Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 434

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

История философии в кратком изложении

ББК 87.3

И90

РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБЩИМ ПРОБЛЕМАМ ФИЛОСОФИИ

Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута

История философии в кратком изложении

И90 Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590, [1] с.

ISBN 5-244-00552-9

Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие

очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической

философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран

Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира,

средневековья и Нового времени.

ББК 87.3

Isbn 5-244-00552-9

(c) Doc. PhDr. Vladimir Cechak, CSc., Jakub Mail, prom. fil., doc.

PhDr. Vladimir Soucek, CSc., doc. PhDr. Jaroslav Sus, CSc., PhDr. Petr

Vav-rousek, CSc., PhDr. Pavia Vosahlikova, CSc., 1983

(c) Vladimir Cechak, Milan Sobotka, Jaroslav Sus, 1984

(c) Издательство "Мысль", 1991

(c) Пер. с чешского И. И. Богута

Перевод с чешского И.И.Богута.- М.: Мысль, 1995

OCR: Macsla

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

Древний Ближний Восток - истоки философского мышления

Философия древней и средневековой Индии

Начала философского мышления

Учение джайнизма и буддизма

Учение материалистов

Философские системы индуизма

Философия древнего и средневекового Китая

Начала философского мышления

Сто школ - период расцвета китайской философии

Философия в эпоху династии Хань

Философия в III-Х вв.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют

длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях

человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти

ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели

длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии

классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек

стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание,

оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится

предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и,

естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из

окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами,


символизировавшими его стремление к соединению с природой. Результаты

археологических исследований и сравнительной этнографии позволяют хотя бы

частично осветить этот этап развития человеческого мышления. Конкретные

формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания

письменности, остаются для нас более или менее гипотетическими.

Развитие практической деятельности человека предполагает

совершенствование его способности предвидения, основанную на наблюдении

определенной последовательности событий и, таким образом, постижении

некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих

внешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенных

областей и общностей. К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса,

относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания.

Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является

важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания

предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для

философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы

культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времен

стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и

почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми

фантастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие

весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности,

представление о времени возникало из понимания как конечности человеческого

существования, так и постоянства движения небесных тел, время же измерялось

длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело

значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые

мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может

быть совершенно. Вечность является атрибутом божественного существования и

действия. Неосознанным выражением этого убеждения и одновременно

практическим подтверждением стремления к преодолению временной

ограниченности индивидуального человеческого существования были различные

погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.


Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей,

проецируемое на отношения в обществе, весьма долго существовало во взглядах

на мир, его начало и суть; не избавилась от него и философия.

Все эти обстоятельства воздействовали на представления людей о природе

и постепенно модифицировали их. Развитие мысли в области этой проблематики

весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не

выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием

расширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание

окружающего мира и человеческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей

вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она

не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила

предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые

проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались

между. собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями.

Был целый ряд специфических , обстоятельств, которые ускоряли или замедляли

это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. Мы стремились

на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику,

показать, как возникали предпосылки теоретического осмысления мира и какими

путями развивалась философия в колыбели цивилизации - на Востоке. Развитие

философского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотя

не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние,

все три исследуемых региона - Ближний Восток, Индия и Китай - представляют

самостоятельные культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философской традиции в подлинном

смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира

преобладали оседлые земледельцы и развитие социально-экономических отношений

происходило весьма интенсивно. Этому динамичному развитию соответствовала и

накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались

для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на

религиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все эти

различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних


ближневосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве

существовали предпосылки для возникновения различных научных дисциплин,

включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки прежде

всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический

мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая философское

мышление, невозможно представить без этой основы.

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако

здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее

самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления в Индии

постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых

можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская

традиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различные

политические, социально-экономические и этнические изменения. Она

существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого

культурного наследия. Внешние влияния и контакты, о которых упоминается в

главе, посвященной Индии, обогащали индийскую философию, но не были

определяющими для ее развития.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от

развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась

самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в

течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной

жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие

которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые

внешние влияния.

Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными

государственными образованиями возникали и существовали менее значительные

государства, где развивались различные направления мысли, которые, к

сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в

достаточной мере.

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК.

ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире,

который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. О

существовании этих взглядов и представлении свидетельствуют материальные

остатки древнейших культур, археологические находки. Примитивный способ


производства и старейшие формы организации общества, которое еще не было

классово дифференцированным, оставили лишь эти косвенные свидетельства,

говорящие о "мировоззрении" своих носителей. Прогрессирующее развитие

производительных сил и более сложная структура общества неотделимы от

расширения опыта и знаний о мире и тех закономерностей, которые влияют на

природу и человека. Этот процесс вел к образованию классовых обществ с более

сложной организацией производства, к созданию письменности. Первые

доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий

до н. э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Письменные

заметки, которые первоначально применялись в хозяйственной и деловой

областях, постепенно охватывали мир мыслей и "создателей" письма, и всех

тех, кто получил от них это наследие, совершенствовал и использовал его.

Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не

представляют, очевидно, целостных философских систем с точным понятийным

аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира

(онтология), нет четкости в вопросе о возможностях человека познать мир

(гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители,

которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Развитие

древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не

было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли

древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на

греческую культуру в самых древних ее слоях. Однако систематическое

исследование ближневосточных цивилизаций сравнительно молодо и едва

превышает сто лет.

Примечательно, что древнейшие античные философы жили в греческих

колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только

были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали

политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с

различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т. д. Этот

живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять

на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить свое

мировоззрение. Их наивный спекулятивный подход к вопросам о том, что