Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регулировка ручного тормоза автомобиля.

При правильно отрегулированном ручном тормозе и его приводе за­

торможенный автомобильмм.

с полной нагрузкой должен удерживаться

на уклоне

16%, а максимально допустимый ход рукоятки не должен

превышать

160

 

барабаном необходимо

регулировать

Зазор между колодками и

в следующем порядке:

 

колеса с одной стороны;

через лючок

поднять домкратом задние

в суппорте при помощи отвертки, цепляя за зуб

гайки-звездочки

14

(см. рис. 177) снизу вверх,

завернуть гайку так,

чтобы барабан не по­

ворачивался от усилия руки, а затем отвернуть гайку-зв"ездочку до свободного вращения барабана.

После указанной регулировкіцход рукоятки-привода должен быть

равен ПО—160 л/лг.

 

 

 

мм, то

необходимо

отрегулиро­

Если ход рукоятки превышает 160

 

 

вать привод ручного тормоза. Перед

2регулировкой необходимо про­

верить отсутствие провисания троса

(провисание устраняют изме­

нением его длины при помощи11,

вилки

3).

Затем20

отсоединить вилку

12

от приводного рычага

Jl

тормоза и снять оттяжную пружину, повора­

чивая приводной рычаг

довести рычаг

до упора

в штангу

 

(не разжимая колодок). Натянув трос, завернуть вилку 10 до совпа­

дения одного из отверстий вилки с отверстием рычага И и присоеди­

нить вилку к рычагу. После этого установить оттяжную пружину на

приводной рычаг тормоза.

Глава XIII. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Специализированным грузовым автомобилем, прицепом или полу­ прицепом называют такие, кузова которых специально приспособ­ лены для перевозки определенного вида груза. Специализированный

подвижной состав позволяет: экономить средства при бестарной пере­ возке, применять механизированную погрузку и разгрузку, сохранять скоропортящиеся грузы, сохранять товарный вид продукции, увели­ чивать производительность автомобиля.

Специализированный подвижной состав весьма разнообразен.

Для перевозки строительных грузов применяют автомобили-само­

свалы, автопоезда с полуприцепами и прицепами-панелевозами, це­ ментовозы, лесовозы и другой подвижной, состав. Для перевозки товаров народного потребления ' используют автомобили-фургоны, универсальные и специализированные автомобили.

На автомобиля-х-цистернах перевозят цемент, муку, молоко, пиво, квас, нефтепродукты, различные жидкие наливные и другие грузы.

Для перевозки сельскохозяйственных грузов ( зерна й других про­ дуктов) применяют автопоезда с кузовом увеличенной емкости. Пере­ возку картофеля и особенно овощей осуществляют в таре, что значи-

242

*


тельно предохраняет их от порчи. Для перевозки скота используют автопоезда, состоящие из седельного тягача и полуприцепа.

Наиболее распространенным видом специализированного подвиж­

ного состава на строительстве являются автомобили-самосвалы, обору­ дованные кузовом ковшового типа C опрокидывающейся платформой и применяемые для перевозки сыпучих грузов и жидких растворов. Ниже будет рассмотрено оборудование и устройство наиболее рас­ пространенного специализированного состава.

На базе бортового автомобиля МАЗ-500 созданы наиболее распро­

страненные специализированные автомобили: МАЗ-503 — самосвал

п МАЗ-504 — седельный тягач, предназначенный для работы с полу­ прицепами.

§ 63. АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ МАЗ-503

Механизм подъема платформы автомобиля-самосвала МАЗ-503 гидравлический с пневматическим приводом управления из кабины водителя. Подъемный механизм (рис. 182) состоит из коробки отбора мощности 1, масляного насоса 2, телескопического цилиндра 6, пере­

пускного клапана 5 и пневмораспределительного крана 3 управления механизмом. Вся система подъемного механизма питается маслом из бака 4.

В бак 4 заливается индустриальное масло 20 летом и 12 — зимой. Масло меняется 2 раза в год. Уровень масла измеряют маслоизмери­ тельным стержнем, смонтированным вместе с пробкой заливной гор­

ловины.

Для подъема платформы необходимо убедиться, что давление воздуха в пневматической системе равно не менее 4,5 кПсм\ затем отпустить педаль подачи топлива, выключить сцепление и повер­ нуть рукоятку крана 3 в положение подъема (крайнее левое поло­

жение III). При этом воздух из пневматической системы будет посту­

пать через отверстие в золотнике крана 3 в воздухопровод, идущий к пневматической камере 8 включения коробки отбора мощности 1 и к цилиндру управления запорами заднего борта; задний борт откроет$я,

и включится масляный насос 2. После этого необходимо плавно опу­

стить сцепление и, одновременно нажимая на педаль подачи топлива, увеличить Обороты коленчатого вала двигателя. При этом включенный насос 2 будет подавать масло из бака 4 через перепускной клапан 5 в телескопический цилиндр 6 механизма подъема. Звенья Цилиндра последовательно будут выдвигаться, и платформа будет подни­

маться.

Когда платформа достигнет наибольшего угла подъема (55°), вслед­ ствие натяжения троса 7 откроется перепускной клапан 5 и дальней­ ший подъем платформы автоматически прекратится. При этом в резуль­ тате перетекания масла из цилиндра 6 через перепускной клапан плат­ форма сначала опустится на небольшой угол, а затем после закрытия клапана 5 вновь начнет подниматься до следующего натяжения троса 7 и открывания клапана. Такое чередование открывания и закрывания

• ' 243


244

Рис. 182. Схрма подъемного механизма платформы автомобиля М.АЗ-5ОЗ

клапана обусловливает энергичное встряхивание платформы в конце подъема, что способствует эффективной очистке ее от груза.

Для опускания платформы необходимо: выключить сцепление; повернуть рукоятку крана в положение «Опускание» (фик­ сированное положение //); плавно опустить платформу, при необходи­ мости замедлить резкое опускание; перевести рукоятку в положение

«Стоп», а затем повторить опускание; перевести рукоятку в транспорт­ ное положение.

При опускании платформы насос 2 выключается, перепускной кла­ пан 5 открывается, и рабочая жидкость из цилиндра под действием веса платформы вытесняется через перепускной клапан и сливной трубо­

провод в бак 4.

Для остановки платформы в процессе подъема или опускания ру­ коятку крана переводят в положение «Стоп». При таком положении золотника все каналы корпуса крана соединяются с атмосферой, вслед­ ствие чего насос выключается. Слив, рабочей жидкости из цилиндра

вбак при этом становится невозможен, так как перепускной и обрат­ ный клапаны закрыты.

. После окончания опускания платформы рукоятку крана переводят

вкрайнее правое «Транспортное положение». В этом положении воз­ дух из пневматической системы подводится только к цилиндру запора заднего борта, надежно запирая цапфы борта. При этом положении золотника крана управления полости пневматических камер коробки отбора мощности и перепускного клапана соединены с атмосферой.

 

 

§ 64. АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ МАЗ-504

(с двумя ося­

 

На седельных тягачах1

применяют двухшарнирное

ми наклона) седельное, сцепное14

устройство13\

(рис. 183),13

установленное на плите в задней части рамы. Седло.√ качается в про­

дольной плоскости

4относительно

оси

 

балансира

балансир

совместно с седлом

качается в поперечной плоскости на своих цапфах

10,

установленных в кронштейнах

12

крепления седла к плите. ■

 

 

 

 

 

 

 

Седельное сцепление устройства автомобиля имеет замок, Обеспе­

чивающий его полуавтоматическую сцепку и расцепку с полуприцепом., Перед сцепкой необходимо затормозить полуприцеп стояночным тормозом и убедиться в том, что его опорная плита со шкворнем рас­ полагаются на уровне сцепного устройства или ниже его не более чем

на 100

мм,

а также, что шланги пневматического привода тормозов

и электропривода не будут защемлены

при сцепке.

планку17

19

и пе­

Далее поворачивают в сторону предохранительную

 

реводят рукоятку

2

управления расцепкой в Крайнее переднеё поло­

жение. Рукоятка8

через скобу отводит запорный кулак

вперед по.

ходу автомобиля,

при этом защелка

16

поворачивается под действием

пружины

и, заходя за выступ запорного кулака,

удерживает его

в отведенном положении. После этого автомобиль-тягач подают зад­ ним ходом к полуприцеп-у и шкворень входит между захватами, по­ ворот которых наружу относительно осей 3 ограничивается упорами 20. После того как произойдет сцепка, штифт 21 повернет защелку 16

245


7 20

J — плита;

 

 

Рис.

 

183. Седельно-сцепное устройство:

 

 

 

 

 

 

 

а — вид

сверху;

б — вид

снизу;

 

 

 

 

 

2

— рукоятка

управления

расцепкой;

3 —

ось

захвата;

4 —

седло;

5 и 6 —захваты;

7,

9 и

15 —

масленки;

8— пружина;

10—

цапфа

балансира;

11 —

ограничитель

бокового наклона

седла;

12 —

кронштейн крепления седла

к плите;

13 —

балансир

седла;

14 —

ось

балансира;

¡6 —

защелка замка;

17 —

запорный

кулак;

18 —

пружина запорного кулака;

 

19 —

предохранительная

 

 

 

 

 

планка; 20 — упоры захвата; 21 — штифт захвата

и запорный кулак 17 под действием пружины 18 войдет между захва­ тами 5 и 6. Затем необходимо убедиться, что рукоятка 2 вернулась в ис­

ходное положение, и закрыть предохранительную планку 19.

Перед расцепкой необходимо затормозить полуприцеп стояночным тормозом, опустить катки опорного устройства полуприцепа, закрыть

846


краны, разъединить шланги пневматического привода тормозов и вы­ ключить штепсельную розетку. Затем переместить в крайнее переднее

положение рукоятку

2

управления

расцепкой,

предварительно по­

вернув предохранительную планку

19.

Далее, включив первую пере­

дачу, плавно подать

автомобиль-тягач вперед

до полной расцепки

с полуприцепом.

 

 

 

 

 

Опорное устройство полуприцепа (рис. 184)

представляет собой два выдвижных домкрата 7 и 13, неподвижно за­ крепленных на раме полуприцепа. Силовая передача домкратов со­

стоит из винта 12 с упорным подшипником 4 гайки 11 со шпонкой 9

иконических шестерен 2 и 5 с валами 1 и 6.

Вправом домкрате дополнительно установлена пара цилиндриче­

ских шестерен 15 для подъема катков 10 с большей скоростью. Подъем и опускание катков осуществляют вручную при помощи муфты 14 и рукоятки. При этом оба домкрата приводятся в действие одновремен­ но посредством промежуточного вала 5.

Кроме автомобилей-самосвалов, для перевозки строительных ма­ териалов широкое применение получили автомобили-панелевозы, -фермовозы, -трубовозы и -цементовозы. Каждый из перечисленных ви­ дов специализированных транспортных средств состоит из автомоби­ ля-тягача и специализированного полуприцепа.

§ 65. ЛВТОМОЕИЛЬ-ЦИСТЕРНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ МОЛОКА

Для перевозки молока применяют специализированный состав с герметизированными цистернами.. Промышленность в настоящее время выпускает автомобили-цистерны на шасси автомобилей МАЗ-

500, ЗИЛ-130 и ГАЗ-53 (рис. 185).

Конструкции автомобилей-цистерн для перевозки молока на базе

этих автомобилей и их устройство принципиально одинаковы и отли­ чаются друг от друга в основном размерами.

Автомобиль-цистерна состоит из двух скрепленных между собой

отдельных секций разного объема, изготовленных из листового алю­ миния. Секции автомобиля-цистерны покрывают термоизоляционным материалом и деревянными досками, а св.ерху обшивают листовым же­ лезом. Термоизоляция автомобилей-цистерн обеспечивает в течение

10 ч повышение температуры не более чем на 2—30 C при температуре окружающего воздуха +30° С.

Секции автомобиля-цистерны наполняют молоком за счет вакуума,

создаваемого в них двигателем 9, работающим на малых'оборотах.

Вакуумное устройство состоит из воздухопроводов 8, которые одним

концом присоединены j< горловине каждой секции, а другим — к вса­

сывающему патрубку двигателя. На линии воздухопроводов установ­

лены жидкоотделитель 7 с вакуумметром 6, предохранительный и об­

ратный клапаны.

Жидкоотделитель предотвращает попадание молочной пены в воз­ душный сборник двигателя, а обратный клапан не допускает проник­ новения в секции цистерны газов из двигателя. В горловине 5 каждой секции на предельном уровне укреплены электроконтакты 4 ограни-

247