Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

человека можно или хвалить, или ругать. В то же время предполагается, что

действующий человек является разумным человеком и что он знает, к каким

необходимым следствиям его действие приведет. В заключении этого раздела

подчеркнуто право на "субъективную особенность", т. е. на реализацию личных

интересов индивида. Сюда относится и право на индивидуальное "благо",

которое, по Гегелю, не исключает принципа частной собственности и

справедливо как некий вид вынужденного права. "Право на особенность"

приобретает конкретное содержание лишь в организме "нравственной жизни", в

"гражданском обществе" и государстве.

В концепции "нравственной действительности" реализуется общественная

жизнь, принципы которой были изложены в первых двух разделах. Гегель

называет эту сферу "нравственностью" (Sittlichkeit) или, лучше сказать,

"нравственной действительностью" и относит к ней законы и институции,

регулирующие семейную жизнь, экономические законы "гражданского общества",

государственной сферы.

Семейные, социальные и- государственные институты обеспечивают право на

свободный брак, право понимать действующие законы и руководствоваться лишь

законами, публично известными, право выбирать способ, каким индивид будет

участвовать в производстве и общественном потреблении, право на образование.

Сюда относится также право на правовую охрану и безопасность, на совместное

определение "публичных дел государства" и т. д. Как видно, речь идет сплошь

о буржуазных правах, однако интересно то, что не все из них были в тогдашней

Пруссии реализованы, а некоторые из них начали действовать там повсеместно

лишь непосредственно перед изданием "Оснований" Гегеля. Г. Рейхельт обратил

внимание, что тезисТегеля "человек имеет силу потому, что он является

человеком, а не потому, что он еврей, католик, протестант, немец, итальянец

и т. д.". указывает на прусский государственный свод законов, вышедший до

этого за несколько лет (даже французский Гражданский кодекс, изданный в 1804

г., не признает одинаковых прав за всеми, но лишь за французами). Рейхельт

указывает, что начиная лишь с 1807 г. гражданин недворянского происхождения

мог владеть дворянским имуществом и что уравнение в правах евреев было

проведено лишь в 1812 г.

Гегелевское понимание "сословий" в сущности соответствует буржуазному

содержанию.-Реликты феодального понимания сельского сословия и


земледельческой собственности как неотчуждаемого, наследуемого имущества

критикует К, Маркс в "Критике гегелевской философии права".

Влияние английской политической экономии, заметное, в частности, в

гегелевском понимании "гражданского общества", проявляется в том, что Гегель

рассматривает труд как труд за плату, что всех членов общества он считает

собственниками в универсальной сфере обмена и что он замечает такие явления,

как накопление богатства, с одной стороны, и специализация и ограниченность

труда - с другой, и "тем самым зависимость класса, который с этим трудом

связан...". Гегель прослеживает рост обнищения, который проявляется в

падении жизненного уровня значительных масс "ниже определенного уровня основ

существования", и подчеркивает, что уровень этих основ существования

регулируется некоей саморегуляцией. В буржуазном обществе "оказывается, что

при избытке богатства оно недостаточно богато, чтобы ограничить избыток

бедности и образование нищеты". По мнению Гегеля, английское общество

очутилось в этом неблагополучном состоянии вследствие ликвидации

"корпораций", т. е. цеховых организаций. Поэтому в "Основаниях философии

права" Гегеля корпорации сохранены как элемент семейных институтов, ибо

семья ремесленника или мастера имеет в них гарантию "основ существования, а

он сам - свою сословную честь". Главный рецепт против роста бедности Гегель

усматривает - в духе английской политической экцномии - в колонизации

заморских стран.

Однако в ряде концепций Гегель не стоит на уровне наиболее передового

понимания экономической жизни своего времени. Так, например, потребность

является для него центральным понятием гражданского общества, которое

понимается как взаимное удовлетворение потребностей посредством разделения

труда, тогда как английские экономисты уже подходили к пониманию капитала

как власти стоимости, созданной пролетарием, но отторгнутой от него.

Выведение Гегелем стоимости товара из его потребительской стоимости и

взаимное удовлетворение потребностей как главной черты буржуазного общества

обусловлены, однако, не его теоретическим отставанием, а скорее стремлением

привести положение английской экономии в соответствие с правовой концепцией

экономической жизни как сферы "признания".

Философия права Гегеля завершается в концепции государства, в которой


звучит энтузиазм Гегеля по отношению к античной государственности,

проявившийся уже в самых ранних трактатах. Известно, что античный гражданин,

по Гегелю, отождествлял себя с законами государства и нравами семьи, не

будучи при этом несвободным. Современное государство, по Гегелю, должно

поступать так же и на высшем уровне индивидуальной жизни граждан, которые

созрели до уровня личности. Задачей государства является опосредование

реализации отдельных свободных индивидов через законы и учреждения. Это,

естественно, не значит, что государство должно в интересах свободной

реализации индивидов разрешить все всем. Как Гегель в "абстрактном праве"

делает различие между свободой, к которой относится принятие во внимание

"других" в кантовском смысле, и своеволием и дедуцирует категорию

"наказания", так же и государство должно иметь институты и органы, которые

обеспечивают то, что граждане не будут преступать свои права. Государство

уважает права индивидов как индивидов, индивиды со своей стороны как

граждане государства признают в законах и институтах выражение своей

собственной воли, объективацию своего общего "духа" и конечную цель своей

деятельности. Теория государства у Гегеля по сути является буржуазной, а не

полуфеодальной, как иногда утверждается в литературе. Тезис о том, что

государство Нового времени должно покоиться на общеобязательных,

объективных, "разумных" законах, гарантирующих равные права всех граждан,

исходит из ведущей идеи французской революции. Гегель поэтому выступает

против реакционных реставраторских концепций, в частности против теоретика

патримониального абсолютизма К.-Л. Геллера, согласно которому власть

правителя является источником всех законов.

Другим центральным мотивом этой концепции является идея государственной

администрации как "общего сословия", которое печется об общих интересах

общества и уравнивает тем самым частные интересы двух остальных сословий:

сельского и ремесленного. Гегель делит "политическое государство", т. е.

институциональную сторону государства, на власть законодательную,

властвующую (т. е. исполнительную) и правящую. Тем самым он повторяет

известное деление власти у Монтескье, с тем различием, что вместо судебной

власти вводит правящую власть (судебная власть, по Гегелю, относится к


институтам "гражданского общества", а не "политического государства").

Значение правящей власти, по Гегелю, заключается в том, что государственная

администрация должна обладать "моментом окончательного решения". Правящая

власть является "общностью предписаний и законов самоуправления как

отношения частного и общественного и момента окончательного решения как

самоопределения...". Правитель здесь не властвует неограниченно, он должен

опираться на закон, который имеет в себе момент "разумности", а именно он

должен уважать индивида как "свободную субъективность" и понимать этих

индивидов ("субъективное убеждение"). Правитель необходим, однако, для того,

чтобы прийти к окончательным решениям в случаях, которые автоматически не

вытекают из предписаний и законов, на которые опирается деятельность

государственной администрации. В "Основаниях" Гегель красноречиво говорит о

"сословии нужды", в котором на первый план выступает личность суверена в

противоположность мирному сословию, а также об "уверенности в самом себе-том

окончательном, что порывает с выведением доводов и антидоводов, между

которыми всегда можно колебаться сюда и туда, и решает: я хочу".

Утверждение о личной воле как о необходимой вершине государственной

бюрократии имеет широкие теоретические доводы .(они содержатся, между

прочим, в гегелевской концепции поведения, действия), оно соответствует

убеждению Гегеля, которое он пронес через всю жизнь, и нет смысла искать в

нем временное "приспособление". Весьма долго он таким образом представлял

себе Наполеона. Однако в "Основаниях философии права" он выводит

необходимость определения правителя на основе "естественного рождения", т.

е. необходимости наследуемой династии правителей. Этот момент с полным

правом был высмеян Марксом, который высказал идею, что Гегель изображает

монарха как "действительное воплощение идеи".

Ссылаясь на критику Гегеля Фейербахом, можно сказать, что Гегель

преобразует то, что является исходным, в неисходное, природу - в продукт

идеи, чувственность человека - в проявление его духовности, а отсюда следует

религия, которая делает продукт человеческой деятельности - религиозные

представления - самым первичным. В этом смысле философия Гегеля является

проявлением и примером "отчужденного" отношения человека к действительности.


Этим Фейербах сформулировал упрек, против которого система Гегеля не могла

устоять, в частности когда после 1848 г. буржуазное общество вступает в

период быстрого экономического, политического и технического развития,

сопровождаемого большими потрясениями и усиливающейся классовой борьбой. Так

как Гегель помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом,

которое реализуется в истории, общественное развитие выступает как

несоединимое с теологическим понятием Гегеля. Так случилось, что большие

достижения философии Гегеля пали жертвой системы, которая была не только

опровергнута теоретически, но и очутилась в противоречии с самим развитием

общества. Символично, однако, то, что именно в этот период к. Гегелю

приходят вожди пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс, а в XX столетии и Ленин,

которые поняли философию, Гегеля не только лишь как преходящую "идею своего

времени", но и как пример устойчивых духовных ценностей человечества,

сохранить которые берется пролетариат.

* * * * *

Гегель пишет в "Феноменологии духа", что для средневековой философии

"значение всего, что есть, состоит в световом волокне, которым оно было

связано с небом; вместо того, чтобы человек дальше существовал в этом

качестве, его взгляд скользил вверх над вещами к божественному бытию, к

наличию того света...". Философия Нового времени своей задачей ставит

заместить "наличие того света" здешним присутствием, дать полное объяснение

природе человека и человеческому миру. Это происходит в несколько этапов в

соответствии с развитием буржуазных производственных отношений и с

буржуазной культурной эмансипацией Италии, Западной Европы и Германии.

Первый этап-гуманистическая рснессансная философия - прежде всего

открывает земную жизнь человека, извлекает ее из средневекового аскетизма и

идеализма, подчеркивает уверенность, опирающуюся на собственные силы и

собственное творчество, воспитание, образование и т. д. Новая психология

перестает видеть в человеке только душу, анализирует аффекты, страсти,

душевную силу, жизненные ценности и влияние воспитания.

От человека осуществляется переход к космосу. Оживает досократовская

философия, против средневекового Аристотеля выступает Платон с его

математической идеей космоса. Для изучения греческой философии создавались