Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
§ 70. ПЕРЕЧЕНЬ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Основные операции технического обслуживания" автобусов
1. Ежедневное обслуживание. По двигателю и его си стемам проверить герметичность узлов систем смазки, охлажде ния и, питания.
При необходимости дозаправить системы смазки, охлаждения и пи тания.
По пр ң бора м электрооборудования прове
рить: состояние и действие приборов световой сигнализации (указа телей поворотов, габаритных фонарей, подфарников, номерного знака), основного и дежурного освещения салона; исправность световых и
звуковых сигналов и стеклоочистителей.
По агрегатам трансмиссии проверить: работу сцеп-.
ления, коробки передач, гидромеханической передачи; состояние κap7 данной передачи.
Убедиться в отсутствии подтекания масла из картеров гидромеха нической и механической короббк передач. При необходимости долить масло до уровня.
По ходовой части проверить: состояние рессор и пневма
тических баллонов, aMopτH3aτςpoB, регулятора положения кузова,
тросов’ограничения хода отдачи, давление воздуха в шинах и крепле ние колес, действие регулятора уровня.
По кузову проверить: состояние кузова и его окраску, креп ление зеркал, номерных знаков, состояние дверей, поручней, сидений, вентиляции, накопительных касс, действие механизмов открывания
дверей.
По механизмам управления проверить: состояние
рулевых тяг, поворотных рычагов, крепление рулевой сошки, зазор
вшарнирных соединениях, общий люфт рулевого колеса, состояние
идействие тормозной системы.
Первое техническое обслуживание. При ТО-1, кроме работ ежеднев ного обслуживания, необходимо выполнить следующие работы.
По двигателю и его системам проверить: крепле ние передней и задней опор двигателя; состояние спускных кранов;
действие привода и полноту открывания и закрывания дросселя и воз душной заслонки; натяжение приводных ремней двигателя. Через два TO-I сменить масло АС-8 в картере двигателя и в воздушных фильтрах.
Смазать подшипники водяного насоса смазкой 1-13, а подшипники опо ры вентилятора и генератора — смазкой 158;
по приборам электрооборудования прове рить крепление, установку и действие приборов освещения и сигнали зации, а также уровень электролита. Очистить клеммы генератора,
реле-регулятора и стартера, аккумуляторные батареи от грязи и про литого электролита, осмотреть вентиляционные отверстия. Проверить состояние проводки и надежность контакта наконечников проводов с клеммами.
255
По агрегатам трансмиссии проверить: крепление
картера сцепления к блоку цилиндров, состояние оттяжной и вспомо гательных пружин сцепления, уровень жидкости в главном цилиндре, свободный и полный ход педали сцепления автобуса, крепление кар тера коробки передач к картеру сцепления (на автобусах ЛАЗ-695М и Икарус-556).
Проверить крепление гидромеханической передачи к основанию автобуса.
Через одно TO-I проверить правильность режимов автоматического
переключения передач, работу блокировки стартера, включателя ав томатической нейтрали и подтянуть все клеммовые соединения (на
автобусе ЛиАЗ-677).
Проверить и подтянуть ослабленные болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников, фланцев карданных валов и проме
жуточных опор; проверить состояние карданов.
Проверить крепление крышки н картера редуктора и отсутствие
течи по разъемам и соединениям; смазать валик управления переклю
чением передач и валик педали сцепления солидолом (на автобусе ЛАЗ-695Е). Смазать промежуточные опоры карданных валов смазкой 1-13;'игольчатые подшипники карданных шарниров —маслом ТАп-15 или ТАп-10; подшипники передней опоры гидромеханической переда чи — смазкой 1-13.
Проверить уровень масла в картере .заднего моста и колесной пере
дачи и при необходимости долить масло ДП-14, ДП-11 или всесезонное ТАп-15 до уровня.
По ходовой части и кузову проверить: крепление гаек стремянок, кронштейнов рессор и пальцев рессор, герметичность пневматической подвески, уровень жидкости в регуляторах положе
ния кузова, состояние шнн и давление воздуха в них.
Проверить крепление дверей, люков, сидений, поручней, зеркал,
противосолнечного щитка, а также стеклоподъемник, замки дверей водителя и люков, механизмы регулирования сиденья и действие его
амортизатора. - Подтянуть ослабевшие винты крепления в салоне.
Смазать пресс-солидолом шкворни поворотных цапф, опоры ство рок дверей, пальцы листовых рессор; вымыть автобус снаружи и внут ри с последующей протиркой стекол, зеркал, поручней; протереть сиденья автобуса-мокрой губкой. Через одно TO-I протереть наружные и внутренние поверхности кузова полировочной жидкостью.
По механизмам управления. Проверить уровень масла в гидроусилителе и долить летом турбинное 22 или индустриаль ное 20, зимой — веретенное 20. Проверить затяжку клиньев кардан ного вала, шплинтовку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф, люфт подшипников передних-колес.
. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, а зимой уровень жидкости в спиртоиспарителе, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, величину свободного и рабочего ходов педали тормоза, состояние привода тормозного кра на и ручного тормоза.
256
Проверить уровень масла в картере рулевого механизма и долить летом авиационное масло МС-20 и МК-22, зимой авиационное масло MC-14 или MT-16.
Смазать шарниры гидроусилителя, рычаги и пальцы привода тор мозов пресс-солидолом. Залить зимой 300 см3 этилового спирта и 2 см3
изопротилового спирта в спиртоиспаритель.
Второе техническое обслуживание автобусов. При втором техни ческом обслуживании выполнить все работы EO и TO-I и, кроме того, дополнительно выполнить следующие работы.
По двигателю и его системам.
Проверить: тепловые зазоры клапанов, крепление головок цилинд ров, впускных и выпускных трубопроводов; герметичность соединений
систем охлаждения, смазки, крепление всех приборов, установленных
па двигателе; натяжение приводных ремней и состояние шкивов и про межуточных опор.
Смазать маслом для двигателя датчик ограничителя максималь ных оборотов (несколько капель из масленки), втулку кулачка, ось рычага прерывателя, фильтр смазки кулачка. Валик привода рас
пределителя смазать смазкой |
ЯНЗ-2 через -колпачковую маслен |
|
ку. |
Промыть подшипники |
генератора и смазать их смазкой |
№158 (АФТУ-12 Н) через одно ТО-2.
Промыть центрифугу, фильтрующий элемент топливного фильтра-
отстойника, фильтра тонкой очистки топлива. Через одно ТО-2 очи
стить клапан вентиляции картера. Один раз в год промыть топливный бак.
Два раза в год сливать отстой из топливного бака, промывать си стему охлаждения и очищать радиатор от пыли.
По электрооборудо'ванию.
Проверить крепление аккумуляторных батарей, плотность электро лита и степень заряженности аккумуляторной бат&реи под нагрузкой,
крепление стартера и генератора.
Продуть сжатым воздухом выпрямитель, снять свечи зажигания, очистить их от нагара и отрегулировать зазоры.
Снять прерыватель-распределитель, проверить достояние контак тов и отрегулировать зазор между ними. Проверить установку фар и направление их света.
Через одно ТО-2 проверить состояние коллектора и щеток генера-1 тора и стартера. Продуть сжатым воздухом полость генератора и стар тера; отрегулировать механизм включения стартера; проверить вольт амперметром работу реле-регулятора.
По агрегатам трансмиссии.
Проверить состояние и крепление пружины рычага выключения сцепления, крепление цилиндров гидропривода сцепления, состояние подшипника выключения сцепления и зазор между подшипником
и рычагами выключения сцепления.
Проверить состояние и крепление крышек коробки передач, крон штейна рычага переключения передач и действие дистанционного при вода переключения передач (на автобусе ЛАЗ-695М).
9 Зак. 1272 |
257 |
Проверить регулировку механизма управления периферийными золотниками и крепление крышек подшипников. Один раз в год про верить исправность датчика контрольной лампочки температуры мас ла в системе автоматической передачи и работу электромагнитов. Че
рез 15 тыс. км пробега сменить масло в автоматической коробке пе
редач.
Через одно ТО-2 проверить затяжку гайки фланца ведущей кони ческой шестерни главной передачи.
Один раз в год проверить затяжку гаек опор коронных шестерен бортовых редукторов, затяжку болтов крепления чашек дифферен
циала, зацепление шестерен главной передачи.
Сменить масло (ТАп-15) в картере заднего моста и в колесных pe-j дукторах.
По ходовой части и кузову.
Проверить состояние балки передней оси и схождение колес.
. При повышенном износе шин передних колес проверить величину
развала, продольного и поперечного наклона шкворней и углы пово
рота колес, а также сходимость колес.
Переставить колеса в соответствии со схемой перестановки колес. Проверить состояние болтовых, заклепочных и сварных соединений основания автобуса; надежность шарового соединения реактивных штанг; отсутствие перекосов ведомого и ведущих мостов, высоту пнев
матических баллонов подвески автобуса.
Проверить уплотнение дверей, штабиков, молдингов, профилей,
состояние окраски. Через одно ТО-2 смазать все трущиеся части стек лоподъемника, а также пружину тормоза жаростойкой смазкой ,43-10.
Смазать подшипники ступиц передних колес смазкой ЯНЗ-2 или
1-13.
Проверить уровень жидкости и добавить до верхней кромки штока пневматических клапанов полисилоксановую жидкость. Через одно ТО-2 сменить жидкость. Смазать солидолом оси, опоры дверей и ме ханизмы открывания дверей.
По механизмам управления.
Проверить: крепление картера рулевого механизма, рулевого ко леса и рулевой колонки; регулировку тормозов, крепление тормозного крана, воздушных баллонов, тормозных камер, привода тормозов,
опор разжимных кулаков, осей колодок; состояние тормозных ко лодок, накладок, барабанов и пружин. Очистить колесные тормоза, крепление тормозных дисков, зазор между накладками и барабанами и при необходимости заменить накладки.
Один раз в год снять тормозной кран для разборки и проверки.
Смазать шлицевое соединение карданного вала рулевого управле ния. Сменить масло ТАп-15 в картере рулевого управления. Через одно
ТО-2 сменить масло в картере редуктора рулевого управления (ле
том — МС-20 или МК-22, зимой—М.С-14 или MT-16∏).
Смазать шарниры карданного вала рулевого управления маслом
ТАп-15 или ТАп-10. Через одно ТО-2 смазать пресс-солидолом оси колодок передних тормозов.
258
Основные операции технического обслуживания автомобиля МЛЗ-500
Ежедневное обслуживание.
По двигателю и его системам.
Проверить: наличие топлива в баках, уровень масла в картере дви гателя, в корпусе топливного насоса высокого давления и регулятора,
уровень воды в радиаторе и при необходимости долить; проверить от сутствие подтекания воды, масла и топлива, прослушать работу дви гателя на разных режимах. После остановки двигателя проверить ра боту центрифуги на слух. Слить отстой из. топливного фильтра тонкой очистки в количестве 0,1 л из топливного бака и прокачать топливную систему. При безгаражном хранении в холодное время поставить авто
мобиль на пост подогрева или слить воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, продуть шланги отопителя кабины, а пе ред пуском, при отсутствии системы подогрева, залить горячую воду.
По приборам электрооборудования и сигна
ли з а ц и и.
Проверить: действие системы освещения и сигнализации,, работу
контрольно-измерительных приборов. Обтереть |
стекла фар, подфар |
|
ников, указателей поворотов, зеркала заднего |
вида, |
заднего фонаря |
и номерного знака. |
|
|
По агрегатам трансмиссии. |
|
сцепления и ко |
Проверить состояние карданной передачи, работу |
робки передач на ходу.
По ходовой части и кузову.
Проверить: комплектность автомобиля, состояние кабины, плат
формы, исправность механизма кабины, рамы, рессор, колес, шин и номерных знаков; убрать кабину и платформу; вымыть автомобиль.
По механизмам управления.
Проверить: свободный ход рулевого колеса, состояние шарниров рулевых тяг и привода рулевого управления, отсутствие подтекания жидкости в системе гидроусилителя рулевого управления, герметич ность привода тормозов. При движении автомобиля проверить лег
кость управления и действие тормозов; слить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.
По дополнительному оборудованию. Проверить: исправность подъемного оборудования механизма
платформы, заднего борта и механизма его запора; исправность кре
пления сцепного устройства автомобиля МАЗ-500, упора кузова авто мобиля-самосвала MÀ3-503 и опорно-сцепного устройства автомобиля-
самосвала МАЗ-504.
Первое техническое обслуживание.
При первом техническом обслуживании провести более углублен ный объекі работ EO и, кроме того, выполнить следующие работы.
По двигателю и его системам.
Проверить: натяжение приводных ремней водяного насоса, гене ратора; исправность механизма управления подачей топлива и дейст
вие останова двигателя; уровень масла в воздухоочистителе.
9* |
259 |