Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.



Плановые мероприятия прокуратуры согласовываются с мероприятиями природоохранных и других органов. При этом применяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 27.03.2009 № 93 прокуроры обязаны при проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Закона и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре. По итогам работы за каждое полугодие необходимо организовывать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных внеплановых выездных проверках хозяйствующих субъектов. Следует помнить, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является, в частности, поступление в органы государственного контроля (надзора) информации (обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из СМИ) о фактах причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение (угрозы возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прокурор должен убедиться, что проверки действительно проведены и приняты реальные меры, направленные на устранение и недопущение в будущем выявленных правонарушений, а виновные лица понесли наказание.

Одним из путей совершенствования надзорной практики органов прокуратуры является обобщение и анализ информации о выявленных нарушениях, допущенных уполномоченными органами при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью прав субъектов предпринимательской деятельности.

К числу важнейших элементов организации прокурорского надзора за исполнением законов, в том числе и за исполнением экологического законодательства, относится надлежащий контроль со стороны руководителей прокуратур за рассмотрением актов прокурорского реагирования и исполнением требований прокурора. С этой целью в прокуратуре должен быть налажен учет всех актов прокурорского реагирования и оперативный контроль за сроками и качеством их рассмотрения.
Типичные нарушения экологического законодательства


Все нарушения экологического законодательства разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую или административную ответственность, а преступления – уголовную. Экологическое правонарушение можно определить как виновное, наказуемое, запрещенное законом деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности государства и членов его общества. Экологическое преступление – общественно опасное, виновное, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию ее ресурсов, обеспечению экологической безопасности государства и населения.

Предмет экологических преступлений – окружающая среда в целом и отдельные природные ресурсы (земля, недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность), а также достопримечательные объекты живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья, скалы, деревья, водоемы и др. По характеру экологические преступления можно разделить на связанные с незаконным использованием (захватом) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260 УК) и связанные с негативным воздействием на окружающую среду, ухудшением ее качества (ст. 246–249, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262 УК).

Ответственность за административные правонарушения предусмотрена нормами гл. 7 и 8 КоАП и специальных законов субъектов РФ, устанавливающих такую ответственность.

Разнообразие экологических правонарушений требует их типологизации. Практически наиболее значимая из них – по субъектам нарушений:

1) нарушения, допускаемые органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: а) издание правовых актов, регулирующих общественные отношения в экологической сфере, которые противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу; б) бездействие, когда указанные органы вопреки требованиям законодательства не издают соответствующие правовые акты, что затрудняет либо делает невозможным регулирование отдельных видов общественных отношений; в) превышение полномочий при осуществлении распорядительной и разрешительной деятельности (в частности, при выделении земельных участков) и др.;



2) нарушения, допускаемые специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными структурами: а) ненадлежащее исполнение предоставленных им законодательством полномочий, проявляющееся в пассивности, нежелании обострять отношения с правонарушителями; б) несоблюдение требований процессуального характера при применении мер административного воздействия, выражающееся в нарушении сроков привлечения к ответственности, в применении санкций от имени ненадлежащего должностного лица или органа, в неисполнении других обязательных процедур, предусмотренных административным законодательством; в) сокрытие от правоохранительных органов фактов уголовно наказуемых деяний путем применения мер административно-правового характера; г) незаконная выдача согласований и разрешений разного рода субъектам на осуществление той или иной деятельности при наличии установленных законодательством экологических или санитарных запретов и др.;

3) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами: а) несоблюдение в процессе повседневной деятельности экологических и санитарных требований, установленных законодательством. Среди подобного рода нарушений можно выделить: захламление территорий; превышение предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ, иных видов негативного воздействия на окружающую среду; невыполнение природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду; б) осуществление деятельности, связанной с природопользованием или охраной окружающей среды, без соответствующего разрешения (незаконная добыча полезных ископаемых, несанкционированное размещение отходов и пр.); в) реализация мероприятий, способных отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, при отсутствии обязательного заключения государственной экологической экспертизы либо при наличии ее отрицательного заключения и др.

13. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства контролирующими органами, в том числе за выполнение ими обязанностей по выявлению и пресечению экологических правонарушений. (см. предыдущий вопрос)
Согласно положениям Приказа Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" подчеркнуто закрепленное в федеральном законодательстве полномочие органов прокуратуры по осуществлению надзор аза исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании федеральными органами исполнительной власти.


Предписано:

1.Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения нарушений законов. Учитывая длительность устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и необходимость выделения значительных средств для решения экологических проблем, держать на контроле акты прокурорского реагирования до полного исполнения требований прокурора.

Организовать системный надзор за исполнением судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами исков экологической направленности.

2.Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний (отбор проб, проведение лабораторных исследований, исчисление размера вреда, дача заключений по вопросам допустимости оказываемого на окружающую среду негативного воздействия и т.п.), привлекать специалистов уполномоченных государственных органов в области экологии и подведомственных им учреждений для участия в прокурорских проверках.

3.В органах, осуществляющих разрешительные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования, проверять законность выдачи лицензий и иной разрешительной документации.

4.Добиваться от органов, осуществляющих государственный экологический надзор, надлежащего исполнения полномочий. Особое внимание уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в каждом случае ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации, разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законов в этой сфере.

Пресекать факты занижения названными органами размера причиненного природным объектам вреда.

При выявлении случаев уклонения органов государственного экологического надзора от предъявления иска в суд либо в случае занижения размера причиненного вреда ставить вопрос об ответственности виновных в этом должностных лиц.

5. Добиваться от органов государственной власти, местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Особое внимание уделять соблюдению требований законодательства при сборе, транспортировке и размещении медицинских, биологических и радиоактивных отходов.


6. При проверках органов государственного надзора в области промышленной безопасности уделять самое пристальное внимание выполнению ими функций, связанных с обеспечением безопасности производственных объектов чрезвычайно высокого и высокого классов опасности.

7. Требовать от уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления принятия мер по постановке на учет и приведению в безопасное состояние бесхозяйных ГТС, скважин, химически и биологически опасных накопителей, свалок, захоронений и других потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды объектов.

Контролирующими органами являются:

Минприроды России согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 Положению осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы. В ведении Минприроды России находятся Росприроднадзор, Росгидромет, Роснедра, Рослесхоз и Росводресурсы, которые подконтрольны названному Министерству.

Росприроднадзор в силу утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 Положения осуществляет функции по надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Согласно Положению, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 372,