Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

академии. Николай Кузанский и Дж. Бруно являются наиболее самостоятельными

мыслителями этого этапа. В частности, учение Бруно подтверждает взаимную

связь науки и философии, которая выступает на первый план как определяющий

фактор философского процесса на следующем этапе.

На втором этапе, который начинается с Бэкона и Декарта, философия

Нового времени утверждается в собственной форме, в которой заимствования из

антики уже не играют той роли, что прежде, и где формулируется не только

мировоззрение, исходящее из собственных предпосылок, но и методологические

принципы, значительно отличающиеся от тех, которыми руководствовалась

античная философия. Рационализм и эмпиризм - вот два направления, в которых

развивается философия в XVII и частично в XVIII в.- в первом случае с

большим уклоном к только что конституциированному точному естествознанию, в

другом случае с большим уклоном к психологии и жизненному опыту; Разумеется,

происходит объявление перехода к новому в философии Фрэнсиса Бэкона, который

весьма хорошо сознавал, что познание природы должно быть поставлено на новую

основу и для него должна быть определена иная цель, чем только чисто

интеллектуальное удовлетворение, т. е. обретение, власти над природой. Уже

Рене Декарт прочно опирается на результаты и методы точного естествознания.

Декарт первым обобщил новые факты в цельной философской концепции

универсума, в которой Осуществлена редукция всех процессов к механическому

движению, редукция всей материи к распространенности, в которой все

происходит согласно неизменным и математическим формулируемым законам. В

природе не существует аристотелевских форм как принципов формулирования,

здесь нет места для нематериальных воздействий, которые были, согласно

Аристотелю, связаны с образованием форм в природе. Декарт осознает, что при

таком понимании природы познающий субъект выступает не как пассивное

зеркало, но подчиняет то, что наблюдалось и воспринималось в опыте,

методическому предписанию: лишь то, что измеряемо и движение чего можно

определить математически и на основе этого предвидеть, существует в

собственном смысле слова, остальное является "обманом" чувств и выражает

лишь воздействие внешних вещей на наши чувства. Это все (с ликвидацией

материального воздействия познаваемого предмета на познающего и с эпохальным


поворотом к внутреннему миру) вело к установлению категории познающего

субъекта. Субъект, его познание мира и степень вероятности этого познания

становятся предметом философского исследования. У Локка, Беркли, Юма и Канта

эта ориентация на субъект находит продолжение, разумеется, с различным

упором на рационалистическую или на чувственную сторону познания. Общим

знаменателем этой линии является созерцательность, т. е. понимание познания

как сферы, изолированной от практической деятельности.

Склоняясь к науке, новая философия развивает детерминизм, что

проявилось в мировоззренческом плане в ее тяготении к пантеизму (Спиноза)

или деизму (Вольтер, в определенной степени Декарт, Кант в своем

космологическом трактате) или, наконец, к материализму. В общем, в нашей

работе содержится стремление показать, что влияние точных наук приводило

философию к позициям, которые находят свое завершение во французском

материализме.

Переход к немецкой классической философии является наилучшей

возможностью для того, чтобы напомнить о методологическом принципе

марксистской истории философии - принципе борьбы материализма и идеализма.

Роль идеализма как противоположности позитивных усилий по идейному освоению

мира выполняет, в представлении ряда философов, схоластика, против которой

направлены главные силы атаки в философии XVII и XVIII столетий. Частные

конфликты, однако, происходят и между философскими направлениями, к которым

мы по праву относимся сегодня как к произведениям гигантов мысли: так, Локк

выступает против теории врожденных идей Декарта, идеалистические элементы у

Декарта подвергают критике Гоббс и Гассенди. Но в философии Декарта сильна

материалистическая тенденция его методологического принципа о том, что

существует лишь то, что можно измерить, взвесить и сосчитать. Прошло,

разумеется, сто лет, прежде чем она проявилась в полную силу, и опять-таки

во французском материализме.

Еще более сложно конкретизируется упомянутый принцип в немецкой

классической философии. В априоризме "Критики чистого разума" таится

идеалистический мотив, однако . целью "Критики" является опровержение

метафизических идей, что относит ее к противоположному контексту.

Спекулятивная концепция Я Фихте - это самая последняя ступень идеализма в


немецкой, философии - направлена против дуализма "вещи в себе" и явления у

Канта и устремляется в своем идеализме к диалектической теории реальности

как процессу развития. По инициативе Кантовой практической философии

немецкая классическая философия развивает концепцию "активной стороны", и в

этом Фихте принадлежит одно из почетных мест. Онтологическая концепция

познания Шеллинга и Гегеля, имеющая некоторые метафизические черты,

направлена против субъективизма философии Нового времени. Противоречиями

гегелевского диалектического метода и его идеалистической системы мы уже

достаточно широко занимались. Конфликт идеализма с материалистическими

тенденциями происходит в философии Нового времени на весьма сложной основе,

в которой в зависимости от временного контекста актуализируется либо

идеалистический элемент, либо наоборот.

В заключительном разделе о Гегеле мы стремились показать, как эта

крупнейшая философская система своего времени была отягощена внутренними

противоречиями и как вследствие быстрого общественного развития вскоре после

смерти своего творца перестала выражать свою эпоху. Выражение

"субстанциональных", разумных интересов общества и его развития перешло

вскоре после смерти Гегеля в творчество философов осознающего себя

пролетариата. Этому предшествует борьба за Гегеля, т. е. за правильную

интерпретацию его философии, в которой эта философия была разложена на

элементы, противоречивость которых могла лишь угадываться во времена Гегеля,

в частности это касается системы диалектического метода.