Файл: Бутковский, В. А. Эксплуатация оборудования мельниц и крупозаводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 93. Схема

ленточного транспортера:

1 — разгрузочное устройство;

2, 7 — барабаны; 3 — лента; 4 — ро­

лик; 5 — загрузочное устройство; б — натяжное устройство.

Для загрузки ленты сыпучим продуктом предусмотрено спе­ циальное загрузочное устройство 5, а для удаления продукта раз­ грузочное устройство 1.

Все части ленточного транспортера монтируют на деревянной

или металлической станине.

рабочей ветви

ленточные

По форме

поперечного сечения

транспортеры

можно разделить на

две группы — с

желобчатой

или плоской лентой. Желобчатую ленту в основном используют для перемещения сыпучих грузов, а плоскую для грузов в таре.

На зерноперерабатывающих предприятиях желобчатые ленты

применяют для передачи зерна из зернохранилища

(элеватор,

склад) в зерноочистительное отделение мельницы и крупозавода,

а плоские —для передачи

готовой продукции после

выбоя в

склад.

грузов в таре движется по

,

Лента транспортера для

гладкому

деревянному настилу, который поддерживает рабочую ее ветвь

вместо роликов. При большом наклоне транспортера

(до 40°) на

поверхности ленты укрепляют накладки — полоски

прорезинен­

ной ленты. С боков деревянного настила, по всей длине рабочей части, устанавливают борта с поворотными разгрузочными щит­ ками. При изготовлении деревянного настила необходимо укла­ дывать в него доски с направлением их волокон по ходу движе­

ния ленты. Скорость перемещения

ленты (м/с) принимают в

пределах

 

для зерна.................................................................

2,5—4,5

для тарных г р у з о в ..............................................

0,6—1,2

Приводное устройство ленты состоит из барабана, приводяще­ гося во вращение от электродвигателя через редуктор или ре­ менную передачу. Поверхность обода барабана делают выпуклой.

Во избежание резкого перегиба ленты и ее порчи размеры барабана выбирают в зависимости от толщины ленты или числа

271


прокладок. Для прорезиненных лент наименьший диаметр бара­ бана D (мм) определяют по формуле

D >1252,

где z —число прокладок ленты.

Ширина барабана должна быть на 100 мм больше ширины ленты. Частоту вращения барабана определяют в зависимости от заданной скорости движения ленты.

Натяжное устройство служит для натяжения конца ленты, сбегающего с приводного барабана. Натяжные устройства быва­

ют двух

видов — винтовое и грузовое (на

рисунке 93 показано

грузовое

устройство). Винтовые натяжные

устройства компакт­

ны и их применяют в основном для лент длиной до 30 м. Однако натяжение ленты этим устройством будет непостоянным, так как при вытягивании ленты или изменении атмосферных условий на­ тяжение ленты меняется. При грузовом устройстве натяжение ленты будет постоянным, но для перемещения груза должна быть

определенная высота.

Грузы натяжных станций должны быть ограждены на высоту не менее 2 м. Ограждение надежно прикрепляют к полу или сте­ не. К грузам должен быть удобный подход для регулирования их

массы.

У приводных и натяжных станций и поворотных барабанов устраивают ограждения, исключающие возможность попадания рукой в пространство между барабаном и набегающей лентой.

Расстояние между рабочими роликами, в зависимости от ши­ рины ленты, принимают 1,5—2,0, а между холостыми — 3—4 м.

Прямые и желобчатые ролики укомплектовываются подшип­ никами качения. В желобчатых одноплоскостных роликовых опо­ рах оси всех трех роликов должны находиться в одной вертикаль­ ной плоскости. Смещение допускается не более чем на 2 мм.

Все вращающиеся части роликовой опоры обязательно балан­ сируют. Биение роликов во время работы не допускается. Если ролики не отбалансированы или балансировка их проведена в не­ достаточной мере, то они при движении ленты не будут вра­ щаться, что будет ускорять износ ленты.

Острые кромки торцов роликовой опоры закругляют. При та­ ких кромках или при увеличении зазора между роликами лента иногда зажимается между их вращающимися частями и сильно изнашивается, а иногда и разрезается по длине.

Очень важно, чтобы была обеспечена взаимозаменяемость деталей роликов, так как это улучшит условия ремонта ролико­ вых опор и разборки их для ревизии и смазки.

на

Внутренняя поверхность ступиц новых роликовых опор долж­

быть чистой и окрашенной. Если этого не будет сделано, то

во

время работы оставшиеся частицы литейной земли и пригара

попадут в шарикоподшипники, что отрицательно скажется на их износоустойчивости. Войлочные кольца и другие уплотнители в

272


крышках

роликовых опор должны обеспечивать полную, герме­

тичность.

Если этого нет, то смазка будет

быстро вытекать, а

при проникании внутрь пыли срок службы

шарикоподшипников

значительно сократится.

 

При сборке ленточного транспортера необходимо следить за тем, чтобы продольные оси барабанов приводной и натяжной станции были строго перпендикулярны оси транспортера, а се­ редина барабана совпадала с этой осью.

Направляющие загрузочных устройств, щитки плужковых сбрасывателей и скребки для очистки ленты в местах их сопри­ косновения с лентой должны быть окантованы технической ре­ зиной.

В процессе эксплуатации ленту надо оберегать от попадания на нее жиров, которые разрушают резину.

Перед пуском ленточного транспортера в работу надо про­ верить:

надежность соединительных стыков ленты; исправность ленты, приводного ремня и их натяжение;

не забиты ли зерном выпускное устройство и самотечная тру­ ба. В случае завала пуск разрешается только после расчистки.

Загружать транспортер можно только после того, как он нат берет заданную скорость.

Перед остановкой (кроме аварийного случая) надо прекра­ тить поступление на транспортер зерна и дождаться, когда лен­ та будет полностью разгружена.

Во время работы транспортера следят за равномерным по­ ступлением зерна и сходом его с ленты, работой роликовых опор, правильной установкой приемных лотков, не допуская разбрасы­ вания зерна с ленты, положением ленты, не допуская ее сбегания в сторону и трения о станину.

Если во время работы лента постоянно сбегает на сторону, это значит, что часть роликов, расположенных до места сбегания лен­ ты, установлены неправильно. В этом случае края роликовьщ опор со стороны сбегания ленты надо несколько повернуть по

направлению ее движения.

В процессе эксплуатации ленточных транспортеров могут быть различные неисправности, отрицательно влияющие на , их работу. К числу наиболее часто встречающихся неисправностей

относят следующие:

излишнее провисание ленты между роликовыми опорами и буксование ее на приводном барабане. Причины: недостаточное натяжение ленты или перегрузка ее транспортируемым грузом; сбегание ленты в сторону от продольной оси, в результате че­ го кромки ленты трутся о выступающие части станины. Причины:

неправильная установка барабанов и роликов, остановка их из-за износа и загрязнения шарикоподшипников, неправильная сшивка ленты или неравномерное натяжение, попадание зерна на ниж­ нюю ветвь ленты и затягивание его между лентой и барабаном

18 З ак аз № 6693

273*


из-за неправильного положения очистительных скребков, одно­

сторонняя загрузка ленты продуктом; на рабочей поверхности ленты появляются механические по­

вреждения. Причины: поверхность ленты трется о боковые метал­ лические борта приемного устройства;

чрезмерный нагрев подшипников барабанов. Причина: чрез­

мерное натяжение ленты; быстрый износ подшипников валов барабанов. Причины: не­

достаточная или грязная смазка, перекос валов, плохая балан­ сировка барабанов и шкивов.

Для смазки подшипников валов натяжной и приводной стан­ ций применяют жировой солидол УС-2 (Л) или синтетический солидол УСс-2. Наполнение через 2—3 месяца; полная замена

через шесть месяцев. Шарикоподшипники роликовых

опор всех

типов смазывают тем

же материалом и в те же сроки. Трос на­

тяжной

станции

смазывают

канатной

мазью

«ИК»

(ГОСТ 5570—50) через каждые шесть месяцев. Мазь

нагревают

до температуры 60° С.

ШНЕКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Шнеки

(винтовые транспортеры)

служат на

мельницах, и кру­

позаводах для перемещения сыпучих грузов в горизонтальном на­ правлении.

В зависимости от расположения витков на валу шнеки быва­ ют правого или левого хода (рис. 94). Вал сплошной или пусто­ телый. На него по всей длине насажен винт. Витки шнека со­ стоят из сплошной спирали (перьев) или отдельных радиальных лопастей.

Использование шнеков в качестве транспортного механизма имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам может быть отнесено следующее:

установка шнека занимает мало места; при одинаковой про­ изводительности площадь поперечного сечения шнека меньше пло­ щади поперечного сечения других транспортеров;

количество трущихся частей и подшипников невелико, что облегчает их обслуживание;

рабочий орган помещен в закрытом желобе; поэтому, чтобы избежать пылевыделения, достаточно присоединить этот желоб к аспирационной сети.

Недостатки шнека:

длина транспортирования груза одной машиной ограничена до 30 м;

для обеспечения эксплуатационной надежности машины пере­ мещаемый ею груз должен быть по возможности однородным;

если в транспортируемом грузе имеется много посторонних примесей, способных наматываться на вал машины, то применять шнеки нельзя; на мельницах и крупозаводах использовать их для

транспортирования неочищенного зерна по этой причине не реко­ мендуется;

274


Прабый . , „ Лебьш- '

 

 

'правый

 

,

?Ра/ ы“

,й.

Ле6ь1й . (

 

 

, j

, .

л л

л

Прабый

а

Лебый

 

 

Рис. 94. Устройство шнека:

 

 

 

 

 

 

а — схема шнека: 1 — приводное устройство;

2 — предохранительный

клапан;

3 — винт;

4 — вал;

5 — подвесной

подшипник; 6

— желоб;

7 — приемный патрубок; 8 — торцовая стенка;

9, 10 — выпускные патрубки;

6 — общий

вид

винта;

в — схемы

направления винтов.

 

ремонт шнеков во время эксплуатации связан с затруднения­ ми (приходится снимать машину с места установки); поэтому при монтаже шнека нужно обеспечить возможность легкого сня­

тия винта без демонтажа желоба; при работе шнеков груз энергично перемешивается и частично

подвергается измельчению.

Шнеки характеризуются диаметром перьев и шагом; диаметр шнеков бывает от 100 до 500 мм, а шаг от 0,5 до 1,0 диаметра.

Нормальной нагрузкой считают такую, при которой продукт заполняет около 7з площади поперечного сечения перьев. Уве­ личивать нагрузку можно лишь временно. При продолжительной перегрузке шнек часто забивается и останавливается.

Перед пуском шнека в работу проверяют прочность и надеж­ ность соединения звеньев винта, исправное состояние предохра­ нительного клапана, желоба, его крышек и плотное прилегание их к желобу. Крышки должны быть плотно закрыты.

В процессе работы надо следить за равномерной подачей про­ дукта в желоб (не допускать перегрузки) и за состоянием предо­ хранительного клапана.

Если шнек будет остановлен под нагрузкой, то до следующего пуска его надо расчистить. Для этого в дне шнека устанавливают задвижки.

При работе шнеков могут быть следующие неисправности: уменьшение производительности. Причины: изношены кромки

винта, сорваны витки спирали винта, на кронштейны подвесных подшипников намотались веревки, тряпки и т. п., напрессовался продукт около подшипников;

задевание винта за стенки желоба. Причины: отогнулись вит­ ки спирали винта, сместились подвесные подшипники;

заедание вала винта в подшипниках. Причины: смещения их осей, отсутствие соосности винта;

остановка винта при работающем приводе. Причины: среза­ лась шпонка на валу винта или сломался соединительный валик; самопроизвольная остановка шнека во время работы. При­ чина: запрессовался продукт в выпускном патрубке или попал посторонний предмет между винтом и кронштейном промежуточ­

ного подшипника; повышенная вибрация шнека. Причины: плохая балансировка

винта, искривление его вала, недостаточно прочное крепление подшипников к желобу, слабое крепление желоба к опорам, пе­ регрузка шнека.

Для смазки подвесных подшипников применяют жировой со­ лидол УС-2 (Л) или синтетический солидол УСс-2. Смазывают через колпачковые масленки один раз в сутки. Для упорного и радиального концевого подшипников применяется тот же смазоч­ ный материал.

Дополнять смазку надо один раз в пять дней и заменять пол­ ностью через -5—6 месяцев.

276