Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

З ч после заливки электролита. Зарядку ведут силой тока 16,5 а. ПрН'

знаком полной зарядки является обильное газовыделение из всех акку­

муляторов, и плотность электролита не повышается в течение послед­ них 3 ч зарядки. Уход и техническое обслуживание аккумуляторных батарей аналогичны обслуживанию аккумуляторных батарей'карбю­ раторных двигателей.

§ 49. ГЕНЕРАТОР

Генератор Г105-Б устанавливают на автомобилях МАЗ и КрАЗ. Генератор представляет собой четырехполюсную электрическую ма­ шину постоянного тока напряжением 24 в и силой зарядного тока 16 а. На рис. 153 показана конструкция генератора Г105-Б1.

В корпусе Z помещены четыре катушки возбуждения 3, сое­

диненные последовательно и прикрепленные к корпусу полюсами 2 при помощи винтов. Один конец обмотки выведен на клемму Ш гене­ ратора, а другой присоединен к отрицательной щетке 16. Между по­ люсными башмаками вращается якорь 15, несущий на себе обмотку 4

и коллектор 19. Корпус генератора закрыт крышками 12, стянутыми

205

болтами 7. В крышках смонтированы9

шариковые подшипники 14.

Для уплотнения шариковых

подшипников установлены сальники.

В задней крышке генератора

на осях

смонтированы четыре щетко­

держателя 8 и 17 с пружинами 5 и щетками 16, 11 и рычагами 6. В кор­

пусе генератора расположены две клеммы Д и Ш для подсоединения

креле-регулятору, а винт M служит для соединения корпуса генератора

скорпусом реле-регулятора. Щетки и коллектор закры­

ваются защитной лентой 18. Положительная щетка изолирована от корпуса прокладкой 10. Генератор работает совместно с реле-регуля­

тором PP105.

Реле-регулятор РР105 (рис. 154) представляет собой элек­

тромагнитный аппарат, состоящий из трех приборов, смонтированных на одной общей панели: реле обратного тока 3, ограничителя тока 4, регулятора напряжения 7.

Устройство и работа регулятора напряжения и органичителя тока аналогичны таким же приборам реле-регулятора- РР5 генераторной

установки переменного тока.

Отличие состоит

в

регулировочных

и обмоточных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в,

Реле обратного

тока 5 служит для включения генера­

тора во

внешнюю цепь, когда

его напряжение

больше

24,5—27

 

и отключения генератора от аккумуляторной батареи,

когда

напряже-

 

 

 

 

ние

в.генератора меньше

 

 

 

 

24

Реле обратного 1

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

тока

 

 

 

 

имеет две обмотки

 

 

и

 

 

 

 

 

2

 

Один

конец обмотки

 

 

 

 

 

соединен4 —

с ярмом, дру­

 

 

 

 

гой

 

через

ограничитель

 

 

 

 

тока

 

с

 

клеммой

Я

 

 

 

 

генератора.

Обмотка

/

 

 

 

 

одним концом соединена

 

 

 

 

с массой, 2.а другим че­

 

 

 

 

рез

 

сопротивление — с

 

 

 

 

обмоткой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пружина реле обрат­

 

 

 

 

ного

.тока

в

удерживает

 

 

 

 

контакты

 

разомкну­

 

 

 

 

том состоянии. C увели­

 

 

 

 

чением

числа

оборотов

 

 

 

 

коленчатого вала дви10­

 

 

 

 

гателя

напряжение

 

на

 

 

 

 

клеммах

генератора1,

 

 

 

 

 

 

возрастает,

 

возрастает

 

 

 

 

оно и в

обмотке

 

 

сер­

 

 

 

 

дечник намагничивается

 

 

 

 

и, преодолевая сопро­

Рнс. 154.

Электрическая схема

реле-регулятора

тивление пружины3.

,

 

за­

 

РРІ05

 

 

мыкает

контакты

 

реле

 

 

 

 

обратного тока

 

 

 

 

206


При сомкнутых контактах реле обратного тока ток пойдет с клеммы Я генератора на клемму ft реле-регулятора, через обмотку 6 огра­ ничителя тока на обмотку 2 реле обратного тока, на ярмо и сомкнутые контакты реле обратного тока и в цепь. При этом сила магнита сердеч­ ника увеличивается магнитным полем обмотки 2.

Когда напряжение генератора станет меньше напряжения аккуму­ ляторной батареи, ток от положительной клеммы батареи пройдет че­ рез клемму Б на сомкнутые контакты, обмотки 1 и 2, на массу и минус аккумуляторной батареи. При прохождении тока от аккумуляторной

батареи в направлении, противоположном току генератора, сердечник

размагничивается и размыкает контакты реле обратного тока. Гене­ ратор отключается от цепи.

Ограничитель тока защищает генератор от перегрузки.

При достижении силы тока, вырабатываемого генератором свыше 17 а, сердечник ограничителя тока 4 намагничивается и контакты его раз­ мыкаются.

При разомкнутых контактах ограничителя тока ток в обмотку воз­ буждения пойдет через дополнительную обмотку 5 и сопротивления

13 ом, 62 и 82 ома.

При этом уменьшается величина тока, поступающего на обмотки

возбуждения генератора, снижается насыщенность магнитного поля между сердечниками генератора и уменьшается сила тока в обмотках якоря генератора.

Регулятор напряжения 7 поддерживает напряжение

'генератора в пределах 27,4—30,0 в при токе нагрузки 8 а.

При увеличении напряжения на клеммах генератора соответственно

возрастает напряжение иа обмотках 8 и 9 регулятора напряжения. Намагниченный сердечник регулятора 7 .размыкает контакты, и ток на клемму Ш генератора идет через дополнительные сопротивления 13 ом и 80 ом. Ввиду снижения насыщенности магнйтного поля обмотки

возбуждения снизится и напряжение тока в обмотке якоря генератора.

C октября 1968 г. на автомобилях МАЗ устанавливают генератор­ ные установки переменного тока. Генераторная установка состоит из трехфазного синхронного генератора Г270-А, выпрямительного блока

ВВПГенератори реле-Грегулятора270-А

РР127. Устройство генератора в/nаналогично

генератору

Г2-Б.

 

 

имеет номинальную

мощностьа

500

 

а,

напря­

жение 24

в.

втСила.

 

 

 

и

 

номинально выпрямленного тока равна 20

 

а мак­

симально ограничивается его величина 30 ± 5

при мощности гене­

ратора 500

Сила тока ограничивается автоматически

вследствие

увеличения

индуктивного сопротивления

обмотки фаз, поэтому реле-

регулятор (рис. 155)

не имеет ограничителя тока.

 

 

 

 

 

Контакти

во.-в ибрационный

рел е-р егу-лятор

РР127 позволяет поддерживать2

в цепи постоянное напряжение1.

в пре­

делах 27,4 — 30,2

 

2Он состоит из ярма, якорька с пружиной, сердеч­

ника с шунтовой

обмоткой

и выравнивающей

обмоткой

 

 

Через

шунтовую обмотку

 

всегда проходит ток при работе генератора. Этот

ток намагничивает

 

сердечник.

Когда напряжение

достигнет

макси­

мального предела 30 ö, сердечник намагнитится настолько, что разом-

207


кнет контакты. При разомкну­

тых контактах

 

ток

в обмотку

возбуждения пойдет

через три

дополнительных

 

сопротивления

ЗО, 128 и ЗО

ом,

величина

тока

возбуждения уменьшится и соот­

ветственно уменьшится и напря­

жение

на

 

клеммах

генератора.

Выравнивающая об-

мотка

1

 

уменьшает намагни­

чивание сердечника, предотвра­

щая

повышение

напряжения

сверх

допустимых

пределов.

В качестве выпрямителя при­

менены диоды типа Д242 (три

пары),

выполненные в

блоке

НБГ1.

 

 

 

 

и

работа

в ы-

Устройство

п р я м н те л я

 

 

аналогичны

работе

выпрямителя

генератор­

 

 

 

 

 

ной установки Г2-В (автобуса

 

 

 

 

 

ЛиАЗ-677).

автомоби­

Рис. ї55.

Электрическая

схема

реле-

При эксплуатации

регулятора генератора

Г270-А

 

 

лей с

генератором 1270-А необ­

 

 

 

 

 

ходимо выполнять

следующие

после

 

 

14

 

требования:

 

каждой остановки двигателя отключать аккумуляторные

батареи

выключателем массы

 

во избежание их разрядки через об­

мотку возбуждения генератора;

 

при

отсоединенном'

плюсовом

запрещается пускать двигатель

проводе генератора, так как это может привести к повышению напря­ жения генератора-и пробою кремниевых выпрямителей.

§ 50. СТАРТЕР

На автомобилях МАЗ устанавливают g т а р т е р СТ103, который состоит из электродвигателя, электромагнитно­ го тягового релеимехани'зма включения стар­ те р а с венцом маховика.

Устройство электродвигателя и тягового реле аналогично устрой­ ству стартеров карбюраторных двигателей, но ввиду большей мощности

(9,5 л. с.) увеличены размеры деталей. Обмотка возбуждения разде­ лена на две параллельные ветви, провода имеют увеличенное сечение.

В каждом из'четырех щеткодержателей установлено по две щетки и-удлинен коллектор. Для предотвращения выброса проводников из пазов установлены бандажи.

Устройство механизма включения стартера g венцом маховика су­ щественно отличается от механизмов стартеров карбюраторных дви­ гателей.

208


8

Механизм включения стартера комбинированный, т, е.

шестерня включается принудительно, а выключается автоматически. При прохождении тока в обмотках тягового реле якорек

(см. рис. ' 55) втягивается внутрь магннтопровода. Соединительная серьга 4 (рио. 156) через рычаг 3 перемещает стакан 1 по валу якоря. Стакан торцом своей ступицы перемещает ведущую гайку 6 по червяч­ ной Hápe3Ke вала 10. Гайка 6 через пружину 7 перемещает шестерню 8

вдоль вала до упорного кольца 9 и вводит ее в зацепление Q шестерней маховика. Усилие от гайки на шестерню передается выступами гайки 6, входящими в прорези шестерни 8..

209

При упоре торцов зубьев зацепляемых шестерен окружной зазор в резьбе вала' и шестерни 8 допускает поворот шестерни относительно вала якоря на один зуб, что обеспечивает введение шестерни в зацеп­

ление. В конце хода шестерни контактный диск тягового реле вклю­

чает цепь рабочего тока стартера и якорь начинает вращаться. При вращении якоря вследствие трения ступицы 5 стакана о вал якоря

происходит перемещение стакана в первоначальное положение, при этом палец рычага 3 скользит по винтовому пазу 11 стакана. В это время ведущая гайка 6 прижимает шестерню 8 к упорному кольцу 9.

После пуска двигателя шестерня маховика значительно увеличит

число оборотов шестерни 8 стартера, которая, перемещаясь по резьбе

вала, выйдет из зацепления с шестерней маховика. Пружина 7 смяг­ чит удар торца шестерни 8 о ступицу стакана 1.

При отключении стартера возвратная пружина 2 устанавливает

якорек и рычаги в исходные положения.

 

Основные

данные стартера СТ103

 

Номинальное

напряжение,

в.........................................................

2-1

Максимальная мощность, л. с.........................................................

9,5

Потребляемая

сила

тока

при максимальном тормозном

мо­

менте, а.................................................................................................

 

 

 

825

Сила тока холостого

хода,

а............................................................

110

§ 51. СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

На автомобилях МАЗ применена оригинальная система освещения (рис. 157). В панели передка кабины установлены две головные фары 2 с двусветными лампами дальнего и ближнего света. Рядом установлены два габаритных фонаря 1 (подфарника), которые одновременно являются и передними указателями поворотов благодаря наличию в них ламп с двумя нитями.

В бампере смонтированы две противотуманные фа­ ры 3 и 4. В задней части автомобиля на специальных кронштейнах

расположены два задних габаритных фонаря 10, каждый с двумя лампами: габаритная лампа силой света 3 св и лампа указателей поворота и торможения силой света 21 св. Включение фар осуществляется центральным переключателем 11, который имеет по­ ложения H, 1, П. В положении H все освещение выключено. Однако независимо от этого включателем 15 можно включить противотуманные фары. Пользуясь ножным переключателем 14, водитель может вклю­ чить ближний свет или подфарники. В положении П включается даль­ ний или ближний свет. Встроенный в переключатель реостат позво­ ляет регулировать интенсивность света ламп освещения приборов; при повороте рукоятки переключателя по часовой стрелке яркость свече­

ния ламп увеличивается, а при повороте против часовой стрелки умень­ шается. Система световой сигнализации также показана на рис. 157.

Включение указателей поворотов осуществляется переключателем 5,

установленным на рулевой колонке и имеющим положения ЛП, ПП, H. В положении ЛП включаются левые передняя и задняя лампы ука­ зателей поворотов. В момент торможения при включенном левом ука­

зателе поворота будет гореть лампа стоп-сигнала только в пра-

210 ■