Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Параллельно контактам прерывателя в цепь эмиттер — коллектор—
источник тока 1 включена первичная обмотка катушки 3 зажи гания.
При таком включении первичной обмотки катушки через нее пой дет ток большой силы, равный около 9 а, минуя контакты прерывателя.
Если разомкнуть контакты прерывателя, то цепь .эмиттер — база раз мыкается и транзистор запирается, прекращается поступление тока в
первичную обмотку катушки зажигания.
§ 13. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
На автомобилях получили широкое применение свинцово-кислот
ные аккумуляторные батареи.
Свинцовый аккумулятор состоит из нескольких положительных и отрицательных пластин, опущенных в сосуд с раствором серной кис лоты в дистиллированной воде.
Пластины аккумулятора представляют собой свинцово-сурмяни- стую решетку, в ячейки которой вмазывают окислы свинца. Длительным зарядом пластины формируют. В процессе формировки внутри аккуму лятора происходит химическая реакция, т. е. распад сернистого свинца
на составные части.
В конце формирования активная масса положительных пластин полностью превращается в перекись свинца PbO2 темно-коричневого
цвета, а отрицательных пластин ■— в губчатый свинец (Pb) светло-се рого цвета. В процессе зарядки вода распадается на составные элементы. Атомы кислорода О притягиваются к положительным пластинам, а ато мы водорода H вступают в соединение с кислотным остатком SO4 серно кислого свинца, образуя серную кислоту (H2SO4). Поэтом}' при зарядке
аккумуляторов плотность электролита повышается. Если после заряд
ки аккумулятора к его зажимам присоединить потребитель, то аккуму
лятор начнет разряжаться. При разрядке происходит обратная реакция.
При разрядке распадается кислота, на пластинах образуется сѣрно кислый свинец PbSO4, а в электролите появляются новые молекулы воды — плотность электролита понижается.
Таким образом, действие аккумулятора основано на превращении электрической энергии в химическую при зарядке и обратном превра щении химической энергии в электрическую при разрядке.
Напряжение полностью заряженного свинцового аккумулятора
составляет 2,1 в. Количество электричества в ампер-часах, которое от дает полностью заряженный аккумулятор при разряде до 1,7 в, назы
вается емкостью аккумулятора. Емкость аккумулятора зависит от плот ности и температуры электролита.
Для повышения емкости и компактности аккумуляторы 'изготавли
вают из набора положительных пластин, соединенных общей перемыч
кой-бареткой, и такого же набора отрицательных пластин. Перемычки соединяют с выводным штырем. Чтобы полностью использовать актив
ную массу положительных пластин и предохранить крайние пластины
49
от коробления и выкрашивания, отрицательных пластин ставят на одну
больше, чем положительных. Во избежание замыкания пластин между ними ставят тонкие пористые прокладки — сепараторы. Ввиду того что на автомобилях применяют напряжение 12 и 24 в, аккумуляторы между собой соединяют последовательно, т. е. плюс одного соединяют с минусом другого, образуя батарею.
При таком соединении напряжение складывается: 2 + 2 + 2 Ң-
Ң- 2 + 2 + 2 = 12 в.
Устройство аккумуляторной батареи показано на рис. 40.
Бак 8 изготовлен в виде моноблока из эбонита или пластмассы с кислотостойкими'вставками на стенках. Бак разделен перегородками, которые образуют отделения для установки блоков пластин аккумуля торов. На дне отделений моноблока сделаны ребра, на которые опира ются блоки пластин, и между ребрами скопляются частицы активной массы (шлам), предотвращающие короткое замыкание пластин. В каж дое отделение (банку) помещают набор положительных и отрицатель ных пластин.
Положительные пластины 3 через баретку 5 выведены на общий вы водной плюсовой зажим 7, а отрицательные 1 •— на минусовой. Между пластинами установлены сепараторы 2, которые выполнены из микро
пористого каучука (мипора) или полихлорвинила (мипласта). |
Кроме |
|||||||||||
того, применяют комбинированные |
|
сепараторы — мипор, |
мнпласт |
и |
||||||||
стекловолокно. При комбинированных сепараторах к |
положительным |
|||||||||||
пластинам, обращен стекловойлок, |
так как его волокнистое строение |
|||||||||||
обеспечивает свободный доступ электролита к положительным4. |
пласти |
|||||||||||
нам. Для защиты верхних кромок сепараторов10, |
от повреждения при за |
|||||||||||
мере электролита имеется предохранительный щиток6, |
|
|
Сверху каждую |
|||||||||
банку батареи9, закрывают крышкой12, |
в которых выполнены четыре |
|||||||||||
отверстия: два |
крайних для выводных штырей |
заливное, закрывае |
||||||||||
мое пробкой |
и вентиляционное |
|
которое может быть сделано |
не |
||||||||
|
|
|
посредственно |
в |
|
пробке. |
||||||
|
|
|
Щели |
и |
между |
|
краями |
кры |
||||
|
|
|
шек |
стенками |
сосуда |
|
за |
|||||
|
|
|
ливают |
кислотоупорной |
ма |
|||||||
|
|
|
стикой. |
|
|
|
|
соединяют |
||||
|
|
|
Аккумуляторы |
|||||||||
|
|
|
между собой |
последовательно |
||||||||
|
|
|
при |
помощи |
|
перемычек |
|
И. |
||||
|
|
|
В |
каждый |
аккумулятор |
|||||||
|
|
|
заливают электролит, пред |
|||||||||
|
|
|
ставляющий |
|
|
собой |
раствор |
|||||
|
|
|
серной кислоты в дистилли |
|||||||||
|
|
|
рованной |
воде. |
Плотность |
|||||||
|
|
|
электролита |
|
для |
полностью |
||||||
|
|
|
заряженной |
батареи устанав |
||||||||
|
|
|
ливают в соответствий с кли |
|||||||||
|
|
|
матическими |
|
условиями экс |
|||||||
|
|
|
плуатации, |
которая |
указана |
|||||||
|
|
|
в табл. |
3. |
|
|
|
|
|
|
|
50
|
Минимальная |
Таблица З |
|
|
Плотность электролита |
||
Районы эксплуатации батарей |
окружающая темпе |
||
ратура воздуха |
заряженных батарей при |
||
|
при эксплуатации, |
температуре воздуха |
|
|
0G |
+ І5’С |
|
Южные |
До —20 |
1,25 |
|
Центральные |
До —30 |
1,27 |
|
Северные |
До—*40 |
1,29 |
(зимой) |
Районы с резко контпнентальным |
Ниже — 40 |
1,31 |
|
климатом |
|
1,27 |
(летом) |
Согласно' ГОСТ 959—51 аккумуляторные батареи имеют следу ющую маркировку. На автобусах устанавливаются батареи следую щих ма рок:
На автобусе ЛиАЗ-677 ................... ...... 6СТ—78 3M×2
1 Ia автобусе Икарус-556 . |
.6СТ—198 EM×2 |
На автобусе ЛАЗ-695 EAl...................................... |
. ЗСТ—135 ΠM×2 |
Маркировка батарей означает: 6= число аккумуляторов в батарее;
CT — стартерного типа; 78 ■— 198 ит. д. — емкость батареи в а • ч\
П—материал моноблока (пластмасса); Э — эбонит; Д—деревянные
сепараторы; M — материал сепаратора (мипор, мипласт). Номинальная емкость аккумуляторной батареи определяется ко
личеством электричества в ампер-часах, которое отдает полностью заря женная батарея при непрерывном десятичасовом разряде ее током, равным 0,1 емкости, до напряжения 1,7 в при температуре 30q G.
Емкость, отдаваемая батареей, зависит от величины разрядного тока, от температуры электролита, от срока службы аккумуляторной батареи, технического обслуживания и эксплуатации.
При увеличении разрядного тока, особенно при включении старте ра, емкость батареи уменьшается, так как поверхностные слои актив
ной массы пластин быстро разряжаются, а образующийся сульфат свинца закупоривает поры активной массы, препятствуя проникнове нию электролита к внутренним слоям.
C понижением температуры электролита емкость батареи умень
шается, так как увеличивается внутреннее сопротивление электролита. На каждый градус снижения температуры, начиная от 30q G, емкость батареи снижается на 1 %■. Аккумуляторные батареи на автобусах вклю чают рубильником, расположенным на .щитке под капотом двигателя. Во избежание разрядки батареи через выпрямитель при длительных
стоянках рубильник необходимо выключать. j
§ 14. ГЕНЕРАТОР, ВЫПРЯМИТЕЛЬ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР
Генератор. На автобусах ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695М устанавливают ге нератор переменного тока типа Г2-В, который представляет собой трех фазную синхронную машину с электромагнитным возбуждением.
51
⅜
Рис. 41. Генератор Г2;Б
Основным преимуществом генератора переменного тока является то, что он отдает ток уже при холостом ходе двигателя, который у го родских автобусов составляет 60—70% всего времени эксплуатации. Кроме того, генераторы переменного тока отличаются большой надеж ностью щеточного узла, так как щетки в генераторе переменного тока
работают не по коллектору, а по гладкому кольцу.
Генератор переменного тока (рис. 41) состоит из следующих основ
ных частей:
статора 9, ротора, крышек 10 и 1, вентилятора 13 и шкива 14.
Статор генератора собран из отдельных пластин листовой элек тротехнической стали толщиной 0,5 лш,'изолированных одна от другой лаковым покрытием для уменьшения потерь.
Статор имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов,
в которые уложена трехфазная обмотка переменного тока. Обмотка катушечная. Катушки 12 соединены в три группы, каждая группа образует фазу. Фазы соединены в звезду, т. е. начала катушек соединены
52
вместе, а концы присоединены к трем зажимам клеммовой колодки статора /, // и ///.
Ротор состоит из двух стальных шестиполюсных клювообразных сердечников 7 и 11 и двух катушек 8 возбуждения, соединенных парал лельно. Концы катушек возбуждения выведены на три контактных кольца 4 вала. Вал 5 ротора вращается на шариковых подшипнп-
'ках 6 и 15. Крышка 1 со стороны контактных колец имеет отверстия, в которых установлены три щеткодержателя 16 со щетками 3 и пружинами
17.Щетки прижимаются к контактным кольцам пружинами с усилием 350—500 Г. Средняя щетка соединена с массой, а две крайние с зажима
ми |
Ш1 |
и |
Ш2 |
|
|
|
|
и влаги щетки |
4 |
||
|
|
10реле-регулятора. От попадания пыли |
|
||||||||
закрыты крышкой |
2. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Крышка |
со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, |
|||||||||
через которые нагнетается охлаждающий воздух вентилятором |
|
||||||||||
|
Крышки |
генератора |
изготовлены из |
|
|
|
13. |
|
|||
|
дюралюминиевого сплава, |
||||||||||
в них установлены шариковые подшипники, |
на которых вращается ро |
||||||||||
тор. Привод генератора осуществляется через шкив |
14 |
ременной пере |
|||||||||
дачей. |
|
|
|
|
^ ■ |
|
|
|
подводится ток |
||
|
C момента включения |
зажигания через щетки |
|
вобмотки возбуждения из аккумуляторных батарей; создается маг нитное поле ротора. При вращении ротора силовые линии магнитного
поля ротора пересекают витки катушек статора, й в них индуктируется
переменный ток, который снимается через три зажима /, // и III ста тора и поступает к трем зажимам селенового выпрямителя. .
Вгенераторах постоянного тока преобразование переменного тока
впостоянный осуществляется коллектором, а в генераторах перемен ного тока для этой цели применяют выпрямители, принцип работы ко
торых был описан выше.
Селеновый выпрямитель РС300-А (рис. 42) устанавливают на авто
бусах ЛАЗ-695М. Он состоит из восемнадцати квадратцых пластин размером 100 × 100 мм, укрепленных на стальном стержне 8 при по
мощи гайки 9. Пластины изолированы от стержня бумажной трубкой 7 и' текстолитовыми шайбами 6.
1, |
2, |
10 |
и |
13 |
из тонколисто |
Столб шайб и пластин закрыт панелями14, 15, 16 |
|
|
|
||
вой стали, которые образуют кожух, направляющий поток воздуха для |
|||||
охлаждения пластин. К зажимам |
подводят переменный ток |
от генератора. От3этих зажимов ток подводится от каждой фазы статора |
|||||||||||
генератора к шести пластинам выпрямителя19, . |
слой |
17 |
полупроводника |
||||||||
На пластину |
с одной стороны нанесен |
|
|||||||||
селена, |
а18,на этот |
слой нанесен слой |
17состоящий из сплава19 |
олова |
|||||||
к кадмием и добавкой висмута. |
|
селена и слоем |
сплава, |
||||||||
Слой |
образовавшийся между слоем |
|
|||||||||
выполняет роль «выпрямителя17 |
», пропуская ток только в направлении |
||||||||||
от слоя селена к слою19 |
сплава. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|||
.Ток с5,верхнего слоя |
снимается специальной лепестковой латунной |
||||||||||
шайбой |
а со слоя |
алюминиевой пластины ■— обычной |
шайбой |
|
Одна пластина пропускает через себя переменный ток лишь в те чение одного полупериода. Для более рационального использования
мощности генератора выпрямители выполнены по двухполупериодной
53