Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 184. Опорное устройство полуприцепа

Рис, 185. Автомобиль-цистерна для перевозки молока

248

чения наполнения цистерны, при замыкании контактов выключается

двигатель и наполнение цистерны прекращается. Для слива молока цистерна оборудована патрубком 2, краном / и рукояткой 3 управ­ ления краном.

Емкость цистерны на базе автомобиля МАЗ-500 — 5600 л, а автомо­

биля ЗИЛ-130 и ГАЗ-53—2800 л.

§ 66. АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОПЛИВА

Жидкое топливо перевозят в основном в автомобилях-цистернах, смонтированных на шасси автомобилей и на шасси прицепов и полу­ прицепов.

Автомобили-цистерны, служащие для перевозки нефтепродуктов,

различают по маркам автомобилей, на которых они смонтированы, до емкости, форме и оборудованию. При перевозке:жидкостей стенки автомобилей-цистерн подвергаются значительным напряжениям и гид­

равлическим ударам, получающимся при изменении скорости движения и остановках, поэтому внутри цистерн установлены перегородки с вы-'

резами (волнорезы).

Внутри

2

(рис. 186) имеется вертикальная

труба

3

горловины.

 

с фильтром,которая доходит почти до дна цистерны

1

и служит для на­

 

лива топлива самотеком.

На крышке автомобиля-цистерны установлен дыхательный клапан

4. Сливное отверстие закрывается колпачком 6 и запорным венти­ лем 5.

Для лучшего отстоя и спуска Воды и грязи в нижней части цистер­ ны имеется углубление (грязевик) и спускной кран. Гибкие шланги для заполнения и опоражнивания цистерны хранятся в ящиках 7.

В шкафу 8 помещают ручной и механический насосы и трубопроводы

озадвижками. Механический насос приводится в действие от коробки отбора мощности. Он позволяет заполнить цистерну из емкостей, рас­

положенных ниже ее, а также перекачивать топливо из цистерны

в емкости, расположенные выше ее. Все цистерны оборудуются огне­ тушителем 9.

Рис. 186. Общий вид автомобиля-цистерны для перевозки топлива

249∙


Прицепы-цистерны оборудуются так же, как и автомобили-цис­ терны.

Топливо относят к огнеопасным грузам, а перевозку огнеопасных,-

взрывчатых, отравляющих, ядовитых веществ необходимо осущест­ влять с особой осторожностью, при строгом соблюдении правил пере­ возки.

На автомобилях для перевозки таких грузов устанавливают огне­

тушители, шанцевый инструмент, мешок с сухим песком. Трубы огне­ тушителя автомобиля выводят в сторону радиатора.

Для перевозки баллонов со сжатым воздухом используют специ­ альные автомобили, кузова которых имеют наращенные борта и обору­

дованы стеллажами с ячейками по размеру баллонов, обитых войлоком

или другим мягким материалом.

Кислоты, щелочи и прочие обжигающие жидкости перевозят в спе­ циализированных автоцистернах или бортовых автомобилях в буты­

лях, установленных в корзины или ящики с гнездами, заполненными

стружкой или другим мягким упаковочным материалом.

Перевозку ядовитых и легковоспламеняющихся веществ осущест­ вляют в соответствии со специальными инструкциями.

Погрузка и выгрузка легковоспламеняющихся грузов должна быть

обязательно механизирована, причем корпус цистерны

заземлен.

§ 67. АВТОПОЕЗД-ЗЕРНОВОЗ И АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИК,

Специфика

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЗЕРНА

заключается

перевозок сельскохозяйственных

грузов

в сезонности,

в больших колебаниях дальности,

в особых свойствах

перевозимых грузов.

Для перевозки зерна может быть приспособлен любой грузовой ав­ томобиль. Для предотвращения потери зерна при перевозке устанав­

ливают уплотнительные резиновые прокладки в стыках бортов. Для увеличения грузоподъемности наращивают борта. Кроме того, для перевозки зерна применяют специализированные полуприцепы

Рис. 187. Автопоезд-зерновоз

250


Рис. 188. Автомобилеразгрузчик Л-101

с опрокидывающимся кузовом. Опрокидывание кузова может осуще­ ствляться гидравлическими подъемниками или специальными автомо­ билями-разгрузчиками.

Кроме стандартных бортовых автомобилей, при перевозке зерна

широко используют автопоезда-зерновозы. Автопоезд (рис. 187) состоит из автомобиля-тягача ЗИЛ-ІЗОВ и полуприцепа-самосвала ММЗ-812.

Грузоподъемность автопоезда-зерновоза 7 т, кузов полуприцепа металлический с крышей, предохраняющей зерно от атмосферных осад­ ков. Опрокидывание кузова осуществляется на боковые стороны при помощи гидравлического подъемника.

Устройство (рис. 188) для разгрузки автомобилей представляет собой навесную поворотную платформу к автопогрузчику для въезда и разгрузки автомобиля. Опрокидывание автомобиля осуществляется

при помощи двух гидравлических цилиндров. На платформе предус­

мотрены боковые упоры для предотвращения смещения разгружаемых автомобилей. Ограничение подъема платформы достигается автомати­ ческой остановкой подъема в пределах 30—45q.

§68. АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

Кскоропортящимся грузам относят многие пищевые продукты:

мясо, рыбу, молоко, творог, масло, фрукты и др. Порча таких продук­

тов, т. е. потеря ими питательности, вкуса, запаха, внешнего вида

и других качеств, происходит в результате микробиологических про­ цессов, вызывающих брожение или гниение.

Эти процессы протекают значительно медленнее при понижении температуры и уменьшении влажности воздуха. Поэтому наилучшие условия для длительной перевозки скоропортящихся продуктов обес­

печиваются при использовании подвижного состава изотермическими,

251

т. e. имеющими хорошую термоизоляцию, кузовами. Для поддержа­ ния в кузове низкой температуры применяют обычный лед, льдосоля­ ные смеси, сухой лед пли используют холодильные установки. В по­

следнем случае автомобиль называют автомобилем-рефрижератором. Перевозимые скоропортящиеся продукты предварительно охлаж­ дают в стационарном холодильнике до температуры, близкой к 0° С, а некоторые из них (мясо, рыбу, фрукты) иногда хранят и перевозят в замороженном виде. Если перевозка длится недолго, предваритель­

ного охлаждения скоропортящегося груза и использования изотер­ мического кузова бывает достаточно для обеспечения сохранности груза без дополнительного его охлаждения в пути. Так, например,

перевозят молоко во флягах или в специальных автомобилях-цистернах

для перевозки молока.

Между скоропортящимися грузами во время его перевозки должны быть оставлены зазоры, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Для этого в изотермическом кузове устраивают стеллажи для лотков с грузом. Мясные туши перевозят подвешенными на крюках.

Из-за хороших теплоизолирующих свойств изотермических кузовов их часто используют в зимнее время для перевозки продуктов, портя­

щихся от замораживания.

>

 

Для перевозки скоропортящихся продуктов на дальние, расстоя­

ния применяют полуприцепы-рефрижераторы ОдАЗ-877

грузоподъ­

емностью 8

т

для работы с седельным тягачом ЗИЛ-130В1

и ОдАЗ-878

грузоподъемностью 12

т

с автомобилем-тягачом МАЗ-504.

 

В этих полуприцепах-фургонах установлена холодильная компрес­

сорная установка.

 

 

 


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Глава XIV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО

Состава и его технико-эксплуатационные

ПОКАЗАТЕЛИ

§ 69. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Техническим обслуживанием называется выполнение работ по

уходу за автомобилем, направленных на предупреждение появления и устранения выявленных неисправностей, а также продления срока службы автомобиля до ремонта. ■

В Советском Союзе принята планово-предупредительная система обслуживания. Сущность этой системы заключается в том, что все ви­ ды технического обслуживания проводят принудительно в плановом порядке, после определенного пробега подвижного состава.

Положение О'техническом обслуживании и ремонте подвижного состава устанавливает следующие виды технического обслуживания

автомобилей, прицепов и полуприцепов:

ежедневное обслуживание (EO);

Первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное обслуживание (СО).

Основным назначением EO является контроль технического со­ стояния, направленный на обеспечение безопасности движения, под­

держание надлежащего внешнего вида подвижного состава, заправку его топливом, маслом и водой.

TO-L и ТО-2 имеют целью предупредить и выявить неисправности своевременным выполнением контрольных, смазочных, крепежных и регулировочных работ.

Исследования НИИАТ показали большую надежность автомоби­

лей новых моделей. На основании этих исследований разработано новое Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного

состава автомобильного транспорта

г.

 

 

 

Минимальные значения'перио­

 

Таблица 6

дичности технического обслужива­

 

 

 

 

ния подвижного состава новых, мо­

 

 

 

км

делей для 1-й

категории условий

Типы

Периодичность

обслуживания,

 

эксплуатации

приведены в табл. 6.

автомобилей

TO-I

ТО-2

В табл. 6 приведена периодич­

Легковые *

3 500

14 000

ность технического обслуживания

Автобусы

2 600

13 000

для автомобилей, эксплуатируемых

Грузовые

2 200

II 000

в более легких условиях работы. Для второй категории эксплуата­

ции периодичность обслуживания

г


составляет 80% от данных таблицы, а для третьей категории — 60%,

Такая корректировка введена и к нормам межремонтного пробега. Периодичность технического обслуживания автомобилей выпуска

до 1963 г. сохраняется по Положению 1962.

Сезонное обслуживание производится 2 раза в год при переходе

с осенне-зимней эксплуатации на летнюю и наоборот и в качестве от­ дельного вида обслуживания планируется для подвижного состава,

работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий се­ зонное обслуживание совмещает с ТО-2 (или ТО-1).

Положение 1971 г. предусматривает выполнение большинства работ

при техническом обслуживании по потребности с предварительным контролем исправности агрегатов автомобиля.

Такой контроль осуществляется диагностикой.

Диагностика представляет собой комплекс проверочных испытаний и операций на специализированных постах (линиях). Цель диагности­ ки — выявить потребность и объем ремонта и профилактики.

Специализированную диагностику проводят в плановом порядке перед TO-I и ТО-2, а контрольную диагностику могут проводить и пос­ ле планового технического обслуживания.

Ремонт подвижного состава. В соответствии с назначением и харак­

тером выполняемых работ ремонт подразделяют на капитальный, про­ изводимый на специализированных ремонтных предприятиях, и теку­ щий, выполняемый в автотранспортных предприятиях.

Как текущий, так и капитальный ремонты можно выполнять по отдельным агрегатам, узлам и механизмам и по подвижному составу

в целом.

Текущий ремонт способствует выполнению установленных мини­ мальных норм пробегов автомобилей и агрегатов, до капитального ре­ монта при минимальных простоях. Он должен обеспечить безотказную работу отремонтированных агрегатов на пробеге, не меньшем чем до

очередного ТО-2.

Потребность, в текущем ремонте выявляется при профилактике

и эксплуатации подвижного состава, а также при возникновении не­ исправностей.

Для сокращения простоя подвижного состава автомобильного транс­

порта текущий ремонт осуществляют преимущественно агрегатно­

узловым методом, при котором заменяют неисправные агрегаты на ис­ правные, взятые из оборотного фонда.

Капитальный ремонт автомобилей выполняют на авторемонтных заводах после пробега минимальных норм, установленных заводом-

изготовителем. Нормы пробега до капитального ремонта изучаемых автомобилей следующие: для автобусов ЛАЗ-695М — 300 тыс. км, для автобусов ЛиАЗ-677 — 360 тыс. км, для автомобилей МАЗ-500А — 160 тыс. км. На отдельные агрегаты автомобилей заводами-изготови­ телями этих агрегатов установлены минимальные нормы пробега,

указанные в их технических паспортах.

Капитальный ремонт автомобиля должен гарантировать последую­ щий межремонтный пробег не менее 0,8 от пробега до первого капиталь­ ного ремонта.. ’

254