Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
-12
1
Рис. 171. Передняя ось и рулевое управление автомобиля МАЗ-500:
1 - рулевая сошка: 2 — болт крепления картера к раме; 3 — рулевая сошка; 4 — кар тер рулевого механизма; 5 и 6 — вилки кардана; 7 — колонка; 8 н /0 — кронштейны
крепления |
|
механизма; 9 —проушина |
кронштейна; |
// — кнопка сигнала; |
12 — |
верх |
|||||||||
ний кожух |
рулевой |
колонки; /5 —хомут крепления |
|
колонки; |
/9 —насос |
гидроусили |
|||||||||
теля; |
15 |
и |
16 — |
шланги; |
/7 —палец |
крепления цилиндра |
к |
раме; |
18— |
предохрани |
|||||
|
|
тельный |
|
чехол; |
/9 — гидроусилитель; |
20 — |
палец |
рулевой сошки |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Рис. 172. Рулевой механизм МАЗ-500
В картере расположен винт И рулевого вала, вращающийся в двух
роликовых подшипниках 10. На винт надета гайка-рейка 17. В гайке рейке и в винте выполнен спиральный канал, в котором свободно перекатываются шарики. Для создания замкнутого круга перека тывания шариков установлены желоба 14 и 12. Наружная поверхность
гайки является рейкой, входящей в зацепление с зубчатым сектором 1.
Сектор выполнен заодно с валом сошки 2. Вал сектора вращается в двух игольчатых подшипниках 4. Со стороны зубчатого сектора в торец вала сошки вставлен регулировочный винт 21,. фиксируемый контр гайкой. Правильность■установки сектора относительно гайки-рейки
определяется полным углом поворота сошки, который должен быть 80° в ту и другую сторону от среднего положения. В среднее положение
рулевой механизм устанавливают по меткам на картере рулевого ме
ханизма и торце вала сектора. |
7 |
(см. |
рис. 171) |
телескопического |
|||
Рулевая |
колонка |
|
|
||||
типа вместе с |
карданом |
6 |
позволяет |
опрокидывать кабину. Она |
|||
состоит из пустотелого вала, |
|
шлицевой |
втулки |
и телескопичёского |
|||
кожуха. |
|
|
|
|
|
|
|
На верхнем конце вала при помощи шпонки и гайки закреплено рулевое колесо. Шлицевым хвостовиком внизу вал соединяется со
шлицевой втулкой. Для облегчения вращения вал установлен на двух
втулках: вверху9 |
— в бронзовой, смазываемой через масленку8 |
, |
а вни |
|
зу — в фторопластовой, не требующей смазки. |
|
|
11 |
|
Через ушко |
рулевая колонка крепится к кронштейну передней |
|||
стенки кабины. Вверху на рулевой колонке смонтирована кнопка |
|
|||
звукового сигнала. Система гидроусилителя включает насос, |
анало |
|||
Гидроусилитель. |
|
|
|
гичный насосу автомобиля ЗИЛ-130, и агрегат гидроусилителя. Корпус
насоса изготовлен из серого чугуна.
Г идроусилитель (рис. 173) представляет собой агрегат,
состоящий из распределителя /, корпуса шаровых шарниров 14 и си
лового цилиндра 18, соединительных проводов и шлангов 17 и 5. Распределитель состоит из корпуса 1, изготовленного из. серого
чугуна, и золотника 4, выполненного из стали с закаленными опорными шейками.
На внутренней поверхности корпуса золотника имеются три коль цевые канавки. Крайние из них сообщены каналом между собой и с на
гнетательной магистралью насоса, средняя —через сливную магистраль
с бачком насоса.
На поверхности золотника 4 имеются две кольцевые канавки. Кор
пус распределителя 1 крепится к фланцу корпуса 14 шарниров. В кор пусе 14 размещены дңа шаровых пальца. К пальцу 15 прикреплена рулевая сошка, а палец 9 соединен с продольной тягой. Оба пальца зажаты между сферическими сухарями 10 пробкой 6 и регулировочной гайкой 12 посредством пружин.
Палец /5 рулевой сошки помещен в стакане 8, который может пе ремещаться в корпусе 14 в осевом направлении в пределах 4 мм. Вместе со стаканом 8 перемещается золотник 4, так как он соединен со стака ном болтом и гайкой 2.
231
il
привода рулевой |
тяги; |
¡0 |
—13су |
|||
харь; |
11 |
— |
контргайка; |
12 — |
||
гайка |
корпуса шарниров; |
— |
||||
стопорный |
|
винт; |
H — корпус |
шарниров; /5 — шаровой пал»»ц рулевой сошки; 16 — болт креп ления корпуса
Силовой цилиндр 18 соединен с другим концом корпуса 14
шарниров при помощи резьбового соединения и законтрен гайкой 11. В цилиндре перемещается поршень, связанный гайкой со штоком; шток шарнирно соединен с рамой автомобиля. Цилиндр герметизиро ван (см. рис. 171). Силовой цилиндр и шток изготовлены из стали.
Полость цилиндра разделена поршнем на две части: подпоршневую
инадпоршневую (см. рис. 98). Эти полости трубопроводами соединены
сканалами корпуса распределителя и с полостью золотника. Подпорш невая и надпоршневая полости могут соединяться между собой через обратный клапан при неработающем гидроусилителе. Однако при этом значительно возрастает усилие на рулевом колесе. ■
Работа гидроусилителя. При движении по прямой -
насос создает давление, заполняя обе полости цилиндра и все прост
ранство в корпусе золотника. В реактивных камерах по обе стороны золотника создается одинаковое низкое давление. Золотник находится в среднем (центральном) положении. При этом боковые выточки кор пуса золотника через выточки в золотнике соединены со средней вы
точкой корпуса золотника. Жидкость циркулирует из насоса в бачок. При повороте рулевого колеса влево, через шаровый палец 15
п стакан 8, золотник 4 перемещается влево. Через выточку золотника и левую боковую выточку корпуса золотника насос соединяется с ле-
23Í
вой полостью цилиндра и создает бысокое давление. Правая полость цилиндра через среднюю выточку корпуса и вторую выточку золотника
соединяется с бачком насоса.
Под давленнем-жпдкости цилиндр перемещается влево, так как пор
шень закреплен неподвижно и этим поворачивает продольную тягу, а через нее и направляющие колеса автомобиля.
При повороте направо золотник перемещается вправо. Правая полость цилиндра сообщается с насосом, левая — с бачком. Происходит поворот колес направо. При прекращении поворота золотник останав ливается на месте, а корпус надвигается на него. Поворот колес прекра щается. Для поворота колес происходит перемещение золотника на 0,4—0,6 мм. При увеличении сопротивления повороту колес увели чивается давление в цилиндре и в реактивных камерах распредели теля. Усилие, прилагаемое к рулевому колесу, возрастает от 5 до 20 кГ,
чем определяется «чувство» дороги.
Рулевые тяги по своему устройству аналогичны тягам автобуса ЛиАЗ-677. Отличие состоит в том, что шарнирные соединения попереч ной тяги регулируются.
§ 60. ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Тормозная система автомобиля МАЗ-500 состоит из ножного и р у Ч H О Г О -T O P M О 3 о в.
Ножной тормоз автомобиля МАЗ-500 имеет пневматический при вод, а ручной тормоз — механический. Механизм ручного тормоза за креплен на ведущем валу главной передачи, что позволяет" пользо ваться им при поломке карданной передачи.
Устройство тормозных механизмов и привода ножного тормоза аналогично устройству ножного тормоза автобуса ЛиАЗ-677
(см. рис. 104, б). -Отличие состоит лишь в устройстве тормозного
крана.
T о-p м о з н о й кран автомобиля. Тормозной кран поршневого типа (рис. 174).
Влитом корпусе выполнены два цилиндра, в которых имеются две секции. Верхняя секция работает на тормоза прицепа, а нижняя — на тормоза автомобиля-тягача.
Вцилиндры установлены поршни 4 и 10 с резиновыми манжетами.
Кголовке поршня 4 прикреплен пустотелый шток 6. Напротив штока
-в камере установлен пластинчатый клапан 7 с резиновой шайбой и пру
жиной. Внутри поршня 4 на трубке 17 установлена уравновешивающая
пружина, которая через упорную пластину прижимает пустотелый— шток 6 к клапану 7 и этим препятствуетвыходу воздуха из воздушного ■
баллона автомобиля-тягача в атмосферу. Внутри трубки уравновеши вающей пружины установлена тяга / с пружиной. Тяга соединена с ры
чагом 2 крана. Пружина тяги находится в трубке 17 уравновешиваю щей пружины. Правая полость Г цилиндра от клапана соединена шту
цером с воздушным баллоном автомобиля-тягача и с магистралью 1 прицепа (рис. 175). При отторможенном состоянии под действием уравновешивающей пружины пустотелый шток перемещен вправо,
233
упирается в резиновую шайбу клапана 7 (см. рис. 174) шэтим предот
вращает утечку воздуха из воздушного баллона автомобиля-тягача
в атмосферу, а |
через открытый клапан 7 сжатый воздух |
поступает |
из воздушного |
баллона автомобиля-тягача в магистраль |
прицепа |
через полость А.
Нижняя секция крана устроена аналогично верхней, но она меньше по диаметру и в ней нет уравновешивающей пружины а трубкой. Пружина 12 тяги помещена в регулировочной втулке 14, в которой выполнена двойная спиральная прорезь. В спиральную прорезь вхо
дит хвостовик стопорного болта 16, ввинченного в режимное кольцо 15.
Поворотом режимного кольца изменяют натяжение пружины тяги, и этим изменяют момент начала торможения прицепа. При отторможенном состоянии под действием пружины 12 тяги поршень 10, а с ним и пустотелый шток перемещены влево. Клапан закрыт. Пространство цилиндра правее клапана соединено с воздушным баллоном автомобиля-
тягача. Полость Б цилиндра левее клапана соединена с тормозными камерами прицепа и с атмосферой через фильтр’//.
При нажатии на педаль верхний конец рычага крана перемещается Влево, а нижний—вправо. При этом в верхней секции все подвижные детали перемещаются влево, а клапан 7 закрывается. Воздушный баллон автомобиля-тягача разъединяется с магистралью прицепа. При отходе пустотелого штока 6 влево магистраль прицепа через полость Г, шток, полость Д и атмосферный клапан цилиндра соединяется с атмо сферой. Давление в магистрали, соединяющей тягач с прицепом, падает до атмосферного.
Рис. 174. Тормозной кран автомобиля МАЗ-500: а — краіц б — режимное кольцо
234
При перемещении поршня 10 нижней секции вправо
пустотелый шток 9 упирает ся в резиновую шайбу кла пана δ и этим разъединяет
тормозные камеры с атмосфе рой, а при дальнейшем пере мещении штока открывается клапан 8 и воздух из воз душного баллона автомобилятягача поступает через откры тый клапан в тормозные ка меры тормозов автомобиля-
тягача. Происходит торможе ние автомобиля.
Момент начала открытия
клапана нижней секции ре гулируется натяжением пру жины тяги при помощи ре
гулировочной гайки 13 (см.
рис. 174, а) и режимного
кольца 15 (см. рис. 174, б),
которое имеет три положения: положение H — промежу
точное, среднее;
положение P вызывает наибольшее опережение за тормаживания прицепа по отношению к автомобилю;
положение П вызывает наименьшее опережение затормаживания прицепа.
Тормоза прицепа автомобиля МАЗ-504. В пнев матическую систему тормозов прицепа (рис. 175) входят: соединитель
ная головка магистрали 1, разобщительный кран 2, воздухораспреде литель 6 с двумя поршнями 3 и 5, воздушный баллон 4 прицепа и тор мозные камеры 7 по числу колес.
Воздухораспределитель (рис. 176) состоит из кор пуса 7 с двумя крышками 9 и 1.
Внутреннее пространство корпуса 7 разделено перегородкой на две полости Б и В. Через отверстие в перегородке проходит шток 15. Сверху на штоке закреплен поршень, состоящий из двух тарелок 2
и5, кожаной манжеты 3 и разжимного кольца 4.
Всредней части поршня расположен клапан 17, представляющий собой втулку с бортиком. Сверху клапан прижимается к седлу пру
жиной 13 через колпак 16. При перемещении вниз впускной клапан 17 упирается в клапан 6. Внизу штока установлен выпускной клапан
10, который при подъеме поршня вверх плотно прилегает к резиновой диафрагме 11. Диафрагма удерживается в определенном положении пружиной 8, действующей на нее через кольцо 12.
235
Верхняя полость воздухорас пределителя соединена маги
стралью с верхней секцией тор мозного крана автомобиля-тяга ча. Полость Б под поршнем соединена с воздушным балло ном прицепа. Полость В соеди нена с тормозными камерами
прицепа. Полость Г ниже диа фрагмы 11 соединена с атмо сферой.
Во время работы двигателя при отторможенном состоянии
колес воздух через верхнюю секцию тормозного крана из воздушного баллона автомобиля поступает в воздухораспредели тель и давит на поршень. Пор
шень опускается вниз, впускной
клапан 6 закрывается, предот вращая поступление воздуха к тормозным камерам и в атмосферу. Сжатый воздух между стенками корпуса и краями манжеты через по лость Б поступает в воздушный баллон прицепа.
При нажатии на педаль тормоза в верхней секции тормозного кра на клапан закрывается, и через пустотелый стержень крана магист
раль прицепа соединяется с атмосферой. В полости А над поршнем соз
дается атмосферное давление, а под поршнем давление воздушного бал
Рис. 177. Привод ручного тормоза автомобиля МАЗ-500:
J |
— рукоятка; 2 |
|
—трос; |
3, |
17 — |
вилка; |
4 — |
рычаг торможения |
прицепа; |
5 — |
тормозной кран; |
||||||||
6—рычаг; 7 — |
кронштейн; |
8 — |
трос; 9—масленка; |
10 |
— регулировочная |
вилка; |
// — рычаг; |
||||||||||||
/2—і штанга; |
13 |
— регулировочный |
винт; |
18 |
14.— |
регулировочная |
звездочка; /5 |
колодка; |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
16 — |
тяга; |
— болт; |
19 — |
рычаг |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
236