Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»

к товарам сложного ассортимента.

Товары простого ассортимента на практике в пределах одного вида не различаются, например, по назначению, по лекарственной форме или по дозировке.

Различают ассортиментную структуру товарооборота и ассортимент товарных запасов. Так как товары обладают различной оборачиваемостью, ассортиментная структура товарооборота и товарных запасов никогда не совпадает. Товары замедленного оборота всегда занимают повышенный удельный вес в товарных запасах.

В торговом ассортименте принято выделять ряд понятий:

Товарная номенклатураили товар-микс (product-mix)‑ совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям.

Ассортиментная группа или товарная линия, ассортиментный ряд (product line)‑ совокупность товаров, взаимосвязанных между собой либо в силу выполнения аналогичных функций, либо по признаку единства их производственного происхождения, либо предлагаются одним группам потребителей, распределяются по одним и тем же каналам и т.п.

Например, товарная номенклатура аптек состоит из следующих укрупненных товарных групп:

  1. лекарственные средства

2. медицинские изделия, которые в свою очередь подразделяются на:

– изделия медицинского назначения

– медицинскую технику

3. товары аптечного ассортимента.

В свою очередь, ассортимент каждой группы слагается из нескольких подгрупп, видов, подвидов, разновидностей товаров.

Ассортиментная подгруппа ‑ совокупность товаров, объединенных одним признаком, более мелкое подразделение ассортиментной группы.

Разновидность иначе именуют товарной единицей или ассортиментной позицией, т.е. это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены и прочими атрибутами.

Разновидность товаров в пределах каждой товарной группы называется номенклатурой внутригруппового (развернутого) ассортимента.

Например:

Группа: Лекарственные средства.

Подгруппа: Нестероидные противовоспалительные лекарственные средства.

Вид: Анальгин.

Подвид: Лекарственная форма (таблетки, порошок, инъекционный раствор и т.д.).

Разновидность: Форма выпуска (конвалюта анальгина по 0,5 числом 10).


Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.

2. Показатели ассортимента: широта, насыщенность (полнота), глубина,

гармоничность товарной номенклатуры, обновление ассортимента

Некоторые свойства ассортимента могут быть выражены в количественных значениях, которые называются показателями ассортимента. К таким показателям относятся: широта, насыщенность (полнота), глубина, гармоничность товарной номенклатуры, обновление ассортимента.

Широта товарной номенклатуры ‑ количество ассортиментных групп (подгрупп, видов) товаров.

Показатели широты могут быть рассчитаны как для конкретной ассортиментной группы, так и подгруппы или вида товаров.Для расчета данного показателя необходимо определить, что будет считаться фактической широтой: ассортиментные группы, либо ассортиментные подгруппы и пр. От этого зависит, что будет принято за основу для сравнения или базовую широту ассортимента.

Базой сравнения могут быть:

– ОКП – общий классификатор продукции - систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации;

– Государственный реестр лекарственных средств;

– любой другой справочник по лекарственным средствам и другим товарам.

Широта ассортимента лекарственных средств может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Например, если в ассортименте аптеки представлены лекарственные средства 5-ти фармакотерапевтических групп из 100 обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте этой аптеки.

Количественно широту ассортимента можно отразить через коэффициент широты. Расчет осуществляется по формуле:

Коэф. широты =

Широта фактическая

х

 Широта базовая


Широта фактическая ‑ количество ассортиментных групп (подгрупп и видов) товаров, представленных в аптеке (на складе);

Широта базовая ‑ количество ассортиментных групп (подгрупп и видов) товаров, представленных в классификаторах (например, в Государственном реестре лекарственных средств).

Безусловно, лишь по показателю широты трудно оценить, насколько рационально сформирован ассортимент, хотя косвенно считается, что чем больше широта, тем больше и насыщенность ассортимента.

Полнота (насыщенность) ассортимента лекарственных средств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным.

Другими словами, полнота ассортимента определяет способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности (существующий спрос).

Например, индометацин выпускается в виде таблеток, драже, капсул, раствора, мази, суппозиториев. Если все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции мы можем говорить о полном ассортименте.

Для определения количественных значений полноты необходимы также сведения о фактическом наличии различных ассортиментных позиций товара (полнота фактическая) к выбранной базе сравнения, например ОКП (полнота базовая).

Коэффициент полноты (насыщенности) ассортимента рассчитывается как отношение фактической полноты к базовой:

Коэф. насыщенности =

Насыщенность фактическая

х

 Насыщенность базовая

Чем больше насыщенность (полнота) ассортимента, тем выше вероятность того, что потребитель получит необходимый объем лекарственной помощи. Однако с другой стороны, значительное увеличение полноты ассортимента затрудняет потребительский выбор и увеличивает затраты. В то же время, очевидно, что наиболее значимыми показателями деятельности аптечной организации являются полнота ассортимента по группе лекарственных средств, в меньшей степени по изделиям медицинского назначения. Поэтому для определения рациональности ассортимента аптечной организации можно учитывать только эти две группы.

Глубина товарной номенклатуры ‑ число вариантов предложений (количество товарных единиц) конкретного вида товаров, т.е. характеризуется числом вариантов дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.


Например, если вата хирургическая предлагается аптекой в стерильной и не стерильной упаковке и в двух разных расфасовках (50,0 и 250,0), то глубина ее предложений равна четырем:

Вата хирургическая стерильная 50,0.

Вата хирургическая нестерильная 50,0.

Вата хирургическая стерильная 250,0.

Вата хирургическая нестерильная 250,0.

Коэффициент глубины рассчитывается как отношение числа вариантов предложений конкретного вида товара, представленных в аптеке (на складе) к числу вариантов предложений соответствующего вида, представленных в ОКП.

Коэф. глубины =

Глубина фактическая

х

Глубина базовая

Гармоничность товарной номенклатуры ‑ степень близости товаров разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения или других показателей.

Например, ассортиментная группа «лекарственные средства» более гармонична с группой «изделия медицинского назначения» чем с группой «товары аптечного ассортимента», поскольку последняя отличается как по функциям, так и по каналам распределения (например, возможна реализация парфюмерно-косметических товаров через магазин).

С другой стороны, товарная номенклатура аптеки более гармонична, чем супермаркета (реализующего разнородные товары: продукты питания и промышленные товары).

Показатель обновления (новизны) ассортимента показывает его способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок.

Ассортимент товаров должен постоянно обновляться в связи с:

– научно-техническим прогрессом;

– появлением новых сырьевых материалов и способов их обработки;

– прогрессивных технологий, изменениями рыночной конъюнктуры;

– усилением конкуренции на товарном рынке;

– уровнем платежеспособности потребителей.

Под новым товаром понимаются оригинальные изделия; усовершенствованные варианты; товары рыночной новизны или новые сферы применения (например, резерпин изначально использовался как психотропное, а затем как гипотензивное средство).

Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (к общему количеству наименований).


Коэф. обновления =

Кол-во новых товаров

х

Насыщенность фактическая










  1. Цель, задачи и значение ассортиментной политики аптечной организации

В организациях оптовой и розничной торговли товарный ассортимент должен быть рациональным. Рациональным ассортимент аптечной организации можно считать тогда, когда совокупность имеющихся товаров наиболее полно удовлетворяет потребности различных сегментов рынка, то есть:

– отвечает запросам всех потребителей;

– удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов, способствует реализации государственной политики по обеспечению населения эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами;

– обеспечивает экономическую эффективность деятельности аптечной организации (непрерывную реализацию товаров, контроль прибыли).

Для достижения указанных целей каждая организация проводит свою ассортиментную политику.

Ассортиментная политика ‑ цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, намечаемые руководством организации.

Значение ассортимента и ассортиментной политики состоит в следующем:

1. Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения потребительского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

2. Рационально сформированный ассортимент ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты труда и времени на поиск, приобретение нужного товара.

3. Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов. Формирование оптимального ассортимента товаров является одним из направлений повышения конкурентоспособности организации.

4. Эффективное управление товарным ассортиментом позволяет организации:

– сократить количество отказов из-за отсутствия необходимых товаров;

– ускорить товарооборачиваемость;

– уменьшить излишки товаров;

– снизить риск списания товаров в связи с истечением срока годности;