Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промывать коробку передач без снятия ее с автомобиля дизельным топливом или керосином запрещается, так как насос не обеспечит смаз­ ку подшипников шестерен ведомогсгвала.

Регулировка привода коробки передач. Ес­ ли не включается четвертая или пятая пере­ дачи, а остальные включаются, необходимо:

нанести метку на тяге 10 и наконечнике 8 (см. рис. 166) по одной продольной линии;

отпустить стяжные болты 9 и развернуть наконечник 8 против ча­ совой стрелки так, чтобы риски на тяге и наконечнике разошлись на 1 мм\

затянуть стяжные болты и проверить включение передач. При не­ обходимости дополнительно повернуть наконечник.

Когда не включается первая передача и задний ход, а остальные передачи включаются, порядок регулировки аналогичен первому случаю, но наконечник следует поворачивать по часовой стрелке, если смотреть по ходу автомобиля.

Когда рукоятка рычага 1 ударяется о панель приборов, порядок регулировки должен быть следующим:

установить рычаг в нейтральное положение, отсоединить наконеч­ ник тяги 10 шарнира 7 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в ней­ тральном положении (при угловом покачивании должно ощущаться сопротивление вращению);

запереть поперечный валик 13 промежуточного механизма стопор­

ным болтом

12,

завертывая6 9,его в коническое отверстие на валике;

ослабив8

стяжные7.

болты

наконечником

8

отрегулировать9,

длину

 

 

 

 

 

 

 

тяги так, чтобы палец свободно входил в отверстие вилки наконеч­

ника и серьги

12

После этого затянуть стяжные болты

отвернуть

стопорный болт

 

на пять оборотов и законтрить гайкой.

 

На автомобиле МАЗ-500 главная передача по своему устройству

аналогична главной передаче

изучаемых автобусов. Отличие колес­

ной

передачи состоит в том,

что неподвижно на

кожухе

полуоси

(см.

рис. 170) закреплены чашки сателлитов

19

(водило), а не коронная

шестерня, как это сделано в

колесной передаче

автобусов.

Крутя­

щий момент от солнечной шестерни передается через сателлиты на ко­ ронную шестерню, которая соединена со ступицей 5.

Ввиду одинакового принципиального устройства главных передач

изучаемых автобусов и автомобиля МАЗ-500 в данном разделе устрой­ ство главной и карданной передач автомобиля МАЗ-500 не рассматри­ вается.

Глава XI. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500'

В ходовую часть автомобиля МАЗ-500 входят: рама, рессоры, амор­ тизаторы, передний и задний мосты, колеса и шины. Колеса, шины, передний и задний мосты автомобиля МАЗ-500 по устройству анало­

гичны таким же агрегатам автобуса ЛиАЗ-677.

224


§ 56. РАМА И ПОДВЕСКА

Рама представляет собой жесткую ферму, состоящую из двух продольных балок переменного сечения, изготовленных из полосовой низколегированной стали горячей штамповкой. При штамповке сталь

несколько закаливается, вследствие чего ее прочность повышается.

Продольные балки соединены с несколькими поперечинами при по­

мощи заклепок. К продольным балкам приклепаны кронштейны для крепления силового агрегата, рессор и рулевого управления. К зад­ ней поперечине рамы крепят буксирное приспособление, а к перед­ ней—буксирные клыки.

Буксирное устройство автомобиля МАЗ-500 состоит

из крюка, стержень которого вставлен в массивный цилиндр. В ци­

линдр вставлен резиновый упругий элемент, который смягчает ударные

нагрузки. Крюк имеет замок, застопоренный защелкой, которая пре­

дотвращает выход из зацепления дышла прицепа.

Подвеска. Передний и задний мосты автомобиля МАЗ-500 подвешены к раме при помощи полуэллиптических рессор. Рессоры автомобиля изготовлены из полосовой рессорной стали. Листы рессор стянуты центровым болтом. Для предупреждения расхождения листы стянуты хомутиками.

В центре рессор на накладке установлен основной резиновый бу­ фер, ограничивающий прогиб рессоры и смягчающий удары. На крон­ штейне продольной балки рамы установлен дополнительный буфер,

увеличивающий жесткость при значительных перегрузках. На перед­

нем конце рессоры установлено съемное накладное ушко 3 (рис. 167), которое при помощи пальца 1 соединяется с кронштейном на раме. Ушко одной стороной крепится к коренному 5 и второму 6 листам рес­ соры при помощи ступенчатого пальца. Диаметр отверстия во втором

листе больше диаметра пальца 8, благодаря чему образуется, зазор

0,2—1,0 льи, позволяющий листам рессоры перемещаться-в продоль­ ном.направлении. Другой стороной ушко крепится к коренному листу заклепкой 2 и притягивается стремянкой 4 с накладкой 7 к четвертому листу рессоры. Задний конец рессоры имеет скользящую опору, т. е.

местами

трения

свободно

опирается

 

 

на цилиндрическую поверхность зад­

 

 

него кронштейна.

 

 

 

 

Задняя рессора двойная, состоит

 

 

из основной и дополнительной рессор.

 

 

Крепление основной рессоры анало­

 

 

гично креплению

передней рессоры.

 

 

 

§ 57. АМОРТИЗАТОРЫ

 

 

Амортизаторы служат для гаше­

 

 

ния колебаний рессор. Телеско­

 

 

пические

амортизаторы

автомобиля

Рис.

167. Накладное ушко крепле­

МАЗ-500

являются унифицирован­

 

 

ными для многих

марок автомобилей.

ния

рессоры автомобиля МАЗ-500 •

 

 

8 Зак.

1272

225

 


Рис. 168. Амортизатор

Их устанавливают на автобусах ЛиАЗ, Икарус, ПАЗ и других автомо­

билях. Телескопический амортизатор двойного действия, разборный, имеющий для крепления проушины 10 и 24 (рис. 168, в) и защитный

кожух 19.

В рабочем цилиндре 4, заполненном амортизационной жидкостью, перемещается поршень 7, закрепленный на штоке 3. Поршень уплот­ нен в цилиндре уплотнительными кольцами 26. В поршне выполнены в два ряда сквозные отверстия 6 и 17, равномерно расположенные по

окружностям разных диаметров. Наружные отверстия закрываются

сверху плоской тарелкой перепускного клапана 18, поджатой конической пружиной 25 (рис. 168, г).

Внутренние отверстия перекрываются коническим клапаном от­ дачи 16 (см. рис. 168, в), поджатым снизу пружиной 15 и гайкой 14. Шток 3 перемещается в направляющей 20, которая одновременно яв-

226

ляется крышкой цилиндра. Уплотнение штока обеспечивается рези­ новым сальником 22, помещенным в корпусе и прижимаемым пружи­ ной. Для стекания жидкости, просочившейся через сальниковое уплот­

нение, имеется отверстие

2

в корпусе22

амортизатора. Для предотвра­

 

 

 

 

 

 

 

 

5

над ним установлен войлочный

щения попадания пыли в уплотнение

сальник

23.

 

Меледу корпусом резинового сальника1,

22

и корпусом

5

амортизатора

 

установлено резиновое сальниковое

устройство

21

ре­

зервуара, которое крепят завертыванием гайки

 

имеющей отверстие

под ключ.

 

 

 

 

 

9,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

В нижней

части рабочего цилиндра

запрессован узел клапана сжа­

тия, состоящий из основания

 

тарельчатого впускного

клапана

 

 

с пружиной

27

и клапана сжатия

12

с пружиной

11.

При

наезде

на

Работа амортизатора

заключается

в следующем.

неровность дороги расстояние между мостом и рамой от толчка умень­ шается. Поршень опускается вниз, жидкость из-под поршня (см. по­ лость Б на рис. 168, а и в) выдавливается в надпоршневое простран­ ство А через отверстия 17 поршня 7 и одновременно, оказывая давление па клапан 12 сжатия цилиндра, проникает в пространство В меледу цилиндром и корпусом. При увеличении расстояния меледу подвеской и кузовом происходит обратное движение жидкости (см. рис. 168, б) через отверстия 8 клапана 13 и отверстия 6 клапана 16. Сопротивление жидкости протеканию через калиброванные отверстия способствует затуханию колебаний рессор.

§ 58. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ

Основные неисправности ходовой части

Техническое обслуживание ходовой части автомобиля МАЗ-500 аналогично техническому обслуживанию соответствующих агрегатов ходовой части автобусов, а также аналогичны и характерные их не­

исправности. Неисправность ходовой части автомобилей МАЗ-500

и лх причины аналогичны подобным неисправностям ходовой части автобусов (см. раздел 1).

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании ходовой части автомобиля

Регулировка подшипников ступиц перед­ них колес. Подшипники передних колес необходимо регулиро­

вать с особой тщательностью, так как при слабой затяжке подшипни­ ков они могут разрушиться от ударов во время езды.

Чрезмерная затяжка подшипников приводит к разрушению подшип­ ников от нагрева и вытекания смазки.

Для регулировки подшипников ступиц передних колес необходимо: поддомкратить переднее колесо; проверить наличие люфта, пока­

чивая колесо вдоль цапфы /; при обнаружении люфта снять колпак,

контргайку

2

(рис. 169),

стопорную шайбу

3

и замковую шайбу

4;

 

 

227

*8

 

 

 

 

 


Рис. 169. Крепление под­ шипников ступицы пе­ реднего колеса

Рис. 170. Сдвоенные зад­

ние колеса

автомобиля

і

 

 

 

МАЗ-500:

 

 

 

2 —

— чашки

сателлитов;

кожух

полуоси;

3

 

 

полу­

ось;

4—14

 

ІІОДІШШІІНКИ

ступицы;

5

ступица;

 

5 —

контргайка;

 

 

 

 

 

 

 

8 —

7 — гайка;12 ~

Солт;

9

—• обод;

 

10

диск;

 

 

 

13

Л—замочное кольцо;

 

 

тор­

Сортовое

кольцо;

 

16

 

 

мозной

 

барабан;

15

 

раз­

жимный

 

кулак;

 

 

— по­

крышка;

 

/7 — камера;

 

 

18 —

вентиль;

 

КОЛЬЦО

распорное

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 


поворачивая колесо, затянуть гайку 5 подшипника 6 до тугого враще­ ния колеса, отвернуть гайку примерно на 30° (расстояние между двумя

соседними отверстиями замковой шайбы); собрать все детали креп­ ления.

Правильность регулировки проверяют на ходу автомобиля по на­ греву ступицы. Рука при длительном прикосновении к ступице не должна ощущать сильного нагрева.

Подтягивание гаек подшипников задних колес. Подшипники ступицы задних колес при эксплуатации не

регулируют. При установке ступицы задних колес необходимо обес­

печивать комплектную установку двойного подшипника 14 (рис. 170) в соответствии с комплектовочной маркировкой, нанесенной на тор­

цах обойм.

Правильная установка подшипников обеспечивается тугой затяж­

кой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки 5, зам­ ковой шайбы и контргайки 4, навернутых на кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник 6 ступицы колеса установлен на внутренней чашке 1 водила.

Для подтягивания гаек подшипников необходимо: поднять домкра­ том соответствующее колесо; слить смазку из полости колесной пере­ дачи с последующей разборкой передачи; отвернуть контргайку 4, снять стопорную шайбу и подтянуть гайку 5 подшипников с усилием примерно 30 кГ на ключе с воротком 500 млг, проверить правильность вращения, поставить стопорную шайбу и затянуть контргайку 4.

Нагрев ступицы при движении не должен превышать 60° С. Прове-рка и смена жидкости в амортиза­

торе. Амортизаторы проверяют на герметичность и надежность крепления. Для смены жидкости амортизаторы снимают с автомобиля,

разбирают и промывают керосином цилиндр, поршень и клапаны.

Собрав амортизатор, заполняют его свежей жидкостью. В амортизатор заливают веретенное масло АУ-50 или смесь, состоящую из 50% тур­ бинного масла 22 или 50% трансформаторного в количестве 0,750 л. Избыточное количество жидкости приводит к нарушению, плотности сальника, а малое снижает эффективность действия амортизатора.

Глава XII. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500

§ 59. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Рулевое управление (рис. 171) состоит из рулевого механизма 4, рулевой колонки 7 телескопического типа с карданом 6 и рулевым ко­ лесом, 'гидравлического усилителя 19, насоса 14, рулевых тяг, трубо­

проводов и шлангов.

Рулевой механизм. Рулевой механизм (рис. 172) с двумя рабочими

парами (винт-гайка и рейка-сектор). Картер рулевого механизма из­ готовлен из ковкого чугуна.

229.