Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

среднелитражные — с объемом от 2000—3000 αι3 (тііпа «Волга»); большого литража (типа «Чайка»).

По типу кузова легковые автомобили разделяют на автомобили

с закрытыми, откидывающимися и открытыми кузовами. По количест­ ву дверей легковые автомобили могут быть двухдверные и четырех­ дверные, Максимальное количество пассажирских мест в легковых автомобилях 8, включая место водителя.

Особенностью отечественных автомобилей по сравнению с зарубеж­ ными является надежность, позволяющая эксплуатировать пх'в тяже­ лых дорожных условиях.

§ 72. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Успешное выполнение перевозок грузов и пассажиров автотранс­ портными предприятиями с наибольшей производительностью и наи­ меньшими затратами в значительной мере зависит от степени исполь­ зования подвижного состава. Для оценки и анализа работы подвиж­ ного состава, как отдельной единицы (автомобиля), так и автотранс­ портного предприятия в целом, служит система технико-экономи­ ческих показателей.

Основными технико-экономическими показателями работы автомобильногр транспорта являются: коэффициенты технической Готовности,

выпуска, использования пробега и грузоподъемности автомобилей;

время пребывания автомобилей в наряде, техническая и эксплуатацион­ ная скорость, объем перевозок в тоннах и транспортная работа в пас-

сажиро- и тонно-километрах; производительность автомобиля. Основным показателем технического состояния автомобилей в авто­

предприятии является коэффициент технической г отовност и. Коэффициентом технической готовности автомоби­ лей на день проверки является отношение количества исправных авто­ мобилей к инвентарному количеству автомобилей.

Если количество автомобилей по списку 350, из них технически исправных на какой-то день — 320, то коэффициент технической rd-1

товиости на этот день будет:

К неисправным автомобилям относят автомобили, требующие ре­ монта, находящиеся в ремонте, подлежащие списанию, а также не­ укомплектованные.

Коэффициент технической готовности автотранспортного предприя­ тия за определенный период — это среднесуточный коэффициент за данный период. Он определяется делением суммы всех ежедневных

коэффициентов технической готовности на количество дней определяе­ мого периода. Повышению коэффициента технической готовности спо­

собствует бережное отношение водителей к закрепленным за ними ав­

томобилям, хорошая организация технического обслуживания и теку­ щего ремонта автомобилей.

264 -


Коэффициентом выпуска автомобиле й на*-

зывается отношение количества автомобилей, выходивших на линию,

ксписочному количеству, подсчитанному за день пли за определенный период (неделю, месяц и т. д.). Коэффициент выпуска зависит от коэф­ фициента Технической готовности, от наличия заявок па перевозки от

клиентуры и т. д.

Коэффициентом использования п р о б е г а на­ зывается отношение пробега автомобиля с грузом или пассажирами

кобщему пробегу. Он может быть подсчитан как для одного автомо­ биля, так и для всего автотранспортного предприятия, за день или за

определенный период.

Для легковых автомобилей-такси установлен коэффициент платного пробега, представляющий собой отношение пробе­

га, оплаченного пассажирами, ко.всему пробегу автомобиля. Величина коэффициента использования пробега зависит Главным

образом от организации перевозок, от правильности составления мар­ шрутов движения автомобилей, загрузки автомобилей в обоих направ­

лениях. Улучшение маршрутизации подвижного состава с наибольшим эффектом достигается при использовании математического метода опе­

ративного планирования грузовых перевозок, создающих возможность определить наиболее рациональные маршруты движения автомобилей, на которых подвижной состав-будет использован с максимальной про­

изводительностью.

Коэффициентом использования грузоподъ­

емности называется отношение веса фактически перевезенного груза в тоннах к номинальной грузоподъемности автомобиля.

Так, если на автомобиле МАЗ-500А грузоподъемностью 8 т переве­

зен груз 5,4 tn,

Коэффициент использования грузоподъемности зависит от харак­ тера перевозимого груза и от его объемного веса. Для повышения коэф­

фициента использования грузоподъемности автомобиля необходимо осо­ бое внимание обращать иа укладку груза, при перевозке легковесных грузов наращивать борта, использовать прицепы.

Для определения производительности автобуса применяют коэф­ фициент использования вместимости, т. е. отношение количества перевезенных пассажиров к количеству мест в салоне. Для повышения производительности автомобиля, т. е. рабо­ ты, сделанной за определенное время, большое значение имеют техни­

ческая и эксплуатационная.скорости.

Технической скоростью называется средняя скорость

движения за время нахождения в пути следования, включая время

простоев по условиям движения.

Например: автомобиль за 6 ч движения прошел расстояние 120 клі;

6

265


Эксплуатационная с к о р о с т ь — это средняя ско­

рость автомобиля за время нахождения в наряде, включая простои

под погрузку, выгрузку и оформление документов.

Tpa и спорти ая работа — это количество перевезенного

груза пли пассажиров на расстояние перевозки за определенное время, определяется в тонно-километрах или в пассажиро-километрах. Транс­ портная работа подсчитывается умножением перевезенного груза (пас­

сажиров) на расстояние ездки или нескольких ездок за рабочий день. Транспортную работу грузового автомобиля, работающего с почасовой оплатой, оценивают по валовому доходу, а автомобиля-такси — по величине платного пробега.

Производительность автомобиля, т. е. работа,

произведенная за единицу времени, является сводным показателем ра­ боты подвижного состава. Роль водителя в повышении производитель­ ности автомобиля велика. Поддерживая автомобиль в технически ис­ правном состоянии, водитель исключает простой автомобиля по техни­

ческим причинам. Умелое вождение автомобиля повышает техническую скорость. Применение прицепов по сравнению с автомобилями, ра­ ботающими без прицепов, в среднем увеличивает производитель­ ность на 20%.

Глава XV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

§73. ВИДЫ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Впрограмме дальнейшего развития народного хозяйства, наме­ ченной XXIV съездом КПСС, предусматривается увеличить пере­

возки пассажиров автобусами в 1,6 раза, значительно увеличить парк автомобилей-такси. В настоящее время автобусное сообщение имеется

уже в 1869 городах страны. Примерно для 1500 городов автобусы яв­ ляются единственным средством сообщения.'

По территориальному признаку и своему основному назначению автобусные перевозки пассажиров подразделяют на городские, при­ городные, междугородные, местные (внутрирайонные) и туристские.

Городские перевозки. Эти перевозки осуществляют автобусами и легковыми автомобилями-такси, при этом основная часть автобусов и незначительное количество автомобилей-такси работает

на заранее определенных маршрутах в соответствии с утвержденными расписаниями (графиками).

Пригородные перевозки. Для осуществления приго­

родных перевозок пассажиров организуют автобусные маршруты регу­ лярного сообщения. Кроме того, для этих поездок население исполь­

зует легковые автомобили-такси с городских стоянок и по предвари­ тельным заказам.

Междугородные перевозк и, как правило, выполняют автобусами, причем используют более комфортабельные и скоростные

266


автобусы, оборудованные местами хранения

багажа, ручной

клади

и т. д.

перевозки

свя­

Местные (внутрирайонные)

заны с обслуживанием сельского населения и выполняют преимущест­

венно автобусами, а по некоторым маршрутам — грузо-пассажирскими автомобилями-такси. Регулярно действующие маршруты обеспечивают связь сельских районных центров, совхозов и колхозов не только меж­ ду собой, но и с областными центрами и другими городами.

Туристские и курортные перевозки. Турист­ ские и курортные перевозки пассажиров выполняют как автобусами, так и легковыми автомобилями-такси. За последние годы большое развитие начинают получать междугородные туристские поездки на

большие расстояния.

Для выполнения туристских перевозок необходимы скоростные и комфортабельные автобусы. Для этих целей более приспособлены автобусы ЛАЗ-697, ЛАЗ-699А и Икарус-люкс.

§ 74. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ

Автобусный маршрут представляет собой строго установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобу­ сов от начального до конечного пунктов по заранее утвержденным расписаниям (графикам) движения. Автобусные перевозки, как пра­ вило, организуют по определенным маршрутам, обусловливаемым раз­

мером и направлением пассажиропотоков. Автобусные перевозки пас­ сажиров осуществляют по постоянным и временным маршрутам.-

Кпостоянным относят маршруты, по которым движение автобусов осуществляется в течение всего года.

Квременным относят маршруты с движением автобусов в течение

определенного периода года в зависимости от складывающихся пасса­

жиропотоков, сезонности работы речных портов, курортов, состояния

дорог, климатических и других условий.

В зависимости от территориального прохождения автобусные маршруты подразделяют на городские, пригородные, междугородные

имеждународные.

Кгородским относят автобусные маршруты, которые про­

ходят в пределах территории города или рабочего поселка.

Кпригородным относят автобусные маршруты, которые на­

чинаются на территории города (рабочего поселка) и проходят за ее пределами на расстояние до 50 км включительно.

Км е ж д у г о р о д н ы м относят автобусные маршруты протя­

женностью свыше 50 км, связывающие между собой два или более

города.

К международ и ы м относят автобусные маршруты, пере­ секающие государственные границы СССР.

Каждому автобусному маршруту присваивают определенный по­ рядковый номер: городским маршрутам — от 1 до 100; пригородным — от 101 до 200; междугородным — от 201 и выше.

267


Оовокупность автобусных маршрутов составляет сеть автобусных сообщении города, района, области, края, республики.

Организация движения автобусов. Организация движения автобу­ сов на маршрутах должна обеспечивать: высокую регулярность, точ­ ность и безопасность движения; наименьшие сроки доставки пассажи­ ров; наплучшее использование автотранспортных средств; выполне­ ние финансовых и других показателей работы пассажирского авто­ мобильного транспорта.

Методы организации движения автобусов.

На городских и пригородных маршрутах применяют обычные, скорые и экспрессные режимы движения автобусов.

При обычном режиме движения остановка является обязательной на всех остановочных пунктах. При’скором режиме движения авто­ бусы останавливаются лишь на отдельных, заранее предусмотренных и известных пассажирам промежуточных пунктах. При экспрессном режиме движения автобусы следуют по маршруту без промежуточных остановок, начального до конечного пунктов.

Применяют режим движения автобусов по укороченному маршру­ ту, при котором все или часть автобусов совершают движение лишь по какой-то части маршрута.

Расписания (графики) движения автобусов на маршруте. Движение автобусов на маршрутах осуществляет­

ся в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными расписаниями (графиками).

Расписание движения автобусов составляют на каждый маршрут. Оно представляет собой документ, характеризующий режим движения автобусов, их использование во времени, условия работы автобусных бригад и основные эксплуатационные и экономические показатели ра­ боты автобусного транспорта.

Автобусное расписание служит руководством для водителей каж­ дого автобуса, его выдают водителю при выезде из автотранспортного предприятия на линию. В нем указывают время выезда из предприя­ тия, время прибытия и отправления с конечных пунктов, время про­ следования промежуточных контрольных пунктов, время обеда, пере­ рывов и -др.

Расписания движения автобусов на городских и пригородных маршрутах составляют отделы (службы) эксплуатации автотранспорт­ ных предприятий на летний и осенне-зимний периоды,

§ 75. ТАКСОМОТОРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Для более полного удовлетворения потребностей населения городов в передвижении, помимо маршрутных транспортных средств, необ­ ходим транспорт для индивидуальных поездок — легковые автомоби­

ли-такси.

Высокая скорость сообщения, комфортабельность поездки, воз­

можность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым на­ правлениям, доставка пассажиров и их багажа непосредственно от места отправления к месту назначения создают большие удобства для

268