Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.



Эффективность деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о правах потребителей во многом зависит от качества информационно-аналитической работы. Значимой является информация органов государственного контроля о выявленных правонарушениях, причинах и способствующих им условиях, о принимаемых мерах профилактики и пресечения правонарушений, а также планируемых мероприятиях и приоритетах деятельности с учетом состояния законности в соответствующей сфере. Изучение правоприменительной практики этих органов позволяет отслеживать состояние законности не только в подконтрольной им сфере, но и в их деятельности, следить за полнотой и адекватностью мер, принятых по выявленным нарушениям.

Полезными могут быть сведения, содержащиеся в материалах смежных прокурорских проверок, принятых актах реагирования на ранее установленные нарушения, материалах гражданских, уголовных дел либо их надзорных производств, отказных материалах, административных производствах, а также информациях, отчетах, справках и обобщениях прокуроров, в том числе вышестоящих прокуратур. Установлению проблемных участков работы контрольно-надзорных органов может способствовать просмотровое изучение частных определений суда, отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, уголовных и гражданских дел, обзоров, обобщений, аналитических справок, подготовленных в суде по вопросам обобщения судебной практики и судебных ошибок, проблемам организации судебной деятельности по рассматриваемой категории дел, которые обсуждались в коллективе, предоставлялись в СМИ. Сведения о фактах нарушения законодательства о правах потребителей могут содержаться в оконченных производством уголовных, административных и гражданских делах, с материалами которых прокурору целесообразно тщательно знакомиться. Значительное влияние на выбор объекта предстоящей проверки оказывают: письма; заявления; индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы прокуратуры, контрольные государственные органы, органы местного самоуправления; сообщения СМИ.

Типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются:

1) нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере действия законодательства о правах потребителей (издание нормативных актов в нарушении принципа разграничения предмета ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; включение в юридическое предписание положений, прямо противоречащих Конституции РФ и нормам федерального законодательства либо искажающих их смысл);


2) нарушения, допускаемые органами государственной власти, правомочными осуществлять функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка;

3) нарушения, допускаемые органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей;

4) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчет, обвес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, на их безопасность и др.)

В ходе проверки законности актов, изданных поднадзорными объектами, прокурор выясняет: а) правомочен ли орган принимать правовой акт по обозначенному вопросу и не нарушена ли при этом компетенция другого органа; б) не ограничивает ли правовой акт права потребителей, законные интересы организаций, установленные на общефедеральном уровне; в) не содержит ли правовой акт разрешения законодательно запрещенных действий; г) не допущено ли в правовом акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта; д) содержат ли правовые акты указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения; е) соответствует ли содержание правового акта фактическим обстоятельствам, явившимся основанием для его издания; ж) соблюден ли порядок принятия и издания правового акта, закрепленный в регламенте органа; был ли опубликован правовой акт; з) содержит ли правовой акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и пр., указана ли дата вступления его в силу.

При осуществлении проверки в органах контроля (надзора) прокурор устанавливает: а) выполняют ли контролирующие органы возложенные на них задачи по выявлению, пресечению и предупреждению на подведомственной территории фактов нарушений законодательства о правах потребителей; б) какие проверочные мероприятия проводились названными органами; производятся ли проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, а также обязательных требований к товарам, работам и услугам (количество проверок, их результативность, количество и характер выявленных правонарушений, какие приняты меры); в) осуществляется ли взаимодействие между контролирующими органами в области защиты прав потребителей (каково содержание предпринимаемых мер, их количество, характер, а при неисполнении – причины); г) каким образом осуществляется контроль за деятельностью нижестоящих территориальных органов и подведомственных организаций (если структура органов предполагает их наличие); каков характер выявленных нарушений в их деятельности, каковы меры, принимаемые к их устранению; д) соблюдаются ли нормативные требования при организации приема граждан, обеспечении своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.


При проверке административной практики в органах государственного контроля выясняются: а) каков характер выявленных правонарушений, какие меры приняты (их законность, полнота и своевременность); б) имелись ли факты необоснованного освобождения виновных лиц от обязанности возмещения ущерба после наложения штрафов и иных взысканий; в) соблюдаются ли предусмотренные КоАП требования при рассмотрении дел о наложении административных взысканий; г) соблюдаются ли требования, устанавливающие компетенцию органов контроля (надзора) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.


9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.


Правовое регулирование процедуры предоставления земельных участков из

земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности – Глава

V.1 Земельного кодекса РФ.

Установлен закрытый перечень документов-оснований перехода права на

земельный участок, принадлежащий государству или муниципальному

образованию:

А) решения органов государственной власти или органов местного

самоуправления (принимаются в двух случаях: предоставление з.у. в

собственность, а также в постоянное (бессрочное) пользование);

Б) договор купли-продажи в случае предоставления з.у. за плату;

В) договор аренды;

Г) договор безвозмездного срочного пользования.

Результаты анализа Федерального закона «О прокуратуре Российской

Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 свидетельствуют о том, что нормы,

содержащиеся в ст.ст. 22, 27, 30 и 33, предоставляют прокурору право

осуществлять проверки. Так, в ч. 1 ст. 22 указанного Закона закреплено

полномочие прокурора проверять исполнение законов в связи с поступившей в

органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; в соответствии с ч.

1 ст. 27 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает

и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод

человека и гражданина.

Проверка, проводимая органами прокуратуры – это наиболее

распространенное и эффективное средство прокурорского надзора, связанное с

обнаружением правонарушений в различных сферах жизнедеятельности.

Основанием проведения проверки является информация о нарушении

законодательства при предоставлении земельных участков из земель, находящихся

в государственной и муниципальной собственности. Информация может поступить

путем обращения граждан, организаций, материалов органов контроля в сфере


земельного контроля, СМИ и др.

Для определения порядка проведения прокурорской проверки в целом

представляется целесообразным выделять следующие этапы проверочной

деятельности прокурора:

А) подготовка к проведению проверки:

Б) определение предмета, объектов, времени и места проведения, круга

участников, составление плана;

В) проведение проверочных мероприятий;

Г) оценка полученной информации и выбор средств (в том числе актов)

прокурорского реагирования.

Подготовка к проведению проверки в рассматриваемой сфере (при

предоставлении з.у. из земель, находящихся в государственной и муниципальной

собственности) начинается с изучения нормативных правовых актов,

регулирующих правоотношения, которые были нарушены. В нашем случае – это в

первую очередь глава V.1 ЗК РФ, положения Градостроительного кодекса, в

отдельных случаях – Лесного кодекса (ст. 69 ЛК РФ). Также прокурором изучаются

материалы проведенных проверок в этой сфере.

Составление плана проверки. После определения предмета, объекта, времени

и места проведения проверки, прокурор отправляет запрос организации или

должностному лицу организации для получения объяснений.

Прокурор проверяет в первую очередь те документы, которые являются

основанием для перехода права собственности; проект межевания территории,

проектную документацию о месте положения, границах, площади и иных

количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденную