Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

доброе не существует само по себе (считал Аквинат). Нечто суть доброе

потому, что бог так хотел. Если бы он хотел иначе, было бы "добром" нечто

иное. Это относится и к этической ценности человеческого поведения.

Поведение выражает добро потому, что бог так хочет и предписывает.

Человеческая воля является доброй, если она полностью подчиняется

божественной воле.

Таковы некоторые основные различия между учениями Дунса и томистов.

Однако для дальнейшего исследования более важное значение, чем эти различия,

имеет общая направленность их интересов. Исходным пунктом Аквината было

христианское учение о боге, мире и человеке. В философии он видел средство

поддержания этого учения и его доказательства. Скот не опровергает то, что

хотели доказать другие (ибо он с ними согласен в основных принципах веры),

но он критикует их способ рассуждений и метод доказательств. Можно сказать,

что Дунс в отличие от других схоластов задачу философии видит не в

размышлениях о мире. По его мнению, ее предметом .должно быть исследование

воззрений других, исследование способов рефлексии о мире. Таким образом, он

относится к философам, предметом исследований которых были формы, методы и

возможности мышления сами по себе.

Тем, что Скот перенес внимание от содержания схоластического учения к

философскому методу, он подготовил решающий поворот в оценке отношения

философии к теологии, изменение в видении мира.

Дунс Скот является представителем новой школы августинизма. Он сделал

некоторые уступки томизму, но в сущности стоял на других позициях. Давний

спор августинизма и томизма превратился в спор томизма и скотизма.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА Томизм. В XIII в. в доминиканском ордене преобладал томизм. На переломе

столетия у Аквината в церковных школах было уже много учеников и

последователей, которые защищали его учение от оппозиции и занимались

популяризацией. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь,

позже - Авиньон.

Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма.

Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо

модернизацию, и "ренессансный", допускающий соединение томизма с новыми

гуманистическими течениями.

Стремлением к актуализации выделяется прежде всего испанский томизм,


который пытается развивать апологетику с точки зрения новых потребностей

церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де

Виториа (1480-1546), среди иезуитов-Франсиско Суарес (1548-1617), который

некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции

реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес

пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и

естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он

приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял

светскую власть от бога, является ее первым субъектом и тогда, когда он

выбирает своего правителя.

Скотизм. Учение Дунса Скота в XIV в. приняли преимущественно

францисканцы. Из английских учеников и поклонников "доктора субтилис" можно

назвать Томаса Брэдуордена (ок. 1290-1349), профессора теологии в Оксфорде,

выдающегося математика воззрения которого оказали влияние на Виклефа и

других реформаторов. Он выступает также против Оккама. Главный труд

Брэдуордена "De causa Dei adversus Pelagium" содержит идеи об абсолютной

власти бога над всем сотворенным. Ни одно из сотворенных существ, включая

человека, не имеет свободной воли, все зависит от бога, определяется им. Его

учение строго детерминистское. Из идеи отождествления мыслимого бытия всех

вещей - идей - с божественной сущностью вытекают пантеистические следствия.

В XV в. выступают также многочисленные комментаторы Дунса Скота.

Скотизм оказывает влияние не только на францисканские школы, он отчасти

переходит и в круги светских магистров. В дальнейшем происходит его

внутренняя дифференциация и постеленный упадок.

Аверроизм. После официального осуждения церковью в 1227 г. латинского

аверроизма это направление возрождается в начале XIV в. Распространителем

его был Жан Жанден (ум. в 1340), магистр факультета искусств в Париже около


1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

вместе участвовали в оппозиционном движении против папы Иоанна XXII, вместе

явились творцами антицерковного трактата "Defensor pacis" ("Защитники

мира"). Жан Жанден написал много работ в духе аверроистского аристотелизма.

После его смерти аверроизм из Парижа распространяется в Италию (Болонья,

Венеция, Падуя), но уже не приносит ничего нового.

В XV и XVI вв. аверроизм вновь оживает, но уже в умеренной форме, и его

сторонники стремятся сблизить философию и науку.

Неоплатоноеский альбертизм и мистика. Неоплатонизм играл в средние века

значительную роль в процессе принятия аристотелизма. Он выступал в различных

формах, проявлялся и у Фомы Аквинского, и у Альберта Великого.

К сторонникам неоплатонизма относится Дитрих Фрейбергский (ок.

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

которых он был сосредоточен, следующие: эманация существ из бога,

возникновение разумности путем созерцания, роль света при возникновении

вселенной, возврат всех существ к их принципу.

За ним идет кельнский профессор Бертольд Мосбургский (ум. ок. 1330) и,

главное, Экхарт из Хоххайма.

Иоганн Экхарт (ок. 1260-1327), чаще всего называемый Мастер Экхарт,

происходил из немецкого рыцарского рода. Учился в Кельне и Париже, получил

превосходное теологическое и философское образование. Особенно хорошо знал

схоластику и учение Аристотеля. Занимал высокие церковные должности - в

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

Париже, Страсбурге и Кельне-на-Рейне. За год до смерти был обвинен в

заблуждениях; 28 его тезисов были осуждены. Экхарт был принужден раскаяться

в ошибках. После его смерти решением папы труды Экхарта были осуждены как

еретические (1329).

Произведения Экхарта преимущественно имеют характер проповеди. Он не

создал какого-либо крупного философского учения. Его философия является

скорее выражением интенсивного религиозного переживания. Экхарт не

обращается к миру и природе, но неустанно обращается к богу и душе.

Его представления о боге основаны на идеях неоплатонизма, с ними мы уже

встречались у Плотина и в трактатах Псевдо-Дионисия. Божество является

Добром, Единым, Абсолютом, тем Светом, о котором ничего позитивного нельзя


сказать; Экхартово учение о боге является негативной геологией.

Интерпретированного таким образом полностью трансцендентного бога Экхарт

называет божеством; божье существо является нерожденным, тогда как персоны

Троицы рождены природой божества. Божество следует отличать от "бога" и от

"нарожденной природы". Божество само никоим образом не действует; чтобы

действие могло произойти, божество должно проявиться, причем в лицах. Бог в

отличие от божества действует. Таким образом из божества происходит

становление триединого христианского бога. Божество вступает в отношение

"субъект - объект". Бог-отец является субъектом. Объектом, словом, в котором

он выражается, является сын божий. Дух святой является союзов любви, который

соединяет отца и сына. Триединый бог христианства проявляется у Экхарта как

первая эманация, как излучение стоящего над ним исходного божества.

Другой основной идеей является старое мистическое понимание единства

бога и человеческой души. Душа сотворена по образу божьему, и все вещи

сотворены ради нее. Все было сотворено для человека, без него сотворение не

имело бы смысла. По Экхарту, и душа тоже триедина. Она располагает тремя

низшими душевными силами (эмпирическим познанием, возбудимостью и желанием),

а также тремя высшими (памятью, разумом и волей), которым соответствуют

также три главных христианских принципа - вера, любовь, надежда. Над всеми

душевными силами (как божество над лицами) стоит божественная "искорка"

("высший разум", "свет духа").

Неизбежным следствием мистики Экхарта является третий элемент его

учения - идея самоотвержения и предания себя богу. Условием этого соединения

бога и души является избавление от всех грехов, которые отделяют человека от

бога. Душевное спокойствие, внутреннее равнодушие (душевное равновесие)

предшествуют отвращению от всех земных вещей и дел и, наконец, от самого

себя, отказ от своей воли и предание себя воле божьей.

Если душа достигнет этого состояния, исключит все, что отделяет ее от

бога, то наступит нарождение бога в человеческой душе. В этом состоянии душа

возносится над временем и пространством. Все временное является преходящим,

но вечность-это вневременное присутствие. Экхарт видит спасение и блаженство

человека в познании, в созерцании бога. Мистическое познание, по Экхарту,


достижимо уже в этой жизни.

Мистико-пантеистическое учение выражает протест против бездуховности

католической иерархии. Мистицизм этого толка был выражением возрастающих

требований чувственной жизни, которые не удовлетворялись интеллектуальным

объяснением этих вопросов, протестом против общеобязательных религиозных

форм поиском личного отношения к богу.

Неоплатоновская метафизика Экхарта повлияла на рейнских мистиков

Иоганна Таулера (ок. 1300-1361) и Генриха Сузо (ок. 1295-1366). Близок к ним

и Николай Кузанский (1401-1464).

Своей вершины мистика достигла в революционном учении Томаса Мюнцера

(1489-1525). Его теолого-философское учение выступало против всех главных

пунктов не только католицизма, но и христианства вообще. Мюнцер в

христианских формах провозглашал пантеизм, который удивительно похож на

нынешние спекулятивные воззрения, в некоторых местах он граничит с атеизмом.

Мюнцер, однако, уже был наследником радикальных сектантских и

оппозиционных течений позднего средневековья; у него находили отклик и идеи

гуситской революции.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА "VIA MODERNA" в XIV и XV вв.

В XIV и XV вв. вновь проявляется номинализм в философии, но он уже

имеет несколько иное значение, чем раньше. Он связан прежде всего с борьбой

против метафизики Аквината и Скота. Исходя из того, что реально лишь

единичное, конкретное, что сближает философию с эмпирическими дисциплинами,

католицизм становится таким образом проводником нового, ренессансного

подъема наук.

Уильям Оккам и оккамизм. Наиболее последовательным представителем

номинализма этого периода был Уильям Оккам. Его называют последним

представителем схоластики. Его атака на основы схоластики является следующим

и более решительным в сравнении с Роджером Бэконом и Дунсом Скотом шагом к

Новому времени.

Родился он в Оккаме, вблизи Лондона, примерно в 1290 г. Учился и

преподавал, как и его предшественники, в Оксфорде, где его резкий способ

аргументации и гибкость в полемике принесли ему прозвание doctor invicibilis

(непобедимый). В 1324 г. он был обвинен в ереси, вызван в Авиньон и там

арестован. Через четыре года бежал и поступил на службу к немецкому королю

Людовику Баварскому, который выступал против папы. Оккам сказал королю: "Ты

защищай меня мечом, а я тебя пером". Папа отлучил Оккама от церкви, его