Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
тягой, связывающей между собой рычаг валика дросселей с рычагом
валика воздушной заслонки.
На автобусах ЛАЗ управление карбюратором (рис. 28) предусмот
рено как из кабины водителя, так и из отсека двигателя.
При нажатии на педаль 1 управления дросселями усилие переда стся тягами 2, 4 и 6 на промежуточные рычаги 3, 5 и 8. При этом пово рачивается ось дросселей. После освобождения педали первоначальное положёнпе восстанавливается-усилием пружин.
Педаль привода дросселей установлена под углом 55° к полу каби
ны водителя. Рабочий ход педали равен 45°.
Для управления карбюратором из отсека двигателя установлены кнопка 9 привода дросселей и кнопка 10 привода воздушной заслонки.
§ 11. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ, СМАЗКИ И ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Основные неисправности систем охлаждения, смазки и питания двигателя
Основными неисправностями системы
охлаждения являются подтекание охлаждающей жидкости, не
достаточное охлаждение или переохлаждение двигателя.
Признаком подтекания жидкости является быстрый расход жид кости, подтеки ее на двигателе, приборах, патрубках и шлангах,
Причинами подтекания могут быть: повреждение шлангов, ради
атора, износ сальников, слабая затяжка гаек головки цилиндров, хо
мутиков шлангов, повреждения прокладок.
Недостаточное охлаждение (перегрев) двигателя сопровождается уменьшением его мощности. При перегреве двигателя свыше 95o C загорается контрольная зеленая лампочка. •
Причинами перегрева двигателя из-за неисправности приборов си
стемы охлаждения могут быть: слабое натяжение ремня привода водя ного насоса, вентилятора, малый уровень жидкости в системе, накипь в рубашке охлаждения, заедание клапана термостата, неисправность водяного насоса, закрытие жалюзи радиатора или засорение радиатора.
Переохлаждение двигателя сопровождается также потерей мощно
сти и усиленным износом деталей двигателя.
Причинами переохлаждения являются: неисправность термоста
та, повреждение водомасляного радиатора, неприкрытие жалюзи в хо
лодное время года.
Основными неисправностями системы
смазки являются: подтекание масла, низкое или высокое давление.
Низкое и высокое давление масла определяют по показаниям ука зателя давления масла; кроме того, -при низком давлении масла заго рается контрольная красная лампочка.
Причинами низкого давления масла могут быть: недостаточный уро
вень масла, низкая вязкость масла, износ деталей масляного насоса,
38
неисправность редукционного клапана, засорение сетки маслоприем-
ника.
Причинами высокого давления являются: повышенная вязкость масла, неисправность редукционного клапана и недостаточный прогрев
двигателя.
Неисправности отдельных приборов си
стемы питания приводят к двум неисправностям всей си стемы — это образование переобогащенной или обедненной смеси.
При обедненной смеси появляются вспышки в карбюраторе, перег рев и падение мощности двигателя.
При переобогащенной смеси появляются вспышки в^ глушителе,
дым, повышенный расход топлива и падение мощности двигателя. Причинами обеднения смеси могут быть: засорение топливопрово
дов, жиклеров и фильтров, подсос воздуха, низкий уровень топлива
впоплавковой камере, ослабление крепления и разработка воздушного
жиклера, неисправность топливного насоса, повреждение-прокладки
вплоскости разъема карбюратора.
Причинами переобогащения смеси могут быть: высокий уровень
•топлива в'црплавковой камере, засорение воздушного фильтра, засо
рение воздушных жиклеров и каналов, разработка топливных жикле
ров, неисправность клапанов экономайзеров и Hacoça ускорителя. Очень опасно подтекание топлива через неплотности соединений —
это вызывает перерасход топлива и может привести к пожару на автомо биле.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании системы охлаждения, смазки и питания двигателя
Регулировка натяжения приводных ремней двигателей. Прогиб при водного ремня посредине его ветви при усилии 3—4 кГ должен быть
. равен 10—15'мм.
На двигателе автобуса ЛиАЗ-677 (см. рис. 21) натя жение ремней вентилятора регулируют навертыванием регулировочных муфт на шкивах 6 вентилятора и 1 коленчатого вала, чередуя в нес колько приемов навертывание регулировочной муфты ■ G медленным поворачиванием коленчатого вала.
Перед регулировкой необходимо расконтрить и ослабить стопор
ные болты, а по окончании регулировки застопорить муфту болтами и болты законтрить гайками.
Натяжение ремня шкива 10 водяного насоса и генератора осу
ществляют, перемещая генератор 7 в ушках его крепления.
Натяжение ремня шкива 12 насоса гидроусилителя рулевого управ ления достигается перемещением насоса в пазах кронштейна.
Приводной ремень компрессора натягивают при помощи регулиро вочной муфты раздвижного шкива 8 компрессора.
На. двигателе автобуса ЛАЗ-695М (см. рис. 22) для натяжения ремня, привода вентилятора, расположенного между четы рехручейным шкивом 1 двигателя и опорой 2, перемещают натяжное, устройство 3.
39
Натяжение ремня между опорой 2 и шкивом 4 вентилятора осущест
вляют, сближая диски |
разборных шкивов на ступице вентилятора |
||||
и промежуточной опоре. |
3\ |
|
6 |
водяного насоса осуществляют |
сме |
Натяжение ремня шкива |
|
||||
щением натяжной опоры |
|
натяжение ремней привода генератора и |
компрессора — смещением корпуса генератора или компрессора в на
правляющих. |
автобуса |
Икарус-5 |
4, |
|
рис. |
||||
На |
двигателе |
5 6 (см. |
|||||||
23) натяжение ремней генератора |
регулируют |
роликом |
|
а ремня на |
|||||
соса гидроусилителя — роликом |
7. |
Для |
регулировки |
необходимо |
|||||
ослабить |
контргайку и |
перемещать ролик |
регулировочным |
вин |
том, по окончании регулнровкіі затянуть контргайку.
Для натяжения ремня водяного насоса ослабить закрепительные
болты и ломиком сдвинуть насос вниз прорези, затем затянуть болты.
Ремень комфзессора натягивают, перемещая компрессор 10 в прорези стопорной планки регулировочным винтом с контргайкой.
Для проверки термостата необходимо опустить термостат в сосуд с водой, затем начать нагревать воду и следить по термометру за на чалом открытия клапана термостата. Начало открытия должно быть
при 70° С, а полное открытие— при 83° С. Таким же способом можно проверить исправность указателя температуры воды, погрузив датчик
в воду и соединив корпус датчика с массой автомобиля.
Удаление ржавчины и накипи из системы охлаждения. Ржавчину
и накипь удаляют, промывая систему охлаждения струей воды в на-
правлении, обратном движению воды при работе двигателя. Для этого необходимо снять термостат и промыть радиатор, подводя воду снизу вверх при открытой пробке, а рубашку охлаждения — промывать свер
ху вниз до появления чистой воды. При сильном отложении накипи
можно использовать слабые 1—2-процентные растворы соляной кис лоты с добавлением уротропина (1,5 г на 1 л. раствора). Раствор следует залить в систему охлаждения на 10—15 мин работы двигателя и затем
слить. После этого необходимо промыть систему чистой водой. Давление масла проверяют при работе двигателя на средних обо
ротах по указателю давления масла. Давление масла прогретого дви гателя должно быть равно 2,0—2,5 кПсм2. При падении давления мас ла ниже 1 кПсм2 эксплуатация двигателя запрещается до выяснения и устранения причины снижения давления. .
Смена масла с промывкой картера двигателя. Для этого необходи
мо слить старое масло из горячего двигателя. Залить до половины уров ня масла для двигателя через заливную горловину крышки головки цилиндров. Пустить двигатель и дать ему поработать 2—3 мин. За тем слить это масло. Снова залить свежее масло и еще поработать 2—■ 3 мин. Затем остановить двигатель и через 2 мин после остановки до
лить масло до нормы.
В отличие от отечественных двигателей, двигатель MAH имеет пять точек слива масла (рис. 29).
Пробки с магнитами необходимо промыть в бензине и насухо про тереть. После слива масла пробки следует ставить на место с новыми медными прокладками.
40
Масло следует заменять через 500 км пробега обкатки, через 1000 км
пробега обкатки, а затем на двигателе ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130 через 5000 км пробега; на двигателе MAH через 500 км, 2000 км, а последующие •—
через '5000 км пробега.
Заправочная емкость двигателя ЗИЛ-375 при включенном радиаторе
составл-яет 9 л, а двигателя MAH — 22 л. .
Фильтр центробежной, очистки масла двигателей ЗЙЛ-375 н
ЗИЛ-130 промывают в следующем порядке. Отвертывают гайку-ба рашек 9 (см. рис. 12) и снимают кожух 7. Отвертывают одной рукой гай ку IO., удерживая другой рукой крышку Дротора от вращения, и осто-
рожно снимают крышку 4 вместе с осадками. Затем снимают вставку
6, очищают крышку ротора от осадков, промывают ее и сетки в бензине. Затем собирают фильтр, избегая повреждения резиновой прокладки 3,
заворачивают не до конца гайку 10 крышки ротора и следят за тем, что бы крышка 4 ротора садилась на свое место без перекоса. Для проверки правильности сборки фильтра необходимо пустить двигатель и убедить ся в отсутствии подтекания масла. Затем, дав двигателю проработать
2 мин, увеличить обороты коленчатого вала двигателя и остановить его. При правильной сборке и работе фильтра после остановки двига теля в течение. 2—3 мин будет слышно характерное гудение вра
щающегося ротора.
Фильтр очистки масла двигателя MAH
промывают при каж
дой смене масла. Для этого ослабляют болт
2 (см. рис. 16) и сни
мают стакан 8 вместе с сетчатым 9 и бумаж ным 10 фильтрующи ми элементами. Все детали промывают в
бензине, очищают во
лосяной щеткой и
высушивают. Бумаж ный элемент заменя ют. Сборку фильтра
выполняют в поряд ке, обратном разбор ке, обращая внима ние на исправность уплотнений. 1
Масляный радиа тор двигателя MAH
промывают один раз |
|
|
|
|
в год, |
одновременно |
Рис. |
3 — |
|
с промывкой поддона |
|
29. Точки слива масла двигателя MAH: |
||
У — на масляном фильтре; 2 — на крышке переднего масло |
||||
картера. |
Для этого |
сборника•=- на крышке; |
назаднегокрыщкемаслосборникараспределительных; 5 —із поддонешестеренкар; |
|
его снимают и демон- |
4 |
|
цера |
|
|
|
41