Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
I9 9 .9 jk fl
Рис. 157. Система освещения и световой сигнализации автомобиля МАЗ-500
211
вом заднем фонаре, при включенном правом |
указателе поворота — |
|
в левом заднем фонаре и контрольнаяН,лампа |
8 |
указателей. |
|
|
При прямолинейном движении автомобиля рукоятка переклю
чателя находится в положении при этом лампы указателей по
воротов выключены, а при торможении' срабатывает включатель 9 и будут гореть лампы в обоих задних фонарях.
Переключатель имеет устройство для автоматического выключения
сигналов поворота после выхода автомобиля из. поворота, контрольную
лампу 13 дальнего света и лампы 12 освещения приборов.
В систему освещения включен блок предохранителей, защищаю щий ее от вредных последствий короткого замыкания. Для получения
мигающего сигнала поворота система сигнализации снабжена реле-
прерывателем 7, дающим полное затухание ламп сигнала поворота,
что обеспечивает хорошую видимость.
Контрольно-измерительные приборы — ам перметр, указатель давления масла, указатель уровня топлива, ука затель температуры воды — магнитоэлектрические.
По своему устройству они аналогичны приборам карбюраторных двигателей.
7 8
Рис. 158. Электрический спидометр
212
Cn и до метр (рис. 158) автомобиля МАЗ имеет элект рический привод.
На ведомом валу коробки передач насажено червячное колесо 22,
которое связано о червяком 21. На вал червяка насажена шестерня 13, находящаяся в зацеплении с шестерней 20 вала 16 привода датчика спидометра, уплотненного сальником 15. От вала привода получает
вращение коллектор 19. Коллектор представляет собой преобразова тель постоянного тока в переменный. Он состоит из. двух токоведущих сегментов, к которым подводится ток от батарей через две щетки 18.
При вращении коллектора этот ток преобразуется в переменный и сни мается тремя щетками 1,11 и III, расположенными под углом 120°. Частота переменного тока зависит от скорости вращения коллектора. Трехфазный переменный ток по кабелю подводится к приемнику через
уплотнительную гайку 3 и штепсельный разъем 2, помещенный в ко
жухе /.
Приемник представляет собой маломощный трехфазный электро двигатель, скомпонованный вместе с указателем. Внутри двигателя установлены три катушки возбуждения 12, между которыми помещен на двух шариковых подшипниках постоянный магнит электродвига теля 5.
Постоянный магнит заканчивается осью, приводящей во вращение катушку 10 вместе со стрелкой указателя. Система электроспидометра защищена предохранителем 4.
Электрослидометр работает следующим образом. При вращении
ведомого вала коробки передач вращается также коллектор 19 датчика
и преобразует постоянный ток, получаемый от аккумуляторной батареи,
впеременный ток, частота которого изменяется в зависимости от числа
оборотов коллектора датчика.
Переменный ток поступает в обмотки электродвигателя спидомет ра, соединенные по схеме «звезда». Обмотки создают вращающееся маг нитное поле, которое увлекает за собой постоянный магнит 7, от ко
торого через червячную передачу вращение передается к счетному узлу 9, закрытому ободком 8 и с встроенным гнездом 6. Аналогичный . привод спидометра установлен на автобусах ЛАЗ и ЛиАЗ-677.
§ 52. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Техническое обслуживание и неисправности приборов электро- . оборудования автомобиля ■ МАЗ-500 аналогичны соответствующим приборам изучаемых автобусов. Поэтому рассмотрим особенности обслуживания приборов, которые не применяются на отечественных
автобусах.
Проверка состояния щеток и по.верхности
коллектора генератора Г105. Сняв защитную ленту,
осмотреть состояние щеток, пластин коллектора. При уменьшении высоты щеток менее 14 мм их необходимо заменить и проверить пере мещение щеток в щеткодержателях. Новые щетки притереть к поверх-
213
ности коллектора стеклянной шкуркой (с зернистостью 100). После притирки продуть генератор сжатым воздухом. Коллектор не должен
иметь следов подгорания, грязи. Если коллектор имеет потемнение, его надо протереть тряпкой, смоченной в бензине.
При глубокой выработке или биении коллектора разобрать генера тор и якорь направить в ремонт для проточки.
Проверка реле-регулятора РР105.
Реле-регулятор без снятия с автомобиля проверяют специальным
вольтамперметром (типа ГАРО BA-I идр.) или вольтметром со шкалой до 30 в, амперметром со шкалой 30—0—30 а и реостатом до 30 а.
Для контроля числа оборотов коленчатого вала при проверке при меняют тахометр со шкалой до 3000 обімин.
Для проверки POT присоединяют контрольные приборы по схеме (рис. 159, а).
Отсоединив провод,. связанный с клеммой Б реле-регулятора 3,
между.клеммой Б и этим проводом присоединяют амперметр 2, а между клеммой Д и массой реле-регулятора — вольтметр 4. Постепенно по вышают число оборотов коленчатого вала двигателя и определяют величину напряжения, при котором включаются контакты реле об ратного тока, затем снижают число оборотов коленчатого вала и отме чают величину обратного тока, при котором контакты размыкаются.
Напряжение включения реле обратного тока должно -'находиться в пределах 24,5 — 27,0 в, а сила об
Рис. 159. Схема включения релерегулятора PP105 для проверки
214 • '
ратного тока выключения должна быть в пределах 0,5—6,0 а.
Регулятор напряжения проверяют, присоединяя при
боры по схеме (рис. 159, б). Ампер метр 2 подсоединяют от клеммы Д или Б к потребителям, аккумулятор ную батарею отсоединяют. Вольтметр
4 включают между клеммой Б релерегулятора и его массой Μ. Задают обороты коленчатого вала двигателя, чтобы якорь генератора 1 вращался со скоростью 2500 обімин, при этом
включают потребители, чтобы нагруз
ка генератора достигла 8 а, и опре
деляют величину напряжения. На
пряжение должно быть в центральных районах 28,0 — 28,8 в, для северных
районов еще плюс 1,5 в, для южных минус 1,5 в.
Ограничитель тока про веряют по схеме (см. рис. 159, б).
'Задав определенные обороты колен чатого вала двигателя, чтобы вал генератора / вращался со скоростью 2500 обімин, постепенно увеличи-
вают нагрузку генератора при помощи реостата, наблюдая за пока
заниями амперметра 2 и вольтметра 4. При дальнейшем увеличении нагрузки наступает момент, когда, несмотря на увеличение нагрузки,
ток перестанет увеличиваться, а напряжение начнет снижаться. Ве личина силы тока должна быть в пределах 15—17 а. В случае несоот ветствия'изменить натяжение пружины ограничителя тока, при боль шем значении тока ослабить натяжение пружины и наоборот.
Направление света фар автомобиля МАЗ-500
регулируют ■ |
аналогично |
регулировке |
света фар автобусов |
(см. рис. 69); |
Отличие состоит в том, что |
автомобиль устанавливают |
за 7,5 м от экрана и горизонтальную линию проводят на 75 мм ниже центра фар.
Противотуманные фары регулируют на этом же экране, но прово дят горизонтальную линию на уровне 390 мм от пола, а боковые верти кальные линци на расстоянии 790 мм от средней линии.
Изменение положения противотуманных фар осуществляют ослаб лением крепления фары и поворачиванием фары в сферической опоре'.
Глава X. ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500
§ 53. СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление двигателя ЯМЗ-236 однодисковое, сухое, фрикционного
типа, с |
периферийным |
расположением |
цилиндрических |
пружин |
||
(рис. 160). |
20 |
установлено в литом чугунном картере. К |
17. |
|
||
Сцепление |
маховику |
|||||
двигателя |
|
болтами крепится кожух |
2сцепления |
|
C ко |
|
жухом сцепления при1,помощи рычагов |
соединен нажимный22, |
|||||
ведущий диск |
который имеет на наружной поверхности че |
|||||
тыре равномерно расположенных по окружности шипа |
входящих |
в пазы на маховике. Такое соединение дает возможность перемещаться нажимному диску в осевом направлении, но при этом обеспечивается
передача крутящего момента от маховика непосредственно к нажим ному диску.
На направляющих нажимного диска и кожуха установлено в два
ряда 28 н а ж и м н ы х п р у ж и н 18. •
Для предотвращения отпуска пружин от нагрева со стороны на
жимного диска под пружины установлены теплоизолирующие про кладки.
Каждый выжимной рычаг 2 соединен через палец роли ковым подшипником с качающейся вилкой 3; наружный конец рычага также соединен с проушиной нажимного диска. Рычаги снабжены
фиксирующими пружинами, которыми прижимаются к упорному
кольцу 6.
Ведомый диск 21 сцепления имеет гаситель крутильных
колебаний. Для выключения сцепления установлена свободно на втул
ке муфта выключения с упорным подшипни
ком 7.
215
Рис. 160. Сцеплеііие автомобиля МАЗ-500:
1 — нижний диск; ! — рычаг выключения сцеп ления; 3 — вилка рычаго выключения сцепле ния; ,4 — регулировоч ная гайка; 5 — опорная пластина; 6 — упорное кольцо рычагов выклю чения сцепления; 7 -г муфта выключения сцепления с подшипни ком; 8 — шланг подачи смазкн к муфте выклю чения сцепления; 9 — вилка выключения сцеп ления; /О — вал вилки;
J2 |
—рычаг вала вилки; |
||||
Jl |
— тяга |
13выключения |
|||
сцепления; |
— контр |
||||
|
14 |
— |
вилка; |
15 — |
|
гайка; 16 |
— |
|
|||
палец; |
|
крышка лю |
|||
ка |
картера |
сцепления; |
|||
J8 |
— кожух сцепления; |
||||
J7 |
— |
|
|
пружи |
|
|
19 нажимная |
||||
на; |
— |
крышка |
|
люка |
|
|
|
картера маховика; 20 — маховик; 21 — ведомый диск с демпфером
При включенном сцеплении зазор между подшипником и упорным кольцом должен быть равен 3,2—4,0 мм. Зазор регулируют положе нием вилки. Вилка 9 выключения сцепления неподвижно закреп лена на валу 10, установленном в приливах картера сцепления. При замене одного из дисков сцепления необходимо обеспечить расстояние Б между поверхностями нажимного диска и упорного кольца в преде
лах 56 + 0,5 мм или установочного комплекта дисков 37 ± 0,1 мм. При правильно собранном механизме сцепления минимальный ход Г выжимной муфты должен быть не менее 13,2 мм, зазор А между под-,
шипником муфты и упорным кольцом 3,2—4 мм.
Привод сцепления автомобиля МАЗ-500 меха
нический с параллельно встроенным пневматическим усилителем*
(рис. 161). Педаль сцепления 1 подвесная. Через вертикальную тягу 2,
двуплечий рычаг 3, продольную тягу 4, усилие водителя передается на рычаг 6, который тягой 9 соединен с рычагом 11 вала вилки, и од новременно рычаг 6 соединен с рычагом управления усилителя 7.
Пневматический усилитель 7 привода выключения сцеп ления состоит из двух основных частей: цилиндра 7 и клапана 8.
216
Рис. 162. Пневматический усилитель привода сцепления автомобиля
МАЗ-500
217
В цилиндре 1 (рис. 162) усилителя помещается поршень 2
COtUTOKOM 3. В крышке цилиндра 1 выполнено резьбовое отверстие для
присоединения шланга 4 от воздушной магистрали.
Клапан управления 5 состоит из корггуса, который с од ной стороны закрыт резьбовой пробкой, а с другой — крышкой.
В корпусе 5 установлен пластинчатый клапан 7 с пружиной и пу
стотелый шток 8. На корпусе имеются два штуцера, через штуцер 6
подводится воздух к клапану, через штуцер 4 воздух из клапана под водится в цилиндр 1.
При нажатии на педаль сцепления продольная тяга вызывает по ворот рычага 11 так, что его нижний конец через тягу 10 перемещает поводок 9, нажимая на пустотелый шток 8. При перемещении штока 8 влево открывается пластинчатый клапан 7 и воздух из воздушного баллона поступает через шланг в полость цилиндра слева от поршня 2. Поршень, перемещаясь, через шток 3 давит на тягу 12, чем облегчает выключение сцепления.
При опускании педали под действием пружины 5 (см. рис. 161)
рычаг 11 и поводок 9 (см. рис. 162) освобождают пустотелый шток 8, который под действием своей пружины перемещается вправо. При этом пластинчатый клапан 7 закрывается, предотвращая поступление воздуха из воздушного баллона в клапан, а полость цилиндра через пустотелый шток 8 сообщается с атмосферой — давление в цилиндре
падает и поршень возвращается в исходное положение.
§ 54. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробка передач (рис. 163) — трехходовая, пятиступенчатая (с пя той повышающей передачей), с синхронизаторами 6 и 9 для второйтретьей, четвертой-пятой передач. Картер коробки отлит из специаль
ного чугуна.
Картер коробки крепят к картеру сцепления.
Веду щ.и й в а л 1 (рис. 163) установлен на двух шариковых
подшипниках: в расточке торца коленчатого вала двигателя и в перед
ней стенке картера коробки передач.
Ведомый вал 12 опирается на роликовый, подшипник в гнезде ведущего вала и на шариковый подшипник в задней стенке картера.
Промежуточный вал 14 опирается на роликовый под
шипник в передней стенке картера и на шариковый — в задней стенке.
На промежуточном валу расположены шестерни разного диаметра.
Демпферная шестерня 20 находится в постоянном зацеплении с ше
стерней ведущего вала 1, являясь приводом промежуточного вала; шестерни 18, 17, 16 находятся в зацеплении соответственно с шестер нями 7,8, 10 ведомого вала; шестерня 19 служит для отбора мощности двигателя через коробку передач на дополнительные механизмы, ко торые могут быть установлены на автомобиле; шестерня 15 служит для включения первой передачи и заднего хода.
Блок шестерен 13 заднего хода вращается в двух ролико вых подшипниках, установленных на неподвижной оси.
218