Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
делятся на четыре типа в зависимости от их звучания:
С неопределенной высотой звука-бубны, трещотки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие и тому подобное.
Некоторые предметы для занятий в музыкальном уголке сделаны своими руками [12, с.32]. Например, контейнеры из-под киндер-сюрприза наполнены крупой, прикрепленной к палочкам – они оказались погремушками. По этой же схеме изготавливаются маракасы, но нужно больше пластиковых емкостей (из питьевого йогурта). Подобие бубна сделано из бутылочных крышек, нанизанных на толстую проволоку. Легко сделать барабан из широкой банки с пластиковой крышкой (майонез), а там-там из высокого тюбика от чипсов «Принглз» [15, с.93].
На основе оборудования музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды можно определить структурную часть микроцентра простран- ственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей: «Позна- вай-ка!», «Музыкальная библиотека» («видеотека»), «Музыкальная студия»,
«Игровая библиотека», «Музыкальная кладовая», «Костюмерная».
Микроцентр «Познавай-ка!» это дает детям возможность работать с ин- формацией; получать новую информацию, через рассмотрение, систематизацию, чтение. Она включает учебную литературу, наглядный материал (иллюстрации, фотографии, сборники) [6, с.50].
Микроцентр «Фонотека» («Видеотека») дает возможность осуществлять музыкальную деятельность, опираясь на приобретенный опыт. Она предполагает накопление аудиоматериалов (видеоматериалов), которые содержат записи из- вестных детских песен из мультфильмов, фильмов; записи песен, заученных детьми на музыкальных занятиях; музыкальные произведения известных компо- зиторов; фонограммы для исполнения, фонограммы для прослушивания музыки;
фонограммы для танцевальной деятельности. Важно создать карточную библио- теку аудиозаписей (видео).
Микроцентр «Музыкальная студия» дает детям возможность раскрыть свои возможности, сосредоточиться на движении и работе с микрофоном. Работа в этом микроцентре предполагает наличие магнитофона (с зарядным устрой- ством); детских микрофонов, с помощью которых дети занимаются выступле- нием; наушников для прослушивания музыки; фоторамки, флешки.
Микроцентр «Игротека» предполагает расширение у детей полученных знаний и умений в игровой деятельности (лото: «Музыкальные инструменты»,
«Что сначала - то потом» и др.) при выполнении игровых заданий с учебными пособиями («Что из предметов можно использовать в музыкальной деятельно- сти?») [23, с.72].
Микроцентр «Моделирование» предполагает расширение границ самосто- ятельной музыкальной деятельности и систематизацию опыта за счет использо- вания различных моделей. Детям предлагаются материалы и наглядные пособия для изготовления моделей музыкальных инструментов или игрушечных музы- кальных инструментов [11, с.67].
Микроцентр «Музыкальная кладовая» дает возможность развивать и со- вершенствовать музыкальные способности детей как исполнителей. Работа с му- зыкальными инструментами предполагает наличие:
рины, флаги, веера, цветы, венки, имитация балалайки и др.) [21, с.3].
Примеры оснащения музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в разных группах представлены в приложении В.
Обогащенная предметно-пространственная среда имеет влияние на разви- тие музыкального творчества старших дошкольников и заключается в следую- щем:
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:
тельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности;
Среда, созданная для музыкального творчества детей, должна иметь при- влекательный вид, художественно-образное решение, носить занимательный ха- рактер и быть удобной для развёртывания каждого вида музыкальных игр [15, с.94]. Развитие творческого начала детей, музыкального кругозора во многом за- висит от оборудования и его привлекательности.
Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника явля- ется наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, вос- питательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привле- кать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку [31, с.41].
Музыкальный руководитель и воспитатели должны способствовать музы- кальному воспитанию детей в семье, обращать внимание родителей на необхо- димость организации небольших музыкальных уголков дома, посещения театров с детьми, концертов, пения любимых
песен всей семьей, прослушивания записей музыки, доступных детям, и так далее [3, с.70].
Только совместными усилиями и тесным контактом музыкальных руково- дителей, педагогов и родителей музыка может стать постоянным спутником жизни детей, способствовать всестороннему и гармоничному развитию до-
школьников.
Таким образом, музыкальный уголок – это место, где дети учатся музыке и ее красоте. Творчески оформленный музыкальный уголок позволит не только окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, но и развить вообра- жение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
С неопределенной высотой звука-бубны, трещотки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие и тому подобное.
Некоторые предметы для занятий в музыкальном уголке сделаны своими руками [12, с.32]. Например, контейнеры из-под киндер-сюрприза наполнены крупой, прикрепленной к палочкам – они оказались погремушками. По этой же схеме изготавливаются маракасы, но нужно больше пластиковых емкостей (из питьевого йогурта). Подобие бубна сделано из бутылочных крышек, нанизанных на толстую проволоку. Легко сделать барабан из широкой банки с пластиковой крышкой (майонез), а там-там из высокого тюбика от чипсов «Принглз» [15, с.93].
На основе оборудования музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды можно определить структурную часть микроцентра простран- ственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей: «Позна- вай-ка!», «Музыкальная библиотека» («видеотека»), «Музыкальная студия»,
«Игровая библиотека», «Музыкальная кладовая», «Костюмерная».
Микроцентр «Познавай-ка!» это дает детям возможность работать с ин- формацией; получать новую информацию, через рассмотрение, систематизацию, чтение. Она включает учебную литературу, наглядный материал (иллюстрации, фотографии, сборники) [6, с.50].
Микроцентр «Фонотека» («Видеотека») дает возможность осуществлять музыкальную деятельность, опираясь на приобретенный опыт. Она предполагает накопление аудиоматериалов (видеоматериалов), которые содержат записи из- вестных детских песен из мультфильмов, фильмов; записи песен, заученных детьми на музыкальных занятиях; музыкальные произведения известных компо- зиторов; фонограммы для исполнения, фонограммы для прослушивания музыки;
фонограммы для танцевальной деятельности. Важно создать карточную библио- теку аудиозаписей (видео).
Микроцентр «Музыкальная студия» дает детям возможность раскрыть свои возможности, сосредоточиться на движении и работе с микрофоном. Работа в этом микроцентре предполагает наличие магнитофона (с зарядным устрой- ством); детских микрофонов, с помощью которых дети занимаются выступле- нием; наушников для прослушивания музыки; фоторамки, флешки.
Микроцентр «Игротека» предполагает расширение у детей полученных знаний и умений в игровой деятельности (лото: «Музыкальные инструменты»,
«Что сначала - то потом» и др.) при выполнении игровых заданий с учебными пособиями («Что из предметов можно использовать в музыкальной деятельно- сти?») [23, с.72].
Микроцентр «Моделирование» предполагает расширение границ самосто- ятельной музыкальной деятельности и систематизацию опыта за счет использо- вания различных моделей. Детям предлагаются материалы и наглядные пособия для изготовления моделей музыкальных инструментов или игрушечных музы- кальных инструментов [11, с.67].
Микроцентр «Музыкальная кладовая» дает возможность развивать и со- вершенствовать музыкальные способности детей как исполнителей. Работа с му- зыкальными инструментами предполагает наличие:
-
не голосовые музыкальные инструменты (модели инструментов или ин- струментов с отсутствующими частями), которые помогают создавать игровые ситуации и знакомиться со структурой музыкальных инструментов; -
звонкие музыкальные инструменты: игрушки-инструменты с нефикси- рованным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, трещотки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, шкатулки, музыкаль- ные молотки); игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (трубы, рожки, свистки); игрушки с фиксированной мелодией (органы, музы- кальные шкатулки); игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим порядком звучания (металлофоны, ксилофоны, цимбалы и др.) [23, с.73; 11, с.67]. Микроцентр «Костюмерная» позволяет детям перевоплотиться в изобра- жаемого персонажа. Он содержит различные костюмы (животные, карнаваль- ные, национальные, современные, различные головные уборы, маски, шарфы, пояса и т. д.), а также позволяет использовать в самостоятельной музыкальной деятельности различные атрибуты (носовые платки, ленты разной длины и ши-
рины, флаги, веера, цветы, венки, имитация балалайки и др.) [21, с.3].
Примеры оснащения музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в разных группах представлены в приложении В.
Обогащенная предметно-пространственная среда имеет влияние на разви- тие музыкального творчества старших дошкольников и заключается в следую- щем:
-
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становле- ния его музыкального творчества. Музыкальный репертуар, оборудование и ин- струменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты должны отличаться боль- шим разнообразием, так как времени на нерегламентированную деятельность у воспитателя больше. -
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей должна осу- ществляться совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени на музы- кальных занятиях, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей — он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, выказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни) [2, с.34]. -
Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музы- кального руководителя, либо сам, но по согласованию с музыкальным руководи- телем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание му- зыкальных произведений, сказок позволяют познакомить детей с разнообраз- ными музыкальными произведениями, доступными им по стилю и оформлению [26, с.85].
Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:
-
наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной дея-
тельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности;
-
наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях; -
наличие проигрывателя и дисков; -
музыкальные игры [24, с.201].
Среда, созданная для музыкального творчества детей, должна иметь при- влекательный вид, художественно-образное решение, носить занимательный ха- рактер и быть удобной для развёртывания каждого вида музыкальных игр [15, с.94]. Развитие творческого начала детей, музыкального кругозора во многом за- висит от оборудования и его привлекательности.
Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника явля- ется наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, вос- питательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привле- кать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку [31, с.41].
Музыкальный руководитель и воспитатели должны способствовать музы- кальному воспитанию детей в семье, обращать внимание родителей на необхо- димость организации небольших музыкальных уголков дома, посещения театров с детьми, концертов, пения любимых
песен всей семьей, прослушивания записей музыки, доступных детям, и так далее [3, с.70].
Только совместными усилиями и тесным контактом музыкальных руково- дителей, педагогов и родителей музыка может стать постоянным спутником жизни детей, способствовать всестороннему и гармоничному развитию до-
школьников.
Таким образом, музыкальный уголок – это место, где дети учатся музыке и ее красоте. Творчески оформленный музыкальный уголок позволит не только окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, но и развить вообра- жение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
- Методы и приёмы развитие музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-про-