ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 435
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),
6. Современная модернистская протестантская теология находится под
1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).
Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной
XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного
IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,
XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,
1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они
1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на
1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в
XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом
XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии
1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором
Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он
17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на
VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления
1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)
1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической
1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он
Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой
1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и
XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии
1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался
1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта
1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические
1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал
In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам
XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного
идейного и философского синтеза. Одним из тех кто внес большой вклад в
освоение аристотелизма католической философией, был францисканец Джованни
Фиданца, называемый Бонавентурой (1221- 1274). Учился он в Париже, был
учеником Александра из Гэльса, стал его преемником и превзошел своего
учителя. С 1248 г. он был профессором теологии Парижского университета,
позже становится епископом и кардиналом. Он хорошо знал труды Аристотеля, но
полагал, что его философия не соответствует в полной мере христианству,
поэтому в основополагающих точках своего учения Бонавентура сохраняет
верность Платону и Августину. Был он традиционалистом, не стремился к
выработке новых воззрений. Упор делал на теологию, и его философские взгляды
и идеи необходимо искать прежде всего в этой области.
Теория познания Бонавентуры была своеобразным соединением аристотелизма
и августинизма, теории абстракции с теорией "освещения души", рационализма с
мистицизмом. Ведущим был, однако, мистический подход. Если источником
познания естественных вещей является сверхъестественный фактор, то тем более
он является путем к богу. Полное познание бога возможно лишь при помощи
экстаза. Бонавентура был величайшим мистиком XIII столетия.
Его философский подход отчетливо проявляется в интерпретации двух
древних доктрин, которые соответствовали августинскому пониманию мира. Были
это метафизика света и теория "зародышевых доказательств". Метафизика света
была платоновской по происхождению, и модификация ее Бонавентурой состояла в
том, что свет не материален, но является силой, действующей в материи, или,
если переложить это на язык Аристотеля, формой. Свет является общей формой
всего телесного. От того, как предметы и материя причастны к свету, зависит
и их включение в него. Теория "зародышевых доказательств" служила основой
объяснения развития предметов. Закономерности их развития были бы
непонятными, если бы не имели причин в самих предметах. В каждом из них. с
самого начала скрыт "зародыш", который определяет развитие предмета и
управляет им. Эти в сущности стоические принципы Бонавентура соединил с
аристотелевской теорией, отождествил "зародыш" с "формами" вещей таким же
образом, как и в, теории света. "Зародышам" он, однако, приписывал
сверхъестественное происхождение - в этом он опирался на Августина. Он
утверждал, что "зародыши" вещей содержатся в божественном разуме, откуда они
и вливаются в вещи.
Философию августинизма в XIII в. развивают прежде всего представители
ордена францисканцев сначала во Франции, затем, позже, в английском
Оксфорде.
Бонавентуру относят к августинизму XIII в. Некоторые авторы
аргументируют это тем, что речь идет о неоплатонизирующем аристотелизме на
службе августинской и францисканской теологии.
Во Франции вместе с Бонавентурой августинцев возглавлял Иоанн из
Ла-Рошели, в английском Оксфорде-Адам из Марш, его учениками были
архиепископ Иоанн Пеккам, кардинал Матфей из Акваспарта и др. Один из
выдающихся итальянских деятелей XIII-XIV вв.-поэт Данте Алигьери-также был
весьма близок к августинизму; в его идейных основах чувствуется влияние и
неоплатонической философии, и интеллектуализма, близкого томизму.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ
Постепенно выяснилось, что августинизм не способен противостоять
мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было оседлать аристотелевскую
философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической
ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало жизненной
необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики доминиканского
ордена, наиболее выдающимися из которых были Альберт Великий и Фома
Аквинский.
Альберт Великий (Альберт фон Больштедт Magnus, 1193-1280) изучал
свободные искусства, естественные науки, медицину и философию Аристотеля
(которая тогда еще не была признана церковью) в Падуанском университете,
затем изучал теологию в университете в Болонье. В 1223 г. он вступает в
доминиканский орден, который посылает его в Кельн-на-Рейне для изучения там
теологии и философии. В 1245 г. был переведен в Париж. Получил широкую
известность как учитель и часто должен был выступать на большой площади, так
как в зале слушатели не помещались.
В 1260 г. он был рукоположен в епископы в Дрездене. По своему желанию
был освобожден от этой должности и последние годы жизни снова провел в
Кельне. В монастырском уединении он полностью отдался научному и
писательскому труду.
Это был широко образованный человек, знал труды Аристотеля, которые
оказали на него Огромное влияние, знал работы Авиценны, Августина и
Псевдо-Дионисия. Из его трудов многие сохранились. Большую часть из них
составляют комментарии к творчеству Аристотеля. Значение Альберта состоит в
том, что он одним из первых попытался использовать идеи Аристотеля для
систематизации христианского мировоззрения.
Он понял, что проникновение античного мышления в область культуры
Западной Европы нельзя остановить и что, наоборот, следует использовать
философскую мудрость античности для обоснования и подкрепления христианства.
В своем творчестве он часто обращается к трактатам Аристотеля, комментирует
их, в частности высоко оценивает логику. В ее духе он вновь вводит в
схоластику XIII в. реалистическое решение проблемы универсалий, причем в ее
компромиссной форме (universalia in rebus). Он отводит философии более
самостоятельную роль, чем старшие схоласты. Различает, например, проблемы
религиозных догматов и мистерий (триединства, воплощения, искупления,
воскресения и т. д.), являющиеся содержанием теологического исследования, и
естественнонаучные проблемы, которые требуют философского объяснения.
В аристотелизме Альберта проявляются и элементы других идейных
концепций, в частности неоплатонизма. По сути это уже аристотелизм,
приспособленный к требованиям христианства и церковного учения. Альберт
занимался исследованиями и наблюдениями в естественнонаучной области, в
частности преуспел в зоологии, химии (алхимии) и астрономии. Его подозревали
в том, что он владеет чародейскими силами. Он якобы создал говорящее
устройство, которое испуганный Фома, его ученик, хотел разбить, ибо считал
дьявольским наваждением.
Широта философских, естественнонаучных и богословских интересов
Альберта была основанием для того, чтобы назвать его doctor universalis, а
начиная с XIV столетия он был удостоен и звания Великий (Magnus).
Этот наиболее известный немецкий схоласт сам не создал логически
стройной, единой философской и теологической системы. Выполнил эту задачу
только его ученик Фома. Однако без Альберта не было бы Фомы. В основных
вопросах они придерживались одинакового мнения.
Фома Аквинскин родился примерно в 1225 г. (называют также 1226 и 1227
гг.). Он был сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев
в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В
семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его учиться
в Париж, где его учителем был Альберт Великий, за которым он следует в
Кельн-на-Рейне. В 1252 г. от вновь возвращается в Париж, чтобы начать там
свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он знакомится
с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было очень
важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается в
полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на
Лионский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость и
легкость своего характера он получил прозвище "ангельского доктора", (doctor
angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.
Литературное творчество Фомы Аквинского является таким же обширным, как
и Альберта. Его трактаты можно разделить на следующие группы:
1. Комментарии, касающиеся Аристотелевых "Аналитик", "Никомаховой
этики", "Метафизики", "Физики", трактатов "О душе", "О небе и земле", "О
возникновении и гибели естественных вещей", "Политика" и т. д.
2. Небольшие философские трактаты. К ним относится прежде всего
полемический трактат "О единстве разума против аверроистов", о котором уже
говорилось.
3. Суммирующие теологические трактаты. К ним относятся комментарии к
"Книгам сентенций" Петра Ломбардского \ "Сентенции" представляли собой
собрания избранных текстов Священного писания, а также произведения
церковных писателей, являющиеся основой для методической разработки
христианского учения. Первые сентенции разрабатывались и раньше, но
подлинным систематизатором сентенций является Петр Ломбардский. Его книги
"Сентенции" долго были основой церковного обучения. Для Ломбардского главным
авторитетом был Августин, использовал он и идеи Абеляра и Гуго
Сен-Викторского. \ и "Сумма теологии", которую Аквинский, однако, не
закончил.
4. Так называемые Quastiones, которые содержат полемические рассуждения
о вопросах теологии и представляют богатый сборник набросков идей того
времени, диспутов и рассуждений учеников и учителей в форме тезисов,
замечаний, сомнений, вопросов с целью поддержки определенных авторов.
5. Малые трактаты по христианской догматике.
6. Апологетическое творчество, т. е. трактаты, которые отстаивали
христианскую веру, как, например, "Сумма против язычников", направленная
главным образом против арабов, "Об обосновании веры против сарацинов, греков
и армян", "Против ошибок греков".
7. Трактаты из области права, философии государства и общества.
8. Трактаты о сущности ордена и орденских правилах.
9. Экзегетические \ Экзегетика - название той части теологии,
которая занимается объяснением текстов Старого и Нового заветов. Она
направлена главным образом на обоснование божественного происхождения
Священного писания и его абсолютного значения для всех времен. \
трактаты об объяснении Священного писания.
Главными трудами его считаются "Сумма теологии" (1266-1274) и "Сумма
против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии" (т. е. совокупности
теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится
основным произведением всей схоластической теологии.
Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи
науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает также
возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие
представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность
человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на
объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления.
И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над
царством философского, метафизического познания находится другое царство,
которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естественной силой
мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторов ранней схоластики,
например Абеляра и Ансельма, которые стремились сделать постижимой разумом
всю область христианской догматики. Область наисущественнейших таинств
христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания
(например, триединство, воскресение и т. д.). Речь идет об истинах
сверхъестественных, таких, как божественное откровение благая весть, которые
содержатся только в вере.
Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит
выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо
происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются против христианской веры
с позиций человеческого разума, противоречат высшему, божественному разуму,
а средств, которыми обладает человеческий разум для такого противостояния,