Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Рис. 138. Общая схема системы питания дизельного двигателя ЯМЗ-236
Топливо, просачивающееся в полость пружины форсунки, отво дится в топливный бак по специальным трубкам 14 и 16.
Топливопровод 3, расположенный между топливным баком и топ ливоподкачивающим насосом, находится под разрежением; другой
трубопровод 6, расположенный между топливоподкачивающим насо сом и насосом высокого давления, находится под низким давлением; топливопроводы 10 н 11, идущие от насоса высокого давления, — под высоким давлением.
На участках, находящихся под разрежением, и слива топлива трубопровод представляет собой стальные трубки; на участке низкого
давления трубопровод выполнен из пластмассовых прозрачных тру
бок. J- Топливопроводы высокого давления изготовлены из специальных стальных трубок, отожженных и очищенных от окалины, и имеют одинаковую длину для всех цилиндров. Концы трубопроводов высо
кого давления изготовлены с высадкой в форме конуса и прижаты на
кидными гайками через, шайбы к конусным гнездам штуцеров топ
ливного насоса и. форсунок.
Во избежание поломок от вибрации трубопроводы закреплены специальными скобами, кронштейнами и кляммерами.
Топливный бак 1 аналогичен по устройству топливному баку автобуса. Емкость бака — 200 л.
Фильтр грубой очистки (рис. 139, /) установлен
в топливном баке и состоит из корпуса 4, в котором смонтирован фильт рующий элемент 3, состоящий из сетчатого Каркаса и хлопчатобумаж ного шнура, намотанного на каркас. Сверху корпус закрыт крышкрй
190
7, в которой находится выходной штуцер. 6. Вверху крышки имеется пробка для выпуска воздуха, внизу — заборная трубка 1.
Фильтр тонкой очистки (рис. 139, II) — это метал лический корпўс 9, к которому приварен стержень 11. На стержне
смонтирован фильтрующий элемент 12, состоящий из сетчатого сталь ного каркаса, на который намотан ситец, а поверх ситца наложен слой древесной муки. Древесная мука пропитана связывающим мине ральным веществом, благодаря чему образуется твердая пористая масса. Снаружи слой массы обернут марлевой лентой. Сверху корпус
закрыт крышкой 16 с болтом 15. Между корпусом и крышкой установ-
•лена уплотнительная паронитовая прокладка. C торцовых поверх ностей фильтрующий элемент уплотнен резиновыми прокладками 10.
В крышку фильтра ввернут жиклер 17' (или 9 на рис. 138), уплотнен
ный прокладкой. Топ
ливо |
поступает |
в- |
фильтр |
через отвер |
|
стие в |
крышке, |
за |
полняет фильтр, очи
щается в пористой массе фильтрующего
элемента и через дру
гое отверстие в крыш ке поступает к топ ливному насосу вы сокого давления. Че
рез жиклер часть топ лива вместе с возду хом, попавшим в фильтр, проходит
снова в бак.
Топливопод
качи в а ю щ и й
насос поршне-
во г о типа (рис.
140)служит для по дачи топлива через фильтр тонкой очист ки к насосу высокого давления. Топливо подкачивающий на
сос установлен на
топливном насосе вы
сокого давления, при5 |
|||||
водится |
в |
действие |
|||
от |
эксцентрика |
5 |
|||
кулачкового |
вала |
|
|||
насоса |
высокого дав |
||||
ления через |
ролико |
||||
вый |
толкатель |
7 |
и |
||
|
π'----
-QjQl
Рис. 139. Фильтры очистки дизельного топливаг a — грубой очистки; б — тонкой очистки
191
шток 15. Полость корпуса 14 насоса соединена каналами с впуск ным 12 и нагнетательным 1 клапанами. При движении поршня вверх под действием пружин 4 и 2 всасывающая полость увеличивается,
впускной клапан 12 с пружиной 13 открывается и .топливо запол няет всасывающую и подпоршневую полость.
Топливо, находящееся над поршнем 3, поступает к фильтру тонкой очистки. При набегании кулачка на ролик 6 поршень опускается вниз, впускной клапан 12 закрывЗется и топливо, находящееся под порш нем, открывает нагнетательный клапан 1, новая порция топлива посту пает к насосу высокого давления и заполняет пространство над порш нем.
'При малом расходе топлива создается избыточное давление над поршнем, и поэтому поршень не доходит до крайнего положения. Про-' изводительность насоса уменьшается до 1,5—1,7 кПсмг, тогда как максимальное давление насоса достигает 7,5 кГ/см2.
На топливоподкачивающем насосе установлен насос ручной под качки для удаления воздуха из топливной системы, который состоит из корпуса 10, поршня 11 со штоком 9 и тарелки 8. ■
Для пользования насосом ручной подкачки необходимо отвернуть
тарелку и, перемещая шток сверху вниз, провести прокачку.
Топливный насос высокого давления ТНВД (рис. 141) служит для подачи топлива в форсунки под давлением от 150 до 450 кГ/см.2 точно дозированными порциями, в зависимости от нагрузки двигателя,
в строго определенное время и в соответствии с порядком работы дви гателя.
Насос состоит из корпуса 9, кулачкового вала 2 и шести секций 7 насоса. Спереди к насосу прикреплена автоматическая муфта 3, а сза ди к корпусу насоса крепится корпус 10 всережимного регулятора. Hacoc подает топливо к форсункам своими секциями, поэтому рассмот рим устройство и работу секции.
Рис. 140. Топливоподкачивающий насос поршневого типа
Гэг’
9
З
/—толкатель; |
Рис. |
IiII. Топливный насос высокого давления: |
|
|
|
|||||||||
2 — кулачковый оал; |
3 — |
автоматическая муфта; |
4 — |
пружина |
плунжера; |
|||||||||
5—рейка; |
6 — |
штуцер; |
7 |
— |
секция насоса; 5 —зубчатый Сектор; |
9 — |
корпус насоса; |
IO— |
кор |
|||||
пус всережимиого регулятора; |
// — корпус топлпвоподкачиваюіцего |
насоса |
|
|||||||||||
Секция насоса высокого давления. |
Основными |
деталями секции насоса (рис. 142) являются гильза 13 и плунжер 14, Обе детали подбираются индивидуально попарно с зазором 0,001 мм,
и разукомплектовывать их нельзя.
Плунжер получает привод от кулачка распределительного вала 1
через роликовый толкатель 20. Толкатель имеет возвратную пружину
17 и регулировочный болт 18 с контргайкой 19. Пружина толкателя вторым концом упирается в тарелку 4. Гильза имеет боковые отверстия, через которые заполняется топливом из канала 12. Над плунжером установлен нагнетательный клапан 11 с пружиной 10 и упором 9. Сверху секция закрыта накидной гайкцй с отводящим трубопроводом
высокого давления. Гильза крепится в корпусе неподвижно стопор ным винтом 6, а плунжер через поворотную втулку 3 и зубчатый сек тор 5 соединен с рейкой регулятора; такое соединение позволяет пово рачивать плунжер относительно боковых отверстий гильзы. Плун жер 14 имеет вертикальный канал, который соединен со сквозным горизонтальным каналом. От выходящих отверстий поперечного ка нала выполнены две спиральные канавки или паз переменного сечения по высоте.
Работа секции насоса показана на рис. 143.
Под действием пружины 7 толкателя 5 плунжер 3 опущен вниз.
Над плунжером создается разрежение, топливо через открытые боко вые отверстия в гильзе заполняет пространство над плунжером.
При набегании кулачка на толкатель 5 плунжер подниѵается. Когда плунжер полностью перекрывает отверстия в гильзе, давление
7 Зак. 1272 |
! |
193 |
Подача к форсунка
Рис. |
142. |
Секция насоса высокого давления: |
|
|
|
Рис. 143. Схема ра |
||||||||||||||||||||
/— кулачковый |
вал; |
|
2 |
|
— |
8 |
нижняя |
тарелка; |
|
3 — |
поворотная |
боты |
секции |
насо |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ления, |
имеющего |
|||||||||||||||||||
втулка: |
4 |
— |
верхняя |
|
|
тарелка; 5 —зубчатый |
сектор; |
|
О' —сто |
са |
высокого |
дав |
||||||||||||||
порный |
винт; |
7 —пробка; |
|
— |
штуцер; |
9 — |
упор |
нагнетательного |
|
|
|
|
||||||||||||||
клапана; |
¡0 — |
пружина; |
// |
— нагнетательный |
|
клапан; |
|
12 — |
ка |
делительного |
вала |
|||||||||||||||
нал; |
13 |
— втулка плунжера: И — плунжер; |
|
/5 — винт |
ограни |
привод от распре |
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
чителя |
хода |
рейки; |
16 |
|
— |
|
рейка; /7 — пружина; |
18 — |
регулиро |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
вочный болт; |
|
19 — |
контргайка; |
20— |
толкатель |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
над ним повышается, нагнетательный клапан 1 поднимается и топливо начинает подаваться к форсунке. Подача топлива продолжается до тех пор, пока спиральная выточка 12 не откроет отверстия в гильзе. Когда это произойдет, надплунжерное пространство через вертикаль ный канал И в плунжере и отверстия в гильзе сообщится с топливо
подводящим каналом и начнется перепуск топлива в этот канал. По
дача топлива прекращается, хотя плунжер еще продолжает двигаться вверх.
194 |
. |
Кромка вьіточкн на плунжере выполнена по спирали, поэтому при
повороте плунжера изменяется величина его хода, в течение которого
отверстия гильзы остаются закрытыми. Следовательно, чтобы изменить'
количество подаваемого топлива, нужно изменить продолжительность
подачи топлива поворотом плунжера относительно боковых отверстий гильзы. Поворот плунжера осуществляется при помощи рейки 8, зуб чатого венца 10 и поворотной втулки 6.
В секции насоса над плунжером установлен нагнетательный кла
пан 1 с пружиной. Клапан разъединяет надплунжерное пространство и топливопровод высокого давления после окончания подачи топлива,
препятствуя обратному перетеканию топлива из трубопровода в над плунжерное пространство насоса и разгружая трубопровод от высоко
го остаточного давления.
Клапан имеет разгрузочный поясок, который точно подгоняется к поверхности седла клапана. Когда нижняя кромка пояска дойдет до направляющей поверхности седла, происходит разобщение топливо провода с надплунжерным пространством гильзы. При дальнейшем
опускании клапана до полной посадкй его в седло разгрузочный поясок освобождает небольшой объем над пояском. Вследствие этого топливо расширяется на величину освободившегося объема и давление внутри трубопровода падает. Благодаря этому происходит резкое окончание впрыска и уменьшается подтекание топлива из форсунки в цилиндр.
Форсунка (рис. 144) закрытого типа служит для подачи топ лива в цилиндры .под давлением не менее 150 κΓ!cMt в мелкораспылен ном состоянии.
Все детали форсунки собраны в корпусе 8. К нижнему концу кор пуса форсунки, гайкой 4 присоединен корпус распылителя 3, внутри которого находится запорная игла 2. Игла и корпус представляют пре
цизионную пару. Корпус распылителя6, |
имеет четыре сопловых отвер |
||||||||||||||||||
стия |
1 |
диаметром 0,32 |
мм. |
В верхнем конце корпуса распылителя имеет |
|||||||||||||||
ся топливораспределительный9 |
канал |
соединенный с2полостью кор |
|||||||||||||||||
пуса распылителя тремя наклонными каналами 7.10, |
|
распылителя. |
|||||||||||||||||
Нижний конец11штанги |
|
упирается в хвостовик иглы |
|||||||||||||||||
Сверху |
12,на штангу напрессована опорная13.тарелка |
|
в |
которую упи |
|||||||||||||||
рается |
|
пружина |
форсунки. |
Усилие затяжки пружины регулируется |
|||||||||||||||
бинтом |
|
ввернутым в гайку пружины |
На |
17гайку пружины16 |
навер |
||||||||||||||
нут колпак |
14 |
форсунки с7уплотнительной шайбой |
15. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
и фильтр |
|
|
6 |
|||||||||||||||
Топливо к форсунке подается через штуцер |
|
|
и далее |
||||||||||||||||
поступает |
через |
канал |
3. |
к |
топливораспределительному |
каналу- |
|
||||||||||||
в полость |
распылителя |
|
|
|
|
|
создаваемое пружиной |
||||||||||||
Когда давление топлива превысит усилие, |
11, игла 2 поднимается вверх и открывает проход к сопловым отвер стиям 1 и происходит впрыск топлива в камеру сгорания.
Когда снизится давление в насосе высокого давления, игла 2 резко закрывает через штангу 9 сопловые отверстия 1 и этим предотвращает подтекание топлива в цилиндр двигателя в конце впрыска.
Топливо, просачивающееся через зазоры между иглой 2 и корпусом • распылителя 3, отводится из форсунки через отверстия в регулировоч ном винте 12 и колпаке 14.
т |
195 |