Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
33 |
шарнира поджат |
к пальцу |
31 |
пружиной |
32, |
расположенной под |
|||||
крышкой |
30. |
|
автобуса ЛиАЗ-677 имеет задний саморегулирую |
||||||||
|
Продольная тяга |
||||||||||
щийся и передний регулируемый21 |
шарниры.20,Задний шарнир состоит |
||||||||||
из двух сухарей23. |
26,и |
24 |
(рис21. 100, б), установленных в наклонных па |
||||||||
зах |
наконечника |
22 |
|
|
и крышки |
закрепленной стопор |
|||||
|
пружины |
||||||||||
ным кольцом |
Пружина |
по мере износа деталей перемещает па |
|||||||||
лец |
18 |
с |
28.сухарями вдоль18 |
по пазам, обеспечивая27 |
выбор зазора между17 |
||||||
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пальцами и сухарями. |
Передний шарнир имеет две клиновидные шай |
||||
бы |
и |
Шайба29 |
смещается пружиной |
в сторону штифта |
|
и зажимает палец |
между сухарями. Шарнирные соединения руле |
||||
вого привода смазывают солидолом через масленки |
9. |
||||
|
Рулевое |
управление автобуса Икарус-556. Рулевое управление ав |
тобуса Икарус-556 с гидроусилителем рулевого управления, действу-
134
ющим |
|
непосредственно |
на |
рулевой |
|
|
||||||||||||
механизм, |
|
подобно |
гидроусилителю |
|
|
|||||||||||||
рулевого |
|
|
управления |
автомобиля |
|
|
||||||||||||
ЗИЛ-130. |
|
|
|
|
|
|
управление3 |
|
|
|||||||||
|
Рулевое |
|
|
|
|
|||||||||||||
(рис. |
|
101) |
|
состоит |
из |
рулевого ме |
|
|
||||||||||
ханизма /, |
масляного насоса |
с бач |
|
|
||||||||||||||
ком |
2 |
|
и |
рулевого |
привода, |
представ |
|
|
||||||||||
ляющего собой систему тяг и рыча |
|
|
||||||||||||||||
гов, соединенных шарнирно с руле |
|
|
||||||||||||||||
вой сошкой |
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Рулевой механизм (рис. |
|
|
|||||||||||||||
102, |
а) |
выполнен в |
виде пары—винт |
3 |
|
|
||||||||||||
и |
|
гайка |
|
|
4 — |
с |
циркулирующими |
|
|
|||||||||
|
|
5 |
|
|
|
|||||||||||||
шариками |
|
|
по бесконечно замкну |
|
|
|||||||||||||
тому |
|
|
кругу в |
2.направляющей |
4труб |
|
|
|||||||||||
ке /, |
|
|
закрепленной |
в |
гайке |
при |
|
|
||||||||||
помощи хомута |
|
|
|
|
|
состо1 |
Рис. 101. Рулевое управление ав |
|||||||||||
ит |
Картер рулевого механизма |
тобуса |
Икарус-556 |
|||||||||||||||
|
из |
|
трех частей. |
|
Верхняя |
часть |
|
|
|
|||||||||
(рис. 102, б) |
|
служит для плотного сое |
|
|
||||||||||||||
динения рулевого2 |
вала |
и колонки с картером рулевого механизма. |
||||||||||||||||
Средняя |
|
часть |
|
является |
рабочим |
цилиндром |
гидроусилителя. |
Вцилиндре расположен поршень 3. Внутри поршня смонтированы направляющая втулка 11, шариковая гайка 12, циркулирующие ша рики 14 и червячный винт 4. В торце поршня закреплена скользящая втулка 15.
Внижней части 5 картера помещается толкатель 10, шарнирно
соединенный с поршнем 3 и кривошипом 8 вала 6 сошки. Вал 6 сошки, помещенный в нижней части картера, вращается на трех цилиндри ческих роликовых подшипниках 7 и с правой-и левой стороны имеет
сальниковые уплотнения. Ввиду того что полость вала сошки с криво
шипом находится под давлением гидроусилителя, масло может просо
читься через сальник и пробить прокладки к-рышек. Для 'предотвра щения утечки масла к крышкам нижней части картера с прЯвой и ле вой стороны присоединены два трубопровода, по которым масло от водится в верхнюю часть картера, а оттуда в сливную магистраль на соса гидроусилителя.
Для слива масла из гидравлического цилиндра в нижней части кар
тера имеется отверстие, закрываемое магнитной пробкой 9. Для при соединения маслопроводов, идущих от насоса гидроусилителя, в кар тере выполнены отверстия 13 и 16.
Работа гидроусилителя рулевого управле ния автобуса Икарус-556 происходит следующим образом.
При среднем положении шариковой гайки 12 масло от насоса гидроуси
лителя поступает в полость цилиндра и возвращается в бачок насоса,
не выполняя никакой работы. При вращении рулевого колеса в ту или иную сторону шариковая гайка перемещается на 0,02—0,05 мм в осе вом направлении, в момент начала и окончания поворота. В начале
135
поворота, при перемещении гайки на несколько сотых миллиметра, срабаты
вают датчики и масло поступает в ту или иную полость цилиндра, перемещая пор
шень; этим облегчается поворот направ ляющих колес. Насос гидроусилителя
автобусов Икарус такой же, как и насос автобуса ЛиАЗ-677. Недостатками руле вого механизма автобуса Икарус-556
являются его сложные конструкция и
регулировки и высокая точно.сть сопря женных деталей, которая исключает
возможность р.емопта его в гаражных
условиях. Заводом-изготовителем запре щается разборка рулевого механизма
и его проверка без специального обо рудования.
Рис. 102. Серво-механизм ру левого управления:
п — винт с гайкой на цирку лирующих шариках; б — меха низм
§ 38. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОБУСОВ
Тормозная система автобусов ЛиАЗ-
677 и ЛАЗ-695М состоит из двух |
не |
|
зависимых тормозов: |
ножного и |
руч |
ного. |
меха н ігз м ы |
|
Тормозные |
||
ножного тормоза. На автобу |
||
сах ЛАЗ-695М и ЛАЗ-695Е установлены |
тормозные механизмы (рис. 103) автомо
биля ЗИЛ-130. Тормозные механизмы передних и задних колес конструктивно одинаковы. Каждый тормозной меха
низм имеет две тормозные |
|
КОЛОДКИ C |
|||||
приклепанными12 |
к ним фрикционными |
||||||
накладками. Колодки установлены на |
|||||||
осях |
с эксцентриковыми5. |
шейками, |
|||||
позволяющими |
сцентрировать |
колодки |
|||||
с тормозными барабанами |
|
2.В |
растор |
||||
моженном состоянии колодки удержи |
|||||||
ваются |
стяжной |
пружиной |
|
|
|
||
При |
торможении6, |
колодки прижи |
|||||
маются |
к тормозному барабану разжим |
||||||
ным кулаком |
вал |
которого4. |
поворачи |
||||
вается в двух бронзовых6 |
втулках, рас12 |
||||||
положенных в кронштейне |
|
Кронштей |
|||||
ны вала кулака |
и |
опорных |
осей |
1
приклепаны к дискам, диски тормозных механизмов передних колес — к фланцу
поворотного ку'лака. Тормоза передних
136
ɪɪ задних колес автобуса ЛАЗ-695Е отличаются только шириной тормозных колодок и барабанов.
Тормозные механизмы автобусов ЛиАЗ-677, Икарус-556 и авто
мобиля МАЗ-500 имеют несколько |
|
2, |
конструкцию (рис. 104, |
а). |
||
иную |
|
|||||
Тормоз имеет две сварные колодки |
|
размещецные внутри бара |
||||
бана, вращающегося со ступицей колеса. |
Каждая колодка3, имеет два |
|||||
ребра для повышения жесткости. Фрикционные накладки приклепаны |
||||||
к колодке заклепками. Колодки установлены на суппорте |
|
1, |
||||
приварен |
||||||
ном к балке заднего моста. Каждая колодка опирается4, |
на палец |
|
||||
закрепленный в суппорте тормоза. Колодки стягиваются пружинами 7. |
||||||
6. |
имеют |
ролики |
установленные |
|||
Для уменьшения трения колодки |
в упорах Ролики при повороте кулака перекатываются по его про филю.
Кулак выполнен заодно с валом, на противоположном конце кото рого установлен рычаг, соединенный со штоком тормозной камеры.
Для подачи масла к втулкам вала установлена пресс-масленка. Уси лие от штока тормозной камеры передается регулировочным рычагом.
На рис. 104, б показано устройство переднего тормоза автобусов ЛиАЗ-677 и Икарус-556 и тормозов всех колес автомобиля МАЗ-500.
Обе тормозные колодки 3 опираются на один палец. Стяжные пру
жины 8 и 2 прижимают колодки — одну к опорному пальцу 1, вто
рую — к разжимному кулаку 5. Каждая . колодка имеет ролик 6,
прижимаемый к перемещающемуся конусу колодки пружиной 8.
Для фиксации колодок в осевом направлении служат направляющие
пластины 4, прикрепленные болтами к суппорту тормоза.
Рис. 103. Тормозной механизм передних колес автобусов J1A3∙695M и ΛA3∙695E:
/ — колодка тормоза; 2 —стяжная пружина; 5*-суппорт; 4 — кронштейн вала разжимного кулака; 5 — тормозной барабан; 6 — разжимный кулак; / — регулировочный рычаг, 8 — крониііейн тормозной камеры; У — тормозная камера; IO ^заклейка; 11 — чека; /2 — ось колодки
137
Рис. 104. Тормозные механизмы ножного тормоза автобусов ЛиАЗ-677, Икарус-556 и автомобиля МАЗ-500:
а — задних колес; б — передних колес
Пневматический привод тормозов обеспечивает
более эффективное прижатие колодок к барабану, чем другие приводы.
Прижатие колодок к барабану пневматическим приводом происходит
с усилием 70 кГ7см2, тогда как в тормозах с гидравлическим приводом
колодки прижимаются к барабану с усилием 40—45 кПсм2. Поэтому
^пневматический привод применяют на автомобилях повышенной гру зоподъемности и на автобусах большой и особо большой вместимости.
На автобусах пневматическая система используется для привода тормозов, открывания дверей и для создания давления в баллонах
пневматической подвески в пневматическом приводе гидромехани
ческой передачи.
На рис. 105 показана схема пневматической системы автобуса
ЛиАЗ-677. Пневматический привод тормозов состоит из компрессора
28 с регулятором давления, воздушных баллонов 5, 11 и 22, тормозного крана 23, тормозных камер 20 и 2, двухстрелочного манометра 29,
предохранительного клапана 12 и трубопроводов.
Рассмотрим устройство отдельных приборов пневматического при вода тормозов. Компрессор 10 — двухцилиндровый (рис. 106) имеет
ременный привод от вентилятора. Смазка компрессора принудитель ная, картер сухой. Охлаждение жидкостное. В верхней полости блока цилиндров расположены два впускных 13, а в головке — два нагне
тательных клапана 11. Блок, головка и картер компрессора отлиты из чугуна.
Под впускными клапанами находится разгрузочное устройство,
состоящее из двух плунжеров 18 и коромысла с пружиной. Разгрузоч ное устройство каналом соединено с регулятором давления и работает вместе с ним. При движении поршня вниз в цилиндре компрессора соз дается разрежение, открывается впускной клапан 13 и воздух из воз-
138
J3β
духоочистителя поступает в цилиндр. При движении поршня вверх воздух сжимается, впускной клапан 13 закрывается, а нагнетательный 11 открывается. Воздух подается в воздушные баллоны.'
Воздушные баллон ы^20 служат для очистки, накопле ния и сохранения запаса воздуха для торможения и для питания воздухом пневматической подвески автобусов и механизмов открыва ния дверей. На автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М установлено три бал
лона, на автобусе ЛиАЗ-677 — пять, а на автобусе Икарус-556 — четыре баллона.
При нажатии на педаль тормоза воздух из баллона 20 через тор мозной кран поступает к тормозной камере 7; диафрагма 9 под дей-
І40