Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
Рис. 184. Опорное устройство полуприцепа
Рис, 185. Автомобиль-цистерна для перевозки молока
248
чения наполнения цистерны, при замыкании контактов выключается
двигатель и наполнение цистерны прекращается. Для слива молока цистерна оборудована патрубком 2, краном / и рукояткой 3 управ ления краном.
Емкость цистерны на базе автомобиля МАЗ-500 — 5600 л, а автомо
биля ЗИЛ-130 и ГАЗ-53—2800 л.
§ 66. АВТОМОБИЛЬ-ЦИСТЕРНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОПЛИВА
Жидкое топливо перевозят в основном в автомобилях-цистернах, смонтированных на шасси автомобилей и на шасси прицепов и полу прицепов.
Автомобили-цистерны, служащие для перевозки нефтепродуктов,
различают по маркам автомобилей, на которых они смонтированы, до емкости, форме и оборудованию. При перевозке:жидкостей стенки автомобилей-цистерн подвергаются значительным напряжениям и гид
равлическим ударам, получающимся при изменении скорости движения и остановках, поэтому внутри цистерн установлены перегородки с вы-'
резами (волнорезы).
Внутри |
2 |
(рис. 186) имеется вертикальная |
труба |
3 |
||
горловины. |
|
|||||
с фильтром,которая доходит почти до дна цистерны |
1 |
и служит для на |
||||
|
лива топлива самотеком.
На крышке автомобиля-цистерны установлен дыхательный клапан
4. Сливное отверстие закрывается колпачком 6 и запорным венти лем 5.
Для лучшего отстоя и спуска Воды и грязи в нижней части цистер ны имеется углубление (грязевик) и спускной кран. Гибкие шланги для заполнения и опоражнивания цистерны хранятся в ящиках 7.
В шкафу 8 помещают ручной и механический насосы и трубопроводы
озадвижками. Механический насос приводится в действие от коробки отбора мощности. Он позволяет заполнить цистерну из емкостей, рас
положенных ниже ее, а также перекачивать топливо из цистерны
в емкости, расположенные выше ее. Все цистерны оборудуются огне тушителем 9.
Рис. 186. Общий вид автомобиля-цистерны для перевозки топлива
249∙
Прицепы-цистерны оборудуются так же, как и автомобили-цис терны.
Топливо относят к огнеопасным грузам, а перевозку огнеопасных,-
взрывчатых, отравляющих, ядовитых веществ необходимо осущест влять с особой осторожностью, при строгом соблюдении правил пере возки.
На автомобилях для перевозки таких грузов устанавливают огне
тушители, шанцевый инструмент, мешок с сухим песком. Трубы огне тушителя автомобиля выводят в сторону радиатора.
Для перевозки баллонов со сжатым воздухом используют специ альные автомобили, кузова которых имеют наращенные борта и обору
дованы стеллажами с ячейками по размеру баллонов, обитых войлоком
или другим мягким материалом.
Кислоты, щелочи и прочие обжигающие жидкости перевозят в спе циализированных автоцистернах или бортовых автомобилях в буты
лях, установленных в корзины или ящики с гнездами, заполненными
стружкой или другим мягким упаковочным материалом.
Перевозку ядовитых и легковоспламеняющихся веществ осущест вляют в соответствии со специальными инструкциями.
Погрузка и выгрузка легковоспламеняющихся грузов должна быть
обязательно механизирована, причем корпус цистерны |
заземлен. |
||
§ 67. АВТОПОЕЗД-ЗЕРНОВОЗ И АВТОМОБИЛЕРАЗГРУЗЧИК, |
|||
Специфика |
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЗЕРНА |
заключается |
|
перевозок сельскохозяйственных |
грузов |
||
в сезонности, |
в больших колебаниях дальности, |
в особых свойствах |
перевозимых грузов.
Для перевозки зерна может быть приспособлен любой грузовой ав томобиль. Для предотвращения потери зерна при перевозке устанав
ливают уплотнительные резиновые прокладки в стыках бортов. Для увеличения грузоподъемности наращивают борта. Кроме того, для перевозки зерна применяют специализированные полуприцепы
Рис. 187. Автопоезд-зерновоз
250
Рис. 188. Автомобилеразгрузчик Л-101
с опрокидывающимся кузовом. Опрокидывание кузова может осуще ствляться гидравлическими подъемниками или специальными автомо билями-разгрузчиками.
Кроме стандартных бортовых автомобилей, при перевозке зерна
широко используют автопоезда-зерновозы. Автопоезд (рис. 187) состоит из автомобиля-тягача ЗИЛ-ІЗОВ и полуприцепа-самосвала ММЗ-812.
Грузоподъемность автопоезда-зерновоза 7 т, кузов полуприцепа металлический с крышей, предохраняющей зерно от атмосферных осад ков. Опрокидывание кузова осуществляется на боковые стороны при помощи гидравлического подъемника.
Устройство (рис. 188) для разгрузки автомобилей представляет собой навесную поворотную платформу к автопогрузчику для въезда и разгрузки автомобиля. Опрокидывание автомобиля осуществляется
при помощи двух гидравлических цилиндров. На платформе предус
мотрены боковые упоры для предотвращения смещения разгружаемых автомобилей. Ограничение подъема платформы достигается автомати ческой остановкой подъема в пределах 30—45q.
§68. АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Кскоропортящимся грузам относят многие пищевые продукты:
мясо, рыбу, молоко, творог, масло, фрукты и др. Порча таких продук
тов, т. е. потеря ими питательности, вкуса, запаха, внешнего вида
и других качеств, происходит в результате микробиологических про цессов, вызывающих брожение или гниение.
Эти процессы протекают значительно медленнее при понижении температуры и уменьшении влажности воздуха. Поэтому наилучшие условия для длительной перевозки скоропортящихся продуктов обес
печиваются при использовании подвижного состава изотермическими,
251
т. e. имеющими хорошую термоизоляцию, кузовами. Для поддержа ния в кузове низкой температуры применяют обычный лед, льдосоля ные смеси, сухой лед пли используют холодильные установки. В по
следнем случае автомобиль называют автомобилем-рефрижератором. Перевозимые скоропортящиеся продукты предварительно охлаж дают в стационарном холодильнике до температуры, близкой к 0° С, а некоторые из них (мясо, рыбу, фрукты) иногда хранят и перевозят в замороженном виде. Если перевозка длится недолго, предваритель
ного охлаждения скоропортящегося груза и использования изотер мического кузова бывает достаточно для обеспечения сохранности груза без дополнительного его охлаждения в пути. Так, например,
перевозят молоко во флягах или в специальных автомобилях-цистернах
для перевозки молока.
Между скоропортящимися грузами во время его перевозки должны быть оставлены зазоры, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Для этого в изотермическом кузове устраивают стеллажи для лотков с грузом. Мясные туши перевозят подвешенными на крюках.
Из-за хороших теплоизолирующих свойств изотермических кузовов их часто используют в зимнее время для перевозки продуктов, портя
щихся от замораживания. |
> |
|
||||
Для перевозки скоропортящихся продуктов на дальние, расстоя |
||||||
ния применяют полуприцепы-рефрижераторы ОдАЗ-877 |
грузоподъ |
|||||
емностью 8 |
т |
для работы с седельным тягачом ЗИЛ-130В1 |
и ОдАЗ-878 |
|||
грузоподъемностью 12 |
т |
с автомобилем-тягачом МАЗ-504. |
|
|||
В этих полуприцепах-фургонах установлена холодильная компрес |
||||||
сорная установка. |
|
|
|
‘ |
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Глава XIV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО
Состава и его технико-эксплуатационные
ПОКАЗАТЕЛИ
§ 69. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
Техническим обслуживанием называется выполнение работ по
уходу за автомобилем, направленных на предупреждение появления и устранения выявленных неисправностей, а также продления срока службы автомобиля до ремонта. ■
В Советском Союзе принята планово-предупредительная система обслуживания. Сущность этой системы заключается в том, что все ви ды технического обслуживания проводят принудительно в плановом порядке, после определенного пробега подвижного состава.
Положение О'техническом обслуживании и ремонте подвижного состава устанавливает следующие виды технического обслуживания
автомобилей, прицепов и полуприцепов:
ежедневное обслуживание (EO);
Первое техническое обслуживание (ТО-1);
второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное обслуживание (СО).
Основным назначением EO является контроль технического со стояния, направленный на обеспечение безопасности движения, под
держание надлежащего внешнего вида подвижного состава, заправку его топливом, маслом и водой.
TO-L и ТО-2 имеют целью предупредить и выявить неисправности своевременным выполнением контрольных, смазочных, крепежных и регулировочных работ.
Исследования НИИАТ показали большую надежность автомоби
лей новых моделей. На основании этих исследований разработано новое Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного
состава автомобильного транспорта |
г. |
|
|
|
|
Минимальные значения'перио |
|
Таблица 6 |
|||
дичности технического обслужива |
|
|
|
|
|
ния подвижного состава новых, мо |
|
|
|
км |
|
делей для 1-й |
категории условий |
Типы |
Периодичность |
||
обслуживания, |
|
||||
эксплуатации |
приведены в табл. 6. |
автомобилей |
TO-I |
ТО-2 |
|
В табл. 6 приведена периодич |
Легковые * |
3 500 |
14 000 |
||
ность технического обслуживания |
Автобусы |
2 600 |
13 000 |
||
для автомобилей, эксплуатируемых |
Грузовые |
2 200 |
II 000 |
в более легких условиях работы. Для второй категории эксплуата
ции периодичность обслуживания
г
составляет 80% от данных таблицы, а для третьей категории — 60%,
Такая корректировка введена и к нормам межремонтного пробега. Периодичность технического обслуживания автомобилей выпуска
до 1963 г. сохраняется по Положению 1962.
Сезонное обслуживание производится 2 раза в год при переходе
с осенне-зимней эксплуатации на летнюю и наоборот и в качестве от дельного вида обслуживания планируется для подвижного состава,
работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий се зонное обслуживание совмещает с ТО-2 (или ТО-1).
Положение 1971 г. предусматривает выполнение большинства работ
при техническом обслуживании по потребности с предварительным контролем исправности агрегатов автомобиля.
Такой контроль осуществляется диагностикой.
Диагностика представляет собой комплекс проверочных испытаний и операций на специализированных постах (линиях). Цель диагности ки — выявить потребность и объем ремонта и профилактики.
Специализированную диагностику проводят в плановом порядке перед TO-I и ТО-2, а контрольную диагностику могут проводить и пос ле планового технического обслуживания.
Ремонт подвижного состава. В соответствии с назначением и харак
тером выполняемых работ ремонт подразделяют на капитальный, про изводимый на специализированных ремонтных предприятиях, и теку щий, выполняемый в автотранспортных предприятиях.
Как текущий, так и капитальный ремонты можно выполнять по отдельным агрегатам, узлам и механизмам и по подвижному составу
в целом.
Текущий ремонт способствует выполнению установленных мини мальных норм пробегов автомобилей и агрегатов, до капитального ре монта при минимальных простоях. Он должен обеспечить безотказную работу отремонтированных агрегатов на пробеге, не меньшем чем до
очередного ТО-2.
Потребность, в текущем ремонте выявляется при профилактике
и эксплуатации подвижного состава, а также при возникновении не исправностей.
Для сокращения простоя подвижного состава автомобильного транс
порта текущий ремонт осуществляют преимущественно агрегатно
узловым методом, при котором заменяют неисправные агрегаты на ис правные, взятые из оборотного фонда.
Капитальный ремонт автомобилей выполняют на авторемонтных заводах после пробега минимальных норм, установленных заводом-
изготовителем. Нормы пробега до капитального ремонта изучаемых автомобилей следующие: для автобусов ЛАЗ-695М — 300 тыс. км, для автобусов ЛиАЗ-677 — 360 тыс. км, для автомобилей МАЗ-500А — 160 тыс. км. На отдельные агрегаты автомобилей заводами-изготови телями этих агрегатов установлены минимальные нормы пробега,
указанные в их технических паспортах.
Капитальный ремонт автомобиля должен гарантировать последую щий межремонтный пробег не менее 0,8 от пробега до первого капиталь ного ремонта.. ’
254