Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
Z — ведущий |
вал; |
Рис. 163 Коробка передач |
автомобиля |
МАЗ-500: |
опора |
рычага; |
|||||||||||||||||
2 |
— |
предохранитель включення заднего хода; |
3—шаровая |
||||||||||||||||||||
4 — |
ползуны; |
5 — фиксатор; |
d — синхронизатор четвертой и |
|
пятой |
передач; |
7 — шестерня |
||||||||||||||||
пятой передачи ведомого вала; |
3 —шестерня третьей передачи; |
9 — синхронизатор |
и |
второй н |
|||||||||||||||||||
третьей |
передач; |
10 |
— шестерня |
второй передачи; |
// — шестерня |
оервой |
передачи |
заднего |
|||||||||||||||
хода: |
12— |
ведомый |
вал; |
13— |
|
|
|
|
|
14 |
— промежуточный |
вал; |
15 — |
||||||||||
|
|
|
18 —блок шестерен заднего хода; |
|
|
|
|||||||||||||||||
шестерня первой передачи |
|
промежуточного вала; |
16 — |
шестерня |
второй |
передачи; |
/7 — ше |
||||||||||||||||
стерня |
|
третьей передачи; |
|
|
шестерня пятой передачи; |
/9—шестерня |
отбора |
мощности; |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
20 |
— |
шестерня |
постоянного зацепления: |
21— |
масляный насос |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шестерни второй 10, третьей 8 и пятой 7 передач ведомого вала уста новлены на стальных втулках, имеющих специальное покрытие и про
питку.
Синхронизаторы 6 и 9 облегчают водителю переключение передач
и |
увеличивают срок службы коробки. Для переключения передач |
||||
в |
верхней крышке картера установлены три ползуна |
4 |
с |
вилками |
2, |
|
|
соответственно связанными с муфтами двух синхронизаторов и с муф
той шестерни 11 первой передачи и заднего хода. Ползуны удержива ются фиксаторами 5.
Для предотвращения от случайного одновременного включения
двух передач имеется блокировочное устройство, состоящее из двух пар шариков и штифта.
219
Особенностью коробки передач автомобиля МАЗ-500 является
наличие принудительной системы смазки, демпферной шестерни про межуточного вала и дистанционного привода управления коробкой передач, связанного системой тяг и рычагов с механизмом 3 переклю чения передач.
■ Шестеренчатый масляный насос 21 установлен на передней стенке картера коробки передач и приводится в действие от промежуточного вала. Насос засасывает масло из нижней части’ кар
тера через маслозаборник. От насоса масло поступает под давлением
кстальным втулкам, на которых установлены шестерни ведомого вала.
Внасосе установлен шариковый клапан, ограничивающий давление, развиваемое насосом до 0,8 kΓ cm2.
Остальные детали коробки смазываются разбрызгиванием.
Демпферная шестерня 20 (рис. 164) промежуточного вала состоит из обоймы 1, ступицы 4 и зубчатого венца 2.
Рис. 164. Демпферная шестерня промежуточного вала коробки передач автомобиля МАЗ-500А
Рис. 165. Синхронизатор коробки передач МАЗ-500
220
Зубчатый венец соединен со ступицей 4 через сухари 3 с двумя пружинами — наружной 6 и внутренней 5, т. е. соединение венца
шестерни со ступицей нежесткое. При резком изменении крутящего момента (при торможении двигателем) возникают крутильные коле бания, которые поглощаются сжатием пружин подобно демпферу
сцепления. |
|
4, |
передач |
автомобиля |
|||
|
Синхронизатор (рис. 165) коробки |
||||||
МАЗ-500 представляет |
собой стакан с обеих сторон которого |
||||||
запрессованы бронзовые фрикционные кольца |
10 |
с ко |
|||||
нусной внутренней-поверхностью9. |
. Внутри корпуса6,установлена муф |
||||||
та |
7. |
Она имеет шлицы, которыми жестко |
соединяется с валом, |
||||
и два |
зубчатых венца |
Муфта имеет выступы |
которыми входит |
вфасонные вырезы 3 в теле корпуса синхронизатора.
Квыступам 6 фланца муфты штифтами 5 крепится кольцо 2, име ющее выточку для вилки переключения передач"? Муфта синхрони
затора удерживается в корпусе п р у ж и н н ы м и ф и к с а то ра м и 8.
При включении передачи муфта синхронизатора перемещается по направлению к включаемой шестерне, которая имеет стальной конус/.
Когда бронзовый конус 10 синхронизатора и стальной конус 1
шестерни включаемой передачи войдут в соприкосновение, между ними возникает трение.
При разных окружных скоростях происходит поворачивание кор пуса синхронизатора на небольшой угол относительно муфты. При
221
этом выступы б муфты упираются в края фасонных вырезов 3 и дальней
шее перемещение муфты вдоль вала прекращается. Муфта блокирована.
Когда за счет трения между конусами обороты ведущего и ведомого валов выравняются, муфта своими выступами центрируется в продоль
ном пазу корпуса синхронизатора и перемещается вдоль по валу. Про исходит бесшумное включение передач.
Дистанционный привод коробки передач
(рис. 166) |
состоит |
из |
механизма |
4, |
|
расположенного непосредственно |
|||||||||||||
на коробке1, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
связанных с рычагом |
||||||||
передач, и системы тяг и рычагов, |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Управление ползунами механизма переключения осуществляется |
|||||||||||||||||||
рычагом |
установленным в шаровой опоре в кабине водителя, кото |
||||||||||||||||||
рый связан через |
промежуточный11 |
рычаг |
14 |
с |
поперечным |
валом |
13 |
||||||||||||
и через промежуточный механизм |
Ilc |
продольной тягой |
10. |
В проме |
|||||||||||||||
жуточном механизме |
обеспечивается передача движения во Взаимно |
||||||||||||||||||
перпендикулярных3 |
плоскостях. |
|
|
с промежуточным рычагом |
|
по |
|||||||||||||
Шарнирное3, |
соединение |
7 |
тяги |
10 |
5 |
||||||||||||||
перечного |
вала |
|
позволяет |
как |
получить поступательное2. |
движение |
|||||||||||||
валика так и поворачивать его иа определенный угол, необходимый |
|||||||||||||||||||
для включения той или иной передачи рычагом |
рычага |
14 |
позволяют |
||||||||||||||||
Шарнирные |
соединения |
промежуточного |
|
|
|
||||||||||||||
опрокидывать кабину без нарушения положения рычага |
|
управления |
коробкой передач. На шаровой опоре рычага 1 нанесен порядок пере ключения передач.
§55. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ
ИКОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500
Основные неисправности сцепления и коробки передач
Неисправности сцепления и коробки передач автомобиля МАЗ-500
аналогичны неисправностям соответствующих механизмов автобусов,
а коробки передач автомобиля МАЗ-500 и автобуса Икарус-556 явля
ются одинаковыми.
При наличии превмоусилителя и дистанционного привода управ
ления коробкой передач эти узлы имеют свои специфические неисправ ности.
Неисправности пневматического усилителя:
не работает пневматический усилитель.
Признаком отказа в работе8 |
пневматического усилителя9 |
является |
|
резкое увеличение усилия при |
выключении сцепления. |
Причины: |
|
большой зазор между штоком |
|
клапана и поводком (см. |
рис. 162); |
нет подачи сжатого воздуха в пневматический усилитель (засорены воздухопроводы и клапан усилителя) или имеется утечка воздуха из пневмоусилителя.
Педаль сцепления не возвращается в ис
ходное |
положение или.. возвращается в исИ |
|
ходное |
положение медленно. Причины: отсутствует |
|
зазор между штоком клапана |
и поводком; заедает палец рычага |
|
в вилке и овальном отверстии; |
износился клапан 7; происходит зака |
ливание поршня 2 в цилиндре 1.
222
Неисправности дистанционного привода коробки передач. Износ
шарнирных соединений привода коробки приводит к следующим не
исправностям:
не включаются четвертая и пятая передачи, а остальные вклю чаются;
пе включается первая передача и задний ход, а остальные вклю чаются;
рукоятка рычага ударяется о панелЪ приборов.
Приемы выполнения работ по техническому обслуживанию сцепления и коробки передач автомобиля MÀ3-500A
Регулировка привода выключения сцепле*
п и я. Привод выключения сцепления имеет две независимые регу лировки: регулировку свободного хода педали и регулировку зазора
между штоком и поводком пневматического усилителя.
Свободный ход педали сцепления необходимо регулировать в сле дующем порядке:
выпустить воздух из пневматического усилителя, так как при ра
ботающем усилителе невозможно ощутить момент выбора свободного хода педали;
при помощи линейки замерить свободный ход педали плавным пере
мещением ее до ощутимого усилия. Свободный ход должен быть равен 45—55 мм (см. рис. 161). При необходимости провести регулировку,
для чего следует:
отсоединить заднюю вилку 10 от рычага 1Г,
увеличить свободный ход навертыванием вилки 10 на тягу 9\ если для уменьшения длины тяги резьбы на тяге недостаточно, то снять рычаг Ilc валика привода выключения сцепления и переставить его на один шлиц против часовой стрелки и отрегулировать свободный
ход вилкой на тяге. |
|
|
|
8% |
|||
Регулировка зазора между штоком и |
по |
||||||
водком пневмоусилителя. |
Зазор между' штоком |
|
и по |
||||
водком |
9 |
пневмоусилителя должен быть 0,2—0,5 |
мм |
(см. рис. |
162). |
||
|
|
|
|
|
|
При большом зазоре усилитель может не срабатывать, при отсут ствии зазора шток не отходит в исходное.положение, что препятствует полному включению сцепления (сцепление может пробуксовывать).
Зазор между штоком и поводком регулируется вращением винта
поводка 9.
Слив масла и промывка картера коробки передач. Сливать теплое масло необходимо через два спускных отверстия, расположенных внизу картера; так как картер имеет внут ри перегородку, то через одно отверстие масло полностью не сольется.
Для промывания коробки передач следует залить 3 л веретенного масла. При нейтральном положении рычага коробки пустить двига тель на 7—8 мин.
Слить веретенное масло и залить масло МС-14,5 по уровень конт рольной пробки.
223