Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тягой, связывающей между собой рычаг валика дросселей с рычагом

валика воздушной заслонки.

На автобусах ЛАЗ управление карбюратором (рис. 28) предусмот­

рено как из кабины водителя, так и из отсека двигателя.

При нажатии на педаль 1 управления дросселями усилие переда­ стся тягами 2, 4 и 6 на промежуточные рычаги 3, 5 и 8. При этом пово­ рачивается ось дросселей. После освобождения педали первоначальное положёнпе восстанавливается-усилием пружин.

Педаль привода дросселей установлена под углом 55° к полу каби­

ны водителя. Рабочий ход педали равен 45°.

Для управления карбюратором из отсека двигателя установлены кнопка 9 привода дросселей и кнопка 10 привода воздушной заслонки.

§ 11. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ, СМАЗКИ И ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Основные неисправности систем охлаждения, смазки и питания двигателя

Основными неисправностями системы

охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, не­

достаточное охлаждение или переохлаждение двигателя.

Признаком подтекания жидкости является быстрый расход жид­ кости, подтеки ее на двигателе, приборах, патрубках и шлангах,

Причинами подтекания могут быть: повреждение шлангов, ради­

атора, износ сальников, слабая затяжка гаек головки цилиндров, хо­

мутиков шлангов, повреждения прокладок.

Недостаточное охлаждение (перегрев) двигателя сопровождается уменьшением его мощности. При перегреве двигателя свыше 95o C загорается контрольная зеленая лампочка. •

Причинами перегрева двигателя из-за неисправности приборов си­

стемы охлаждения могут быть: слабое натяжение ремня привода водя­ ного насоса, вентилятора, малый уровень жидкости в системе, накипь в рубашке охлаждения, заедание клапана термостата, неисправность водяного насоса, закрытие жалюзи радиатора или засорение радиатора.

Переохлаждение двигателя сопровождается также потерей мощно­

сти и усиленным износом деталей двигателя.

Причинами переохлаждения являются: неисправность термоста­

та, повреждение водомасляного радиатора, неприкрытие жалюзи в хо­

лодное время года.

Основными неисправностями системы

смазки являются: подтекание масла, низкое или высокое давление.

Низкое и высокое давление масла определяют по показаниям ука­ зателя давления масла; кроме того, -при низком давлении масла заго­ рается контрольная красная лампочка.

Причинами низкого давления масла могут быть: недостаточный уро­

вень масла, низкая вязкость масла, износ деталей масляного насоса,

38


неисправность редукционного клапана, засорение сетки маслоприем-

ника.

Причинами высокого давления являются: повышенная вязкость масла, неисправность редукционного клапана и недостаточный прогрев

двигателя.

Неисправности отдельных приборов си­

стемы питания приводят к двум неисправностям всей си­ стемы — это образование переобогащенной или обедненной смеси.

При обедненной смеси появляются вспышки в карбюраторе, перег­ рев и падение мощности двигателя.

При переобогащенной смеси появляются вспышки в^ глушителе,

дым, повышенный расход топлива и падение мощности двигателя. Причинами обеднения смеси могут быть: засорение топливопрово­

дов, жиклеров и фильтров, подсос воздуха, низкий уровень топлива

впоплавковой камере, ослабление крепления и разработка воздушного

жиклера, неисправность топливного насоса, повреждение-прокладки

вплоскости разъема карбюратора.

Причинами переобогащения смеси могут быть: высокий уровень

топлива в'црплавковой камере, засорение воздушного фильтра, засо­

рение воздушных жиклеров и каналов, разработка топливных жикле­

ров, неисправность клапанов экономайзеров и Hacoça ускорителя. Очень опасно подтекание топлива через неплотности соединений —

это вызывает перерасход топлива и может привести к пожару на автомо­ биле.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании системы охлаждения, смазки и питания двигателя

Регулировка натяжения приводных ремней двигателей. Прогиб при­ водного ремня посредине его ветви при усилии 3—4 кГ должен быть

. равен 10—15'мм.

На двигателе автобуса ЛиАЗ-677 (см. рис. 21) натя­ жение ремней вентилятора регулируют навертыванием регулировочных муфт на шкивах 6 вентилятора и 1 коленчатого вала, чередуя в нес­ колько приемов навертывание регулировочной муфты ■ G медленным поворачиванием коленчатого вала.

Перед регулировкой необходимо расконтрить и ослабить стопор­

ные болты, а по окончании регулировки застопорить муфту болтами и болты законтрить гайками.

Натяжение ремня шкива 10 водяного насоса и генератора осу­

ществляют, перемещая генератор 7 в ушках его крепления.

Натяжение ремня шкива 12 насоса гидроусилителя рулевого управ­ ления достигается перемещением насоса в пазах кронштейна.

Приводной ремень компрессора натягивают при помощи регулиро­ вочной муфты раздвижного шкива 8 компрессора.

На. двигателе автобуса ЛАЗ-695М (см. рис. 22) для натяжения ремня, привода вентилятора, расположенного между четы­ рехручейным шкивом 1 двигателя и опорой 2, перемещают натяжное, устройство 3.

39



Натяжение ремня между опорой 2 и шкивом 4 вентилятора осущест­

вляют, сближая диски

разборных шкивов на ступице вентилятора

и промежуточной опоре.

3\

 

6

водяного насоса осуществляют

сме­

Натяжение ремня шкива

 

щением натяжной опоры

 

натяжение ремней привода генератора и

компрессора — смещением корпуса генератора или компрессора в на­

правляющих.

автобуса

Икарус-5

4,

 

рис.

На

двигателе

5 6 (см.

23) натяжение ремней генератора

регулируют

роликом

 

а ремня на­

соса гидроусилителя — роликом

7.

Для

регулировки

необходимо

ослабить

контргайку и

перемещать ролик

регулировочным

вин­

том, по окончании регулнровкіі затянуть контргайку.

Для натяжения ремня водяного насоса ослабить закрепительные

болты и ломиком сдвинуть насос вниз прорези, затем затянуть болты.

Ремень комфзессора натягивают, перемещая компрессор 10 в прорези стопорной планки регулировочным винтом с контргайкой.

Для проверки термостата необходимо опустить термостат в сосуд с водой, затем начать нагревать воду и следить по термометру за на­ чалом открытия клапана термостата. Начало открытия должно быть

при 70° С, а полное открытие— при 83° С. Таким же способом можно проверить исправность указателя температуры воды, погрузив датчик

в воду и соединив корпус датчика с массой автомобиля.

Удаление ржавчины и накипи из системы охлаждения. Ржавчину

и накипь удаляют, промывая систему охлаждения струей воды в на-

правлении, обратном движению воды при работе двигателя. Для этого необходимо снять термостат и промыть радиатор, подводя воду снизу вверх при открытой пробке, а рубашку охлаждения — промывать свер­

ху вниз до появления чистой воды. При сильном отложении накипи

можно использовать слабые 1—2-процентные растворы соляной кис­ лоты с добавлением уротропина (1,5 г на 1 л. раствора). Раствор следует залить в систему охлаждения на 10—15 мин работы двигателя и затем

слить. После этого необходимо промыть систему чистой водой. Давление масла проверяют при работе двигателя на средних обо­

ротах по указателю давления масла. Давление масла прогретого дви­ гателя должно быть равно 2,0—2,5 кПсм2. При падении давления мас­ ла ниже 1 кПсм2 эксплуатация двигателя запрещается до выяснения и устранения причины снижения давления. .

Смена масла с промывкой картера двигателя. Для этого необходи­

мо слить старое масло из горячего двигателя. Залить до половины уров­ ня масла для двигателя через заливную горловину крышки головки цилиндров. Пустить двигатель и дать ему поработать 2—3 мин. За­ тем слить это масло. Снова залить свежее масло и еще поработать 2—■ 3 мин. Затем остановить двигатель и через 2 мин после остановки до­

лить масло до нормы.

В отличие от отечественных двигателей, двигатель MAH имеет пять точек слива масла (рис. 29).

Пробки с магнитами необходимо промыть в бензине и насухо про­ тереть. После слива масла пробки следует ставить на место с новыми медными прокладками.

40


Масло следует заменять через 500 км пробега обкатки, через 1000 км

пробега обкатки, а затем на двигателе ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130 через 5000 км пробега; на двигателе MAH через 500 км, 2000 км, а последующие •—

через '5000 км пробега.

Заправочная емкость двигателя ЗИЛ-375 при включенном радиаторе

составл-яет 9 л, а двигателя MAH — 22 л. .

Фильтр центробежной, очистки масла двигателей ЗЙЛ-375 н

ЗИЛ-130 промывают в следующем порядке. Отвертывают гайку-ба­ рашек 9 (см. рис. 12) и снимают кожух 7. Отвертывают одной рукой гай­ ку IO., удерживая другой рукой крышку Дротора от вращения, и осто-

рожно снимают крышку 4 вместе с осадками. Затем снимают вставку

6, очищают крышку ротора от осадков, промывают ее и сетки в бензине. Затем собирают фильтр, избегая повреждения резиновой прокладки 3,

заворачивают не до конца гайку 10 крышки ротора и следят за тем, что­ бы крышка 4 ротора садилась на свое место без перекоса. Для проверки правильности сборки фильтра необходимо пустить двигатель и убедить­ ся в отсутствии подтекания масла. Затем, дав двигателю проработать

2 мин, увеличить обороты коленчатого вала двигателя и остановить его. При правильной сборке и работе фильтра после остановки двига­ теля в течение. 2—3 мин будет слышно характерное гудение вра­

щающегося ротора.

Фильтр очистки масла двигателя MAH

промывают при каж­

дой смене масла. Для этого ослабляют болт

2 (см. рис. 16) и сни­

мают стакан 8 вместе с сетчатым 9 и бумаж­ ным 10 фильтрующи­ ми элементами. Все детали промывают в

бензине, очищают во­

лосяной щеткой и

высушивают. Бумаж­ ный элемент заменя­ ют. Сборку фильтра

выполняют в поряд­ ке, обратном разбор­ ке, обращая внима­ ние на исправность уплотнений. 1

Масляный радиа­ тор двигателя MAH

промывают один раз

 

 

 

в год,

одновременно

Рис.

3 —

 

с промывкой поддона

 

29. Точки слива масла двигателя MAH:

У — на масляном фильтре; 2 — на крышке переднего масло­

картера.

Для этого

сборника•=- на крышке;

назаднегокрыщкемаслосборникараспределительных; 5 —із поддонешестеренкар­;

его снимают и демон-

4

 

цера

 

 

41