Файл: Мясников, В. А. Программное управление оборудованием.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
Из уравнения (VI.9) с учетом начальных условий по скорости
может быть |
определена |
величина |
со. |
хп) и величина со может |
В общем случае da = |
f (xlt х 2, |
. . ., |
||
вычисляться |
с помощью специального |
вычислительного устрой |
ства.
Если мх — величина аргумента в режиме ускорения, со0 —
величина аргумента, которая была в момент начала режима уско рения (она определяется значением скорости в начальный мо мент времени), то
Wj = со0 ± Jf(xj, хг, |
, |
хпа>) dt. |
Знак плюс имеет место в случае разгона, |
а знак минус — в слу |
|
чае торможения. |
|
|
Если положить, что аргументом выходных интеграторов схемы, решающей уравнение (VI.2), является величина сох, то будет осу ществляться программирование заданной кривой с заданным пол ным ускорением W.
27. ОПТИМАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КРИВЫХ ВТОРОГО ПОРЯДКА
Рассмотрим вопрос о синтезе программирующего устройства для станка с программным управлением. По технологическим требованиям максимальная производительность станка обеспе чивается, если заданный профиль обрабатывается с максимальной скоростью подачи Vn и ускорением по
дачи Wn. Наибольшие их допустимые
величины ограничиваются либо свой ствами режущего инструмента и обра батываемого материала, жесткостью станка и т. д., либо свойствами следя щих систем координат станка: макси мально допустимыми динамическими токами двигателей, наибольшими ско ростями, развиваемыми приводами, и т. д.
Программирующее устройство стан ка должно работать таким образом, чтобы обеспечить оптимальное програм мирование стайка, т. е. чтобы сигналы,
подаваемые на исполнительные системы привода координат стан ка, обеспечивали обработку заданного профиля за минимум вре мени с определенной точностью.
Для осуществления оптимального программирования в этом смысле может быть использовано управление аргументом.
Если наибольшие величины скоростей и ускорений ограничены свойствами механической части станка, то обрабатываемый про филь разбивается на участки движения с ускорением и постоян
239
ной скоростью подачи Vn (рис. 128). Для программирования ре
жима постоянной скорости должна быть решена система уравне ний (VI.1), а режима ускорения— система уравнений (VI.6).
Отметим, что минимизация потерь энергии в двигателях для станков на данном этапе их автоматизации не представляет ин тереса, так как стоимость электроэнергии, потребляемой стан ком, составляет очень незначительную долю от эксплуатационных расходов на обслуживание станка.
В случае, когда профиль описывается кривыми второго по рядка, структура устройства, программирующего режим постоян ной скорости, будет определяться уравнениями [19]:
% = Ax + BU + D;
£ = |
- ( & |
+ &, + |
£); |
|
dtp = |
CDd t \ |
(VI. 10) |
|
|
||
|
|
V2 |
|
|
|
vП |
|
[Ax + |
By + D)2+ (Bx + |
Су -I- £ )-' |
Структура устройства, программирующего режим ускорения, может определяться уравнениями (VI.6), но в этом случае устрой-
ство будет очень сложным. Например, в случае эллипса —г +
i_ j r 1 ь°-
dx |
= со |
у |
. |
|
dy |
|
- |
X |
|
|
СО— 2 |
||||||
ч г |
|
b2 |
’ |
|
dt ~ |
|
|
а2 |
|
d-x |
|
dm |
|
У |
■> |
X |
|
|
dt2 |
~ |
1 Г |
—------СО" |
а№ ; |
|||
|
|
Ь°~ |
|
|||||
|
dry __ |
dm |
х |
|
2 |
У |
||
|
dF ~ |
~ |
~dF ~а*~~ |
|
|
aW |
величина со в движении с заданным полным ускорением Wn бу
дет определяться из уравнения
{ — ) (xW + fa*) - 2со2 ^ ху (а2 - £>2) + со'1(х2 + if) = « W 2. |
||
В случае окружности х2 + у 2 = R 2 величина со будет определяться |
||
из уравнения |
|
|
dm |
— со4 |
|
U |
||
|
Возможен иной подход к программированию движения с по стоянным по модулю полным ускорением [19].
240
Дважды продифференцировав общее уравнение кривой вто рого порядка, получим уравнение
(Ах + |
By + |
D) d2x + (Вх + Су + |
Е) dhy + |
+ |
А (dx)2 + С (dy)2 + 2Bdxdy = 0; |
||
поделив его на |
(dt)2, |
будем иметь |
|
(Ах By -\-D) х - 1- (Вх Су + Е) у -)- Ах2-|- Су2 -f- |
|||
|
|
+ 2Вху = 0. |
(VI. 11) |
Уравнение (VI. 11) |
позволяет определить |
силы, при прило |
жении которых точка движется по траектории, являющейся за данной кривой второго порядка. Другими словами, для обеспе
чения движения по кривой второго порядка вторые производныех и у должны быть такими, чтобы обращать уравнение (VI. 11) в нуль
* |
|
|
|
d^x |
и |
d2u |
могут-быть: |
|
тождественно. В частности, |
|
|
||||||
% |
= |
(Вх + Су + |
Е + - |
|
|
|||
* » = - l * ( A x + By + D - у |
|
(VI. 12) |
||||||
|
|
|||||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
d=£____?2 |
Вх -J- Су -(- Е -j- |
Ах2 + |
Су2 + |
2Вх у |
||||
<и2 |
® |
|
У |
(VI. 13) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
d^ |
= l2(Ax + |
By + D). |
||||
|
|
|
||||||
При движении с постоянным по модулю полным ускорением |
||||||||
должно также |
удовлетворяться уравнение (VI.66), откуда |
|||||||
£‘ = |
|
|
|
Wi |
|
|
|
(VI. 14) |
|
|
\Bx -(- Су -f- E + Ax~ + |
|
|||||
(Av + By -j- D) 2 |
+ |
Cy + |
2Вх у |
Кроме большой сложности, программирование по такому ал горитму имеет еще один существенный недостаток: начальная скорость движения в этом случае определяется значениями коор динат х 0и у о в начальный момент времени, что не позволяет исполь
зовать эту схему для осуществления режимов разгона от заданной скорости и торможения до заданной скорости1.
1 Если движение по траектории может быть самым различным во времени,
то и силы, действующие на точку в этом случае, также могут быть различными. В классической механике рассматривается движение по кривым второго порядка для одного из возможных законов изменения координат во времени, который однозначно определяет силы, действующие на тела, — силы всемирного тяготения.
16 Мясников II др. |
241 |
Найдем более простой алгоритм, который должен обеспечи вать программирование, близкое к оптимальному. Модуль вектора полного ускорения при этом не всегда будет равен максимально допустимой величине — он может быть и меньше ее.
Вначале рассмотрим программирование такого режима, когда из точки (л'о, у о) начинается разгон до точки (хь ул), потом имеет место режим постоянной скорости до точки (,v2, у2), а от этой точки до конечной точки профиля (хк, ук) — режим торможения
(рис. 128).
Участки разгона и торможения невелики, и их во многих слу чаях можно полагать прямыми. Для прямой, заданной нормаль ным уравнением х cos а + у sin а — р = О,
(VI. 15)
Пусть значение аргумента в режиме разгона соуск будет опре деляться уравнением (VI.15). Режим разгона должен продол жаться до тех пор, пока соуск не станет равной соск, которая вы числяется для обеспечения режима постоянной скорости. Как только шуск. достигнет соск, так аргумент интеграторов начнет управляться в соответствии с уравнениями (VI. 10), а схема, про граммирующая режим разгона, отключится.
Оценим погрешность в поддержании динамического режима в режиме ускорения, которая допускается в результате аппрок симации участка разгона прямой линией. Положим, что участок разгона является дугой окружности радиусом R; при этом будем
считать, что окружность задана каноническим уравнением. Составляющие ускорения в режиме разгона в этом случае:
Модуль вектора полного ускорения будет
w 2= w \r 2 = w \r 2i\
откуда следует, что наибольшее ускорение имеет место в момент окончания режима разгона, т. е. тогда, когда
где V„ — скорость движения в режиме постоянной скорости.
242
Если Wn — максимально допустимое значение модуля пол
ного ускорения, то для того чтобы максимальное ускорение, раз виваемое в процессе разгона, было равно Wn, необходимо выбрать
в соответствии с формулой
R2 |
К |
(VI. 16) |
|
R* |
|||
' |
Во все предшествующие моменты режима разгона полное ускорение движения будет меньше Wn. Из формулы (VI. 16) сле дует, что \Vn должна быть больше нормального ускорения в ре
жиме движения с постоянной скоростью, т. е.
Если отрабатываемый профиль не является дугой окружности, то в качестве величины R может браться средний радиус кри
визны участка разгона.
Режим торможения может осуществляться аналогичным обра зом, но он должен выполняться точнее. Если в режиме разгона скорость Vn будет достигнута не в точке (xlt у г), а в какой-то
следующей точке, то мы проиграем лишь в быстродействии, а в случае торможения необходимо остановить обработку точно в заданной точке (хк, ук), поэтому будем полагать, что в режиме
торможения аргумент изменяется пропорционально квадрату
пути, |
проходимому с момента начала |
этого режима, т. |
е. |
|
|
“ терм = ®о — k (х — а-,)2 + |
(у — у2?\ |
|
|
|
|
®о = k [{xk— *2)2 + (ук— у2)2]; |
(VI. 17) |
|
|
п |
V2 |
|
|
|
|
|
||
|
(Л________________ [_п______________ |
|
||
|
0 |
(Ах2+ Ву2+ D ) 2 + (Вх2 + Су2+ Е)2 > |
|
|
где х, |
у — текущие координаты, вырабатываемые устройством во |
|||
время |
режима |
торможения; со0 — значение аргумента |
в точке |
(а2) Уг)’> k — коэффициент пропорциональности.
Таким образом, приведенные выше уравнения определяют все параметры алгоритма, в соответствии с которым управляется аргумент в режиме торможения, за исключением координат точки (х2, у 2), которая должна быть выбрана так, чтобы модуль вектора
полного ускорения в режиме торможения был максимальным, но не превосходил предельно допустимого значения Wn.
Рассмотрим вопрос о выборе точки (х2, г/2) подробнее, для
чего предположим, что участок торможения является отрезком прямой линии, которая совпадает с осью X, и пусть точка х 2
1 6 * |
2 4 3 |