Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Параллельно контактам прерывателя в цепь эмиттер — коллектор—

источник тока 1 включена первичная обмотка катушки 3 зажи­ гания.

При таком включении первичной обмотки катушки через нее пой­ дет ток большой силы, равный около 9 а, минуя контакты прерывателя.

Если разомкнуть контакты прерывателя, то цепь .эмиттер — база раз­ мыкается и транзистор запирается, прекращается поступление тока в

первичную обмотку катушки зажигания.

§ 13. АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

На автомобилях получили широкое применение свинцово-кислот­

ные аккумуляторные батареи.

Свинцовый аккумулятор состоит из нескольких положительных и отрицательных пластин, опущенных в сосуд с раствором серной кис­ лоты в дистиллированной воде.

Пластины аккумулятора представляют собой свинцово-сурмяни- стую решетку, в ячейки которой вмазывают окислы свинца. Длительным зарядом пластины формируют. В процессе формировки внутри аккуму­ лятора происходит химическая реакция, т. е. распад сернистого свинца

на составные части.

В конце формирования активная масса положительных пластин полностью превращается в перекись свинца PbO2 темно-коричневого

цвета, а отрицательных пластин ■— в губчатый свинец (Pb) светло-се­ рого цвета. В процессе зарядки вода распадается на составные элементы. Атомы кислорода О притягиваются к положительным пластинам, а ато­ мы водорода H вступают в соединение с кислотным остатком SO4 серно­ кислого свинца, образуя серную кислоту (H2SO4). Поэтом}' при зарядке

аккумуляторов плотность электролита повышается. Если после заряд­

ки аккумулятора к его зажимам присоединить потребитель, то аккуму­

лятор начнет разряжаться. При разрядке происходит обратная реакция.

При разрядке распадается кислота, на пластинах образуется сѣрно­ кислый свинец PbSO4, а в электролите появляются новые молекулы воды — плотность электролита понижается.

Таким образом, действие аккумулятора основано на превращении электрической энергии в химическую при зарядке и обратном превра­ щении химической энергии в электрическую при разрядке.

Напряжение полностью заряженного свинцового аккумулятора

составляет 2,1 в. Количество электричества в ампер-часах, которое от­ дает полностью заряженный аккумулятор при разряде до 1,7 в, назы­

вается емкостью аккумулятора. Емкость аккумулятора зависит от плот­ ности и температуры электролита.

Для повышения емкости и компактности аккумуляторы 'изготавли­

вают из набора положительных пластин, соединенных общей перемыч­

кой-бареткой, и такого же набора отрицательных пластин. Перемычки соединяют с выводным штырем. Чтобы полностью использовать актив­

ную массу положительных пластин и предохранить крайние пластины

49



от коробления и выкрашивания, отрицательных пластин ставят на одну

больше, чем положительных. Во избежание замыкания пластин между ними ставят тонкие пористые прокладки — сепараторы. Ввиду того что на автомобилях применяют напряжение 12 и 24 в, аккумуляторы между собой соединяют последовательно, т. е. плюс одного соединяют с минусом другого, образуя батарею.

При таком соединении напряжение складывается: 2 + 2 + 2 Ң-

Ң- 2 + 2 + 2 = 12 в.

Устройство аккумуляторной батареи показано на рис. 40.

Бак 8 изготовлен в виде моноблока из эбонита или пластмассы с кислотостойкими'вставками на стенках. Бак разделен перегородками, которые образуют отделения для установки блоков пластин аккумуля­ торов. На дне отделений моноблока сделаны ребра, на которые опира­ ются блоки пластин, и между ребрами скопляются частицы активной массы (шлам), предотвращающие короткое замыкание пластин. В каж­ дое отделение (банку) помещают набор положительных и отрицатель­ ных пластин.

Положительные пластины 3 через баретку 5 выведены на общий вы­ водной плюсовой зажим 7, а отрицательные 1 •— на минусовой. Между пластинами установлены сепараторы 2, которые выполнены из микро­

пористого каучука (мипора) или полихлорвинила (мипласта).

Кроме

того, применяют комбинированные

 

сепараторы — мипор,

мнпласт

и

стекловолокно. При комбинированных сепараторах к

положительным

пластинам, обращен стекловойлок,

так как его волокнистое строение

обеспечивает свободный доступ электролита к положительным4.

пласти­

нам. Для защиты верхних кромок сепараторов10,

от повреждения при за­

мере электролита имеется предохранительный щиток6,

 

 

Сверху каждую

банку батареи9, закрывают крышкой12,

в которых выполнены четыре

отверстия: два

крайних для выводных штырей

заливное, закрывае­

мое пробкой

и вентиляционное

 

которое может быть сделано

не­

 

 

 

посредственно

в

 

пробке.

 

 

 

Щели

и

между

 

краями

кры­

 

 

 

шек

стенками

сосуда

 

за­

 

 

 

ливают

кислотоупорной

ма­

 

 

 

стикой.

 

 

 

 

соединяют

 

 

 

Аккумуляторы

 

 

 

между собой

последовательно

 

 

 

при

помощи

 

перемычек

 

И.

 

 

 

В

каждый

аккумулятор

 

 

 

заливают электролит, пред­

 

 

 

ставляющий

 

 

собой

раствор

 

 

 

серной кислоты в дистилли­

 

 

 

рованной

воде.

Плотность

 

 

 

электролита

 

для

полностью

 

 

 

заряженной

батареи устанав­

 

 

 

ливают в соответствий с кли­

 

 

 

матическими

 

условиями экс­

 

 

 

плуатации,

которая

указана

 

 

 

в табл.

3.

 

 

 

 

 

 

 

50


 

Минимальная

Таблица З

 

Плотность электролита

Районы эксплуатации батарей

окружающая темпе­

ратура воздуха

заряженных батарей при

 

при эксплуатации,

температуре воздуха

 

0G

+ І5’С

Южные

До —20

1,25

 

Центральные

До —30

1,27

 

Северные

До—*40

1,29

(зимой)

Районы с резко контпнентальным

Ниже — 40

1,31

климатом

 

1,27

(летом)

Согласно' ГОСТ 959—51 аккумуляторные батареи имеют следу­ ющую маркировку. На автобусах устанавливаются батареи следую­ щих ма рок:

На автобусе ЛиАЗ-677 ................... ...... 6СТ—78 3M×2

1 Ia автобусе Икарус-556 .

.6СТ—198 EM×2

На автобусе ЛАЗ-695 EAl......................................

. ЗСТ—135 ΠM×2

Маркировка батарей означает: 6= число аккумуляторов в батарее;

CT — стартерного типа; 78 ■— 198 ит. д. — емкость батареи в а • ч\

П—материал моноблока (пластмасса); Э — эбонит; Д—деревянные

сепараторы; M — материал сепаратора (мипор, мипласт). Номинальная емкость аккумуляторной батареи определяется ко­

личеством электричества в ампер-часах, которое отдает полностью заря­ женная батарея при непрерывном десятичасовом разряде ее током, равным 0,1 емкости, до напряжения 1,7 в при температуре 30q G.

Емкость, отдаваемая батареей, зависит от величины разрядного тока, от температуры электролита, от срока службы аккумуляторной батареи, технического обслуживания и эксплуатации.

При увеличении разрядного тока, особенно при включении старте­ ра, емкость батареи уменьшается, так как поверхностные слои актив­

ной массы пластин быстро разряжаются, а образующийся сульфат свинца закупоривает поры активной массы, препятствуя проникнове­ нию электролита к внутренним слоям.

C понижением температуры электролита емкость батареи умень­

шается, так как увеличивается внутреннее сопротивление электролита. На каждый градус снижения температуры, начиная от 30q G, емкость батареи снижается на 1 %■. Аккумуляторные батареи на автобусах вклю­ чают рубильником, расположенным на .щитке под капотом двигателя. Во избежание разрядки батареи через выпрямитель при длительных

стоянках рубильник необходимо выключать. j

§ 14. ГЕНЕРАТОР, ВЫПРЯМИТЕЛЬ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР

Генератор. На автобусах ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695М устанавливают ге­ нератор переменного тока типа Г2-В, который представляет собой трех­ фазную синхронную машину с электромагнитным возбуждением.

51


Рис. 41. Генератор Г2;Б

Основным преимуществом генератора переменного тока является то, что он отдает ток уже при холостом ходе двигателя, который у го­ родских автобусов составляет 60—70% всего времени эксплуатации. Кроме того, генераторы переменного тока отличаются большой надеж­ ностью щеточного узла, так как щетки в генераторе переменного тока

работают не по коллектору, а по гладкому кольцу.

Генератор переменного тока (рис. 41) состоит из следующих основ­

ных частей:

статора 9, ротора, крышек 10 и 1, вентилятора 13 и шкива 14.

Статор генератора собран из отдельных пластин листовой элек­ тротехнической стали толщиной 0,5 лш,'изолированных одна от другой лаковым покрытием для уменьшения потерь.

Статор имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов,

в которые уложена трехфазная обмотка переменного тока. Обмотка катушечная. Катушки 12 соединены в три группы, каждая группа образует фазу. Фазы соединены в звезду, т. е. начала катушек соединены

52

вместе, а концы присоединены к трем зажимам клеммовой колодки статора /, // и ///.

Ротор состоит из двух стальных шестиполюсных клювообразных сердечников 7 и 11 и двух катушек 8 возбуждения, соединенных парал­ лельно. Концы катушек возбуждения выведены на три контактных кольца 4 вала. Вал 5 ротора вращается на шариковых подшипнп-

'ках 6 и 15. Крышка 1 со стороны контактных колец имеет отверстия, в которых установлены три щеткодержателя 16 со щетками 3 и пружинами

17.Щетки прижимаются к контактным кольцам пружинами с усилием 350—500 Г. Средняя щетка соединена с массой, а две крайние с зажима­

ми

Ш1

и

Ш2

 

 

 

 

и влаги щетки

4

 

 

10реле-регулятора. От попадания пыли

 

закрыты крышкой

2.

 

 

 

 

 

 

 

Крышка

со стороны привода имеет вентиляционные отверстия,

через которые нагнетается охлаждающий воздух вентилятором

 

 

Крышки

генератора

изготовлены из

 

 

 

13.

 

 

дюралюминиевого сплава,

в них установлены шариковые подшипники,

на которых вращается ро­

тор. Привод генератора осуществляется через шкив

14

ременной пере­

дачей.

 

 

 

 

^ ■

 

 

 

подводится ток

 

C момента включения

зажигания через щетки

 

вобмотки возбуждения из аккумуляторных батарей; создается маг­ нитное поле ротора. При вращении ротора силовые линии магнитного

поля ротора пересекают витки катушек статора, й в них индуктируется

переменный ток, который снимается через три зажима /, // и III ста­ тора и поступает к трем зажимам селенового выпрямителя. .

Вгенераторах постоянного тока преобразование переменного тока

впостоянный осуществляется коллектором, а в генераторах перемен­ ного тока для этой цели применяют выпрямители, принцип работы ко­

торых был описан выше.

Селеновый выпрямитель РС300-А (рис. 42) устанавливают на авто­

бусах ЛАЗ-695М. Он состоит из восемнадцати квадратцых пластин размером 100 × 100 мм, укрепленных на стальном стержне 8 при по­

мощи гайки 9. Пластины изолированы от стержня бумажной трубкой 7 и' текстолитовыми шайбами 6.

1,

2,

10

и

13

из тонколисто­

Столб шайб и пластин закрыт панелями14, 15, 16

 

 

 

вой стали, которые образуют кожух, направляющий поток воздуха для

охлаждения пластин. К зажимам

подводят переменный ток

от генератора. От3этих зажимов ток подводится от каждой фазы статора

генератора к шести пластинам выпрямителя19, .

слой

17

полупроводника

На пластину

с одной стороны нанесен

 

селена,

а18,на этот

слой нанесен слой

17состоящий из сплава19

олова

к кадмием и добавкой висмута.

 

селена и слоем

сплава,

Слой

образовавшийся между слоем

 

выполняет роль «выпрямителя17

», пропуская ток только в направлении

от слоя селена к слою19

сплава.

 

 

 

 

 

 

4.

.Ток с5,верхнего слоя

снимается специальной лепестковой латунной

шайбой

а со слоя

алюминиевой пластины ■— обычной

шайбой

 

Одна пластина пропускает через себя переменный ток лишь в те­ чение одного полупериода. Для более рационального использования

мощности генератора выпрямители выполнены по двухполупериодной

53