Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 779

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа
с личным составом




§ 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение
в работе с кадрами



В рассуждениях о профессионализме, понимая его как некую сумму знаний и навыков, необходимых для выполнения поставленных задач, из деятельностной сферы некоторых руководителей органов внутренних дел как-то незаметно, и казалось бы безболезненно для других, стали исчезать такие понятия, как воспитание профессиональной чести, гордости за избранную профессию и еще много-много другого, без чего не мыслим сотрудник органов правопорядка: человек высокой совести и морали, способный на самопожертвование ради торжества закона и справедливости.

Органы внутренних дел стоят на страже законов общества. Развитие рыночных отношений выдвинуло задачу коренного улучшения подбора, обучения и расстановки кадров руководителей и специалистов, поиска наиболее способных работников, глубоко осознающих происходящие перемены и способных возглавить коллективы, подразделения, участки работы, организовать эффективный труд в этих условиях.

В связи с этим необходимо кардинальным образом обновить всю работу по формированию современного руководителя, в том числе и в органах внутренних дел. Очевидно, что решение указанных задач теснейшим образом связано с дальнейшим улучшением индивидуальной воспитательной работы с людьми, их всесторонним изучением и подготовкой.

Служебный коллектив представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

В последнее время получила обоснование точка зрения, по которой предметом науки о воспитании должен стать человек, но не сам по себе, а во взаимообусловленности со всем комплексом процессов и явлений окружающей его действительности.

В этой связи, обратимся к рис. 6, где показано воздействие окружения на личность.

Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения — его микросреды. Именно микросреда оказывает существенное влияние на формирование личности в том или ином аспекте. В силу этого основное воспитательное воздействие на личность, наряду с другими,
должно осуществляться в этой среде.



Рис. 6. Воздействия на личность.
Воспитывающая среда — это совокупность окружающих обстоятельств, социальных установок, направленных на личность и способствующих его развитию.

Зададимся вопросом, всякое ли воздействие на личность является воспитательным? А если не всякое, то что подразумевается под воспитанием?

Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание — есть всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы не просто существовать, но и развиваться, общество должно не только производить материальные, но и воспроизводить духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, усваивая и используя опыт своих предшественников, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир.

Данный тезис проиллюстрирован на рис. 7.




Рис. 7. Формирование личности.
Таким образом, формирование личности — это процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, и в связи с этим, изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

Сущность индивидуальной воспитательной работы как раз и заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.



Под индивидуальной воспитательной работой в органах внутренних дел (ИВР) следует понимать систему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны начальника органа внутренних дел, руководителей структурных подразделений, сотрудников подразделений по организации работы с личным составом, представителей общественных объединений на конкретную личность (сотрудника).

Значение ИВР проявляется в том, что в ней заложены наиболее широкие возможности для воспитания у каждого сотрудника высоких нравственных и профессиональных качеств, она является наиболее эффективным средством формирования его личной убежденности.

Индивидуальная воспитательная работа занимает важное место в системе воспитательной работы и играет значительную роль в работе с кадрами органов внутренних дел, в силу следующих причин:

1. Непроработанностью ряда законодательных актов, регламентирующих служебную деятельность органов внутренних дел, неадекватной характеру труда и степени риска социальной защищенностью сотрудников, несовершенством пенсионного законодательства, лишением личного состава органов внутренних дел социальных гарантий, льгот и компенсаций, снижением уровня жизни и правовой защищенности сотрудников, что наряду с низким материальным обеспечением способствует тенденции роста суицидов среди сотрудников органов внутренних дел.

2. Снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, которое проявляется в росте нарушений дисциплины и законности.

3. Возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками, усилившимся воздействием на сотрудников со стороны противоправных элементов. Все это на фоне экономической нестабильности государства, высоким уровнем инфляции, обострением криминогенной обстановки, несовершенством законодательства (о чем уже упоминалось) привело к тому, что у части сотрудников появилась неуверенность в необходимости и полезности их труда, апатия и безразличие к результатам служебной деятельности.

В итоге уже который год продолжается отток из органов внутренних дел квалифицированных кадров, приводящий к размыванию профессионального ядра, и, как правило, в ведущих службах.

4. Утратой профессионализма и общей культуры сотрудников. О чем свидетельствует не уменьшающееся число жалоб и заявлений на их грубость и невнимательное отношение к гражданам. Сложившееся положение дел в этой области подтверждается также и анализом публикаций в СМИ, и результатами работы комиссий по работе с письмами и заявлениями граждан в органы внутренних дел на местах.


5. Падением в обществе рейтинга престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к работе органов внутренних дел.

6. Снижением эффективности информационного и психолого-педагогического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников.

Следует также отметить, что в настоящее время воспитательные аппараты на местах, в силу разных причин, пока еще не в состоянии обеспечить в полном объеме реализацию комплексных мероприятий по коренному улучшению работы с личным составом, несмотря на принимаемые министерством внутренних дел меры по совершенствованию их работы.

§ 2. Система индивидуальной воспитательной работы



Система ИВР — это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой, учитывающих личностные особенности каждого конкретного сотрудника, направленных на формирование сотрудника-профессионала и гражданина общества.

Цель и задачи ИВР. Целью индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и развитие у каждого конкретно взятого сотрудника необходимых для службы в органах внутренних дел профессиональных и нравственных качеств.

Посредством ИВР решаются следующие задачи:

  • сознательное отношение сотрудников к выполнению служебного долга;

  • повышение уровня дисциплины, организованности, соблюдение законности;

  • выработка иммунитета к отрицательным внешним воздействиям;

  • развитие патриотизма и интернационализма1.

Одними из важных слагаемых успешности проведения ИВР является знание руководителем (либо иным субъектом воспитательного воздействия) принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике.

Принципы воспитания2 — это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания.

Знание этих принципов позволяет воспитателю исходя из конкретных обстоятельств применять различные формы воспитательного воздействия, использовать те или иные методы воспитания, а также прогнозировать результаты педагогических воздействий, и, стало быть, — управлять процессом воспитания.


Принципы, на которые опирается воспитательный процесс представляют целостную систему3. К ним относятся:

С — связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;

О — опора на положительное в личности и коллективе;

Ц — целеустремленность воспитания;

В — воспитание в коллективе и через коллектив;

Е — единство воспитания и самовоспитания;

Т — требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;

И — индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

Е — единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру (см. приводимый ниже рисунок), основными элементами которой являются:

1) требования к личности сотрудника органов внутренних дел;

2) глубокое изучение воспитуемого сотрудника как личности;

3) анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям;

4) определение перспектив и составление программы воспитательной работы с данным конкретным сотрудником;

5) выбор и применение оптимальных средств, методов и форм воспитательного воздействия в зависимости от индивидуальных, личностных особенностей человека;

6) консолидация усилий всех категорий воспитателей и служебного коллектива на формирование личности, подключение других институтов воспитательного воздействия;

7) постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

11 Требования к личности сотрудника — это требования системы ОВД; подразделения (службы); должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

21 Изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться воспитателю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

31 Анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям