Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 791

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


2 Лукъянцев С. М. Организация процесса воспитания личного состава части: Автореф. дис. канд. пед. наук. − М.: Военный университет, 2004. − С. 12.

1 Драгомиров М. И. Избранные труды. − М., 1956. − С. 501.

1 Обзор опыта работы немецкой полиции по итогам командирования сотрудников образовательных учреждений МВД России в ФРГ в 2006–2007 гг.: Учебно-методическое пособие. − М.: ЦОКР МВД России, 2007. − С. 12–13.

1 Организация воспитательной работы и предупреждения правонарушений в полиции зарубежных стран. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. № 9. − М.: ГИЦ МВД России, 2000. − С. 9–12.

1 Щеглов А. Персонал полиции за рубежом: кадровая и воспитательная работа // Профессионал. − 2002. − № 4. − С. 7–10.

2 Зыбин С. Ф., Стремоухов А. В. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. − СПб., 1994. − С. 45.

1 Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 октября 2005 г. № 840.

2 3ыбин С. Ф. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел. — СПб., 1996. − С. 81−82; Шамаров В. М., Лойт Х. Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000. − С. 92; Лойт Х. Х., Шамаров В. М. Основы воспитательной работы в органах внутренних дел. — М., 1998. − С. 87.

1 Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Письмо МВД России от 5 января 2009 г. № 1/9.

1 Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Письмо МВД России от 5 января 2009 г. № 1/9.

1 Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003. — С. 484–485.

1 Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770.

1 Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М., 2000.

1 См.: Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — С. 47.

1 См.: Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422.


2 Ильин И. А. О возрождении России: Собр. соч. / Т. 2, кн. 2. — М.: Изд-во «Русская книга», 1993. С. 63.

1 См.: План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 19.12.2005 г. № 1/8895.

1 У А. М. Столяренко — «правовоспитанности (правосознания и правовой культуры)». См. Столяренко А. М. Общая педагогика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. − С. 254.

1 См. приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации».

2 См., например, распоряжение Правительства Москвы от 25.12.2001 г. № 548-РП «Об утверждении Программы борьбы преступностью в г. Москве на 2002 год».

3 О ведомственном учете нарушений законности: Приказ МВД России
от 21.12.2006 г. № 1052 дсп.

1 Введены распоряжением МВД России от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».

2 См. приложение № 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2,
ст. 70. (В ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 17.07.1999 № 177-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ с изм., внес. Федеральным законом от 12.03.2002 № 27-ФЗ), от 30.06.2002
№ 78-ФЗ
, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ(с изм., внес. Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ), от 1.04.2005 № 27-ФЗ, от 2.03.2007 № 24-ФЗ, от 1.12.2007 № 311-ФЗ).

1 См. пункты 84, 85 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Утверждено приказом МВД РФ от 28.10.2006 г. № 860.

2 См. там же пункт 81.

3 См. там же абзац 3 пункта 88.

4 См. требования приказа МВД РФ от 28.10.2006 г. № 860.

5 См. п. 1.9 распоряжения МВД РФ от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».

1 Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. (Ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации / Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».


2 См. приказ МВД России 24 декабря 2008 г. № 1139.

1 Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. — М.: Норма, 2006. − С. 97. (За незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами в 2007 г. привлечено к ответственности 96 сотрудников органов внутренних дел, в 2006 г. — 85, в 2005 г. — 62).

2 Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М., Российская криминологическая ассоциация, 2003. − С. 251.

3 Социологические исследования свидетельствуют, что органы внутренних дел относятся к наиболее пораженным коррупцией ведомствам из числа силовых министерств. Каждый 4-5 государственный служащий, привлеченный к уголовной ответственности за взяточничество, является сотрудником милиции (Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Под ред. С. С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2008. − С. 191).

1 Часть сотрудников совершили несколько деяний (совокупность преступлений), в результате чего общая статистическая сумма лиц, подвергнутых уголовному преследованию, меньше, чем математическая сумма сотрудников, привлеченных к ответственности за отдельные составы преступлений.

2 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006: Сборник аналитических и информационных материалов. — М.: ЦОКР МВД России, 2007. − С. 76−78.

3 Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. − С. 250.

1 Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел / Под ред. А. А. Прошина. — М.: Академия управления МВД России, 2000. − С.58.

1 Государственная служба / Под ред. А. В. Оболонского. — М.: Дело, 1999. − С. 136; Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М.: Юристъ, 2002. − С. 130.

1 Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. − С. 351.

2 Гилинский Я. И. Девиантология. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. − С. 448.

1 Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел / Под ред. В. В. Лазарева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат. — М., 1993. − С. 5.

2 Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. — М.: ОМЕГА-Л, 2005. − С. 309.

3 Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. — М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2004. − С. 155.


4 Берекашвилли Л. Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. — М., 2001. − С. 127.

1 Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. — М.: «Мир», 2006. − С. 345−346.

1 О каждом инциденте правового характера, происшедшем с ним, либо свидетелем которого он стал, или попытках несанкционированного получения другими лицами служебной информации сотрудник обязан сообщить непосредственному начальнику, либо в подразделение кадров, инспекцию по личному составу или службу собственной безопасности. Нормативное закрепление обязанности подобных уведомлений должно также обеспечить, по мнению экспертов ООН, авторов Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, защиту государственных служащих от обвинений в нелояльности, а также нарушении дружбы, карьеризме или неправильной оценке.

2 Удачно эта функция руководителя была закреплена в действовавшем ранее в МВД России Положении о Главном управлении по организованной преступности и его подразделениях (1993 г.), где ставилась задача воспитывать сотрудников в духе преданности Отечеству и служебному долгу, принципиально реагировать на любые отклонения от норм, регулирующих оперативно-служебную деятельность. На руководителя возлагалась обязанность по обеспечению чистоты рядов вверенного ему подразделения и предотвращению фактов предательства служебных интересов. Было бы целесообразно нормативно определить аналогичные задачи и в отношении руководителей других подразделений органов внутренних дел.

1
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции. — СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001. − С. 175.

1 Утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национальный план противодействия коррупции предусматривает возложение на государственных служащих, образующих единую систему, дополнительных запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции (Российская газета. 2008. 5 августа).

1 Утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.

2 Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. — М., 1999. − С. 289.

3 Подобные правила устанавливаются «Законом об этике в правительстве» (США, 1978 г.). Этический кодекс американского полицейского, соблюдать который вновь принятый сотрудник обязуется под присягой, требует от него незапятнанной личной жизнью быть примером для всех, постоянно помнить о благополучии других, быть честным в мыслях и в делах, как в личной жизни, так и на службе. Он не должен допускать, чтобы на принимаемые им решения влияли личные ощущения, предубеждения, враждебные или дружеские чувства. Обязан претворять в жизнь закон без страха и пристрастия, без злобы и злой воли. Проект этического кодекса бельгийской полиции требует, чтобы контакты офицеров с властями, учреждениями и гражданами были отмечены достоинством и сердечностью. Офицеры должны воздерживаться от любых действий, которые могут повредить презумпции об их беспристрастности.

1 Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. — М., 2003. − С. 30.

2 Основы противодействия коррупции (Системы общегосударственной этики поведения). — М., 1999. − С. 39−40.

1 Контроль за поведением, образом жизни сотрудника адекватный важности выполняемых им правоохранительных задач может осуществляться только на основе его добровольного волеизъявления, поскольку он затрагивает не только служебную деятельность, но и специально охраняемую ст. 24 Конституции РФ сферу частной (неофициальной) жизни человека. Следовало бы ввести правило, что при приеме на службу в ОВД или в индивидуальном контракте кандидат давал письменное согласие на осуществление служебного контроля за доходами и расходами его семьи, кругом общения, поведением на досуге и в быту. Аналогичное согласие необходимо получить и от всех взрослых членов семьи кандидата.