Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
З ч после заливки электролита. Зарядку ведут силой тока 16,5 а. ПрН'
знаком полной зарядки является обильное газовыделение из всех акку
муляторов, и плотность электролита не повышается в течение послед них 3 ч зарядки. Уход и техническое обслуживание аккумуляторных батарей аналогичны обслуживанию аккумуляторных батарей'карбю раторных двигателей.
§ 49. ГЕНЕРАТОР
Генератор Г105-Б устанавливают на автомобилях МАЗ и КрАЗ. Генератор представляет собой четырехполюсную электрическую ма шину постоянного тока напряжением 24 в и силой зарядного тока 16 а. На рис. 153 показана конструкция генератора Г105-Б1.
В корпусе Z помещены четыре катушки возбуждения 3, сое
диненные последовательно и прикрепленные к корпусу полюсами 2 при помощи винтов. Один конец обмотки выведен на клемму Ш гене ратора, а другой присоединен к отрицательной щетке 16. Между по люсными башмаками вращается якорь 15, несущий на себе обмотку 4
и коллектор 19. Корпус генератора закрыт крышками 12, стянутыми
205
болтами 7. В крышках смонтированы9 |
шариковые подшипники 14. |
|
Для уплотнения шариковых |
подшипников установлены сальники. |
|
В задней крышке генератора |
на осях |
смонтированы четыре щетко |
держателя 8 и 17 с пружинами 5 и щетками 16, 11 и рычагами 6. В кор
пусе генератора расположены две клеммы Д и Ш для подсоединения
креле-регулятору, а винт M служит для соединения корпуса генератора
скорпусом реле-регулятора. Щетки и коллектор закры
ваются защитной лентой 18. Положительная щетка изолирована от корпуса прокладкой 10. Генератор работает совместно с реле-регуля
тором PP105.
Реле-регулятор РР105 (рис. 154) представляет собой элек
тромагнитный аппарат, состоящий из трех приборов, смонтированных на одной общей панели: реле обратного тока 3, ограничителя тока 4, регулятора напряжения 7.
Устройство и работа регулятора напряжения и органичителя тока аналогичны таким же приборам реле-регулятора- РР5 генераторной
установки переменного тока. |
Отличие состоит |
в |
регулировочных |
||||||||||||
и обмоточных данных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в, |
|
Реле обратного |
тока 5 служит для включения генера |
||||||||||||||
тора во |
внешнюю цепь, когда |
его напряжение |
больше |
24,5—27 |
|
||||||||||
и отключения генератора от аккумуляторной батареи, |
когда |
напряже- |
|||||||||||||
|
|
|
|
ние |
в.генератора меньше |
||||||||||
|
|
|
|
24 |
Реле обратного 1 |
|
|
2. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
тока |
|||||||||
|
|
|
|
имеет две обмотки |
|
|
и |
|
|||||||
|
|
|
|
2 |
|
Один |
конец обмотки |
||||||||
|
|
|
|
|
соединен4 — |
с ярмом, дру |
|||||||||
|
|
|
|
гой |
|
через |
ограничитель |
||||||||
|
|
|
|
тока |
|
с |
|
клеммой |
Я |
||||||
|
|
|
|
генератора. |
Обмотка |
/ |
|||||||||
|
|
|
|
одним концом соединена |
|||||||||||
|
|
|
|
с массой, 2.а другим че |
|||||||||||
|
|
|
|
рез |
|
сопротивление — с |
|||||||||
|
|
|
|
обмоткой |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Пружина реле обрат |
|||||||||
|
|
|
|
ного |
.тока |
в |
удерживает |
||||||||
|
|
|
|
контакты |
|
разомкну |
|||||||||
|
|
|
|
том состоянии. C увели |
|||||||||||
|
|
|
|
чением |
числа |
оборотов |
|||||||||
|
|
|
|
коленчатого вала дви10 |
|||||||||||
|
|
|
|
гателя |
напряжение |
|
на |
||||||||
|
|
|
|
клеммах |
генератора1, |
|
|
||||||||
|
|
|
|
возрастает, |
|
возрастает |
|||||||||
|
|
|
|
оно и в |
обмотке |
|
|
сер |
|||||||
|
|
|
|
дечник намагничивается |
|||||||||||
|
|
|
|
и, преодолевая сопро |
|||||||||||
Рнс. 154. |
Электрическая схема |
реле-регулятора |
тивление пружины3. |
, |
|
за |
|||||||||
|
РРІ05 |
|
|
мыкает |
контакты |
|
реле |
||||||||
|
|
|
|
обратного тока |
|
|
|
|
206
При сомкнутых контактах реле обратного тока ток пойдет с клеммы Я генератора на клемму ft реле-регулятора, через обмотку 6 огра ничителя тока на обмотку 2 реле обратного тока, на ярмо и сомкнутые контакты реле обратного тока и в цепь. При этом сила магнита сердеч ника увеличивается магнитным полем обмотки 2.
Когда напряжение генератора станет меньше напряжения аккуму ляторной батареи, ток от положительной клеммы батареи пройдет че рез клемму Б на сомкнутые контакты, обмотки 1 и 2, на массу и минус аккумуляторной батареи. При прохождении тока от аккумуляторной
батареи в направлении, противоположном току генератора, сердечник
размагничивается и размыкает контакты реле обратного тока. Гене ратор отключается от цепи.
Ограничитель тока защищает генератор от перегрузки.
При достижении силы тока, вырабатываемого генератором свыше 17 а, сердечник ограничителя тока 4 намагничивается и контакты его раз мыкаются.
При разомкнутых контактах ограничителя тока ток в обмотку воз буждения пойдет через дополнительную обмотку 5 и сопротивления
13 ом, 62 и 82 ома.
При этом уменьшается величина тока, поступающего на обмотки
возбуждения генератора, снижается насыщенность магнитного поля между сердечниками генератора и уменьшается сила тока в обмотках якоря генератора.
Регулятор напряжения 7 поддерживает напряжение
'генератора в пределах 27,4—30,0 в при токе нагрузки 8 а.
При увеличении напряжения на клеммах генератора соответственно
возрастает напряжение иа обмотках 8 и 9 регулятора напряжения. Намагниченный сердечник регулятора 7 .размыкает контакты, и ток на клемму Ш генератора идет через дополнительные сопротивления 13 ом и 80 ом. Ввиду снижения насыщенности магнйтного поля обмотки
возбуждения снизится и напряжение тока в обмотке якоря генератора.
C октября 1968 г. на автомобилях МАЗ устанавливают генератор ные установки переменного тока. Генераторная установка состоит из трехфазного синхронного генератора Г270-А, выпрямительного блока
ВВПГенератори реле-Грегулятора270-А |
РР127. Устройство генератора в/nаналогично |
||||||||||||
генератору |
Г2-Б. |
|
|
имеет номинальную |
мощностьа |
500 |
|
а, |
напря |
||||
жение 24 |
в. |
втСила. |
|
|
|
и |
|||||||
|
номинально выпрямленного тока равна 20 |
|
а мак |
||||||||||
симально ограничивается его величина 30 ± 5 |
при мощности гене |
||||||||||||
ратора 500 |
Сила тока ограничивается автоматически |
вследствие |
|||||||||||
увеличения |
индуктивного сопротивления |
обмотки фаз, поэтому реле- |
|||||||||||
регулятор (рис. 155) |
не имеет ограничителя тока. |
|
|
|
|
|
|||||||
Контакти |
во.-в ибрационный |
рел е-р егу-лятор |
|||||||||||
РР127 позволяет поддерживать2 |
в цепи постоянное напряжение1. |
в пре |
|||||||||||
делах 27,4 — 30,2 |
|
2Он состоит из ярма, якорька с пружиной, сердеч |
|||||||||||
ника с шунтовой |
обмоткой |
и выравнивающей |
обмоткой |
|
|
Через |
|||||||
шунтовую обмотку |
|
всегда проходит ток при работе генератора. Этот |
|||||||||||
ток намагничивает |
|
сердечник. |
Когда напряжение |
достигнет |
макси |
мального предела 30 ö, сердечник намагнитится настолько, что разом-
207
кнет контакты. При разомкну
тых контактах |
|
ток |
в обмотку |
|||||
возбуждения пойдет |
через три |
|||||||
дополнительных |
|
сопротивления |
||||||
ЗО, 128 и ЗО |
ом, |
величина |
тока |
|||||
возбуждения уменьшится и соот |
||||||||
ветственно уменьшится и напря |
||||||||
жение |
на |
|
клеммах |
генератора. |
||||
Выравнивающая об- |
||||||||
мотка |
1 |
|
уменьшает намагни |
|||||
чивание сердечника, предотвра |
||||||||
щая |
повышение |
напряжения |
||||||
сверх |
допустимых |
пределов. |
||||||
В качестве выпрямителя при |
||||||||
менены диоды типа Д242 (три |
||||||||
пары), |
выполненные в |
блоке |
||||||
НБГ1. |
|
|
|
|
и |
работа |
в ы- |
|
Устройство |
||||||||
п р я м н те л я |
|
|
аналогичны |
|||||
работе |
выпрямителя |
генератор |
|
|
|
|
|
ной установки Г2-В (автобуса |
||
|
|
|
|
|
ЛиАЗ-677). |
автомоби |
|
Рис. ї55. |
Электрическая |
схема |
реле- |
При эксплуатации |
|||
регулятора генератора |
Г270-А |
|
|
лей с |
генератором 1270-А необ |
||
|
|
|
|
|
ходимо выполнять |
следующие |
|
после |
|
|
14 |
|
требования: |
|
|
каждой остановки двигателя отключать аккумуляторные |
|||||||
батареи |
выключателем массы |
|
во избежание их разрядки через об |
||||
мотку возбуждения генератора; |
|
при |
отсоединенном' |
плюсовом |
|||
запрещается пускать двигатель |
проводе генератора, так как это может привести к повышению напря жения генератора-и пробою кремниевых выпрямителей.
§ 50. СТАРТЕР
На автомобилях МАЗ устанавливают g т а р т е р СТ103, который состоит из электродвигателя, электромагнитно го тягового релеимехани'зма включения стар те р а с венцом маховика.
Устройство электродвигателя и тягового реле аналогично устрой ству стартеров карбюраторных двигателей, но ввиду большей мощности
(9,5 л. с.) увеличены размеры деталей. Обмотка возбуждения разде лена на две параллельные ветви, провода имеют увеличенное сечение.
В каждом из'четырех щеткодержателей установлено по две щетки и-удлинен коллектор. Для предотвращения выброса проводников из пазов установлены бандажи.
Устройство механизма включения стартера g венцом маховика су щественно отличается от механизмов стартеров карбюраторных дви гателей.
208
8
Механизм включения стартера комбинированный, т, е.
шестерня включается принудительно, а выключается автоматически. При прохождении тока в обмотках тягового реле якорек
(см. рис. ' 55) втягивается внутрь магннтопровода. Соединительная серьга 4 (рио. 156) через рычаг 3 перемещает стакан 1 по валу якоря. Стакан торцом своей ступицы перемещает ведущую гайку 6 по червяч ной Hápe3Ke вала 10. Гайка 6 через пружину 7 перемещает шестерню 8
вдоль вала до упорного кольца 9 и вводит ее в зацепление Q шестерней маховика. Усилие от гайки на шестерню передается выступами гайки 6, входящими в прорези шестерни 8..
209
При упоре торцов зубьев зацепляемых шестерен окружной зазор в резьбе вала' и шестерни 8 допускает поворот шестерни относительно вала якоря на один зуб, что обеспечивает введение шестерни в зацеп
ление. В конце хода шестерни контактный диск тягового реле вклю
чает цепь рабочего тока стартера и якорь начинает вращаться. При вращении якоря вследствие трения ступицы 5 стакана о вал якоря
происходит перемещение стакана в первоначальное положение, при этом палец рычага 3 скользит по винтовому пазу 11 стакана. В это время ведущая гайка 6 прижимает шестерню 8 к упорному кольцу 9.
После пуска двигателя шестерня маховика значительно увеличит
число оборотов шестерни 8 стартера, которая, перемещаясь по резьбе
вала, выйдет из зацепления с шестерней маховика. Пружина 7 смяг чит удар торца шестерни 8 о ступицу стакана 1.
При отключении стартера возвратная пружина 2 устанавливает
якорек и рычаги в исходные положения.
|
Основные |
данные стартера СТ103 |
|
|
Номинальное |
напряжение, |
в......................................................... |
2-1 |
|
Максимальная мощность, л. с......................................................... |
9,5 |
|||
Потребляемая |
сила |
тока |
при максимальном тормозном |
мо |
менте, а................................................................................................. |
|
|
|
825 |
Сила тока холостого |
хода, |
а............................................................ |
110 |
§ 51. СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ
На автомобилях МАЗ применена оригинальная система освещения (рис. 157). В панели передка кабины установлены две головные фары 2 с двусветными лампами дальнего и ближнего света. Рядом установлены два габаритных фонаря 1 (подфарника), которые одновременно являются и передними указателями поворотов благодаря наличию в них ламп с двумя нитями.
В бампере смонтированы две противотуманные фа ры 3 и 4. В задней части автомобиля на специальных кронштейнах
расположены два задних габаритных фонаря 10, каждый с двумя лампами: габаритная лампа силой света 3 св и лампа указателей поворота и торможения силой света 21 св. Включение фар осуществляется центральным переключателем 11, который имеет по ложения H, 1, П. В положении H все освещение выключено. Однако независимо от этого включателем 15 можно включить противотуманные фары. Пользуясь ножным переключателем 14, водитель может вклю чить ближний свет или подфарники. В положении П включается даль ний или ближний свет. Встроенный в переключатель реостат позво ляет регулировать интенсивность света ламп освещения приборов; при повороте рукоятки переключателя по часовой стрелке яркость свече
ния ламп увеличивается, а при повороте против часовой стрелки умень шается. Система световой сигнализации также показана на рис. 157.
Включение указателей поворотов осуществляется переключателем 5,
установленным на рулевой колонке и имеющим положения ЛП, ПП, H. В положении ЛП включаются левые передняя и задняя лампы ука зателей поворотов. В момент торможения при включенном левом ука
зателе поворота будет гореть лампа стоп-сигнала только в пра-
210 ■