Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Форсунки устанавливают в латунный стакан головки цилиндров н крепят скобой. Под торец гайки распылителя подкладывают медную
гофрированную шайбу для уплотнения от прорыва газов.
Сопла форсунки —строго калиброванные каналы, при закоксовы
вании их прочищают стальной проволокой диаметром 0,3 мм.
. Всережимный регулятор оборотов двигателя. Всережимный регу
лятор (рис. 145) служит для поддержания постоянно заданных оборо тов коленчатого вала при изменении нагрузки на двигатель путем ав
томатического изменения подачи топлива в цилиндры. Он обеспечи вает постоянство оборотов от 500 до 2275 обімин.
В корпусе регулятора расположены рычажная система и привод. Две шестерни 20 и 22 получают вращение от кулачкового вала регуля тора. На валу 23 установлены державка 19 грузиков с.грузиками 18.
Грузики соединены с державкой шарнирно и своими роликами упи раются в подвижную муфту 17, а муфта перемещает пяту 16. Пята своей осью 15 шарнирно соединена с рычагом 29 рейки. Рычаг 29 рейки со единен с другими, деталями регулятора в четырех точках: вверху с пру
жиной 28 и с тягой 24 рейки 25; в средней части с пятой 16 и внизу с ку лисой 13. Пята своим торцом упирается в силовой рычаг 4, который связан с двуплечим рычагом 5.
Силовая пружина 6 соединена с двуплечим рычагом 5 и рычагом 3
пружины, который жестко соединен с рычагом управления 1. Рыча.г управления через тягу 26 и систему привода связан с педалью подачи топлива.
Для регулировки минимальных оборотов регулятор имеет регули
ровочный болт |
2 |
и винт |
8 |
буферной пружины |
9. |
Для ограничения мак- |
||||||||
|
|
|
|
симальных |
оборотов |
|
имеется |
|||||||
|
|
|
|
регулировочный болт |
27. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Работа регулятора. |
||||||||||
|
|
|
|
При подготовке |
двигателя |
к |
||||||||
|
|
|
|
работе скобу |
12 |
кулисы |
13 |
ста |
||||||
|
|
|
|
вят в верхнее положение. При |
||||||||||
|
|
|
|
этом рычага),рейки верхним кон |
||||||||||
|
|
|
|
цом перемещается вправо (по |
||||||||||
|
|
|
|
ложение |
|
вдвигая |
рейку |
в |
||||||
|
|
|
|
корпус |
насоса. Рейка |
|
∏0B0jpa- |
|||||||
|
|
|
|
чивает плунжеры на макси |
||||||||||
|
|
|
|
мальную подачу топлива, что |
||||||||||
|
|
|
|
обеспечивает |
быстрый18 пуск дви |
|||||||||
|
|
|
|
гателя. Когда двигатель начал |
||||||||||
|
|
|
|
работать, |
грузики |
|
|
под дей17, |
||||||
|
|
|
|
ствием центробежной силы |
16рас |
|||||||||
|
|
|
|
ходятся и29- давят на муфту |
|
с |
||||||||
|
|
|
|
муфта |
перемещает |
пяту' |
|
|
||||||
|
|
|
|
рычагом |
рейки |
в сторону от |
||||||||
|
|
|
|
корпуса насоса, выдвигая рейку |
||||||||||
|
|
|
|
из корпуса насоса. Обороты ко |
||||||||||
Рис. 144. |
Форсунка |
ленчатого .вала двигателя умень |
||||||||||||
|
|
|
|
шаются. |
|
Это |
выдвижение |
|
рей- |
196
Рис. 145. Схема регулятора оборотов:
а—работа двигателя под нагрузкой; б—остановка двигателя;
I— |
рычаг |
управления: |
2— |
болт |
|
минимальных оборотов; |
3— |
рычаг |
|
пружины; |
|
4— |
силовой |
||||||||||||||||||||||||
рычаг; 5 — двуплечий рычаг; |
6, |
9 |
и |
2S |
— |
пружины; |
7 — корпус; 8 — винт |
буферной пружины; |
|||||||||||||||||||||||||||||
10 — |
болт; |
Il |
и |
23 |
— валы; |
|
/2 — скоба; |
13 |
— |
кулиса; |
14 — |
серьга; |
|
/5 — ось; |
/8 — пята; |
17 — |
|||||||||||||||||||||
муфта; |
18 — |
грузики; |
19— |
державка; |
20 |
и |
22— |
шестерни; |
|
21— |
стакан; |
24 |
н |
|
26— |
тяги; |
|||||||||||||||||||||
ки будет |
|
25 — |
рейка; 27 — болт |
максимальных оборотов; |
29— |
рычаг |
рейки |
|
|
|
регу |
||||||||||||||||||||||||||
|
продолжаться |
|
до |
тех |
|
пор, |
|
пока сила |
пружины. |
||||||||||||||||||||||||||||
лятора и пружины - |
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
силы |
||||||||||||
рейки |
не |
уравновесит |
|
центробежной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
грузов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
двигателя |
|
|
|
|
1 |
||||||||
|
Для увеличения оборотов коленчатого вала |
|
|
водитель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
нажимает на педаль подачи топлива. При этом6 |
|
рычаг управления 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
перемещается вправо, с рычагом управления перемещается рычаг |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пружины, |
|
который тянет за собой пружину |
|
регулятора, |
увеличивая |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ее усилие. |
Пружина16, |
перемещает двуплечий29 |
рычаг |
5, |
который вторым |
||||||||||||||||||||||||||||||||
плечом через регулировочный болт давит на |
силовой рычаг |
4, |
переме |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
щающий пяту |
|
|
а вместе с ней и рычаг |
|
рейки в сторону увеличения |
под’ачи топлива. Обороты увеличиваются до тех пор, пока центробеж ная сила грузиков, направленная в сторону, противоположную силе пружины регулятора, не остановит перемещение пяты в сторону корпу
са насоса. Когда пята остановится в каком-то положении, установятся постоянные обороты коленчатого вала двигателя. Сила натяжения
пружины.регулятора зависит от положения педали, а центробежная сила грузиков—от числа оборотов двигателя.
Поэтому всережимный регулятор поддерживает постоянно задан
ные обороты |
коленчатого вала двигателя при изменении |
нагрузки |
|
на заданном . режиме. |
. |
возросла |
|
Допустим, |
что по |
какой-то причине (короткий подъем) |
нагрузка на двигатель, а водитель держит педаль в заданном положе-
197
нии. Обороты коленчатого вала двигателя снижаются. При снижении оборотов коленчатого вала уменьшается центробежная сила грузиков и они сходятся. Тогда под действием натяжения пружин 6 и 28 рычаг регулятора вдвинет рейку в корпус насоса. Обороты коленчатого вала двигателя увеличатся, но центробежная сила грузиков ограничивает увеличение их оборотов.
Допустим, что по какой-то причине нагрузка на двигатель умень шилась (кратковременный спуск), а водитель не изменил положения педали. На карбюраторном двигателе это вызовет мгновенное увели чение числа оборотов коленчатого вала, а на двигателе ЯМЗ-236 за водителя сработает всережимный регулятор, т. е. если обороты колен
чатого вала стремятся к увеличению, увеличивается центробежная сила грузиков, которые своим перемещением вытягивают рейку из корпуса в сторону уменьшения оборотов коленчатого вала.
При езде по неровной, ухабистой дороге водитель может держать педаль в определенном заданном положении, а рейка будет переме щаться автоматически в сторону увеличения или уменьшения подачи топлива в соответствии с нагрузкой на двигатель в пределах необходи мой мощности на данном режиме. Но если нагрузка на двигатель воз росла, то водитель должен увеличить подачу топлива нажатием на педаль и этим увеличить силу натяжения пружины регулятора и ее сопротивление перемещению грузов.
Автоматическая муфта опережения впрыска топлива. Автомати
ческая муфта опережения впрыска топлива смонтирована на переднем конце кулачкового вала ТНВД и служит для автоматического измене
ния угла начала подачи топлива в соответствии с |
изменением6 |
|
числа |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оборотов вала двигателя. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В корпусе11, (рис. 146) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
расположены |
ведущая |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2полумуфта |
13, |
ведомая12. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полумуфта |
|
грузики |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с пружинами |
10 |
|
Ве5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дущий фланец |
|
|
вала |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7привода через водило |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
текстолитовую11. |
шайбу |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
соединяется |
с |
|
муф |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
той |
Работа |
муфты |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аналогична |
работе |
|
цен |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тробежного |
регулятора |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опережения |
зажигания |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
карбюраторного |
|
двига |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
теля. Вращение колен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чатого вала через ше |
|||||||
|
|
Рис. 146. Автоматическая муфта: |
|
стерни |
передается |
на |
|||||||||||||
а — малые |
обороты; |
б — большие |
обороты; |
валик |
привода |
ТНВД. |
|||||||||||||
|
6 — |
|
|
грузики; |
|
|
4 |
9 — |
|
5 — во« |
Валик вращается вместе |
||||||||
/ — ось; |
2 — |
13 — |
|
— палец; |
|
с |
ведущей |
полумуфтой |
|||||||||||
фланец; |
¡0 |
|
|
3 —втулка; |
|
|
11 |
как |
единое целое. |
Ве |
|||||||||
|
|
— полумуфта; |
// — ведущая |
полумуфта; |
|
||||||||||||||
дило; |
|
|
корпус; 7 — шайба; 5 — |
болт; |
|
ведущий |
домая полумуфта жестко |
||||||||||||
|
/2 —пружина; |
|
ведомая |
полумуфта |
|
198
связана с кулачковым вали
ком ТНВД. Обе полумуфты
соединены между собой че рез грузики с пружинами.
При |
увеличении |
числа |
|
|
|
|
|
√√ Λ∕ΛM*λ,λ*∙ |
|
|
|
8 |
|||
оборотов коленчатого вала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
двигателя |
грузики |
расхо |
GE |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
дятся, |
сжимая |
пружины, |
Of |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
IsI |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
и вызывают поворот ведо |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
мой полумуфты |
несколько |
≡s |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
вперед |
относительней веду |
_с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
щей и |
этим поворачива |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ют кулачковый валик от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
носительно |
валика |
при |
Рис. |
147. |
Привод |
|
управления подачей |
топлн- |
|||||||
вода до 13° вперед, чем |
|
|
|
ва двигателя |
ЯМЗ |
|
|
|
|||||||
обеспечивается опережение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
впрыска топлива при уве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
личении |
оборотов. |
|
н и я |
|
10, |
|
5, 4 13, |
|
|
2 12. |
|||||
ДляПривод |
управле |
подачи |
топлива |
механи- |
|||||||||||
ческий (рис. 147). Он состоит11. |
из педали |
9 |
тяг |
|
и |
|
рычагов |
и |
|
||||||
|
уменьшения |
усилия нажатия |
на |
педаль подачи топлива пре |
|||||||||||
дусмотрена |
пружина |
Механизмом |
|
постоянной |
подачи |
топлива |
пользуются при прогреве двигателя и накачке шин.
Для пользования данным механизмом нужно нажать вниз защелку,
расположенную с правой стороны педали, и нажимать на педаль подачи
топлива до получения необходимых оборотов коленчатого вала дви гателя, после чего снять ногу с педали. Для отключения механизма
постоянной подачи топлива необходимо нажать кнопку, расположен ную слева от педали; при этом педаль возвратится в первоначальное
положение.
Для остановки двигателя служит рычаг 6. Перевод рычага в край нее переднее положение сопровождается перемещением скобы 14 ку
лисы всережимного регулятора вниз; рейка вытягивается из корпуса насоса на нулевую подачу. Двигатель останавливается.
Для регулировки всережимного регулятора служат болты 1 и 3 максимальных и минимальных оборотов. Рычаг 6 управления подачей топлива должен фиксироваться в любом положении.
При ненадежной его фиксации подтягивают фрикционные шайбы 7 гайкой 8.
§ 48. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Основные неисправности системы питания
Неисправности отдельных приборов системы питания вызывают
следующие неисправности в работе двигателя.
Трудный пуск двигателя. Причины; засорение топ ливопроводов или топливозаборника в баке; загрязнение фильтрую-
199
щих элементов топливных фильтров; попадание воздуха в топливную
систему; нарушение угла опережения впрыска топлива; отказ в работе топливоподкачивающего насоса; загустение топлива в топливопрово дах зимой; заедание рейки топливного насоса.
Двигатель не развивает полной мощности.
Причины: загрязнение воздушного фильтра; нарушение угла впры
ска топлива; засорение клапанов топливоподкачивающего насоса;
засорение или нарушение регулировки форсунки; поломка пружины толкателя в секции насоса высокого давления; ослабление крепления или зависание плунжера секции насоса высокого давления.
Двигатель идет «в разнос». Специфической только для дизельных двигателей является неисправность, когда двигатель идет «в разнос», т. е. происходит самопроизвольное увеличение оборо
тов коленчатого вала двигателя, которое невозможно остановить обычными приемами (отпусканием педали подачи топлива или вытя
гиванием кнопки служебного останова).
Такое явление может привести к обрыву шатунов, поломке порш ней, к аварийному разрушению двигателя. В данном случае необхо
димо немедленно включить высшую передачу и, отпуская педаль сцеп
ления, затормозить автомобиль.
Причины, когда двигатель ЯМЗ-236 и MAH могут идти «в разнос»:
при заедании одного из плунжеров насоса высокого давления; при
заедании рейки или ее отсоединения от системы центробежного ре гулятора. s
Надежная работа и продолжительный срок службы дизельных
двигателей в значительной степени зависят от исправности приборов системы питания.
Бесперебойность работы дизельного двигателя во многом зависит от чистоты топлива; большинство неполадок топливной аппаратуры вызываются грязью, попавшей в топливо.
Для того чтобы система питания двигателя работала безотказно, необходимо соблюдать следующие требования:
применять топливо, только рекомендованное заводом; своевременно промывать воздушный фильтр, регулярно проводить
технические уходы за топливными фильтрами, топливным насосом,
регулятором и топливным баком;
соблюдать чистоту всех узлов системы питания; следить за тем, чтобы не подсасывался воздух и не попадала-вода
в систему питания.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании системы питания
Промывка топливных фильтров. Для промывки топливные фильтры разбирают. Корпуса и фильтрующие элементы
промывают чистым дизельным топливом и продувают сжатым возду хом. Если фильтрующий элемент фильтра грубой очистки сильно за грязнен, а элемент фильтра тонкой очистки размягчен, — их заменяют. >
200