Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
выявленные непроизводительные потери рабочего вре мени, более рационально организовать рабочее место (зону обслуживания) и улучшить общую организацию труда.
§ 3. К Л А С С И Ф И К А Ц И Я РАБ О ТАЮ Щ И Х ПО К А ТЕ ГО РИ Я М
По роду выполняемых функций персонал работаю щих на предприятии подразделяется на следующие ка тегории: 1) рабочие; 2) инженерно-технические работни ки (ИТР); 3) служащие; 4) ученики; 5) младший обслу живающий персонал (МОП); 6) работники пожарной и сторожевой охраны (ПСО).
Категория включает разные профессии и специаль ности. К категории рабочих относят персонал, непосред ственно осуществляющий производственный процесс (об служивание), результатом которого является продукция или услуга. В зависимости от участия в производстве различают рабочих основных, занятых на основном про изводственном (эксплуатационном) процессе, т. е. непо средственно участвующих в изготовлении продукции (ус луги), и вспомогательных, которые содействуют осуще ствлению основного процесса производства. К категории рабочих в гостинице отнесены дежурные по этажу, гор ничные, старшие горничные, кастелянши, ремонтные ра бочие, слесари, электрики, столяры, обойщики, водители грузовых лифтов, кладовщики (если в их обязанность входит выполнение физических работ по перемещению и укладке материалов).
К категории иноісенерно-технических работников от носят персонал, выполняющий работу по организации и руководству производственным процессом, которая тре бует специальной высшей или средней технической под готовки. К такой категории относят руководящих работ ников предприятия и отдельных структурных подразде лений (директора, начальников плановых, технических отделов, инженеров, техников, экономистов, мастеров).
К служащим относят работников, выполняющих функции учета, снабжения и сбыта, а также другие ад министративно-хозяйственные функции. В гостиницах к этой категории отнесены бухгалтеры, счетоводы, касси ры, дежурные администраторы, заведующие этажами, заведующие бельевой, заведующие хозяйством, паспор тисты, секретари, машинистки, работники по кадрам.
93
Лица, проходящие обучение на предприятии, входят в категорию учеников.
Работники, выполняющие работу по обслуживанию производственных и бытовых нужд предприятия, состав ляют категорию младшего обслуживающего персонала. Это дворники, швейцары, проводники на пассажирских лифтах, уборщицы, гардеробщики, рассыльные, работни ки ПСО.
§ 4. ПОВЫ Ш ЕНИЕ УРО ВН Я О РГА Н И З А Ц И И Т Р У Д А В ГО СТИ Н И ЧН О М ХО ЗЯЙ СТВЕ
Центральное место в плане по труду и заработной плате занимает производительность труда, от роста ко торой зависит повышение эффективности производства. Под производительностью труда подразумевают способ ность живого труда произвести в какую-то единицу вре мени определенное количество продукции (услуг или другой определенной работы). В условиях своеобразного характера эксплуатационной деятельности гостиниц ор ганизация труда имеет свои специфические особенности. Труд обслуживающего персонала отличается разнообра зием функций, выполняемых одним работником. Поэто му невозможно учесть затраты их труда по принципу учета промышленных рабочих.
Количество живого труда, затрачиваемого на оказа ние гостиничной услуги, исчисляется показателем, ха рактеризующим отношение работающего к числу обслу живаемых мест (количество работников, обслуживающих одно место или определенное количество мест, обслужи ваемых одним работником). Чем меньше приходится работников на одно место в условиях обеспечения высоко го качества обслуживания, тем производительнее труд работников гостиницы, т. е. тем ниже трудовые затраты при оказании услуги. Этот фактор имеет большое значе ние для повышения эффективности эксплуатационной деятельности гостиниц, если учесть высокий удельный вес заработной платы в общей сумме эксплуатационных затрат.
К снижению трудовых затрат в гостиницах ведут та кие пути:
1. Прежде всего это рациональное использование ра бочего времени за счет предельного уплотнения на основе
94
высокой дисциплины труда. Одним из факторов, способ ствующих устранению непроизводительных потерь рабо чего времени и обеспечивающих более полную загрузку работающего, является совмещение профессий.
2.Правильное использование и расстановка обслу живающего персонала. В большинстве гостиниц в шта тах имеются такие должности, как заведующие этажа ми, дежурные по этажу, дежурные горничные. Несмотря на различие в наименованиях занимаемых должностей,, эти работники выполняют почти одинаковые по содер жанию функции, что приводит к недостаточной уплот ненности их рабочего дня. Опыт работы гостиниц пока зывает, что при усовершенствовании системы обслужи вания отдельные должности могут быть ликвидированы,, что даст значительный экономический эффект.
3.Механизация и автоматизация трудоемких процес сов обслуживания. В настоящее время созданы высоко производительные машины для уборки помещений, вы полняющие несколько операций. Внедрение достижений научно-технического прогресса и научной организации
труда в гостиничное хозяйство в широких масштабах обеспечит высокую производительность процесса обслу живания.
4.Повышение квалификационного и общекультурногоуровня работников гостиницы.
5.Улучшение условий труда, повышение уровня ох раны труда и техники безопасности, бытового обслужи вания работников гостиницы является существенным фак тором, обусловливающим сокращение потерь рабочеговремени, связанных с временной нетрудоспособностью.
Борьба за повышение уровня организации труда в гостиницах, как и во всем народном хозяйстве, органи чески связана с расширением социалистического сорев нования и борьбы за коммунистические формы труда. Вызванное к жизни трудовым энтузиазмом трудящихся-
вканун XXIV съезда КПСС движение за коммунистиче ский труд приобретает в настоящее время широкий раз мах. Возникают все новые прогрессивные формы борьбы за достижение подлинно коммунистической производи тельности труда (прирост объема производства без уве личения численности работающих).
Существенное влияние на борьбу за лучшие резуль таты в социалистическом соревновании оказывает
95.
материальное и моральное стимулирование. В некоторых гостиницах нашей страны введена оценка итогов по внут ригостиничному социалистическому соревнованию по бальной системе. Суть ее сводится к тому, что по каж дому показателю соревнования установлена оценка — определенное количество баллов. В зависимости от об щего количества полученных баллов распределяют места между участками соревнования и определяют размер и виды поощрения.
Немаловажную роль в деле улучшения организации труда в гостиницах играет обмен опытом, изучение и распространение положительных результатов, достигну тых передовыми гостиницами.
В перечисленных факторах кроются неисчерпаемые резервы по улучшению организации труда и снижению затрат труда работающих в гостиницах в его специфи ческом проявлении — обслуживании большего числа про живающие в гостинице.
§ 5. О П РЕ Д Е Л Е Н И Е ЧИ С ЛЕ Н Н О С ТИ РАБО ТН И КО В О Б С Л УЖ И В А Ю Щ Е ГО И А Д М И Н И С ТРА ТИ В Н О УП РА В Л Е Н Ч Е С К О ГО П Е РС О Н А Л А
При расчете необходимого количества работающих учитывают списочное и явочное число работающих.
Явочное число — это количество работающих, кото рое ежедневно должно находиться на работе, чтобы обес печить бесперебойный ход производственного процесса. Например, в гостинице на четырех этажах располо жено 84 номера (на каждом этаже по 21). В соответст вии с действующими штатными нормативами обслужи вания (один дежурный в смену не менее чем на 20 но меров) явочное количество дежурных по этому этажу в три смены должно составить 12 чел. Однако, как извест но, гостиница работает беспрерывно, эффективное же рабочее время работающих меньше календарного за счет выходных дней, очередных отпусков, невыходов в связи с выполнением государственных и общественных обязан ностей, временной нетрудоспособности. Чтобы воспол нить эти потери, план предусматривает добавочное число работающих, которое вместе с явочным количеством и
составляет списочный состав. |
- |
Исходными данными для определения количества ра |
|
ботников обслуживающего персонала |
на планируемый |
96
период являются штатные нормативы и фонд рабочего времени. Фонд рабочего времени — это количество рабочих дней (часов), которые работающий может отра ботать в плановом периоде, если из календарного време ни вычесть все указанные возможные в этом периоде потери. Это время называется эффективным рабочим временем. Его определяют на основе составленного ба ланса рабочего времени (табл. 9), в котором показано календарное время на плановый период, все возможные потери и, как результат,— фонд эффективного рабочего времени.
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
|
Баланс рабочего |
времени |
на |
год по гостинице (в днях) |
|
||||
Должность |
Календарные дни в году |
Выходные |
дни |
Очередной отпуск |
Выполнение государствен ных и обще ственных обязанностей |
Болезнь и прочие невыходы |
Всего невыходов |
Эффективное рабочее время |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Горничная |
365 |
52 |
15 |
2 |
8 |
77 |
288 |
Баланс рабочего времени на одного работающего рас считывают дифференцированно по должностям, учиты вая, что длительность рабочего времени (в днях) для разных должностей может быть разной в зависимости от длительности предоставляемых отпусков.
Данные для баланса устанавливают следующим об разом: выходные дни учитывают по календарю соответ ствующего года, очередные отпуска — в соответствии с положенной для каждой должности длительностью его, выполнение государственных и общественных обязанно стей — на основе данных за предшествующий период. На основе прошлых лет принимают данные невыходов по болезни с корректировкой на сокращение их за счет улучшения и оздоровления условий труда и роста благо состояния трудящихся.
После определения количества рабочих дней, т. е. эф фективного рабочего времени, устанавливают коэффици ент разности между календарным и эффективным рабо чим временем К. Он равен отношению календарного вре мени Н к эффективному Э
7 3-747 |
97 |
С5
О
=г
а
ю
с
Расчет количества обслуживающего персонала
ЭѴОПбЭІІ PJ09 •OHBIfli В ХНТПОІРІ -oged овізэып/о>і эоньо."шп:>э dЭ
«anaweda nnnoQ -ed и'чнагияэффе И Wl4HdBtfHBUTN
Атгжэи HiooHBBd інэиітиффбо)!
ИНІГ 'OJBTn oiBXog&d ojoHtto
BH tttvada ээьод -cd эонаиіхэффб
dt/OHddU veoaoHBifU в Hinr âtBHdBtfнэігв^і
ИНѲ ПЭ Hdl 9 ВВВХЭОО
OJOHhOBB xutnoi •Bxognd оэіээьшг -он эоічиѵ охдоэн
365 288 1,27 15,2
<N
В нашем примере (табл.
9)коэффициент разности К
составляет |
= 1,27. Для |
определения списочного со става работающих на плано вый период необходимо рас считать сначала явочное ко личество, исходя из установ ленных штатных нормативов для данной должности.
Явочное количество ра ботников Ря определяют как частное от деления общего количества рабочих мест М на установленный штатный норматив Н для этих рабо чих мест по формуле
H9W0 ХИЪ ogcd оаіоэыіігоя
ЛНЭМС-
\Htfo В ХНШСНВХ •oged вавхэоз oj
-OHhOBK овхзэьніг -о» эоннѵ охдоэн
/ѵНЭИЭ fl OJ
-atnoieioged OJOH
-tfo вы кнывенж -ÄIT090 aHiBwdoH
J.03W XHhOp -cd химэевижЛігэ
-до оігэиь ээіпдо
oxoaw ээьодв^
чхзонжіго'п'
СО
Tj*
S
s
номера |
|
Дежур |
ный по этажу |
Если норматив определен на одну смену, полученное явочное число работников умножают на три (число смен работы гостиницы).
Пример. Допустим, гостиница име ет 64 номера с полным санузлом. Согласно штатному нормативу 8 номеров такого типа обслу живает одна горничная; отсюда общее явочное число горчичных по гостинице составит 8 чел. (6 4 :8 ). Зная необходимое количество ра ботников явочного состава и коэф фициент разности между кален дарным и эффективным временем (1,27), определяем необходимое количество работающих списочно го состава. Оно равно произведе нию количества явочного состава на коэффициент разности. В дан ном примере средне-списочное ко личество горничных (с округле нием) 8X1,27=10.
Необходимое количество обслуживающего персона
98
ла гостиницы рассчитывают по следующей форме (табл. 10).
Пользуясь приведенной методикой, можно рассчитать списочный состав работников основного персонала го стиницы. Допустим, требуется определить списочный со став дежурных по этажу, горничных, уборщиц, швейца ров для гостиницы II разряда вместимостью 230 мест с таким распределением по номерам: 1) 24 однокомнат ных одноместных номера с полным санузлом на 24 ме ста; 2) 10 однокомнатных двухместных номеров с умы вальником на 20 мест; 3) 48 однокомнатных двухместных номеров без умывальников на 96 мест; 4) 18 пятиместных номеров-общежитий на 90 мест. Общая площадь уборки гостиницы — 2000 м2, швейцары обслуживают два поста. В соответствии с действующими штатными норматива ми обслуживающего персонала гостиниц системы Мини стерства коммунального хозяйства Украинской ССР спи сочный состав указанных работников для данной гости ницы составит 54 чел. (табл. 11).
Численность инженерно-технических работников, слу жащих й младшего обслуживающего персонала, относя щихся к административно-управленческому персоналу гостиницы, устанавливается в соответствии с лимитом административно-управленческих расходов, утвержден ным вышестоящей организацией и действующими типо выми штатами; типовые штаты предусматривают VI ка тегорий гостиниц в зависимости от их вместимости, т. е. от количества койко-мест (приложение 3). Во внеразрядных гостиницах и в тех, в которых по условиям рабо ты не могут быть применены типовые штаты, численность административно-управленческого персонала устанавли вается приказом министра коммунального хозяйства со юзной республики в индивидуальном порядке. На основа нии расчетов, составленных для каждой категории рабо тающих в отдельности, определяют весь контингент ра ботников гостиницы на плановый период.
§ Ѳ. СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Заработная плата в социалистическом обществе явля ется той частью общественного продукта, который в де нежной форме поступает в индивидуальное потребление
Расчет списочного состава обслуживающего персонала
(ИЭИНЭІМіММО э) Xllfrl -oiBxogBd оахээьішчэм
ЭОНЬОЭ1ШЭЭН’П'Э0Э
ічэнэічэсіе mihogsd гсгсняихнэффе п ічічи •гів^нэігвн ЛѴ жэіч их -ЭОНБВСІ ХНЭИ^1ИффвО>1
(хкня я) B»mii09Bd 1 вн KVOJ а BNdda ээь -ogüd аонанхяѳ ффб
ЛѴ ол a 14109Вd HaV aWHdBVHSifBM
тіѳ ічэ e a aoMHHiogBd вовхэоэ олоньояв оахээь •пігон эогоняохдоэн
НЭІЧЭ xtihopBd оахээьшгоч]
Лнэшэ я аошшходвй вавх -DOD олоньояв оахээь -шгом эоинв'охдоэн
Лнэічэ а BHHHiogsd вн кинвя •нжЛігодо BHXBwdoH
хэап хтчэввиж •Лігэдо оі/пнь aatngo
вннваижЛіго90 охээѵ ѵ
ЧІООНЖІГОІЗ'
|
|
^ |
|
ю |
^ |
СО 00 |
|
1,28 |
|
1.27 |
1.27 |
1.27 |
1.27 |
1.27 |
1.27 |
00 |
|
со |
оо |
00 |
00 |
0000 |
|
Щ |
|
00 |
00 |
СО |
|
СОGO |
|
<N |
|
CM |
CM |
CM |
CM |
(N |
СМ |
ю |
|
ю |
Ю |
Ш |
іо |
Ю ю |
|
со |
|
to |
со |
CD |
со |
со со |
|
со |
|
со |
со |
со |
со |
со со |
|
Ю |
|
СО |
— |
^ |
со |
о со |
|
СО —• |
— • |
- н |
— — < со |
||||
Ю |
|
СО |
— 1 |
^ |
СО |
о м |
|
о |
|
ос |
О |
СМ |
О |
О ~ч |
|
см |
|
|
—ч |
— |
со |
о |
|
|
|
|
|
|
|
CN |
|
100 |
|
24 |
10 |
48 |
90 |
2000 |
2 |
Номер |
Номер G полным |
санузлом Номер с умываль |
ником Номер без умы |
вальника Койка в общежи |
тии а умывальни ками Площадь уборки, |
м 2 |
Пост |
Дежурный по этажу |
Горничная |
D |
Горничная |
» |
Уборщица |
|
Швейцар |
Г *
ю
1
1
1
42
28
И т о г о