Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выявленные непроизводительные потери рабочего вре­ мени, более рационально организовать рабочее место (зону обслуживания) и улучшить общую организацию труда.

§ 3. К Л А С С И Ф И К А Ц И Я РАБ О ТАЮ Щ И Х ПО К А ТЕ ГО РИ Я М

По роду выполняемых функций персонал работаю­ щих на предприятии подразделяется на следующие ка­ тегории: 1) рабочие; 2) инженерно-технические работни­ ки (ИТР); 3) служащие; 4) ученики; 5) младший обслу­ живающий персонал (МОП); 6) работники пожарной и сторожевой охраны (ПСО).

Категория включает разные профессии и специаль­ ности. К категории рабочих относят персонал, непосред­ ственно осуществляющий производственный процесс (об­ служивание), результатом которого является продукция или услуга. В зависимости от участия в производстве различают рабочих основных, занятых на основном про­ изводственном (эксплуатационном) процессе, т. е. непо­ средственно участвующих в изготовлении продукции (ус­ луги), и вспомогательных, которые содействуют осуще­ ствлению основного процесса производства. К категории рабочих в гостинице отнесены дежурные по этажу, гор­ ничные, старшие горничные, кастелянши, ремонтные ра­ бочие, слесари, электрики, столяры, обойщики, водители грузовых лифтов, кладовщики (если в их обязанность входит выполнение физических работ по перемещению и укладке материалов).

К категории иноісенерно-технических работников от­ носят персонал, выполняющий работу по организации и руководству производственным процессом, которая тре­ бует специальной высшей или средней технической под­ готовки. К такой категории относят руководящих работ­ ников предприятия и отдельных структурных подразде­ лений (директора, начальников плановых, технических отделов, инженеров, техников, экономистов, мастеров).

К служащим относят работников, выполняющих функции учета, снабжения и сбыта, а также другие ад­ министративно-хозяйственные функции. В гостиницах к этой категории отнесены бухгалтеры, счетоводы, касси­ ры, дежурные администраторы, заведующие этажами, заведующие бельевой, заведующие хозяйством, паспор­ тисты, секретари, машинистки, работники по кадрам.

93

Лица, проходящие обучение на предприятии, входят в категорию учеников.

Работники, выполняющие работу по обслуживанию производственных и бытовых нужд предприятия, состав­ ляют категорию младшего обслуживающего персонала. Это дворники, швейцары, проводники на пассажирских лифтах, уборщицы, гардеробщики, рассыльные, работни­ ки ПСО.

§ 4. ПОВЫ Ш ЕНИЕ УРО ВН Я О РГА Н И З А Ц И И Т Р У Д А В ГО СТИ Н И ЧН О М ХО ЗЯЙ СТВЕ

Центральное место в плане по труду и заработной плате занимает производительность труда, от роста ко­ торой зависит повышение эффективности производства. Под производительностью труда подразумевают способ­ ность живого труда произвести в какую-то единицу вре­ мени определенное количество продукции (услуг или другой определенной работы). В условиях своеобразного характера эксплуатационной деятельности гостиниц ор­ ганизация труда имеет свои специфические особенности. Труд обслуживающего персонала отличается разнообра­ зием функций, выполняемых одним работником. Поэто­ му невозможно учесть затраты их труда по принципу учета промышленных рабочих.

Количество живого труда, затрачиваемого на оказа­ ние гостиничной услуги, исчисляется показателем, ха­ рактеризующим отношение работающего к числу обслу­ живаемых мест (количество работников, обслуживающих одно место или определенное количество мест, обслужи­ ваемых одним работником). Чем меньше приходится работников на одно место в условиях обеспечения высоко­ го качества обслуживания, тем производительнее труд работников гостиницы, т. е. тем ниже трудовые затраты при оказании услуги. Этот фактор имеет большое значе­ ние для повышения эффективности эксплуатационной деятельности гостиниц, если учесть высокий удельный вес заработной платы в общей сумме эксплуатационных затрат.

К снижению трудовых затрат в гостиницах ведут та­ кие пути:

1. Прежде всего это рациональное использование ра­ бочего времени за счет предельного уплотнения на основе

94


высокой дисциплины труда. Одним из факторов, способ­ ствующих устранению непроизводительных потерь рабо­ чего времени и обеспечивающих более полную загрузку работающего, является совмещение профессий.

2.Правильное использование и расстановка обслу­ живающего персонала. В большинстве гостиниц в шта­ тах имеются такие должности, как заведующие этажа­ ми, дежурные по этажу, дежурные горничные. Несмотря на различие в наименованиях занимаемых должностей,, эти работники выполняют почти одинаковые по содер­ жанию функции, что приводит к недостаточной уплот­ ненности их рабочего дня. Опыт работы гостиниц пока­ зывает, что при усовершенствовании системы обслужи­ вания отдельные должности могут быть ликвидированы,, что даст значительный экономический эффект.

3.Механизация и автоматизация трудоемких процес­ сов обслуживания. В настоящее время созданы высоко­ производительные машины для уборки помещений, вы­ полняющие несколько операций. Внедрение достижений научно-технического прогресса и научной организации

труда в гостиничное хозяйство в широких масштабах обеспечит высокую производительность процесса обслу­ живания.

4.Повышение квалификационного и общекультурногоуровня работников гостиницы.

5.Улучшение условий труда, повышение уровня ох­ раны труда и техники безопасности, бытового обслужи­ вания работников гостиницы является существенным фак­ тором, обусловливающим сокращение потерь рабочеговремени, связанных с временной нетрудоспособностью.

Борьба за повышение уровня организации труда в гостиницах, как и во всем народном хозяйстве, органи­ чески связана с расширением социалистического сорев­ нования и борьбы за коммунистические формы труда. Вызванное к жизни трудовым энтузиазмом трудящихся-

вканун XXIV съезда КПСС движение за коммунистиче­ ский труд приобретает в настоящее время широкий раз­ мах. Возникают все новые прогрессивные формы борьбы за достижение подлинно коммунистической производи­ тельности труда (прирост объема производства без уве­ личения численности работающих).

Существенное влияние на борьбу за лучшие резуль­ таты в социалистическом соревновании оказывает

95.

материальное и моральное стимулирование. В некоторых гостиницах нашей страны введена оценка итогов по внут­ ригостиничному социалистическому соревнованию по бальной системе. Суть ее сводится к тому, что по каж­ дому показателю соревнования установлена оценка — определенное количество баллов. В зависимости от об­ щего количества полученных баллов распределяют места между участками соревнования и определяют размер и виды поощрения.

Немаловажную роль в деле улучшения организации труда в гостиницах играет обмен опытом, изучение и распространение положительных результатов, достигну­ тых передовыми гостиницами.

В перечисленных факторах кроются неисчерпаемые резервы по улучшению организации труда и снижению затрат труда работающих в гостиницах в его специфи­ ческом проявлении — обслуживании большего числа про­ живающие в гостинице.

§ 5. О П РЕ Д Е Л Е Н И Е ЧИ С ЛЕ Н Н О С ТИ РАБО ТН И КО В О Б С Л УЖ И В А Ю Щ Е ГО И А Д М И Н И С ТРА ТИ В Н О ­ УП РА В Л Е Н Ч Е С К О ГО П Е РС О Н А Л А

При расчете необходимого количества работающих учитывают списочное и явочное число работающих.

Явочное число — это количество работающих, кото­ рое ежедневно должно находиться на работе, чтобы обес­ печить бесперебойный ход производственного процесса. Например, в гостинице на четырех этажах располо­ жено 84 номера (на каждом этаже по 21). В соответст­ вии с действующими штатными нормативами обслужи­ вания (один дежурный в смену не менее чем на 20 но­ меров) явочное количество дежурных по этому этажу в три смены должно составить 12 чел. Однако, как извест­ но, гостиница работает беспрерывно, эффективное же рабочее время работающих меньше календарного за счет выходных дней, очередных отпусков, невыходов в связи с выполнением государственных и общественных обязан­ ностей, временной нетрудоспособности. Чтобы воспол­ нить эти потери, план предусматривает добавочное число работающих, которое вместе с явочным количеством и

составляет списочный состав.

-

Исходными данными для определения количества ра­

ботников обслуживающего персонала

на планируемый

96


период являются штатные нормативы и фонд рабочего времени. Фонд рабочего времени — это количество рабочих дней (часов), которые работающий может отра­ ботать в плановом периоде, если из календарного време­ ни вычесть все указанные возможные в этом периоде потери. Это время называется эффективным рабочим временем. Его определяют на основе составленного ба­ ланса рабочего времени (табл. 9), в котором показано календарное время на плановый период, все возможные потери и, как результат,— фонд эффективного рабочего времени.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

Баланс рабочего

времени

на

год по гостинице (в днях)

 

Должность

Календарные дни в году

Выходные

дни

Очередной отпуск

Выполнение государствен­ ных и обще­ ственных обязанностей

Болезнь и прочие невыходы

Всего невыходов

Эффективное рабочее время

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Горничная

365

52

15

2

8

77

288

Баланс рабочего времени на одного работающего рас­ считывают дифференцированно по должностям, учиты­ вая, что длительность рабочего времени (в днях) для разных должностей может быть разной в зависимости от длительности предоставляемых отпусков.

Данные для баланса устанавливают следующим об­ разом: выходные дни учитывают по календарю соответ­ ствующего года, очередные отпуска — в соответствии с положенной для каждой должности длительностью его, выполнение государственных и общественных обязанно­ стей — на основе данных за предшествующий период. На основе прошлых лет принимают данные невыходов по болезни с корректировкой на сокращение их за счет улучшения и оздоровления условий труда и роста благо­ состояния трудящихся.

После определения количества рабочих дней, т. е. эф­ фективного рабочего времени, устанавливают коэффици­ ент разности между календарным и эффективным рабо­ чим временем К. Он равен отношению календарного вре­ мени Н к эффективному Э

7 3-747

97


С5

О

а

ю

с

Расчет количества обслуживающего персонала

ЭѴОПбЭІІ PJ09 •OHBIfli В ХНТПОІРІ -oged овізэып/о>і эоньо."шп:>э dЭ

«anaweda nnnoQ -ed и'чнагияэффе И Wl4HdBtfHBUTN

Атгжэи HiooHBBd інэиітиффбо)!

ИНІГ 'OJBTn oiBXog&d ojoHtto

BH tttvada ээьод -cd эонаиіхэффб

dt/OHddU veoaoHBifU в Hinr âtBHdBtfнэігв^і

ИНѲ ПЭ Hdl 9 ВВВХЭОО

OJOHhOBB xutnoi •Bxognd оэіээьшг -он эоічиѵ охдоэн

365 288 1,27 15,2

<N

В нашем примере (табл.

9)коэффициент разности К

составляет

= 1,27. Для

определения списочного со­ става работающих на плано­ вый период необходимо рас­ считать сначала явочное ко­ личество, исходя из установ­ ленных штатных нормативов для данной должности.

Явочное количество ра­ ботников Ря определяют как частное от деления общего количества рабочих мест М на установленный штатный норматив Н для этих рабо­ чих мест по формуле

H9W0 ХИЪ ogcd оаіоэыіігоя

ЛНЭМС-

\Htfo В ХНШСНВХ •oged вавхэоз oj

-OHhOBK овхзэьніг -о» эоннѵ охдоэн

/ѵНЭИЭ fl OJ

-atnoieioged OJOH

-tfo вы кнывенж -ÄIT090 aHiBwdoH

J.03W XHhOp -cd химэевижЛігэ

-до оігэиь ээіпдо

oxoaw ээьодв^

чхзонжіго'п'

СО

Tj*

S

s

номера

 

Дежур­

ный по этажу

Если норматив определен на одну смену, полученное явочное число работников умножают на три (число смен работы гостиницы).

Пример. Допустим, гостиница име­ ет 64 номера с полным санузлом. Согласно штатному нормативу 8 номеров такого типа обслу­ живает одна горничная; отсюда общее явочное число горчичных по гостинице составит 8 чел. (6 4 :8 ). Зная необходимое количество ра­ ботников явочного состава и коэф­ фициент разности между кален­ дарным и эффективным временем (1,27), определяем необходимое количество работающих списочно­ го состава. Оно равно произведе­ нию количества явочного состава на коэффициент разности. В дан­ ном примере средне-списочное ко­ личество горничных (с округле­ нием) 8X1,27=10.

Необходимое количество обслуживающего персона­

98


ла гостиницы рассчитывают по следующей форме (табл. 10).

Пользуясь приведенной методикой, можно рассчитать списочный состав работников основного персонала го­ стиницы. Допустим, требуется определить списочный со­ став дежурных по этажу, горничных, уборщиц, швейца­ ров для гостиницы II разряда вместимостью 230 мест с таким распределением по номерам: 1) 24 однокомнат­ ных одноместных номера с полным санузлом на 24 ме­ ста; 2) 10 однокомнатных двухместных номеров с умы­ вальником на 20 мест; 3) 48 однокомнатных двухместных номеров без умывальников на 96 мест; 4) 18 пятиместных номеров-общежитий на 90 мест. Общая площадь уборки гостиницы — 2000 м2, швейцары обслуживают два поста. В соответствии с действующими штатными норматива­ ми обслуживающего персонала гостиниц системы Мини­ стерства коммунального хозяйства Украинской ССР спи­ сочный состав указанных работников для данной гости­ ницы составит 54 чел. (табл. 11).

Численность инженерно-технических работников, слу­ жащих й младшего обслуживающего персонала, относя­ щихся к административно-управленческому персоналу гостиницы, устанавливается в соответствии с лимитом административно-управленческих расходов, утвержден­ ным вышестоящей организацией и действующими типо­ выми штатами; типовые штаты предусматривают VI ка­ тегорий гостиниц в зависимости от их вместимости, т. е. от количества койко-мест (приложение 3). Во внеразрядных гостиницах и в тех, в которых по условиям рабо­ ты не могут быть применены типовые штаты, численность административно-управленческого персонала устанавли­ вается приказом министра коммунального хозяйства со­ юзной республики в индивидуальном порядке. На основа­ нии расчетов, составленных для каждой категории рабо­ тающих в отдельности, определяют весь контингент ра­ ботников гостиницы на плановый период.

§ Ѳ. СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Заработная плата в социалистическом обществе явля­ ется той частью общественного продукта, который в де­ нежной форме поступает в индивидуальное потребление

Расчет списочного состава обслуживающего персонала

(ИЭИНЭІМіММО э) Xllfrl -oiBxogBd оахээьішчэм

ЭОНЬОЭ1ШЭЭН’П'Э0Э

ічэнэічэсіе mihogsd гсгсняихнэффе п ічічи •гів^нэігвн ЛѴ жэіч их -ЭОНБВСІ ХНЭИ^1ИффвО>1

(хкня я) B»mii09Bd 1 вн KVOJ а BNdda ээь -ogüd аонанхяѳ ффб

ЛѴ ол a 14109Вd HaV aWHdBVHSifBM

тіѳ ічэ e a aoMHHiogBd вовхэоэ олоньояв оахээь •пігон эогоняохдоэн

НЭІЧЭ xtihopBd оахээьшгоч]

Лнэшэ я аошшходвй вавх -DOD олоньояв оахээь -шгом эоинв'охдоэн

Лнэічэ а BHHHiogsd вн кинвя •нжЛігодо BHXBwdoH

хэап хтчэввиж •Лігэдо оі/пнь aatngo

вннваижЛіго90 охээѵ ѵ

ЧІООНЖІГОІЗ'

 

 

^

 

ю

^

СО 00

1,28

 

1.27

1.27

1.27

1.27

1.27

1.27

00

 

со

оо

00

00

0000

Щ

 

00

00

СО

 

СОGO

<N

 

CM

CM

CM

CM

(N

СМ

ю

 

ю

Ю

Ш

іо

Ю ю

со

 

to

со

CD

со

со со

со

 

со

со

со

со

со со

Ю

 

СО

^

со

о со

СО —

— •

- н

— < со

Ю

 

СО

1

^

СО

о м

о

 

ос

О

СМ

О

О ~ч

см

 

 

ч

со

о

 

 

 

 

 

 

 

CN

 

100

 

24

10

48

90

2000

2

Номер

Номер G полным

санузлом Номер с умываль­

ником Номер без умы­

вальника Койка в общежи­

тии а умывальни­ ками Площадь уборки,

м 2

Пост

Дежурный по этажу

Горничная

D

Горничная

»

Уборщица

 

Швейцар

Г *

ю

1

1

1

42

28

И т о г о