Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

объективное существование субъекта) - так во "Введении к Энциклопедии"

представлена основная исходная точка принципа познания Д'Аламбера.

Своей жизнью и деятельностью Д'Аламбер тесно связан (так же как

Вольтер) с высшими кругами "третьего сословия". Однако по сравнению с

Вольтером он находился под их определенной опекой и •влиянием. Это явилось в

конце концов одной из причин его философской непоследовательности и

ограниченности. Он не смог найти правильное решение взаимного отношения

материи и духа, во многом у него проявляется влияние декартовской концепции

субъекта (хотя он и резко выступал против врожденных идей Декарта). Все это

ведет к тому, что в его философии можно встретить элементы дуализма. Именно

в этом отношении философские воззрения Д'Аламбера становятся предметом

критики его друга и сотрудника Д. Дидро (в частности, в работах Дидро

"Разговор Д'Аламбера с Дидро" и "Сон Д'Аламбера").

Когда под давлением реакционных кругов было остановлено дальнейшее

издание и распространение уже вышедших томов "Энциклопедии", Д'Аламбер

расходится с Д. Дидро и другими энциклопедистами. Разрыв с тогдашними

передовыми мыслителями нега-тивно сказывается на его дальнейшем идейном

развитии. Так, собственно, "Введение к Энциклопедии" остается вершиной его

философского творчества.

МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Как представители французского Просвещения, так и Руссо, и, в

частности, французские материалисты XVIII в. являются представителями

французской революционной буржуазии как раз накануне ее революционного

выступления. К. Маркс и Ф. Энгельс определили французский материализм этого

периода как "идейную подготовку буржуазной революции".

В работах представителей французского материализма второй половины


XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм

тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.

Материалистическая философия этого периода черпает как из

предшествующего французского философского мышления, так и из

материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалист-ской

философии Бэкона и Локка. "...Существуют два направления французского

материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое - от Локка.

Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский

образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле

слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются" - так характеризуют

французский материализм XVIII в. основатели марксистской философии.

Большую роль в распространении, в частности, воззрений Локка во Франции

сыграли работы Этьенна Бонно де Кондильяка (1715-1780). В своих основных

трудах "Опыт исследования происхождения человеческих знаний" (1746),

"Трактат о системах" (1749) и "Рассуждение об ощущениях" (1754) он принимает

не только сенсуализм Локка, но и локков-ское отношение к опыту в

формировании человеческого сознания. Он однозначно отвергает картезианскую

теорию врожденных идей, а сенсуалист-ский подход распространяет и на

плоскость мышления. Память, мышление и суждение он рассматривает лишь как

варианты ощущений.

Однако Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и ее

основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души и с этих

позиций критикует учение Спинозы о единой субстанции.

Кондильяк представляет собой соединяющий "мост" между английским

сенсуализмом и французским материализмом XVIII в. Его историческая заслуга

состоит в том, что он подчеркивал плодотворность сенсуалистской теории

познания. С Кондильяком непосредственно связано и главное течение

французском го материализма. К нему принадлежат Ламетри, Гольбах, Гельвеций

и энциклопедисты Д. Дидро и Ж. Д'Аламбер.

Наиболее известная работа Жюльена Офре де Ламетри (1709-1751)

"Человек-машина", которую он, издал в 1747 г. под псевдонимом, вызвала среди


различных кругов большое недовольство. Ее открытый материализм возбудил

прежде всего консервативные круги Франции. Поэтому Ламетри покидает страну.

В его работе изложены почти все основные принципы, которые впоследствии были

развиты французскими материалистами. Ламетри исходит из сенсуализма Локка и

однозначно признает объективную основу наших ощущений - внешний мир.

Одновременно он подчеркивает, что материя находится в постоянном. движении,

движение от нее неотделимо. Источник движения находится в самой материи. На

его воззрения повлияло не только картезианское понимание распространенности,

но и философская рефлексия ньютоновской физики, в частности понятие силы у

Ньютона. Несмотря на последовательно материалистический подход, Ламетри

высказывает и идеи о невозможности познания сущности движения и материи,

"Сущность движения нам не известна, так же как и сущность материи. Нельзя

обнаружить, как движение возникает в материи".

Основной проблемой философии Ламетри (как и других представителей

французского материализма) была взаимосвязь материи и сознания. Решает он ее

материалистически, в соответствии с механистической концепцией,

преобладавшей в тогдашнем естествознании. Мышление является способностью

определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях.

О механистическом подходе к пониманию человека свидетельствует уже само

название работы Ламетри "Человек-машина". В соответствии с этим подходом он

считает душу материальной, "двигателем" живого организма. Различие между

человеком и животным для него лишь количественное - в размерах и структуре

мозга.

У Ламетри мы встречаемся с рядом плодотворных идей, которые ему не

удалось полностью развить. Именно эти идеи во многом продолжает следующий

представитель французского материализма, немец по происхождению, Поль Анри

Гольбах (1723- 1789). Его "Система природы", изданная в 1770 г.,- наиболее

систематическое изложение принципов материализма этого периода. В работе он

пытался опровергнуть предрассудки и спекулятивные философские и

теологические концепции, относящиеся к пониманию природы. Главной идеей

этого произведения Гольбаха является принцип редуцируемости - сводимости

всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения

материальных частиц. В этом проявляется влияние механистического


естествознания. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность

различных движущих сил материи. Против картезианской концепции,

заключающейся в том, что движение введено в материю богом, Гольбах выдвигает

идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи,

ничто не существует. В отличие от Спинозы, который считает движение

"модусом" атрибута распространенности, Гольбах доказывает, что, наоборот,

движение является источником всех свойств, которые считались как Декартом,

так и Спинозой первичными, шла ли речь о распространенности, непроницаемости

или весе.

При формулировке идеи универсальности движения Гольбах ссылается на

Толанда. Он различает два основных вида движения. С одной стороны, движение,

которое перемещает тела (механическое движение в собственном смысле слова),

и с другой- скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и

имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц

(молекул), из которых состоит тело (оно представляет определенную аналогию

того, что в современных терминах можно назвать микродвижением).

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание

детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут

быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс

и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и

всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также

константными законами. Так как движение протекает закономерно и является

универсальным, природа или- мир как целое подчинены универсальным

закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения (причины и

следствия) с однозначной необходимостью.

Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха, так же как и у других

французских материалистов этого периода, имеет механистический характер. Оно

является абсолютизацией момента необходимости. Так как вся природа является

не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности.

Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и следствий,

причем то, что в одном случае является следствием, в другом может быть

причиной. В эту строго детерминистическую систему Гольбах помещает и

человека. Человек подчинен механистически действующей цепи причин и


следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки для

объяснения специфики общественной детерминированности человеческого

поведения.

Все творчество Гольбаха, так же как и большинства французских

материалистов, проникнуто атеизмом. "Каждый человек, который разумно

рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет к

тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит всем

принципам здравого смысла и вносит неисправности в человеческое познание".

Распространению атеизма он посвятил и свою популярную работу "Карманное

богословие, или Краткий словарь христианской религии", в которой в

сатирической форме разбирает основные религиозные понятия.

Другой французский материалист - Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)

-изложил свои воззрения в двух работах: "О духе" (в русском переводе - "Об

уме".-Пер.)-вышла в 1758 г. и "О человеке"- вышла уже после его смерти, в