Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и

прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия.

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как

богом избранной планете и о привилегированном положении человека во

вселенной. Гениальная идея древнегреческого астронома Аристарха была

полностью забыта \ Аристарх из Самоса (111 в. до н. э.), греческий

астроном и математик, выступил против геоцентрического учения,

противопоставив ему свое по сути дела первое в истории европейской

астрономии гелиоцентрическое учение. За это был обвинен в безбожии. \.

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на

геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его

основной труд "О круговых движениях небесных тел" вышел в год его смерти.

Учение Коперника было революционным событием в истории науки.

"Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей

независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было

издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и,

так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах

природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от

теологии..."

С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера связана прежде всего

теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически

\ И. Кеплер в 1600 г. был приглашен к пражскому двору короля Рудольфа II.

В течение двенадцатилетнего пребывания здесь он на основе своих наблюдении

сформулировал первые два закона о движении планет вокруг Солнца и описал их

в книге "Astronomia Nova", первое издание которой хранится в библиотеке

"Памятники народной письменности" в Праге. \.

Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей путем

экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует научные

законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил,

что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной

системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Свои

открытия он опубликовал в труде под названием "Звездный вестник" (1610).


Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности

гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира \ Главным

произведением Галилея является "Диалог о двух главнейших системах, мира -

Птолемеевой и Коперниковой" (1632). \. Все это имело далеко идущие

философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло

решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало

фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в ереси,

осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

Галилей не был философом, но его научные представления имели огромные

последствия. Его творчество знаменует отход от старых традиций

естествознания, идущих от Аристотеля. Он выразил следующую идею: книга

природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика, ибо

эта книга написана математическим языком. Галилей развивает новую

методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике. В отличие

от старого схоластического, качественного метода, который основывался на

учении о свойствах и сущностях вещей и на доказательствах иерархически

неизменного бытия, наиважнейшим у Галилея является количественный метод.

Природные процессы измеримы, отсюда вытекает возможность установить точными

методами их законы как законы временных и пространственных отношений. Этим

самым Галилей открывает возможность постижения гармонии мира под другим

углом: открыть и вычислить универсальную динамичность движения

математическим и геометрическим способами. Это предполагает разложить все на

простейшие элементы и затем вновь рациональным математическим способом

реконструировать. Из экспериментально доказываемого единства индукции и

дедукции Галилей выводит обоснование механики.

В рационализме Галилея уже предугадывается естествознание Нового

времени и его философская методология. Все его творчество пронизывает

механистическо-материалистическая тенденция. Галилею принадлежит почетное

место в истории философии: он способствовал формированию материалистического

мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

К предшественникам итальянской натурфилософии принадлежит немецкий

кардинал Николай Кузанский (1401-1464). Он был одним из первопроходцев


современного мышления, которое начало складываться на водоразделе

средневековья и Ренессанса. Его философия природы и космологические

воззрения не выходили за пределы религии. Как иерарх церкви, он подчинялся

конкордату средневекового порядка, но его понимание мира и человека было

устремлено в будущее. Сын мозельского крестьянина, он получил образование у

"Братьев общей жизни" в Девентере, и здесь он, как и в период своей учебы в

Гейдельберге, заинтересовался мистическими учениями, в частности учением

Мастера Экхарта; он также изучал и оккамистскую "виа модерна", усвоил

математические и естественнонаучные знания. Изучая право в Падуе, он

познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около 1438 г., после защиты

докторской диссертации по теологии, его начала беспокоить идея о "docta


Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

развивает в своем главном труде "De docta ignorantia" (1440). Он написал

также логико-философский трактат "О предпосылках" ("De coniecturis"),

теологический трактат "О скрытом боге" ("De Deo abscondito") и ряд других.

Кроме пантеистической мистики Экхарта на его творчество повлиял

средневековый пантеизм шартрских платоников, Давида Динантского; он читал в

оригинале Платона и Прокла. В своих трактатах отвергает средневековую

рационалистическую систему аристотелизма.

Философское решение Кузанским главной проблемы - отношения бога и мира

- является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции,

отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из

концепции "docta ignorantia", означающей, что познание вещей возможно при

помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда

выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания

должна быть противоположность обыденного, конечного постоянно

преодолеваемому, знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному,

безусловному, а значит, "незнанию", неведению об этом безусловном

(божественном). Безусловное знание мы можем постичь лишь символически.

Основой этой символики для Кузанского являются математические символы. Разум

подчинен закону противоположностей, для которого справедливы "да или нет",

круг или многоугольник. В противоположность этому "docta ignorantia"

близится к бесконечному, в котором противоположности взаимно сливаются.

Бесконечный многоугольник отождествляется с кругом. Если бог бесконечен (бог

является понятием для наиболее точного выражения максимума), то в нем

сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не

могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также отождествление

наибольшего и наименьшего в бесконечном, бесконечное распространение бога во

вселенной является тем же процессом, что и развертывание к индивидуальному

существованию. Так же как бесконечно расширяется свернутый божественный

максимум в космосе, подобное происходит и в минимуме, в микрокосме, в

человеческом естестве. И у человека осуществляются процессы "завершения",

"наполнения", что является не чем иным, как "божественностью", хотя она у


единичного человека и ограниченна. Абсолютное слияние божественного и

человеческого реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер

учения Кузанского о человеке. Человек - это также "бог", но не в абсолютном

смысле. Он является ограничением божественного принципа, подобно тому как

космос является ограниченным максимумом. Однако он является не только частью

целого, но и новым целым целого, индивидуальностью.

Этим пониманием Николай Кузанский преодолевает схоластическую

креационистическую версию о сотворении мира из ничего, бог не является

чем-то вне мира, он находится в единстве с миром.

Космология Кузанского прямо связана с его онтологией. В ней он

предугадывает гелиоцентрическое понимание мира. Мир - не изолированный шар в

лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является бесконечным шаром. Уже этим

его воззрение отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет

определенного центра, он имеет центр везде и нигде. Нигде нет ничего

устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя. Абсолютной

является лишь бесконечность. Кузанский здесь развивает идею о релятивности

движения. Своими космологическими представлениями он предсказал деструкцию

птолемеевско-аристотелевского понимания космоса, которую начал Коперник и

завершили Кеплер, Галилей и Ньютон.

Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления.

Предметом познания является пантеистический бог, который существует в

неразрывном. единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание

"развернутого" мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры, которая

хочет постичь бога в его "свернутой" форме. Идеи Кузанского о математическом

познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими, они

предвосхищали дух естествознания грядущих времен.

Кузанский оказал огромное влияние на дальнейшее развитие философии.

Наследие его диалектического мышления было воспринято Д. Бруно, Я. Беме и

перешло в немецкую идеалистическую философию XVIII и XIX вв. Из его

пантеизма исходит Б. Спиноза, космологические идеи развивает Р. Декарт \

Кузанский .(лат. Cusanus) связан и с чешской историей. В начале чешского

реформационного движения он встречается с гуситами, возглавляемыми Прокопом

Голым и Яном Рокнцаной, в базельском парламенте в 1433 г.; чешским вопросом