Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 715

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом




§ 1. Цели и задачи воспитательной работы с личным составом



Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах. Это, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом, выделения приоритетов в системе воспитания, совершенствования организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов и обеспечения их оптимального финансирования.

В приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 отмечается, что «многие руководители органов внутренних дел утратили чувство личной ответственности за состояние, организацию и эффективность воспитательной работы с подчиненными, смирились с позорящими милицию нарушениями сотрудниками служебной дисциплины и законности»1. Указанные обстоятельства послужили толчком к тому, чтобы воссоздать систему воспитания, разумеется, с учетом нынешних реалий времени.

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель всякой деятельности — это будущее, ожидаемое состояние объекта воздействия, т.е. объекта, на изменение и совершенствование которого направлена деятельность. Целью воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и развитие личностных качеств сотрудника как гражданина, профессионала, высоконравственной личности, обладающей качествами, обусловленными потребностями и особенностями оперативно-служебной обстановки.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством решения следующих задач:

  • формирования государственно-правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

  • мобилизации личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепления законности и служебной дисциплины;

  • обеспечения дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь профессионального становления и формирования личности молодых сотрудников органов внутренних дел;

  • воспитания уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

  • формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

  • воспитания у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

  • использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

  • психологического обеспечения работы с кадрами, повышения психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

  • формирования и поддержки позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышения авторитета и престижности профессии стража правопорядка.


Задачи и содержание воспитательной работы в каждом конкретном подразделении, органе определяются, конкретизируются руководителями, кадровыми и воспитательными аппаратами в зависимости от конкретной обстановки.

§ 2. Субъект и объект воспитания в системе воспитательной работы
с личным составом



На сотрудников органов внутренних дел могут оказывать воспитательное воздействие различные социальные институты. В этой связи субъектов воспитательного воздействия целесообразно разделить на две большие группы:

1. Субъекты «внешнего» воздействия:

  • общество в целом;

  • органы государственной власти;

  • органы местного самоуправления;

  • государственные и негосударственные учреждения и организации;

  • средства массовой информации;

  • общественные и религиозные объединения;

  • семьи и близкие родственники сотрудников.

2. Субъекты «внутреннего» воздействия.

Среди них выделяют:

а) организаторы воспитательной работы: начальники органов внутренних дел, их заместители по работе с личным составом, руководители подразделений по организации воспитательной работы;

б) воспитатели: непосредственные начальники подчиненных;

в) помощники: служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел, наставники, члены общественного актива, общественные формирования сотрудников органов внутренних дел.

Объектом воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем, если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

§ 3. Содержание воспитательной работы с личным составом



Содержание воспитания отражает его цели и задачи и направлено на их достижение. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть сотрудники органов внутренних дел в соответствии с поставленными целями и задачами.



В современных условиях, когда государство обращается к ценностям российской духовности, чувству национального достоинства, патриотизму, как никогда возникает необходимость проведения активной воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел. Именно она поможет решить один из важнейших вопросов, стоящих перед правоохранительными органами сегодня: сформировать позитивный образ сотрудника органов внутренних дел, правильно понимающего суть преобразований общества, его ценностей и готовности твердо стоять на защите государственных интересов.

В связи с разнообразием современных отечественных концепций, разными подходами к определению целей и задач воспитания сложились разные подходы и к рассмотрению содержания воспитания.

Исходя из того, что результатом воспитательной работы в органах внутренних дел является социальное развитие сотрудника органов внутренних дел, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, можно условно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат воспитания личного состава.

Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. При решении этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у сотрудника гуманистических взглядов и убеждений.

Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.

Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения сотрудников. В соответствии с этими задачами определяется содержание воспитательных мероприятий.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально-психологического состояния личного состава.

Под воспитательной работой в органах внутренних дел
понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность, как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом1.

Основными принципами воспитания личного состава органов внутренних дел являются:

  • государственно-профессиональная направленность воспитания в процессе служебной деятельности;

  • научность, основанная на передовых достижениях гуманитарного знания;

  • комплексный подход к воспитанию сотрудников с опорой на достижения практической психологии, новейших психотехнологий;

  • требовательное и уважительное отношение к сотруднику при опоре на положительные качества личности;

  • индивидуальный подход к воспитанию сотрудников с учетом личностных, мотивационно-волевых качеств;

  • единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания.

Воспитательной работе присущи следующие закономерности:

  • соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания типу государства, характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

  • выбор средств, форм и методов воспитания адекватных целям и задачам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Принципиальный и объективный анализ всего положительного опыта истории советской милиции, а также изучение позитивных сторон опыта воспитательной работы с кадрами полиции за рубежом, показывает, что наличие системы профессионального воспитания и аппаратов, решающих задачи воспитательной работы в правоохранительных органах — явление всеобщее, давно признанное в международном масштабе, оправданное многолетней практикой и опытом.

Например, в США на основе научных рекомендаций центра по изучению специальной педагогики в ФБР эту работу ведут не только управленческие кадры, Академия ФБР, специализированные курсы, учебные центры, но и отдел профессиональной подготовки (вопросы обучения и воспитания), административный отдел (вопросы работы с персоналом, организация отдыха,
специального страхования, работы с ветеранами). В работе с кадрами ФБР и других полицейских ведомств давно преодолена недооценка таких категорий, как моральное состояние подчиненного, его внутреннее отношение к рекомендуемому способу решения оперативной задачи.

Судя по программам и учебным планам подготовки и переподготовки руководящих кадров полиции США, ФРГ, Великобритании, Швеции, Канады и Японии, значительная роль в их обучении отводится практическим рекомендациям таких наук и учебных дисциплин как педагогика, психология, методика общения с людьми, теория политики, социология, история полиции. Широко применяются данные анализа социального развития государства, возможности профсоюзных организаций полицейских.

Понимание важности воспитания профессионала, формирования его духовных, нравственных качеств, преданности интересам общества, государства, профессиональному долгу — обусловило наличие системы воспитательной работы с кадрами правоохранительных органов практически во всех развитых странах мира.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются:

  • формирование государственно-правового мировоззрения;

  • правовое воспитание;

  • профессионально-нравственное воспитание;

  • патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональных отношений;

  • эстетическое воспитание.

Формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников — это создание системы общественных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе органов государственной власти и управления Российской Федерации, значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.

Важнейшее место в этом отводится морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел1 и системе государственно-правового информирования личного состава2.

Правовое воспитание представляет собой целеустремленное планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудника в целях формирования правовой образованности, ценностно-правовой ориентации, социально-активного правомерного поведения, привития навыков практического использования правовых знаний в повседневной деятельности и жизни. Особенно значима и необходима эта работа в период вступления в юридическую силу новых нормативных