Файл: Мясников, В. А. Программное управление оборудованием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 128. Обрабатываемый профиль с участками уско­ рения и постоянной скорости

Из уравнения (VI.9) с учетом начальных условий по скорости

может быть

определена

величина

со.

хп) и величина со может

В общем случае da =

f (xlt х 2,

. . .,

вычисляться

с помощью специального

вычислительного устрой­

ства.

Если мх — величина аргумента в режиме ускорения, со0 —

величина аргумента, которая была в момент начала режима уско­ рения (она определяется значением скорости в начальный мо­ мент времени), то

Wj = со0 ± Jf(xj, хг,

,

хпа>) dt.

Знак плюс имеет место в случае разгона,

а знак минус — в слу­

чае торможения.

 

 

Если положить, что аргументом выходных интеграторов схемы, решающей уравнение (VI.2), является величина сох, то будет осу­ ществляться программирование заданной кривой с заданным пол­ ным ускорением W.

27. ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КРИВЫХ ВТОРОГО ПОРЯДКА

Рассмотрим вопрос о синтезе программирующего устройства для станка с программным управлением. По технологическим требованиям максимальная производительность станка обеспе­ чивается, если заданный профиль обрабатывается с максимальной скоростью подачи Vn и ускорением по­

дачи Wn. Наибольшие их допустимые

величины ограничиваются либо свой­ ствами режущего инструмента и обра­ батываемого материала, жесткостью станка и т. д., либо свойствами следя­ щих систем координат станка: макси­ мально допустимыми динамическими токами двигателей, наибольшими ско­ ростями, развиваемыми приводами, и т. д.

Программирующее устройство стан­ ка должно работать таким образом, чтобы обеспечить оптимальное програм­ мирование стайка, т. е. чтобы сигналы,

подаваемые на исполнительные системы привода координат стан­ ка, обеспечивали обработку заданного профиля за минимум вре­ мени с определенной точностью.

Для осуществления оптимального программирования в этом смысле может быть использовано управление аргументом.

Если наибольшие величины скоростей и ускорений ограничены свойствами механической части станка, то обрабатываемый про­ филь разбивается на участки движения с ускорением и постоян­

239


ной скоростью подачи Vn (рис. 128). Для программирования ре­

жима постоянной скорости должна быть решена система уравне­ ний (VI.1), а режима ускорения— система уравнений (VI.6).

Отметим, что минимизация потерь энергии в двигателях для станков на данном этапе их автоматизации не представляет ин­ тереса, так как стоимость электроэнергии, потребляемой стан­ ком, составляет очень незначительную долю от эксплуатационных расходов на обслуживание станка.

В случае, когда профиль описывается кривыми второго по­ рядка, структура устройства, программирующего режим постоян­ ной скорости, будет определяться уравнениями [19]:

% = Ax + BU + D;

£ =

- ( &

+ &, +

£);

 

dtp =

CDd t \

(VI. 10)

 

 

 

 

V2

 

 

 

vП

 

[Ax +

By + D)2+ (Bx +

Су -I- £ )-'

Структура устройства, программирующего режим ускорения, может определяться уравнениями (VI.6), но в этом случае устрой-

ство будет очень сложным. Например, в случае эллипса —г +

i_ j r 1 ь°-

dx

= со

у

.

 

dy

 

-

X

 

 

СО— 2

ч г

 

b2

 

dt ~

 

 

а2

 

d-x

 

dm

 

У

■>

X

 

dt2

~

1 Г

------СО"

а№ ;

 

 

Ь°~

 

 

dry __

dm

х

 

2

У

 

dF ~

~

~dF ~а*~~

 

 

aW

величина со в движении с заданным полным ускорением Wn бу­

дет определяться из уравнения

{ — ) (xW + fa*) - 2со2 ^ ху (а2 - £>2) + со'1(х2 + if) = « W 2.

В случае окружности х2 + у 2 = R 2 величина со будет определяться

из уравнения

 

dm

— со4

U

 

Возможен иной подход к программированию движения с по­ стоянным по модулю полным ускорением [19].

240



Дважды продифференцировав общее уравнение кривой вто­ рого порядка, получим уравнение

(Ах +

By +

D) d2x + (Вх + Су +

Е) dhy +

+

А (dx)2 + С (dy)2 + 2Bdxdy = 0;

поделив его на

(dt)2,

будем иметь

 

(Ах By -\-D) х - 1- (Вх Су + Е) у -)- Ах2-|- Су2 -f-

 

 

+ 2Вху = 0.

(VI. 11)

Уравнение (VI. 11)

позволяет определить

силы, при прило­

жении которых точка движется по траектории, являющейся за­ данной кривой второго порядка. Другими словами, для обеспе­

чения движения по кривой второго порядка вторые производныех и у должны быть такими, чтобы обращать уравнение (VI. 11) в нуль

*

 

 

 

d^x

и

d2u

могут-быть:

тождественно. В частности,

 

 

%

=

(Вх + Су +

Е + -

 

 

* » = - l * ( A x + By + D - у

 

(VI. 12)

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

d=£____?2

Вх -J- Су -(- Е -j-

Ах2 +

Су2 +

2Вх у

<и2

®

 

У

(VI. 13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d^

= l2(Ax +

By + D).

 

 

 

При движении с постоянным по модулю полным ускорением

должно также

удовлетворяться уравнение (VI.66), откуда

£‘ =

 

 

 

Wi

 

 

 

(VI. 14)

 

 

\Bx -(- Су -f- E + Ax~ +

 

(Av + By -j- D) 2

+

Cy +

2Вх у

Кроме большой сложности, программирование по такому ал­ горитму имеет еще один существенный недостаток: начальная скорость движения в этом случае определяется значениями коор­ динат х 0и у о в начальный момент времени, что не позволяет исполь­

зовать эту схему для осуществления режимов разгона от заданной скорости и торможения до заданной скорости1.

1 Если движение по траектории может быть самым различным во времени,

то и силы, действующие на точку в этом случае, также могут быть различными. В классической механике рассматривается движение по кривым второго порядка для одного из возможных законов изменения координат во времени, который однозначно определяет силы, действующие на тела, — силы всемирного тяготения.

16 Мясников II др.

241


Найдем более простой алгоритм, который должен обеспечи­ вать программирование, близкое к оптимальному. Модуль вектора полного ускорения при этом не всегда будет равен максимально допустимой величине — он может быть и меньше ее.

Вначале рассмотрим программирование такого режима, когда из точки (л'о, у о) начинается разгон до точки (хь ул), потом имеет место режим постоянной скорости до точки (,v2, у2), а от этой точки до конечной точки профиля (хк, ук) — режим торможения

(рис. 128).

Участки разгона и торможения невелики, и их во многих слу­ чаях можно полагать прямыми. Для прямой, заданной нормаль­ ным уравнением х cos а + у sin а — р = О,

(VI. 15)

Пусть значение аргумента в режиме разгона соуск будет опре­ деляться уравнением (VI.15). Режим разгона должен продол­ жаться до тех пор, пока соуск не станет равной соск, которая вы­ числяется для обеспечения режима постоянной скорости. Как только шуск. достигнет соск, так аргумент интеграторов начнет управляться в соответствии с уравнениями (VI. 10), а схема, про­ граммирующая режим разгона, отключится.

Оценим погрешность в поддержании динамического режима в режиме ускорения, которая допускается в результате аппрок­ симации участка разгона прямой линией. Положим, что участок разгона является дугой окружности радиусом R; при этом будем

считать, что окружность задана каноническим уравнением. Составляющие ускорения в режиме разгона в этом случае:

Модуль вектора полного ускорения будет

w 2= w \r 2 = w \r 2i\

откуда следует, что наибольшее ускорение имеет место в момент окончания режима разгона, т. е. тогда, когда

где V„ — скорость движения в режиме постоянной скорости.

242

Если Wn — максимально допустимое значение модуля пол­

ного ускорения, то для того чтобы максимальное ускорение, раз­ виваемое в процессе разгона, было равно Wn, необходимо выбрать

в соответствии с формулой

R2

К

(VI. 16)

R*

'

Во все предшествующие моменты режима разгона полное ускорение движения будет меньше Wn. Из формулы (VI. 16) сле­ дует, что \Vn должна быть больше нормального ускорения в ре­

жиме движения с постоянной скоростью, т. е.

Если отрабатываемый профиль не является дугой окружности, то в качестве величины R может браться средний радиус кри­

визны участка разгона.

Режим торможения может осуществляться аналогичным обра­ зом, но он должен выполняться точнее. Если в режиме разгона скорость Vn будет достигнута не в точке (xlt у г), а в какой-то

следующей точке, то мы проиграем лишь в быстродействии, а в случае торможения необходимо остановить обработку точно в заданной точке (хк, ук), поэтому будем полагать, что в режиме

торможения аргумент изменяется пропорционально квадрату

пути,

проходимому с момента начала

этого режима, т.

е.

 

“ терм = ®о k (х — а-,)2 +

(у — у2?\

 

 

 

®о = k [{xk— *2)2 + (уку2)2];

(VI. 17)

 

п

V2

 

 

 

 

 

________________ [_п______________

 

 

0

(Ах2+ Ву2+ D ) 2 + (Вх2 + Су2+ Е)2 >

 

где х,

у — текущие координаты, вырабатываемые устройством во

время

режима

торможения; со0 — значение аргумента

в точке

(а2) Уг)’> k — коэффициент пропорциональности.

Таким образом, приведенные выше уравнения определяют все параметры алгоритма, в соответствии с которым управляется аргумент в режиме торможения, за исключением координат точки (х2, у 2), которая должна быть выбрана так, чтобы модуль вектора

полного ускорения в режиме торможения был максимальным, но не превосходил предельно допустимого значения Wn.

Рассмотрим вопрос о выборе точки (х2, г/2) подробнее, для

чего предположим, что участок торможения является отрезком прямой линии, которая совпадает с осью X, и пусть точка х 2

1 6 *

2 4 3