Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и охрану от возможных травм и профессиональных забо­ леваний, является одним из важных факторов повыше­ ния производительности труда, а в предприятиях сферы обслуживания, к которым относятся гостиницы, этот фак­ тор обусловливает и улучшение качества обслуживания потребителей. Соответствующие вентиляционные устрой­ ства, установки кондиционирования воздуха, все шире используемые в гостиничном хозяйстве, пылесосы и дру­ гие приспособления, улучшающие санитарно-гигиеничё- кие условия в гостиницах,— все это положительно влияет на условия труда персонала гостиниц и одновременно по­ вышает комфортабельность проживания в них.

Планом по труду и заработной плате на планируемый период намечают мероприятия по охране труда и технике безопасности и предусматривают соответствующие ассиг­ нования для их осуществления. К таким мероприятиям относятся: устройство и ремонт вентиляции, защитных ограждений оборудования, представляющего опасность для работника, дезинфекция помещений, выдача спец­ одежды, приобретение медикаментов, медосмотр. Фи­ нансируют эти работы за счет: 1) сметы расходов по эксплуатации; 2) средств по капитальному ремонту; 3) капиталовложений на новое строительство и расшире­ ние действующих объектов.

Выполнение плана по охране труда и технике безопас­ ности контролируют профсоюзные организации и специ­ ально организованные комиссии по общественным смот­ рам. Все это способствует улучшению работы.

Г л а в а IX

СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ И ТАРИФЫ

ВГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

§1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ, ВХОДЯЩИХ

ВСЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ

Сёбестоимость услуг является важным ка­ чественным показателем работы гостиницы и существен­ ным условием осуществления хозяйственного расчета, обеспечивающего контроль за всей деятельностью гости­ ницы.

109

Себестоимость — это суммирующий показатель всех трудовых затрат по эксплуатации гостиницы в виде жи­ вого и овеществленного труда. Она выражает в денежной форме всю сумму издержек, которая состоит из стоимости потребленных средств эксплуатации (амортизации основ­ ных и использованных оборотных фондов в виде затрат на материальные ресурсы) и затрат на оплату труда го­ стиничных работников.

Себестоимость услуг зависит от системы организации эксплуатационной деятельности гостиницы и уровня тех­ нической оснащенности. Чем совершенней организация, чем больше механизирована работа, тем ниже индивиду­ альные затраты на отпускаемые услуги. От себестоимости услуг зависит общий результат деятельности гостиницы, который выражается прибылью. Себестоимость являет­ ся базой для установления отпускного тарифа на услуги гостиниц.

Затраты, составляющие себестоимость услуг, группи­ руют по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

По экономическим элементам затраты планируют и учитывают независимо от места их образования и назна­ чения: 1) основные материалы; 2) вспомогательные ма­ териалы; 3) топливо; 4) энергия со стороны; 5) заработ­ ная плата; 6) отчисление на социальное страхование; -7) амортизация основных фондов; 8) прочие денежные расходы.

Такая группировка затрат позволяет определить общую сумму расходов предприятия на материальные ресурсы, на заработную плату, амортизацию основных фондов, а также рассчитывать потребность в оборотных средствах. Кроме того, она обеспечивает увязку плана себестоимости с другими разделами плана.

Затраты по калькуляционным статьям, т. е. по статьям, принятым при калькулировании себестоимости продук­ ции (услуг), группируют, учитывая место их возникнове­ ния и назначение.

В гостиницах затраты классифицируют одновременно по статьям калькуляции и частично по экономическим элементам, которые приводятся в справке, включенной в форму плановой калькуляции. В этой справке выделяют расходы по общей сумме заработной платы всего экс­ плуатационного персонала и по общей сумме затрат на

НО



материалы и запасные части, израсходованные на экс­ плуатацию.

Затраты на производство (эксплуатацию) классифи­ цируют и по другим признакам. .

1. В зависимости от степени участия в процессе произ­ водства (эксплуатации) различают основные и наклад­ ные расходы. К основным относят расходы, непосред­ ственно связанные с самим процессом эксплуатации (рас­ ходы по заработной плате обслуживающего персонала, на электроэнергию, отопление, водоснабжение и канали­ зацию, амортизацию, на стирку белья, телефонизацию и радиовещание для обслуживания проживающих). На­ кладные расходы направлены на обслуживание этого процесса (прочие расходы по содержанию зданий и адми­ нистративно-управленческие и внеэксплуатационные расходы).

Особо стоит вопрос о текущем ремонте, который в силу специфики гостиничных услуг также отнесен к основным расходам, хотя в остальных коммунальных отраслях этот вид расходов по своему отношению к про­ изводственному процессу является накладным.

2. В зависимости от изменения по отношению к объ­ ему производства различают расходы пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно­ постоянные). Условно-переменные — это расходы, кото­ рые изменяются в прямой пропорции к объему услуг, т. е. возрастают с ростом объема услуг и уменьшаются с егоснижением. Условно-постоянные расходы не связаны с из­ менением объема услуг и остаются неизменными незави­ симо от его размера, но автоматически снижаются на еди­ ницу услуг с ростом их объема.

Большинство эксплуатационных расходов гостиниц по своему характеру является условно-постоянными, что обусловлено особенностью гостиничных услуг. Так, расхо­ ды по заработной плате обслуживающего персонала, зависящие от вместимости гостиницы (число мест), не изменяются от того, что гостиница предоставит большее или меньшее число койко-суток.

К условно-переменным расходам в гостиницах относят расходы на холодное и горячее водоснабжение, стирку белья, топливо. Но и эти расходы не всегда 'прямо зависят от изменения объема услуг; например, количе­ ство сменяемого белья (а значит, и стирки его) зависит -

111.

также от длительности пользования гостиничным местом.

Расходы по выдаче мыла проживающим, незначитель­ ные по своему удельному весу в общей сумме расходов, могут быть отнесены к пропорциональным затратам. В калькуляции их отдельно не выделяют, а включают в статью «Прочие расходы по содержанию зданий и терри­ торий», в которых в основном отражены накладные расходы.

3. Различают также затраты зависимые, изменение которых зависит от самого предприятия, и независимые, размер которых нормируют соответствующими законопо­ ложениями (нормы амортизации, цены на материалы, топливо).

4. На производствах, выпускающих несколько видов продукции, расходы делят (в зависимости от отнесения их на отдельные виды продукции) на прямые (производ­ ственная заработная плата, технологическое топливо, сырье) и косвенные (цеховые и общеэксплуатационные расходы).

Поскольку гостиницы производят один вид услуг (койко-сутки), то все расходы относят прямо на единицу этих услуг, в связи с чем их не расчленяют на прямые и косвенные. Если же административно-управленческие расходы распределяют между собственно гостиничными услугами и дополнительными услугами других предприя­ тий и организаций, подчиненных гостинице (подсобные предприятия и организации), то применяют метод кос­ венного отнесения указанных расходов на себестоимость услуг этих предприятий и организаций. Например, если в ведении гостиницы находится ресторан или другая организация негостиничного типа, то часть управленчес­ ких расходов по гостинице относят на себестоимость ре­ сторанных услуг пропорционально заработной плате обслуживающего персонала.

Калькуляционные статьи делят на простые и комп­ лексные.

К простым относят статьи, включающие только один элемент затрат (например, затраты на заработную плату обслуживающего персонала, на воду, электроэнергию). Комплексные статьи, включенные в себестоимость одной статьей, состоят из нескольких качественно различных элементов затрат. Это затраты на текущий ремонт, вклю­

112


чающие расходы на заработную плату ремонтного персо­ нала, начисления на эту заработную плату, материалы и запасные части для ремонта и прочие расходы, связанные с ремонтом. Комплексной статьей являются администра­ тивно-управленческие расходы.

§2. СОДЕРЖАНИЕ СТАТЕЙ РАСХОДОВ, ВКЛЮЧАЕМЫХ

ВКАЛЬКУЛЯЦИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ

ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

В гостиницах составляют плановую и отчетную каль­ куляции. В плановой калькуляции отражается плановая себестоимость услуг. Ее задача — выявить и использовать имеющиеся в гостинице резервы по снижению затрат, связанных с оказанием услуг. Плановую себестоимость рассчитывают на основе прогрессивных норм расходов трудовых и материальных ресурсов с учетом их экономии и разрабатывают по отдельным статьям затрат. Отчетная калькуляция отражает фактические затраты по тем же статьям. Кроме того, в отчетной калькуляции могут отра­ жаться непроизводительные расходы, вызванные недо­ статками в организации эксплуатационной деятельности гостиницы.

В зависимости от видов затрат, включаемых в себе­ стоимость, различают: а) эксплуатационную себестои­ мость, куда входят все затраты, связанные с эксплуатацией гостиницы; б) полную себестоимость, включающую, по­ мимо эксплуатационных затрат, также затраты внеэксплуатационные, куда входит содержание вышестоящего хозрасчетного звена.

Калькуляция себестоимости гостиничных услуг со­ стоит из статей затрат (табл. 14), по которым осуществ­ ляются планирование, учет и калькулирование себестои­ мости услуг гостиниц.

Из перечисленных в таблице статей видно, что каль­ куляция себестоимости услуг гостиницы отличается не только от принятой формы калькуляции промышленной продукции, но имеет и свои особенности по сравнению с калькуляцией услуг других коммунальных служб.

Совершенно отсутствует в калькуляции услуг гости­ ниц статья «Цеховые и общеэксплуатационные расходы», так как основная часть расходов, относимых на эту статью в коммунальных предприятиях, в гостиницах является расходами основными, как, например, текущий ремонт,

8 3-747

113

который непосредственно участвует в создании гостинич­ ной услуги в качестве ее составного элемента. Ведь без приведения здания в соответствующее пригодное для экс­ плуатации состояние невозможно заселение гостиницы.

Таблица 14

Плановая калькуляция услуг гостиниц на 197— г.

Основные натуральные показатели

Показатель

Общее количество мест на конец перио­ да, единиц Общая полезная пло­

щадь гостиницы на конец'периода, м - В том числе сдавае­ мая в аренду, лі2 Общее количество койко-суток, тыс.

за предше­

год

По отчету

ствующий

Текущий

год

По пл ану

По ожидаемо­ му выполне­ нию

Всего

Планируемый год

втом числе по кварталам

I

и

u i

IV

Полная себестоимость услуг гостиниц, руб.

Статья расходов

Заработная плата об­ служивающего персо­ нала Амортизация Текущий ремонт Отопление

Водоснабжение и ка­ нализация

за предше­

год

По отчету

ствующий

Текущий

год

По плану

По ожидаемо-, му выполне­ нию

Всего

I

 

 

Планируемый год

втом числе по кварталам

\и ІИ IV

114


Статья расходов

Электроэнергия Стирка белья Телефонизация, радио­ вещание и часофикация Прочие расходы по

содержанию зданий и территории Административно­ управленческие расхо­ ды

И т о г о расходов по эксплуатации Внеэ ксплуатационные расходы Всего расходов по

полной себестоимости Всего доходов по дей­ ствующим тарифам

В том числе разница в тарифах

Полная себестоимость услуг гостиницы (руб.— коп. за одну койку в сутки)

Средний тариф (от­ пускная цена за услу­ ги гостиницы), руб. — за одну койку в сутки Справка Из общего итога рас­

ходов по эксплуата­ ции

общая сумма зара­ ботной платы всего эксплуатационного персонала общая сумма расхо­

дов на материалы и запчасти, расходуе­ мые на нужды эксплу-

- атации

за предше­

год

По отчету

ствующий

1

 

Текущий

год

По плану

По ожидаемо­ му выполне­ нию

Продолжение табл. 14.

Планируемый год

втом числе по кварталам

о

L,

CL» I II ш IV

о

со

8*

115