Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
лона прицепа до 5,3 кПсм2, так как кожаная ма ркета воздух в обрат
ном направлении не пропускает. При этом поршень поднимается вверх. При подъеме поршня выпускной клапан 10 также подымается вверх и плотно прижимается к диафрагме, предотвращая утечку воздуха
в атмосферу. Одновременно выпускной клапан упирается во втулку
.впускного клапана 6 и клапан открывается. Через открытый впускной клапан воздух из воздушного баллона прицепа поступает к тормозным камерам прицепа. Происходит торможение прицепа.
При опускании педали тормоза начинает поступать воздух из воз
душного баллона автомобиля в воздухораспределитель. Поршень опу
скается вниз, а вместе с ним опускаются впускной и выпускной кла
паны.
Впускной клапан закрывается, а выпускной открывается. Воздух из тормозных камер прицепа через зазор между резиновой диафрагмой
11 и выпускным клапаном 10 выходит в атмосферу. Происходит растор
маживание.
Ручной тормоз барабанного типа. Принципиальное устрой ство тормозного механизма ручного тормоза аналогично устройству тормозного механизма ножного тормоза.
Привод ручного тормоза (рис. 177) механический. В кабине води
теля расположена рукоятка 1. При торможении рукоятку необходимо
потянуть на себя. Усилие от рукоятки передается через гибкий трос 2
в оболочке, систему тяг и рычагов на рычаг 7 и на разжимный рычаг 11.
Происходит прижатие колодок к барабану.
При затормаживании ручным тормозом одновременно через рычаг
6, тягу и рычаг 4 осуществляется привод на тормозной кран. Проис
ходит выпуск воздуха из магистрали прицепа, а следовательно, и за
тормаживание прицепа.
§ 61. КРЕПЛЕНИЕ КАБИНЫ И ЕЕ ОТОПЛЕНИЕ
Для удобства' доступа к двигателю автомобили . МАЗ-500 имеют о т. к и д ы в а ю щ у ю с я к а б и н у.
На передней поперечной балке основания кабины имеются два крон штейна (рис. 178, а), которые при помощи оси в армированных втулках
I
|
|
|
|
|
соединяются о |
|
кронштейнами |
|||||||||||
|
|
|
|
|
продольной балки рамы. Ка |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
бина, |
поворачиваясь на |
оси, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
откидывается |
пружинами под |
||||||||||||
|
|
|
|
|
углом 45°. В задней, части |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
основания |
кабины |
установ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
лен запорный механизм, ко |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
торый |
|
надежно |
|
удерживает |
|||||||||
|
|
|
|
|
кабину от самопроизвольного |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
опрокидывания. Для опроки |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
дывания |
кабины |
необходимо |
|||||||||||
|
|
|
|
|
рукоятку |
1 |
(рис. |
|
178) поста |
|||||||||
|
|
|
|
|
вить в верхнее положение (б), |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
а |
рукоятку |
7 |
|
потянуть |
|
на |
|||||||
|
|
|
|
|
себя и одновременно |
вывести |
||||||||||||
|
|
|
|
|
из зацепления |
|
дублирующий |
|||||||||||
|
|
|
|
|
крюк |
5. |
|
|
|
|
|
|
отопле |
|||||
|
|
|
|
|
|
Система' |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
ния |
|
кабины |
|
(рис. |
179) |
||||||||
Рис. 179. Схема отопления и вентиляции ка |
обеспечивает |
|
|
поддержание |
||||||||||||||
|
бины |
автомобиля МАЗ-500 |
нормальной температуры при |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
эксплуатации |
|
автомобиля в |
|||||||||||
включает: |
отопитель |
1, |
подводящие4 |
холодное |
время |
9. |
года. |
Она |
||||||||||
шланги |
5 |
и |
8, |
вентилятор |
3, |
|||||||||||||
|
|
|
6 |
|
|
|||||||||||||
электродвигатель 2, два |
радиатора |
и |
краники |
|
|
и |
|
|
|
|
|
6 |
||||||
9 |
На холодном двигателе при заливке холодной воды в систему |
ох |
||||||||||||||||
лаждения отопитель кабины должен быть отключен, т. |
е. |
|
краники |
|
||||||||||||||
и |
закрыты. |
|
необходимо при прогретом двигателе в |
сле |
||||||||||||||
|
Включать отопитель |
дующем порядке: опрокинуть кабину и открыть пробку радиатора;
увеличить |
скорость вращения |
коленчатого вала |
двигателя |
до |
||||||
1200 |
o6Imuh |
открыть кран |
6, |
а затем кран |
9 |
и проработать 3 |
мин. |
Этим |
||
|
|
|
|
|
|
|
ликвидируются воздушные пробки, которые могут привести к замер занию жидкости в системе отопителя.
После включения отопителя долить воду в радиатор. При сливе
воды необходимо открыть все краники — краники 6,9 и кран на патруб ке водяного насоса, затем опустить кабину.
§ 62. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
Основные неисправности механизмов управления
Основные неисправности рулевого управления. Люфт руле вого управления превышает 25°. Причины: ослабло крепление рулевого колеса к валу; ослабло крепление колонки к крон штейну передней стенки кабины; ослабло крепление картера рулевого механизма к кронштейну продольной балки рамы; имеется люфт в шар нире рулевой сошки; имеется люфт подшипников винта рулевого ме ханизма как люфт в зацеплении зубчатого сектора с гайкой-рейкой.
238 |
' |
/ |
Затруднено вращение рулевого вала ко
леса. Причины: не работает гидроусилитель; разрушены или чрез мерно затянуты подшипники винта; заедание шариков в направляющих винта; заедание зубчатого сектора в зацеплении с гайкой-рейкой; по гнутость рулевой колонки или неисправность карданных сочленений
рулевого вала.
Основные неисправности тормозной системы автомобилей МАЗ.
Слабое торможение. Причины: большой' зазор между ко лодками и барабаном (определяется по выходу штока из корпуса тор мозных камер); малое давление воздуха в системе; попадание воды в тормозной механизм;'замасливание тормозных накладок.
Занос автомобиля при торможении. При
чины: большая разность между ходами штоков тормозных камер одной оси; заедание вала во втулках разжимного кулака.
Медленное о т т о р м а ж и в а н и е. Причины: неправиль ная регулировка длины тяг от педали к крану (при опущенной педали рычаг тормозного крана не доходит до упора крышки корпуса крана); заедание валиков во втулках разжимных кулаков; поломка или ос лабление возвратных пружин в тормозных камерах.
Самопроизвольное торможение, слышен
стук в колесах во время движения. Причина:
поломка стягивающих пружин.
Запаздывание торможения колес прицепа
по отношению к колесам автомобил я-т я г а ч а.
Причины: неправильно установлено регулировочное кольцо нижней секции тормозного крана; заедание поршня воздухораспределителя прицепа; сплющивание трубопровода от воздухораспределителя к ав
томобилю-тягачу.
Ручной тормоз не удерживает автомобиль
на уклоне 16%. Причины: не отрегулирован привод ручного тормоза; большой зазор между колодками и барабаном.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании механизмов управления
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании руле вого управления. Масло в гидроусилителе необходимо заменить в следующем порядке: поднять переднюю ось автомобиля; отсоединить трубопроводы от распределителя и через них слить масло.
Для слива масла из силового цилиндра следует поворачивать рулевое колесо вправо и влево до упора; вынуть из бачка насоса фильтр и про мыть его топливом, протереть бачок изнутри; установить фильтр в ба чок, залить свежего масла в количестве 1 л и подождать, пока масло
не |
сольется через трубопроводы; |
присоединить трубопроводы |
и, |
||
залив масло по уровень, |
подождать 2 лш«; пустить двигатель |
на |
|||
2 |
мин |
работы на малых |
оборотах; |
медленно"поворачивать передние |
|
|
колеса до упора вправо и влево до прекращения выделения пузырь ков воздуха в бачке насоса; опустить передние колеса, добавить масла
239
в бачок до нормы и поставить крышку на место; пустить вторично двигатель н проверить отсутствие'утечки масла и отсутствие шума
насоса на максимальных оборотах коленчатого вала двигателя.
Регулировка рулевого механизма. В рулевом механизме регулируют натяг подшипников винта и зацепление зубча того сектора с гайкой-рейкой.
Для регулировочных работ необходимо спять рулевой механизм
с автомобиля, предварительно отсоединив нижнюю вилку кардана 6
(см. рис. 171) рулевой колонки от винта механизма и шаровой палец
20 гидроусилителя от сошки /; затем слить масло из картера и 3aκpej пить механизм в тисках.
Подшипники необходимо регулировать в следующем порядке:
установить люфт в подшипниках, замерив осевое перемещение винта при покачивании сошкіі. Это перемещение, измеряемое индикатором, должно быть не более 0,2 мм. При .наличии люфта подшипников вин
та — отвернуть болты крепления нижней крышки, снять крышку и удалить прокладки, суммарной толщиной, равной замеренному пере мещению винта; установить крышку и покачиванием рулевой сошки
проверитькГ. |
отсутствие осевого перемещения винта. Усилие для поворота |
|
рулевого |
колеса из среднего положения должно быть равно 0,3— |
|
0,6 |
После |
регулировки подшипников винта нужно проверить и при |
необходимости отрегулировать зазор в зацеплении зубчатого сектора с гайкой-рейкой. При правильно отрегулированном зацеплении сво бодный ход винта при среднем положении сошки не должен превы шать 6°.
Для регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой необходимо ослабить контргайку регулировочного винта 21 (см. рис. 172) и вращать винт по часовой стрелке до получения свободного хода не более 6°,
удерживая винт отверткой, затем надежно законтрить его гайкой.
|
При правильной регулировке рулевого механизма винт должен |
||
вращатьсякГ. |
в обе стороны без заеданий, усилие на ободе рулевого коле |
||
са для поворота из среднего положения должно быть в пределах |
1 — |
||
1,5 |
По окончании регулировочных работ установить механизм на |
ав |
|
томобиль, |
подсоединить к нулевой колонке и гидроусилителю. |
|
Регулировка зазоров в шаровых пальцах
гидроусилителя. Для регулировки зазоров в шаровых паль
цах гидроусилитель частично разбирают, снимая его с автомобиля. Чаще всего увеличивается зазор в шарнире 9 (см. рис. 173), к которому подсоединена продольная тяга, так как через него передается значи
тельно большее усилие, чем через шарнир сошки. Для регулировки зазора в шарнире продольной тяги необходимо: снять трубопроводы;
зажать гидроусилитель в тиски, ослабить контргайку 11 крепления цилиндра и вывернуть корпус шарниров 14 из цилиндра 18\ закрепить корпус шарниров в тисках, ослабить стопорный винт 13 в гайке 12 и специальным ключом завернуть (рис. 180) гайку до упора, по'сле чего надежно завернуть стопорный винт и собрать корпус шаровых пальцев с цилиндрами.
240
Для устранения |
зазора |
в |
шарни |
|
|
|
|
||||||||||||
ре сошки необходимо: закрепить гид |
|
|
|
|
|||||||||||||||
роусилитель в тисках, снять крышку |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
распределителя |
|
(см. |
рис. 173), |
рас- |
|
|
|
|
|||||||||||
шплинтовать и |
|
отвернуть |
гайку |
2; |
|
|
|
|
|
||||||||||
отвернуть болты |
|
16 |
крепления |
кор |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
и |
|
|
|
|
|||||||||||||
пуса |
|
золотника |
|
|
снять |
|
корпус6 |
|
|
|
|
||||||||
вместе с золотником; вывернуть сто |
|
|
|
|
|||||||||||||||
порный винт 7; завернуть пробку |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
до упора и отвернуть назад до совпа |
|
|
|
|
|||||||||||||||
дения |
|
отверстия |
|
под винт8\ |
с |
бли |
|
|
|
|
|
||||||||
жайшей прорезью |
|
стакана |
7 |
завер |
|
|
|
|
|
||||||||||
нуть стопорный винт 7 до |
упора и |
Рис. 180, Завертывание гайки кор |
|||||||||||||||||
собрать гидроусилитель. |
|
|
|
|
|
|
пуса шарниров |
|
|
|
|||||||||
Зазор в шарнире поперечной ру |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
левой тяги (рис. |
|
181) |
4необходимо |
|
|
|
|
|
|||||||||||
устранять |
в |
следующем |
порядке: |
|
|
|
|
|
|||||||||||
снять |
|
поперечную |
тягу |
с |
автомо |
|
|
1 |
и |
6 |
|||||||||
биля; заметив метками взаимное |
расположение наконечников |
|
|
||||||||||||||||
с тягой |
4, |
разъединить3 |
их, |
ослабив |
болты |
5; снять стопор опорной |
|||||||||||||
пяты |
3 |
пружины |
2 |
|
шарнирного соединения; |
зажать наконечник |
4 |
в ти |
|||||||||||
сках и завернуть пяту |
до отказа, |
а |
затем отвернуть до возможного |
||||||||||||||||
стопорения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и .за |
|||||
После этого собрать поперечную тягу, поставить на место |
|||||||||||||||||||
мерить |
|
схождение |
|
колес. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приемы выполнения работ по техническому обслуживанию тормо-' зов. Регулировка зазора между колодками
и б а р а б а и о |
ммм. . |
Необходимость регулировки зазораммопределяют. |
по выходу штока тормозной камеры при торможении, который должен |
||
быть не более 40 |
|
Нормальный выход штока 20—25 |
Для регулировки необходимо: поднять домкратом одно, из. колес; поворачивая колесо, завернуть червяк регулировочного рычага до зажатия барабана; повернуть червяк в обратном направлении на три
щелчка, что будет соответствовать выходу штока 15—20 мм. Свободный ход педали тормоза регулируют удлинением или укора
чиванием длины тяг вращением, резьбовых вилок. Он должен быть равен 14—16 мм.
Рис. 181. Поперечная рулевая тяга автомобиля МАЗ-500
241'