ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 440
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),
6. Современная модернистская протестантская теология находится под
1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).
Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной
XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного
IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,
XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,
1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они
1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на
1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в
XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом
XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии
1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором
Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он
17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на
VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления
1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)
1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической
1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он
Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой
1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и
XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии
1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался
1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта
1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические
1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал
In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам
Реализация политической свободы приводит историю, по Гегелю, к
последней стадии, к нашему миру, к нашим дням. Реализацию свободы как
универсального человеческого права Гегель считает явлением мирового
значения, которое начала французская революция. Поэтому революция для
него-несмотря на все предубеждения, с которыми он относится к революционному
террору,- является величайшим явлением истории. "Был это прекрасный восход
солнца".
И хотя Гегель без предубеждений принимал только принцип революции и ее
историческую необходимость, но ни в коем случае не ее историческую форму,
включая политическую революционную борьбу и все ее перипетии, все же можно
сказать, что в целом он переоценивал ее значение за счет экономического
развития общества. К пониманию значения экономики он ближе всего подходит в
"Основаниях философии права".
Основания философии права. Из работ Гегеля наибольшими противоречиями
отличаются "Основания философии права". Это то произведение, критика
которого стала этапом на пути Маркса к материалистическому пониманию
истории.
Основное противоречие содержится уже в жанре - "Основания философии
права" являются одним из основных философских трактатов Гегеля и вместе с
тем политическим памфлетом. Более того, Гегель в них - по причинам, которые
мы уже объясняли,- имитирует более позитивное отношение к прусскому
государству, чем это есть на самом деле., Это проявилось уже в атаке на
уволенного коллегу Гегеля И.-Ф. Фриза. Сразу же, на первых страницах работы,
Гегель обрушивается на воззрения, согласно которым истинный дух общества,
объединяющий граждан в одно целое, возникает исключительно снизу, не
нуждается в законах и распространяется исключительно по "святой цепи
дружбы". Эта критика, разумеется, находится в соответствии с его взглядами,
ибо Гегель был противником того, чтобы установки обосновывались "чувством",
"сердцем" или же "воодушевлением", как это делал Фриз. По Гегелю, задача
философии состоит в том, чтобы анализировать и подобные "беспочвенные"
способы мышления.
Вторым и более ясным яблоком раздора в спорах, вызванных книгой Гегеля,
был тезис о тождестве разумного и действительного. Как мы уже знаем, эта
формула не означает того, что все существующее является разумным потому, что
Гегель видит различие между существованием и действительностью. "Основания
философии права" Гегеля, однако, затрагивали более широкий круг
общественности, чем круг его интерпретаторов и учеников, и поэтому данное
утверждение. принималось прямолинейно как доказательство его оправдания
прусского государства.
Стремление Гегеля придать максимальную актуальность работе вместе с ее
оппортунистической тенденцией способствовало тому, что судьба этого
произведения была еще более противоречивой, чем других работ Гегеля. В 20-е
годы преобладала негативная реакция на это произведение с либеральных
позиций, с конца 20-х годов Гегель, наоборот, был обвинен придворными
прусскими философами (К. Э. Шубартом в 1829 г. и Ф. И. Шталем в 1830 г.) в
"антипрусской направленности" и "предательстве отечества", доказывалась
несовместимость его учения с основами прусского государства. Наиболее
объективной критике "Основания" были подвергнуты в работах А. Руге (1840 г.)
и К. Маркса (1843 г.). В первом случае доказывается, что Гегель в
противоречии со своими принципами показывает государство не как продукт
истории, не как продукт "воздействия всего ее содержания", но лишь априорно.
Во втором случае Маркс исходит из критики одностороннего возвышения
государства над отношениями и институтами "гражданского общества" и
некоторых полуфеодальных реликтов гегелевской концепции.
С конца 50-х годов - начиная с 1857 г., когда выходит книга Гайма
"Гегель и его время",-- преобладала однозначно отрицательная оценка
философии Гегеля как метафизической абсолютизации прусской монархии; это
направление интерпретации содержит, несмотря на свою неверность, важную идею
о том, что существует параллель между метафизическим идеализмом Гегеля и его
оправданием прусского государства. Рациональным ядром интерпретации Гайма
является идея о консервативности, статичности системы Гегеля. Она
документирована консервативными чертами его философии права.
Ф. Энгельс касается философии Гегеля в известной работе "Людвиг
Фейербах и конец, немецкой классической философии". Метафизическая
направленность философии Гегеля выливается, по Энгельсу, в оправдание
исторического прогресса вопреки консервативным претензиям его системы. В
современных условиях интерпретация Р. Гайма была возобновлена К. Поппером,
который определил Гегеля "первым официальным философом пруссачества" и
сторонником "теории закрытого общества". Гегель, по Попперу, оправдывает
подавление индивидуальных свобод, и его законным наследием является
фашистская теория государства.
Неправильное понимание отношения государства и "гражданского общества",
критика которого является одним из исходных пунктов собственного понимания
Марксом общества и истории, в силу больших искажений привело к тому, что
после первой мировой войны Гегель был понят как "философ немецкого
национального государства" (Г. Лассон). Лассон тем самым открыл путь
экстремально-консервативной интерпретации Гегеля (К. Ларенц,- 1931),
которая, однако, сменилась его отвержением со стороны нацистских идеологов.
В послевоенный период философией права Гегеля почти одинаково
интенсивно занимались и буржуазные и марксистские исследователи. Тезис о
взаимосвязи философии права Гегеля с идеологией прусского государства был
отвергнут с обеих сторон, в частности историческими доводами, т. е.
конкретным исследованием отношений гегелевских "Оснований" к прусскому
государству, которые кроме прочего представляют более сложный образ, который
нельзя просто идентифицировать с развитием после Карловарского соглашения. В
частности, положение после вступления на трон реакционного "романтического"
короля Фридриха-Вильгельма IV изменилось. Марксисты более адекватно
интерпретировали гегелевские "Основания" благодаря анализу явлений,
учитывающему фетишизм английской политической экономии и предшествующей
теории естественного права, т. е. изменения исторически возникших отношений
и свойств человека в ходе развития "естественной" собственности и
естественных предпосылок общественной жизни.
Философия права Гегеля начинается учением об "абстрактном праве", т. е.
об отношении индивида к другим индивидам, вытекающем из сути человека,
пришедшего к осознанию личной свободы. Мы уже знаем, что, по Гегелю, человек
может жить свободно, хотя он и не обрел еще способности собственных решении,
постановки собственных целей и ценностей, как это было в античной Греции.
Это, конечно, не свобода, которая принадлежит человеку как личности. О
"праве", однако, можно говорить лишь там, где индивид принимает решение по
своей воле, где он является "личностью" и субъектом права. По Гегелю, это
происходит в Римской империи.
Гегель исходит из идеи, что собственность является , чем-то гораздо
более важным, чем просто накоплением средств для удовлетворения
потребностей. "Иметь собственность является по отношению к потребности (если
потребность выступает как нечто первичное) средством". Действительное
значение собственности состоит в том, что она является "сущим личности",
"внешней сферой ее свободы". В этом основном определении видна тенденция к
изменению исторически возникшего качества человека в "естественное",
"натуральное", которое характерно для до-гегелевской "естественноправовой
теории" и для английской политической экономии. Человек как личность
естественным образом является собственником, и собственность есть проявление
его личной воли. Можно было бы сказать, что, по Гегелю, "римское состояние"
и "личность" являются продуктом истории. Вследствие же, однако,
теологического понимания истории личная воля является внутренне присущим
"естеством" человека, до которого человеку еще нужно созреть и которое он,
разумеется, в потенции изначально имеет. Поэтому существует определенная
аналогия между теорией естественного права и гегелевской концепцией
"абстрактного права", или же между Гегелем и "робинзонадами" английской
политической экономии.
Все дальнейшее изложение "естественного права", этого наиболее общего
основания общественной жизни Римской империи и современного общества,
развивается из идеи, что "в собственности воля проявляется как личная воля,
т. е. воля индивида становится объективной...". Вещи являются сами, без
"господина", собственность означает, что в вещь, на которую я претендую
"обладанием", я вкладываю свою личную волю. Обладание устанавливается путем
"формирования" - примерами обладания являются возделывание полей, приручение
скота, добывание природных веществ и т. д. Во всей этой концепции, с одной
стороны, говорится о неприкасаемости моей личной воли и о ее "признании", с
другой стороны, о фиктивном обосновании общественных отношений в отношении
человека к природе.
В отличие от английской политической экономии, которая от присвоения
предметов природы идет к обмену и разделению труда, Гегель главный упор
делает на правовой политический аспект обмена: если собственность является
выражением моей личной воли, обмен означает (Гегель говорит у же "договор")
"признание" другого как равного мне (обмен с моей стороны означает, что со
своей вещи я "снимаю" свою волю, чтобы сделать вещь предметом воли другого,
т. е. что признаю его равным себе; то же самое делает другой по отношению ко
мне).
По Гегелю, необходимо, чтобы личность имела собственность, потому что
для существования человека как личности и для того, чтобы он мог проявлять
свою личную волю, достаточно того, что он вообще имеет какую-либо
собственность. Поэтому Гегель отвергает идею общественного имущества, так же
как и идею Фихте о равенстве доходов.
С точки зрения Гегеля, все гражданское общество является обществом
собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют, и тем
самым предлагающих друг другу "признание". Предметом собственности и обмена
может стать все, что угодно, кроме того, что по сути неотчуждаемо.
Неотчуждаемыми являются лишь "моя собственная личность и общее бытие моего
самосознания... так же как... моя личная свобода воли, нравственность,
религия". Отдельные продукты моей телесной и духовной активности отчуждаемы,
так же как отчуждаемо и временно ограниченное использование моих "телесных и
душевных способностей". Посредством их продажи в процесс взаимного обмена и
признания вступает пролетарий. Экстериоризация его "времени, которое в труде
становится конкретным временем", была бы равна рабству, что противно
"понятию человека". Как видно, Гегель наблюдает отношения капиталиста и
пролетария прежде всего с точки зрения права - это единственный способ,
каким пролетарий (слово "пролетарий" начало употребляться только в 30-х
годах, Гегель его еще не употреблял), не имеющий никакой .внешней
собственности, может достичь признания.
После изложения "абстрактного права" Гегель переходит к разъяснению
моральных отношений как сферы, основанной на субъективном самоопределении
воли. Главным пунктом теории морального поведения Гегеля является идея о
том, что индивид может проявляться внешне в своих действиях, ибо это есть
способ его существования для других. Каждое действие ведет к бесконечным
следствиям, ибо из принципа личной ответственности вытекает, что индивид
отвечает за свое действие лишь постольку, поскольку оно было им задумано и
поскольку его следствия могут быть предвиденными. И лишь поэтому за действие