воспитания сотрудников, которая творчески конструируется и реализуется педагогическим коллективом органов внутренних дел через призму педагогической культуры его членов, их личностных и профессиональных способностей и особенностей. Иными словами, правомерно вести речь об определенной алгоритмизации процесса воспитания в той его части, где на основе психолого-педагогической диагностики воспитательной ситуации происходят конструирование адекватной комбинации педагогического инструментария и его последовательная реализация.
Данное определение позволяет выделить некоторые наиболее существенные признаки технологии воспитания:
-
наличие определенной последовательности воспитательных действий, выстроенной в соответствии с целевыми установками и ориентированной на конкретный результат; -
выделение в этой «цепочке» оптимальных методических «мозаик», комбинаций воспитательных приемов и средств; -
особая роль педагогического общения в реализации технологии воспитания; -
функционирование процедуры педагогического мониторинга эффективности воспитательных воздействий на различных этапах технологической цепочки; -
особая роль в реализации технологии педагогического мастерства воспитателя, которое, с одной стороны, является необходимым условием перехода с методического уровня воспитания на технологический, а с другой стороны, служит критерием высокого уровня овладения технологией воспитания, и другие признаки.
Проведенный ранее анализ целостного педагогического процесса в органах внутренних дел позволяет выделить две основные сферы применения технологий воспитания: теоретическую и практическую подготовку сотрудников во время занятий по служебной подготовке и их профессиональную деятельность.
Прежде чем перейти к характеристике специфических технологий воспитания в каждой из названных сфер, важно остановиться на их общем технологическом признаке. Под ним понимается технология педагогического общения в процессе решения воспитательных задач.
Анализ практики свидетельствует, что решению задач воспитания препятствует ряд трудностей, которые испытывает руководитель, член педагогического коллектива органов внутренних дел в своих коммуникативных действиях. Они вызываются неумением наладить контакт с аудиторией, отсутствием навыков управления общением сотрудников в ходе различных видов учебных занятий и практической деятельности. Существуют трудности в речевом и невербальном общении, в передаче личностного, эмоционального отношения к учебному материалу или сложившейся воспитательной ситуации, затруднения в управлении собственными психическими состояниями в общении. Эти и некоторые другие трудности свидетельствуют о проблемах членов педагогического коллектива в области общения, являющегося и средством решения учебных и практических задач, и способом организации педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых, и необходимым условием социально-педагогического обеспечения и успешности учебно-воспитательного процесса в органах внутренних дел.