Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
среднелитражные — с объемом от 2000—3000 αι3 (тііпа «Волга»); большого литража (типа «Чайка»).
По типу кузова легковые автомобили разделяют на автомобили
с закрытыми, откидывающимися и открытыми кузовами. По количест ву дверей легковые автомобили могут быть двухдверные и четырех дверные, Максимальное количество пассажирских мест в легковых автомобилях 8, включая место водителя.
Особенностью отечественных автомобилей по сравнению с зарубеж ными является надежность, позволяющая эксплуатировать пх'в тяже лых дорожных условиях.
§ 72. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Успешное выполнение перевозок грузов и пассажиров автотранс портными предприятиями с наибольшей производительностью и наи меньшими затратами в значительной мере зависит от степени исполь зования подвижного состава. Для оценки и анализа работы подвиж ного состава, как отдельной единицы (автомобиля), так и автотранс портного предприятия в целом, служит система технико-экономи ческих показателей.
Основными технико-экономическими показателями работы автомобильногр транспорта являются: коэффициенты технической Готовности,
выпуска, использования пробега и грузоподъемности автомобилей;
время пребывания автомобилей в наряде, техническая и эксплуатацион ная скорость, объем перевозок в тоннах и транспортная работа в пас-
сажиро- и тонно-километрах; производительность автомобиля. Основным показателем технического состояния автомобилей в авто
предприятии является коэффициент технической г отовност и. Коэффициентом технической готовности автомоби лей на день проверки является отношение количества исправных авто мобилей к инвентарному количеству автомобилей.
Если количество автомобилей по списку 350, из них технически исправных на какой-то день — 320, то коэффициент технической rd-1
товиости на этот день будет:
К неисправным автомобилям относят автомобили, требующие ре монта, находящиеся в ремонте, подлежащие списанию, а также не укомплектованные.
Коэффициент технической готовности автотранспортного предприя тия за определенный период — это среднесуточный коэффициент за данный период. Он определяется делением суммы всех ежедневных
коэффициентов технической готовности на количество дней определяе мого периода. Повышению коэффициента технической готовности спо
собствует бережное отношение водителей к закрепленным за ними ав
томобилям, хорошая организация технического обслуживания и теку щего ремонта автомобилей.
264 -
Коэффициентом выпуска автомобиле й на*-
зывается отношение количества автомобилей, выходивших на линию,
ксписочному количеству, подсчитанному за день пли за определенный период (неделю, месяц и т. д.). Коэффициент выпуска зависит от коэф фициента Технической готовности, от наличия заявок па перевозки от
клиентуры и т. д.
Коэффициентом использования п р о б е г а на зывается отношение пробега автомобиля с грузом или пассажирами
кобщему пробегу. Он может быть подсчитан как для одного автомо биля, так и для всего автотранспортного предприятия, за день или за
определенный период.
Для легковых автомобилей-такси установлен коэффициент платного пробега, представляющий собой отношение пробе
га, оплаченного пассажирами, ко.всему пробегу автомобиля. Величина коэффициента использования пробега зависит Главным
образом от организации перевозок, от правильности составления мар шрутов движения автомобилей, загрузки автомобилей в обоих направ
лениях. Улучшение маршрутизации подвижного состава с наибольшим эффектом достигается при использовании математического метода опе
ративного планирования грузовых перевозок, создающих возможность определить наиболее рациональные маршруты движения автомобилей, на которых подвижной состав-будет использован с максимальной про
изводительностью.
Коэффициентом использования грузоподъ
емности называется отношение веса фактически перевезенного груза в тоннах к номинальной грузоподъемности автомобиля.
Так, если на автомобиле МАЗ-500А грузоподъемностью 8 т переве
зен груз 5,4 tn,
Коэффициент использования грузоподъемности зависит от харак тера перевозимого груза и от его объемного веса. Для повышения коэф
фициента использования грузоподъемности автомобиля необходимо осо бое внимание обращать иа укладку груза, при перевозке легковесных грузов наращивать борта, использовать прицепы.
Для определения производительности автобуса применяют коэф фициент использования вместимости, т. е. отношение количества перевезенных пассажиров к количеству мест в салоне. Для повышения производительности автомобиля, т. е. рабо ты, сделанной за определенное время, большое значение имеют техни
ческая и эксплуатационная.скорости.
Технической скоростью называется средняя скорость
движения за время нахождения в пути следования, включая время
простоев по условиям движения.
Например: автомобиль за 6 ч движения прошел расстояние 120 клі;
6
265
Эксплуатационная с к о р о с т ь — это средняя ско
рость автомобиля за время нахождения в наряде, включая простои
под погрузку, выгрузку и оформление документов.
Tpa и спорти ая работа — это количество перевезенного
груза пли пассажиров на расстояние перевозки за определенное время, определяется в тонно-километрах или в пассажиро-километрах. Транс портная работа подсчитывается умножением перевезенного груза (пас
сажиров) на расстояние ездки или нескольких ездок за рабочий день. Транспортную работу грузового автомобиля, работающего с почасовой оплатой, оценивают по валовому доходу, а автомобиля-такси — по величине платного пробега.
Производительность автомобиля, т. е. работа,
произведенная за единицу времени, является сводным показателем ра боты подвижного состава. Роль водителя в повышении производитель ности автомобиля велика. Поддерживая автомобиль в технически ис правном состоянии, водитель исключает простой автомобиля по техни
ческим причинам. Умелое вождение автомобиля повышает техническую скорость. Применение прицепов по сравнению с автомобилями, ра ботающими без прицепов, в среднем увеличивает производитель ность на 20%.
Глава XV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
§73. ВИДЫ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Впрограмме дальнейшего развития народного хозяйства, наме ченной XXIV съездом КПСС, предусматривается увеличить пере
возки пассажиров автобусами в 1,6 раза, значительно увеличить парк автомобилей-такси. В настоящее время автобусное сообщение имеется
уже в 1869 городах страны. Примерно для 1500 городов автобусы яв ляются единственным средством сообщения.'
По территориальному признаку и своему основному назначению автобусные перевозки пассажиров подразделяют на городские, при городные, междугородные, местные (внутрирайонные) и туристские.
Городские перевозки. Эти перевозки осуществляют автобусами и легковыми автомобилями-такси, при этом основная часть автобусов и незначительное количество автомобилей-такси работает
на заранее определенных маршрутах в соответствии с утвержденными расписаниями (графиками).
Пригородные перевозки. Для осуществления приго
родных перевозок пассажиров организуют автобусные маршруты регу лярного сообщения. Кроме того, для этих поездок население исполь
зует легковые автомобили-такси с городских стоянок и по предвари тельным заказам.
Междугородные перевозк и, как правило, выполняют автобусами, причем используют более комфортабельные и скоростные
266
автобусы, оборудованные местами хранения |
багажа, ручной |
клади |
и т. д. |
перевозки |
свя |
Местные (внутрирайонные) |
заны с обслуживанием сельского населения и выполняют преимущест
венно автобусами, а по некоторым маршрутам — грузо-пассажирскими автомобилями-такси. Регулярно действующие маршруты обеспечивают связь сельских районных центров, совхозов и колхозов не только меж ду собой, но и с областными центрами и другими городами.
Туристские и курортные перевозки. Турист ские и курортные перевозки пассажиров выполняют как автобусами, так и легковыми автомобилями-такси. За последние годы большое развитие начинают получать междугородные туристские поездки на
большие расстояния.
Для выполнения туристских перевозок необходимы скоростные и комфортабельные автобусы. Для этих целей более приспособлены автобусы ЛАЗ-697, ЛАЗ-699А и Икарус-люкс.
§ 74. ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ
Автобусный маршрут представляет собой строго установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобу сов от начального до конечного пунктов по заранее утвержденным расписаниям (графикам) движения. Автобусные перевозки, как пра вило, организуют по определенным маршрутам, обусловливаемым раз
мером и направлением пассажиропотоков. Автобусные перевозки пас сажиров осуществляют по постоянным и временным маршрутам.-
Кпостоянным относят маршруты, по которым движение автобусов осуществляется в течение всего года.
Квременным относят маршруты с движением автобусов в течение
определенного периода года в зависимости от складывающихся пасса
жиропотоков, сезонности работы речных портов, курортов, состояния
дорог, климатических и других условий.
В зависимости от территориального прохождения автобусные маршруты подразделяют на городские, пригородные, междугородные
имеждународные.
Кгородским относят автобусные маршруты, которые про
ходят в пределах территории города или рабочего поселка.
Кпригородным относят автобусные маршруты, которые на
чинаются на территории города (рабочего поселка) и проходят за ее пределами на расстояние до 50 км включительно.
Км е ж д у г о р о д н ы м относят автобусные маршруты протя
женностью свыше 50 км, связывающие между собой два или более
города.
К международ и ы м относят автобусные маршруты, пере секающие государственные границы СССР.
Каждому автобусному маршруту присваивают определенный по рядковый номер: городским маршрутам — от 1 до 100; пригородным — от 101 до 200; междугородным — от 201 и выше.
267
Оовокупность автобусных маршрутов составляет сеть автобусных сообщении города, района, области, края, республики.
Организация движения автобусов. Организация движения автобу сов на маршрутах должна обеспечивать: высокую регулярность, точ ность и безопасность движения; наименьшие сроки доставки пассажи ров; наплучшее использование автотранспортных средств; выполне ние финансовых и других показателей работы пассажирского авто мобильного транспорта.
Методы организации движения автобусов.
На городских и пригородных маршрутах применяют обычные, скорые и экспрессные режимы движения автобусов.
При обычном режиме движения остановка является обязательной на всех остановочных пунктах. При’скором режиме движения авто бусы останавливаются лишь на отдельных, заранее предусмотренных и известных пассажирам промежуточных пунктах. При экспрессном режиме движения автобусы следуют по маршруту без промежуточных остановок, начального до конечного пунктов.
Применяют режим движения автобусов по укороченному маршру ту, при котором все или часть автобусов совершают движение лишь по какой-то части маршрута.
Расписания (графики) движения автобусов на маршруте. Движение автобусов на маршрутах осуществляет
ся в строгом соответствии с заранее разработанными и утвержденными расписаниями (графиками).
Расписание движения автобусов составляют на каждый маршрут. Оно представляет собой документ, характеризующий режим движения автобусов, их использование во времени, условия работы автобусных бригад и основные эксплуатационные и экономические показатели ра боты автобусного транспорта.
Автобусное расписание служит руководством для водителей каж дого автобуса, его выдают водителю при выезде из автотранспортного предприятия на линию. В нем указывают время выезда из предприя тия, время прибытия и отправления с конечных пунктов, время про следования промежуточных контрольных пунктов, время обеда, пере рывов и -др.
Расписания движения автобусов на городских и пригородных маршрутах составляют отделы (службы) эксплуатации автотранспорт ных предприятий на летний и осенне-зимний периоды,
§ 75. ТАКСОМОТОРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Для более полного удовлетворения потребностей населения городов в передвижении, помимо маршрутных транспортных средств, необ ходим транспорт для индивидуальных поездок — легковые автомоби
ли-такси.
Высокая скорость сообщения, комфортабельность поездки, воз
можность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым на правлениям, доставка пассажиров и их багажа непосредственно от места отправления к месту назначения создают большие удобства для
268