Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лона прицепа до 5,3 кПсм2, так как кожаная ма ркета воздух в обрат­

ном направлении не пропускает. При этом поршень поднимается вверх. При подъеме поршня выпускной клапан 10 также подымается вверх и плотно прижимается к диафрагме, предотвращая утечку воздуха

в атмосферу. Одновременно выпускной клапан упирается во втулку

.впускного клапана 6 и клапан открывается. Через открытый впускной клапан воздух из воздушного баллона прицепа поступает к тормозным камерам прицепа. Происходит торможение прицепа.

При опускании педали тормоза начинает поступать воздух из воз­

душного баллона автомобиля в воздухораспределитель. Поршень опу­

скается вниз, а вместе с ним опускаются впускной и выпускной кла­

паны.

Впускной клапан закрывается, а выпускной открывается. Воздух из тормозных камер прицепа через зазор между резиновой диафрагмой

11 и выпускным клапаном 10 выходит в атмосферу. Происходит растор­

маживание.

Ручной тормоз барабанного типа. Принципиальное устрой­ ство тормозного механизма ручного тормоза аналогично устройству тормозного механизма ножного тормоза.

Привод ручного тормоза (рис. 177) механический. В кабине води­

теля расположена рукоятка 1. При торможении рукоятку необходимо

потянуть на себя. Усилие от рукоятки передается через гибкий трос 2

в оболочке, систему тяг и рычагов на рычаг 7 и на разжимный рычаг 11.

Происходит прижатие колодок к барабану.

При затормаживании ручным тормозом одновременно через рычаг

6, тягу и рычаг 4 осуществляется привод на тормозной кран. Проис­

ходит выпуск воздуха из магистрали прицепа, а следовательно, и за­

тормаживание прицепа.

§ 61. КРЕПЛЕНИЕ КАБИНЫ И ЕЕ ОТОПЛЕНИЕ

Для удобства' доступа к двигателю автомобили . МАЗ-500 имеют о т. к и д ы в а ю щ у ю с я к а б и н у.

На передней поперечной балке основания кабины имеются два крон­ штейна (рис. 178, а), которые при помощи оси в армированных втулках

I

 

 

 

 

 

соединяются о

 

кронштейнами

 

 

 

 

 

продольной балки рамы. Ка­

 

 

 

 

 

бина,

поворачиваясь на

оси,

 

 

 

 

 

откидывается

пружинами под

 

 

 

 

 

углом 45°. В задней, части

 

 

 

 

 

основания

кабины

установ­

 

 

 

 

 

лен запорный механизм, ко­

 

 

 

 

 

торый

 

надежно

 

удерживает

 

 

 

 

 

кабину от самопроизвольного

 

 

 

 

 

опрокидывания. Для опроки­

 

 

 

 

 

дывания

кабины

необходимо

 

 

 

 

 

рукоятку

1

(рис.

 

178) поста­

 

 

 

 

 

вить в верхнее положение (б),

 

 

 

 

 

а

рукоятку

7

 

потянуть

 

на

 

 

 

 

 

себя и одновременно

вывести

 

 

 

 

 

из зацепления

 

дублирующий

 

 

 

 

 

крюк

5.

 

 

 

 

 

 

отопле­

 

 

 

 

 

 

Система'

 

 

 

 

 

 

 

ния

 

кабины

 

(рис.

179)

Рис. 179. Схема отопления и вентиляции ка­

обеспечивает

 

 

поддержание

 

бины

автомобиля МАЗ-500

нормальной температуры при

 

 

 

 

 

эксплуатации

 

автомобиля в

включает:

отопитель

1,

подводящие4

холодное

время

9.

года.

Она

шланги

5

и

8,

вентилятор

3,

 

 

 

6

 

 

электродвигатель 2, два

радиатора

и

краники

 

 

и

 

 

 

 

 

6

9

На холодном двигателе при заливке холодной воды в систему

ох­

лаждения отопитель кабины должен быть отключен, т.

е.

 

краники

 

и

закрыты.

 

необходимо при прогретом двигателе в

сле­

 

Включать отопитель

дующем порядке: опрокинуть кабину и открыть пробку радиатора;

увеличить

скорость вращения

коленчатого вала

двигателя

до

1200

o6Imuh

открыть кран

6,

а затем кран

9

и проработать 3

мин.

Этим

 

 

 

 

 

 

 

ликвидируются воздушные пробки, которые могут привести к замер­ занию жидкости в системе отопителя.

После включения отопителя долить воду в радиатор. При сливе

воды необходимо открыть все краники — краники 6,9 и кран на патруб­ ке водяного насоса, затем опустить кабину.

§ 62. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ

Основные неисправности механизмов управления

Основные неисправности рулевого управления. Люфт руле­ вого управления превышает 25°. Причины: ослабло крепление рулевого колеса к валу; ослабло крепление колонки к крон­ штейну передней стенки кабины; ослабло крепление картера рулевого механизма к кронштейну продольной балки рамы; имеется люфт в шар­ нире рулевой сошки; имеется люфт подшипников винта рулевого ме­ ханизма как люфт в зацеплении зубчатого сектора с гайкой-рейкой.

238

'

/


Затруднено вращение рулевого вала ко­

леса. Причины: не работает гидроусилитель; разрушены или чрез­ мерно затянуты подшипники винта; заедание шариков в направляющих винта; заедание зубчатого сектора в зацеплении с гайкой-рейкой; по­ гнутость рулевой колонки или неисправность карданных сочленений

рулевого вала.

Основные неисправности тормозной системы автомобилей МАЗ.

Слабое торможение. Причины: большой' зазор между ко­ лодками и барабаном (определяется по выходу штока из корпуса тор­ мозных камер); малое давление воздуха в системе; попадание воды в тормозной механизм;'замасливание тормозных накладок.

Занос автомобиля при торможении. При­

чины: большая разность между ходами штоков тормозных камер одной оси; заедание вала во втулках разжимного кулака.

Медленное о т т о р м а ж и в а н и е. Причины: неправиль­ ная регулировка длины тяг от педали к крану (при опущенной педали рычаг тормозного крана не доходит до упора крышки корпуса крана); заедание валиков во втулках разжимных кулаков; поломка или ос­ лабление возвратных пружин в тормозных камерах.

Самопроизвольное торможение, слышен

стук в колесах во время движения. Причина:

поломка стягивающих пружин.

Запаздывание торможения колес прицепа

по отношению к колесам автомобил я-т я г а ч а.

Причины: неправильно установлено регулировочное кольцо нижней секции тормозного крана; заедание поршня воздухораспределителя прицепа; сплющивание трубопровода от воздухораспределителя к ав­

томобилю-тягачу.

Ручной тормоз не удерживает автомобиль

на уклоне 16%. Причины: не отрегулирован привод ручного тормоза; большой зазор между колодками и барабаном.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании механизмов управления

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании руле­ вого управления. Масло в гидроусилителе необходимо заменить в следующем порядке: поднять переднюю ось автомобиля; отсоединить трубопроводы от распределителя и через них слить масло.

Для слива масла из силового цилиндра следует поворачивать рулевое колесо вправо и влево до упора; вынуть из бачка насоса фильтр и про­ мыть его топливом, протереть бачок изнутри; установить фильтр в ба­ чок, залить свежего масла в количестве 1 л и подождать, пока масло

не

сольется через трубопроводы;

присоединить трубопроводы

и,

залив масло по уровень,

подождать 2 лш«; пустить двигатель

на

2

мин

работы на малых

оборотах;

медленно"поворачивать передние

 

колеса до упора вправо и влево до прекращения выделения пузырь­ ков воздуха в бачке насоса; опустить передние колеса, добавить масла

239


в бачок до нормы и поставить крышку на место; пустить вторично двигатель н проверить отсутствие'утечки масла и отсутствие шума

насоса на максимальных оборотах коленчатого вала двигателя.

Регулировка рулевого механизма. В рулевом механизме регулируют натяг подшипников винта и зацепление зубча­ того сектора с гайкой-рейкой.

Для регулировочных работ необходимо спять рулевой механизм

с автомобиля, предварительно отсоединив нижнюю вилку кардана 6

(см. рис. 171) рулевой колонки от винта механизма и шаровой палец

20 гидроусилителя от сошки /; затем слить масло из картера и 3aκpej пить механизм в тисках.

Подшипники необходимо регулировать в следующем порядке:

установить люфт в подшипниках, замерив осевое перемещение винта при покачивании сошкіі. Это перемещение, измеряемое индикатором, должно быть не более 0,2 мм. При .наличии люфта подшипников вин­

та — отвернуть болты крепления нижней крышки, снять крышку и удалить прокладки, суммарной толщиной, равной замеренному пере­ мещению винта; установить крышку и покачиванием рулевой сошки

проверитькГ.

отсутствие осевого перемещения винта. Усилие для поворота

рулевого

колеса из среднего положения должно быть равно 0,3—

0,6

После

регулировки подшипников винта нужно проверить и при

необходимости отрегулировать зазор в зацеплении зубчатого сектора с гайкой-рейкой. При правильно отрегулированном зацеплении сво­ бодный ход винта при среднем положении сошки не должен превы­ шать 6°.

Для регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой необходимо ослабить контргайку регулировочного винта 21 (см. рис. 172) и вращать винт по часовой стрелке до получения свободного хода не более 6°,

удерживая винт отверткой, затем надежно законтрить его гайкой.

 

При правильной регулировке рулевого механизма винт должен

вращатьсякГ.

в обе стороны без заеданий, усилие на ободе рулевого коле­

са для поворота из среднего положения должно быть в пределах

1 —

1,5

По окончании регулировочных работ установить механизм на

ав­

томобиль,

подсоединить к нулевой колонке и гидроусилителю.

 

Регулировка зазоров в шаровых пальцах

гидроусилителя. Для регулировки зазоров в шаровых паль­

цах гидроусилитель частично разбирают, снимая его с автомобиля. Чаще всего увеличивается зазор в шарнире 9 (см. рис. 173), к которому подсоединена продольная тяга, так как через него передается значи­

тельно большее усилие, чем через шарнир сошки. Для регулировки зазора в шарнире продольной тяги необходимо: снять трубопроводы;

зажать гидроусилитель в тиски, ослабить контргайку 11 крепления цилиндра и вывернуть корпус шарниров 14 из цилиндра 18\ закрепить корпус шарниров в тисках, ослабить стопорный винт 13 в гайке 12 и специальным ключом завернуть (рис. 180) гайку до упора, по'сле чего надежно завернуть стопорный винт и собрать корпус шаровых пальцев с цилиндрами.

240



Для устранения

зазора

в

шарни­

 

 

 

 

ре сошки необходимо: закрепить гид­

 

 

 

 

роусилитель в тисках, снять крышку

 

 

 

 

 

распределителя

 

(см.

рис. 173),

рас-

 

 

 

 

шплинтовать и

 

отвернуть

гайку

2;

 

 

 

 

 

отвернуть болты

 

16

крепления

кор­

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

пуса

 

золотника

 

 

снять

 

корпус6

 

 

 

 

вместе с золотником; вывернуть сто­

 

 

 

 

порный винт 7; завернуть пробку

 

 

 

 

 

 

до упора и отвернуть назад до совпа­

 

 

 

 

дения

 

отверстия

 

под винт8\

с

бли­

 

 

 

 

 

жайшей прорезью

 

стакана

7

завер­

 

 

 

 

 

нуть стопорный винт 7 до

упора и

Рис. 180, Завертывание гайки кор

собрать гидроусилитель.

 

 

 

 

 

 

пуса шарниров

 

 

 

Зазор в шарнире поперечной ру­

 

 

 

 

 

левой тяги (рис.

 

181)

4необходимо

 

 

 

 

 

устранять

в

следующем

порядке:

 

 

 

 

 

снять

 

поперечную

тягу

с

автомо­

 

 

1

и

6

биля; заметив метками взаимное

расположение наконечников

 

 

с тягой

4,

разъединить3

их,

ослабив

болты

5; снять стопор опорной

пяты

3

пружины

2

 

шарнирного соединения;

зажать наконечник

4

в ти­

сках и завернуть пяту

до отказа,

а

затем отвернуть до возможного

стопорения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и .за­

После этого собрать поперечную тягу, поставить на место

мерить

 

схождение

 

колес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы выполнения работ по техническому обслуживанию тормо-' зов. Регулировка зазора между колодками

и б а р а б а и о

ммм. .

Необходимость регулировки зазораммопределяют.

по выходу штока тормозной камеры при торможении, который должен

быть не более 40

 

Нормальный выход штока 20—25

Для регулировки необходимо: поднять домкратом одно, из. колес; поворачивая колесо, завернуть червяк регулировочного рычага до зажатия барабана; повернуть червяк в обратном направлении на три

щелчка, что будет соответствовать выходу штока 15—20 мм. Свободный ход педали тормоза регулируют удлинением или укора­

чиванием длины тяг вращением, резьбовых вилок. Он должен быть равен 14—16 мм.

Рис. 181. Поперечная рулевая тяга автомобиля МАЗ-500

241'