Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести

спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле.

Светский град и его государство также установлены богом, но они не имеют

привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее

положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях

возможна возникновение гармоничного общественного организма. Понимание

общества у Августина является теократическим.

Августин заложил основы новой христианской философии. Он отбросил

классический подход греков, основанный на объективизме и интеллектуализме,

его подход был интроспективным, воле он приписывал первенство над разумом.

Греки склонялись к финализму и натурализму, Августин представлял бога как

бесконечность, а мир - как продукт сверхъестественной силы и творение

милости. Интроспективная позиция переходит в персонализм, бог - это прежде

всего персона, сущностью которой является воля; этим самым философия

Августина отворачивается от универсализма древних. Она основана на доверии к

силам воли, веры, любви и милости, но ни в коем случае не к силам разума и

доказательств.

В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной

стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал

ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный

характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин

отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность

понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал,

что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях

видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и

именно дуализм был последним словом его историософии. Различные стремления

иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и

церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все

переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.

Рим уже в IV столетии перестал быть центром, в V столетии он

подвергался постоянным опустошительным набегам вандалов. В этих условиях

развитие было невозможным, в лучшем случае можно было, говорить о сохранении

традиций. Только спустя несколько столетий схоластики начали развивать новые


основы христианской философии, исходя при этом из учения Августина. Августин

принадлежит к мыслителям, которые имели большое влияние на духовную

жизнь средневековья. Он был гораздо более известен как философ, чем как

"отец церкви". Его творчество было посредующим звеном между философией

Платона и мыслителями средневековья. Августиновская традиция долго считалась

единственным типом ортодоксальной философии. Только в XIII столетии Фома

Аквинский создает новую модель ортодоксии, однако влияние Августина

продолжалось и дальше. Можно говорить о следующих важнейших возвратах к

августинизму:

1. В период каролингского ренессанса в VIII и IX вв.

2. В XII в. у мистиков, в частности у Бернарда.

3. В XIII и XIV вв. как реакция на аристотелизм возникают так

называемые августинцы XIII столетия.

4. К Августину восходит и на него ссылается теоретическая мысль

Реформации.

5. В XVII в., в послереформационный период, когда обновленная

христианская философия искала опору а августинизме.

Янсенизм \ Янсенизм - религиозно-политическое направление,

распространенное в Нидерландах и Франции в XVII и XVIII вв., названное по

имени голландского епископа Янсения Корнелия (1585-1638). Янсенизм является

ответвлением католицизма с элементами вероучения протестантизма, близким к

кальвинизму. Главными его представителями были Арно, Паскаль, Расин. Ватикан

осудил янсенизм как "ложное учение" в 1653 г. Янсенистская церковь

существует сейчас в Нидерландах. \ был августинизмом XVII в., а коренные

философские системы этого периода - картезианство и философия Мальбранша -

были близкими к позициям Августина.


6. Современная модернистская протестантская теология находится под

воздействием августинизма. Некоторые католические теологи также используют

его и поныне.

ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АВГУСТИНА

Во второй половине V столетия, в эпоху возникновения феодального

общества, в Византийской империи (точнее, в Сирии) были написаны на

греческом языке четыре работы, которые в последующей истории

религиозно-философской мысли сыграли видную роль как на Востоке, так и на

Западе. Назывались они "Об именах божьих", "О мистической теологии", "О

небесной иерархии", "О церковной иерархии" и подписаны были именем Дионисия

Ареопагита. Однако он не мог быть автором этих трактатов, ибо жил на

несколько столетий раньше, и поэтому их автора, имя которого, естественно,

неизвестно, стали называть Псевдо-Дионисий. Впервые трактаты были

представлены на церковном соборе в 532 г.

Ареопагитика представляла собой синтез христианства и неоплатонизма.

Она опиралась прежде всего на неоплатоновскую концепцию "единого абсолюта",

существующего вне природы; следствием .явилось отрицание догмата о Святой

Троице.

Главным смыслом ареопагитики был метод познания бога, одним из путей -

позитивная теология, основанная на аналогии между миром реальных предметов,

в частности человеческими существами, и богом как их единственным и

высочайшим творцом. Второй путь - так называемая негативная теология -

исходит из того, что нельзя все бесчисленные свойства приписывать

божественному существу, богу не приличествуют, например, гнев или опьянение.

Абсолютность существования бога можно скорее выразить негативным путем, т.

е. в понятиях, которые не могут быть взяты из человеческой жизни, не могут

быть выражены при помощи человеческих определений. Бог не похож ни на один

из атрибутов материального мира, он является чистой трансценденцией. Этот

подход раскрывает мистические, спекулятивные стороны учения Псевдо-Дионисия

о боге.

Псевдо-Дионисий перенимает и другие неоплатоновские идеи, например идею

о боге как начале, середине и конце всего существующего. Мир был создан

богом, его бесконечной любовью и добротой, он же и стремится вернуться к

богу. Этим способом трансцендентный бог может быть представлен одновременно


и как имманентный всем видам и существам, которые участвуют в его

совершенстве. Прежде всего этого достигают существа, которые образуют

"небесную иерархию" (ангелы, духи), а затем и люди, которые посредством

церкви общаются с богом.

В этой концепции значительную роль играет именно идея об иерархическом

упорядочении мира, которая выражала интересы как церкви, так и светской

власти в зарождавшемся феодальном обществе.

Из всех древнегреческих писателей Псевдо-Дионисий наиболее существенным

образом повлиял на средневековую философскую мысль на Западе, в частности в

направлении мистики. Его своеобразное восприятие неоплатоновской философии

инспирировало христианское учение. Воззрения Псевдо-Дионисия

распространялись его учеником, продолжателем и комментатором Максимом

Исповедником (Maximus Confessor, 580-662).

В начале V в. Марциан Капелла составил школьный учебник о семи так

называемых свободных искусствах (о грамматике, риторике, диалектике,

арифметике, геометрии, астрономии и музыке); римский сенатор Кассиодор (ок.

490-538) скомпилировал энциклопедию о делах божьих и человеческих, его

заслуги состояли также в описании и переводах античных рукописей. Исидор

Севильский (ок. 600), англосакс Беда (ок. 700) и Алкин (ок. 730-804),

советник Карла Великого, составили сборники, включившие многое из богатства

мысли древнего мира.

Последователи Августина были скорее историками, чем систематизаторами.

Они решали больше практические и этические вопросы, чем теоретические.

Исходя из установок аристотелевской логики и философии, рассуждали о

подчиненности философии теологии. Монах Иоанн из Дамаска (VIII в.) -

крупнейший после Оригены и Григория Нисского систематизатор на Востоке.

В целом и на Западе, и на Востоке развитие мысли шло по пути

комментирования древних трактатов. Одним из значительных комментаторов на

Западе был, в частности, Боэций (ок. 480-524), латинский христианский теолог

и философ, который в Афинах познакомился с произведениями Аристотеля,

стоиков и неоплатоников. Ему удается выполнить часть своих намерений -

перевести труды Аристотеля (главным образом по логике), Платона, стоиков и

неоплатоников на латинский язык. Его переводы и комментарии сильно повлияли

на средневековый Запад. Работы Боэция "Комментарии к Порфирию", "Введение к


категориям Аристотеля" сыграли помимо всего прочего выдающуюся роль в

позднейших спорах об универсалиях.

Он написал также трактат "Утешение философией" ("De consolationeo

philosophiae"), в котором. христианские мотивы не выступают на первый план.'

В этом трактате Боэций показывает, как философские позиции влияют на мысль,

ведут к спокойствию, дают утешение в несчастии. Трактат свидетельствует о

том большом влиянии, которое на Боэция оказала языческая философия, прежде

всего стоицизм.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

В последний период существования Римской империи начинают развиваться

элементы феодализма. В V столетии этот процесс происходит все более

интенсивно в сложных отношениях с варварами (главным образом германцами) и

народами, которые жили в западной части Римской империи и находились под

гнетом варваров.

В конце VIII - начале IX в. центр философской мысли перемещается на

запад и север Европы. Главным центром тогдашней средневековой культуры

становится франкское царство Карла Великого, которое простиралось на север

от Альп, на территории между Испанией и Дунаем, от Дании до Италии.

Носителями культуры становятся прежние варвары. Начинается новое оживление

культуры - "каролингское возрождение". Основой могущества монархии

Каролингов было более быстрое развитие феодальных отношений у франков по

сравнению с византийцами и, в частности, арабами. Арабы были остановлены в

своем победном шествии на запад Европы и начали постепенно вытесняться с

Пиренейского полуострова.

Политическому и социальному единству должно было способствовать и

единство религии и философии. Достижение этого единства было облегчено и

общим языком - латынью; наука и философия интернационализировались.

Объединению западноевропейских народов способствовал и католицизм. Это

теологическое единство происходило, однако, не только на уровне мышления.

Церковь располагала широкой организацией, управляемой в соответствии с

феодальными иерархическими принципами. Она была также и крупным

землевладельцем, освящала светский феодальный строй, церковные догматы

служили исходным пунктом и основой всей духовной жизни. Монопольное

положение церкви проявляется в организации образования, воспитания.

Церковные школы и монастыри становятся культурными центрами. В церковных