Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После сборки-фильтры заполняют топливом и пускают двигатель на

3—4 мин.

Удаление воздуха из топливной системы.

Для удаления воздуха из топливной системы при работающем двига­ теле следует слегка вывернуть пробку в крышке фильтра тонкой очи­ стки топлива. Появление пузырьков под пробкой свидетельствует о на­ личии воздуха в системе. Когда струя выходящего топлива будет про­

зрачной, пробку фильтра необходимо плотно завернуть. После этого проделать такую же операцию с пробками топливных каналов

TH ВД.

Воздух при неработающем двигателе удаляют в такой же последо­

вательности, создавая давление в топливной системе насосом ручной подкачки или специальным приспособлением.

Исправность топливоподкачивающего на­

соса проверяют при работающем двигателе. При скорости вращения

коленчатого вала двигателя 1200 об/мин следует отсоединить сливной

трубопровод и поставить под него посуду для слива.

В течение 1 мин должно вытечь 1,2--1,5 л топлива. Если водитель

убежден в чистоте фильтров, то при 'меньшем вытекании топлива неисправен топливоподкачивающий насос. Hacoc ремонтируют в ма­ стерской.

Определение неисправной форсунки на двигателе.

Для проверки необходимо:

слегка ослабить накидную гайку у штуцера проверяемой форсунки так, чтобы в нее не поступало топливо;

при выключенной форсунке наблюдать за качеством отработавших газов и прислушиваться к работе двигателя;

если после выключения форсунки обороты коленчатого вала дви­ гателя не меняются, а дымность выпускных газов уменьшилась, зна­ чит отключена неисправная форсунка.

Проверка и регулировка форсунок. В форсунке проверяют герметичность, давление начала впрыска и качество распи­

ливания

топлива.

Проверку

выполняют

на приборе. КП-1609А

(рис. 148),.

 

оценивают

продолжительностью

сни­

Герметичность форсунки /

жения давления.

приготовляют смесь дизельного топлива и

масла

Для

проверки

вязкостью около 10 сст и заливают в бачок 4. Прокачивая прибор,

медленно завинчивают регулировочный винт 3, ослабив контргайку 2, и устанавливают давление начала впрыска, равное 300 kΓ∕cm а за­

тем секундомером определяют продолжительность снижения давления

от 280 до 230 кПсм2. Время снижения давления должно быть не ме­

нее 5 сек.

Каждую форсунку регулируют на давление подъема иглы, равное

150 kΓ cm2. Сжатие пружины регулируется при помощи винта 3. Пра­

вильность регулировки проверяют по манометру 5, создавая давление рычагом 6. Качество распыливания проверяется по туманообразному

равномерному конусу струи выбрызгиваемого топлива. Начало и ко-

201


 

 

 

 

 

 

 

 

ней. впрыска

должны быть четкими,

 

 

 

 

 

 

 

 

распылитель не должен иметь под­

 

 

 

 

 

 

 

 

теканий.

 

 

 

сопровождаться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впрыск должен

 

 

 

 

 

 

 

 

характерным

резким звуком. В слу­

 

 

 

 

 

 

 

 

чае закоксовывания отверстий фор­

 

 

 

 

 

 

 

 

сунки ее разбирают, промывают в

 

 

 

 

 

 

 

 

бензине, а сопла прочищают сталь­

 

 

 

 

 

 

 

 

ной проволокой.

Перед

сборкой про­

 

 

 

 

 

 

 

 

тирают и слегка смазывают детали

 

 

 

 

 

 

 

 

дизельным топливом. При подтека­

 

 

 

 

 

 

 

 

нии распылителя

или

заедании иглы

 

 

 

 

 

 

 

 

распылитель

заменяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулировка минималь­

 

 

 

 

 

 

 

 

ных

оборотов

 

холосто­

 

 

 

 

 

 

 

 

го

 

хода

 

коленчатого

 

 

 

 

 

 

 

 

вала

двигателя.

 

 

 

 

Рис. 148. Прибор I Π-1609A

для

 

 

 

Для регулировки необходимо:

 

3

испытания и регулировки форсу­

 

 

прогреть двигатель;

2

(рис.

 

 

нок

 

 

 

 

 

 

 

переместить

 

рычаг

 

149)

 

 

 

 

 

 

 

 

управления

до

 

упора

 

в

болт

 

 

 

 

 

 

 

 

'ограничения

минимальных

оборо­

снять колпачок

6

с

4

 

 

 

тов;

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

корпуса

5

буферной

пружины 5;

 

 

 

 

ослабить контргайку

 

и вывернуть корпус

 

буферной пружины

на 2—3

мм;

 

 

 

3

ограничения минимальных оборотов

 

ко­

плавно вывернуть болт

 

 

ленчатого вала до появления улавливаемых на слух перебоев в работе двигателя;

при появлении перебоев постепенно ввертывать корпус 5 буфер­

ной пружины до их исчезновения.

Для проверки правильности регулировки необходимо плавно увеличить обороты коленчатого вала двигателя и резко их сбросить.

Если двигатель не остановится, регу-

лировна выполнена правильно.

 

Регулировку

максимальных1.

обо­

 

ротов двигателя проводят регули­

 

ровочным

болтом

Число оборотов

 

коленчатого

вала

контролируют по

 

тахометру

из

кабины водителя.

Мак­

 

симальные обороты не

должны

пре­

 

вышать 2275

обімин.

 

 

 

 

Установка THВД на дви­

 

гатель.

 

Установка

топливного

 

насоса

высокого

давления

на

дви­

 

гатель

должна

обеспечивать

впрыск

Рпс. 149. Регулировка веере-

топлива в

камеру

сгорания

с таким

жимиого регулятора

опережением, чтобы полное воспламе­

 

нение

топлива

совпадало с положе-

202


ниєм поршня в в.м. т. или чуть пос­ ле прохода поршнем в. м. т.

Для правильной установки топ­

ливного насоса высокого

давления

на двигатель

необходимо:

-

установить

поршень первого ци­

линдра на такте сжатия (по кла­

панам);

метки 16, 18

или 20o

совместить

на

маховике

2

(рис. 150) со

стрел­

кой

1

на картере (выбор числа граду­

сов

на маховике

зависит от

клейма

на муфте автоматического опереже­

ния впрыска топлива);

установить насос на место и сов­

местить метки 16, 18 или 20° на

автоматической муфте 1 (рис. 151)

насоса с метками на ведущей полу­ муфте 4 валика привода и ведущем

фланце-2 валика и завернуть соеди­

нительные болты 5;

соединить секции THВД с фор­ сунками и проверить правильность

Рис. 150. Совмещение рисок на маховике с указателем стар­ тера маховика

установки

насоса.

 

 

 

 

 

 

 

Для проверки правильности ус­

Рис.

151.

Совмещение

меток

тановки насоса

необходимо

снять

на муфте

опережения

впры­

трубку высокого давления первой сек­

ска и на ведущей полумуфте

ции насоса

и на

штуцер этой секции

привода

валика

топливного

установить

моментоскоп (рис. 152).

 

 

насоса

 

 

Включить

подачу

топлива скобой

 

 

 

 

 

регулятора

и прокачать топливную

 

 

 

 

 

систему. После этого провернуть

 

заполнения

трубки /

коленчатый

вал

на

несколько

оборотов до

в моментоскопе на половину ее высоты. При появлении топлива мед­ ленно поворачивать коленчатый вал до начала подъема топлива в труб­ ке моментоскопа. В момент начала подъема топлива проверить совпа­ дение меток на маховике со стрелкой на картере. При несовпадении меток с моментом подачи топлива — ослабить болты крепления веду­ щего фланца 2 (см. рис. 151) полумуфты валика привода ТНВД и сме­ стить полумуфту 4 относительно фланца. Для увеличения угла опере­ жения впрыска сместить полумуфту 4 по направлению ее вращения.

Смещение на одно деление шкалы фланца соответствует 4° поворота

по шкале маховика.

 

топливного

насоса необходимо

отрегулиро­

После установки

вать минимальные

обороты холостого хода коленчатого вала дви­

гателя.

 

9

 

управления

подачей

Проверка

привода

топлива. Педаль

 

управления подачей топлива

должна легко

перемещаться при нажатии и возвращаться в исходное положение под

203


I

действием пружины 10, вызы­ вая. соответственно перемеще­ ние рычага регулятора 2 (см. рис. 147) из одного крайнего

положения в другое и обратно.

Кнопка (рычаг 6) «Стоп», сое­ диненная тросом с рычагом

кулисы 14, должна двигаться

без сопротивления

и заеданий.

При необходимости регулируют

длину троса,

ослабив

винт

его крепления

в

рычаге

кули­

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сы При эксплуатации двигателя

 

 

 

 

 

 

происходит износ

плунжерных

 

 

 

 

 

 

пар, нагнетательных клапанов,

 

 

 

 

 

 

кулачкового

вала, толкателей

 

 

 

 

 

 

и других

деталей

насоса.

Из-

 

 

 

 

 

 

поо

деталей

насоса

изменяет

 

 

 

 

 

 

момент начала подачи топлива,

 

 

 

 

 

 

ухудшает распыливание, вызы­

 

 

 

 

 

 

вает

закоксовывание

сопловых

 

 

 

 

 

 

отверстий — все

это

приводит

 

 

 

 

 

 

к повышению дымности, увели­

 

 

 

 

 

 

чению жесткости

работы двига-.

Рис. 152. Ліоментоскоп:

теля, ккмуменьшению

МОЩНОСТИм/ч)

/ — стеклянная трубка;

 

 

4

 

и экономичности. Поэтому через

2 — переходная труб­

60 000

пробега

(750

топ­

ка; 3 — металлическая

трубка;

 

— уплотни­

ливный насоо

высокого давле­

тельная шайба;

5—

накидная

гайпа

ния

снимают

с

двигателя и

 

 

 

 

 

 

проверяют на стенде СДТА-1

 

 

 

 

 

 

пли

M-12

«Миркоз»

(Венгрия).

Регулировка топливного насоса в соответствии с инструкцией поль­

зования стендом требует специальной подготовки и опыта. Водитель второго класса эту работу не выполняет.

Глава IX. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

МАЗ-500

Электрооборудование автомобилей МАЗ-500 выполнено по одно­ проводной схеме и имеет напряжение 24 в. На каждом автомобиле уста­ навливают по две аккумуляторных батареи 6ТСТ-165 ЭМС или

6СТМ-128 напряжением по 12 в, соединенные последовательно.

В цепь аккумуляторных батарей подсоединен двухкнопочный вклю­ чатель массы, позволяющий отключать батареи при длительных сто­ янках. Батареи 6ТСТ-165 ЭМС выпускают в сухозаряженном ис­ полнении, поэтому ставить их на зарядку следует только по^истечении

204