Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 779
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа
с личным составом
§ 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение
в работе с кадрами
В рассуждениях о профессионализме, понимая его как некую сумму знаний и навыков, необходимых для выполнения поставленных задач, из деятельностной сферы некоторых руководителей органов внутренних дел как-то незаметно, и казалось бы безболезненно для других, стали исчезать такие понятия, как воспитание профессиональной чести, гордости за избранную профессию и еще много-много другого, без чего не мыслим сотрудник органов правопорядка: человек высокой совести и морали, способный на самопожертвование ради торжества закона и справедливости.
Органы внутренних дел стоят на страже законов общества. Развитие рыночных отношений выдвинуло задачу коренного улучшения подбора, обучения и расстановки кадров руководителей и специалистов, поиска наиболее способных работников, глубоко осознающих происходящие перемены и способных возглавить коллективы, подразделения, участки работы, организовать эффективный труд в этих условиях.
В связи с этим необходимо кардинальным образом обновить всю работу по формированию современного руководителя, в том числе и в органах внутренних дел. Очевидно, что решение указанных задач теснейшим образом связано с дальнейшим улучшением индивидуальной воспитательной работы с людьми, их всесторонним изучением и подготовкой.
Служебный коллектив представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.
В последнее время получила обоснование точка зрения, по которой предметом науки о воспитании должен стать человек, но не сам по себе, а во взаимообусловленности со всем комплексом процессов и явлений окружающей его действительности.
В этой связи, обратимся к рис. 6, где показано воздействие окружения на личность.
Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения — его микросреды. Именно микросреда оказывает существенное влияние на формирование личности в том или ином аспекте. В силу этого основное воспитательное воздействие на личность, наряду с другими,
должно осуществляться в этой среде.
Рис. 6. Воздействия на личность.
Воспитывающая среда — это совокупность окружающих обстоятельств, социальных установок, направленных на личность и способствующих его развитию.
Зададимся вопросом, всякое ли воздействие на личность является воспитательным? А если не всякое, то что подразумевается под воспитанием?
Воспитание — это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание — есть всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы не просто существовать, но и развиваться, общество должно не только производить материальные, но и воспроизводить духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, усваивая и используя опыт своих предшественников, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры.
Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир.
Данный тезис проиллюстрирован на рис. 7.
Рис. 7. Формирование личности.
Таким образом, формирование личности — это процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, и в связи с этим, изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.
Сущность индивидуальной воспитательной работы как раз и заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.
Под индивидуальной воспитательной работой в органах внутренних дел (ИВР) следует понимать систему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны начальника органа внутренних дел, руководителей структурных подразделений, сотрудников подразделений по организации работы с личным составом, представителей общественных объединений на конкретную личность (сотрудника).
Значение ИВР проявляется в том, что в ней заложены наиболее широкие возможности для воспитания у каждого сотрудника высоких нравственных и профессиональных качеств, она является наиболее эффективным средством формирования его личной убежденности.
Индивидуальная воспитательная работа занимает важное место в системе воспитательной работы и играет значительную роль в работе с кадрами органов внутренних дел, в силу следующих причин:
1. Непроработанностью ряда законодательных актов, регламентирующих служебную деятельность органов внутренних дел, неадекватной характеру труда и степени риска социальной защищенностью сотрудников, несовершенством пенсионного законодательства, лишением личного состава органов внутренних дел социальных гарантий, льгот и компенсаций, снижением уровня жизни и правовой защищенности сотрудников, что наряду с низким материальным обеспечением способствует тенденции роста суицидов среди сотрудников органов внутренних дел.
2. Снижением уровня морально-психологического состояния личного состава, которое проявляется в росте нарушений дисциплины и законности.
3. Возросшими физическими, моральными и психологическими нагрузками, усилившимся воздействием на сотрудников со стороны противоправных элементов. Все это на фоне экономической нестабильности государства, высоким уровнем инфляции, обострением криминогенной обстановки, несовершенством законодательства (о чем уже упоминалось) привело к тому, что у части сотрудников появилась неуверенность в необходимости и полезности их труда, апатия и безразличие к результатам служебной деятельности.
В итоге уже который год продолжается отток из органов внутренних дел квалифицированных кадров, приводящий к размыванию профессионального ядра, и, как правило, в ведущих службах.
4. Утратой профессионализма и общей культуры сотрудников. О чем свидетельствует не уменьшающееся число жалоб и заявлений на их грубость и невнимательное отношение к гражданам. Сложившееся положение дел в этой области подтверждается также и анализом публикаций в СМИ, и результатами работы комиссий по работе с письмами и заявлениями граждан в органы внутренних дел на местах.
5. Падением в обществе рейтинга престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к работе органов внутренних дел.
6. Снижением эффективности информационного и психолого-педагогического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников.
Следует также отметить, что в настоящее время воспитательные аппараты на местах, в силу разных причин, пока еще не в состоянии обеспечить в полном объеме реализацию комплексных мероприятий по коренному улучшению работы с личным составом, несмотря на принимаемые министерством внутренних дел меры по совершенствованию их работы.
§ 2. Система индивидуальной воспитательной работы
Система ИВР — это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой, учитывающих личностные особенности каждого конкретного сотрудника, направленных на формирование сотрудника-профессионала и гражданина общества.
Цель и задачи ИВР. Целью индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел является формирование и развитие у каждого конкретно взятого сотрудника необходимых для службы в органах внутренних дел профессиональных и нравственных качеств.
Посредством ИВР решаются следующие задачи:
-
сознательное отношение сотрудников к выполнению служебного долга; -
повышение уровня дисциплины, организованности, соблюдение законности; -
выработка иммунитета к отрицательным внешним воздействиям; -
развитие патриотизма и интернационализма1.
Одними из важных слагаемых успешности проведения ИВР является знание руководителем (либо иным субъектом воспитательного воздействия) принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике.
Принципы воспитания2 — это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания.
Знание этих принципов позволяет воспитателю исходя из конкретных обстоятельств применять различные формы воспитательного воздействия, использовать те или иные методы воспитания, а также прогнозировать результаты педагогических воздействий, и, стало быть, — управлять процессом воспитания.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс представляют целостную систему3. К ним относятся:
С — связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;
О — опора на положительное в личности и коллективе;
Ц — целеустремленность воспитания;
В — воспитание в коллективе и через коллектив;
Е — единство воспитания и самовоспитания;
Т — требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;
И — индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
Е — единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания.
Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру (см. приводимый ниже рисунок), основными элементами которой являются:
1) требования к личности сотрудника органов внутренних дел;
2) глубокое изучение воспитуемого сотрудника как личности;
3) анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям;
4) определение перспектив и составление программы воспитательной работы с данным конкретным сотрудником;
5) выбор и применение оптимальных средств, методов и форм воспитательного воздействия в зависимости от индивидуальных, личностных особенностей человека;
6) консолидация усилий всех категорий воспитателей и служебного коллектива на формирование личности, подключение других институтов воспитательного воздействия;
7) постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы.
Рассмотрим эти элементы подробнее.
11 Требования к личности сотрудника — это требования системы ОВД; подразделения (службы); должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.
21 Изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться воспитателю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
31 Анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям