Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 17

Смета эксплуатации

по гостинице на 197__г.

 

 

 

 

Планируемый

год

 

Статья

и том числе по кварталам

расходов

 

 

 

 

 

И

Hl

IV

Основные расходы

 

 

 

Заработная

плата обслу­

 

 

живающего

персонала

 

 

Начисления

на заработ­

 

 

ную плату

 

 

 

 

Амортизация

 

 

 

Текущий ремонт

 

 

 

Топливо (отопление н го ­

 

 

рячая вода)

 

 

 

Водоснабжение и канали­

 

 

зация

 

 

 

 

Электроэнергия

 

 

 

Стирка белья

 

 

 

Мыло туалетное для про­

 

 

живающих

 

 

 

 

Телефоны,

радио и

часы

 

 

И т о г о

основных

 

 

 

расходов

 

 

 

 

Общеэксплуатационные

расходы

Административно-управ­ ленческие расходы В том числе

заработная плата прочие расходы Содержание помещения и территории в чистоте

Противопожарные меро­ приятия Износ малоценного ин­ вентаря

Охрана труда и техника безопасности Подготовка кадров Прочие расходы

Ит о г о общеэксплуата­ ционных расходов

Вс е г о эксплуатацион­ ных расходов

122


 

Продолжение табл.

17

 

Планируемый

год

 

Статья

в том числе по кварталам

Всего

 

 

 

. расходов

 

 

 

 

1

II

III

IV

Внеэксплуатационные

расходы В с е г о расходов по пол­

ной себестоимости

.1

Себестоимость одной услуги (койко-сутки) определя­ ется делением всей суммы затрат и каждого из ее основ­ ных элементов в отдельности на весь объем предостав­ ленных услуг. Затраты, связанные с предоставлением дополнительных услуг, а также с эксплуатацией подсоб­ ных предприятий (прачечная, парикмахерская, ресто­ ран) рассчитывают по отдельным сметам. При этом, если часть общих гостиничных расходов (административно­ управленческие, амортизационные отчисления) относят на указанные услуги, то на эту сумму расходов соответ­ ственно уменьшается себестоимость основных гостинич­ ных услуг (койко-суток).

Себестоимость одной услуги по дополнительным ви­ дам в связи с многообразием услуг по содержанию, фор­ ме и количеству рассчитывают в виде затрат на рубль валовых доходов от них. По такой же методике опреде­ ляют единичные затраты по всему комплексу основных и дополнительных услуг в гостиницах.

Например, если общая сумма валовых доходов гости­ ницы от всех видов услуг (основных и дополнительных) составила 760 тыс. руб., а на оказание их израсходовано 592,8 тыс. руб., то на каждый рубль доходов затрачено 78 коп. (592,8:760), что и считается их единичной себе­ стоимостью.

По подсобным предприятиям единичную себестои­ мость рассчитывают на соответствующую единицу услуги

.(например, на 1 кг белья по прачечной).

123

§ 5. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Чтобы выполнить плановое задание по размерам экс­ плуатационных издержек и себестоимости услуг, предо­ ставляемых гостиницей, необходимо наметить и опреде­ лить, за счет каких факторов может быть обеспечен за­ данный уровень себестоимости. Для этого тщательно ана­ лизируют фактически достигнутые результаты себестои­ мости и отчетные данные за предшествующий год, а так­ же данные о выполнении плана в текущем году. Могут сравниваться данные планируемого предприятия с дан­ ными аналогичных по условиям работы предприятий.

Данные анализа должны выявить отклонения сравни­ ваемых показателей и их причины, чтобы на этой основе изыскать резервы для дальнейшего снижения себестои­ мости. Располагая данными анализа издержек эксплуа­ тации гостиницы, достигнутыми на период составления плана, можно правильно определить общий размер за­ трат и себестоимости услуг на планируемый период.

Снижение себестоимости услуг в социалистическом производстве — закономерное явление. Оно обусловлено непреложным законом нашего социалистического хозяй­ ства, заключающегося в достижении наибольших резуль­ татов при наименьших затратах. Как сказано в Программе КПСС, «Главное внимание во всех звеньях планирования и руководства хозяйством должно быть сосредоточено на наиболее рациональном и эффективном использовании материальных и финансовых ресурсов» *.

Вопросам снижения себестоимости, которые решают­ ся в результате жесткого режима экономии на каждом участке работы предприятия, партия и правительство уделяли и уделяют большое внимание на всех этапах социалистического строительства.

В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. поставлен вопрос об обеспечении снижения се­ бестоимости продукции и повышении рентабельности работы предприятий. Являясь основным источником по­ вышения рентабельности и роста накоплений в народ­

* Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., По­ литиздат, 1972, с. 85— 86.

124


ном хозяйстве, себестоимость играет большую роль в снижении отпускных цен и тарифов на продукцию и услуги. Снижение себестоимости в гостиничном хозяй­ стве приобретает особо важное значение, если учесть низкую рентабельность этой отрасли. Гостиницы по уровню рентабельности стоят на последнем месте в ряду других коммунальных предприятий. При средней рента­ бельности всего коммунального хозяйства 25,1% рента­ бельность гостиниц составляет всего 6,7%, а по отноше­ нию к основным и оборотным фондам — 1 % при средней рентабельности по всему коммунальному хозяйству 7,8%.

Учитывая высокий удельный вес заработной платы в себестоимости гостиничных услуг, необходимо улучшать и более рационально организовывать труд обслуживаю­ щего персонала, снижая при этом затраты труда при ока­ зании услуг. Этим будет обеспечена экономия по зара­ ботной плате, а также по другим статьям расходов (по охране труда и технике безопасности).

Резервом снижения себестоимости услуг в гостини­ цах является соблюдение строжайшего режима экономии и расходования материальных ресурсов (топливо, экс­ плуатационные материалы, материалы для текущего ре­ монта, электроэнергия), составляющих в общей сумме до 10—12% всех эксплуатационных затрат в гостиницах. Поэтому важное значение имеют мероприятия, обеспечи­ вающие снижение удельных норм расхода топлива, воды, электроэнергии, материалов. Это упорядочение учета и хранения материалов, топлива, повышение коэффициен­ та полезного действия котлов, использование более де­ шевых видов топлива, эксплуатационных, строительных материалов, установка более экономичных светильников, автоподдонов в душевых, снижение накладных расходов по доставке материальных ресурсов.

Так как в гостиницах в стоимость основных фондов входит стоимость мебели, постельных принадлежностей, постельного и столового белья и другого мягкого инвен­ таря, то замена их более дешевыми видами (без ухудше­ ния эстетической стороны и качества обслуживания) уменьшит стоимость основных фондов и снизит долю амортизации и себестоимости услуг.

Немаловажным источником сокращения затрат по эксплуатации гостиниц является снижение накладных

125

расходов, в которых значительное место занимают адми­ нистративно-управленческие расходы.

Резервом снижения себестоимости является ликвида­ ция непроизводительных расходов и потерь (оплата штрафов, пени, бесхозяйственное отношение к использо­ ванию электроэнергии).

Поскольку затраты по эксплуатации гостиниц в основ­ ном имеют условно-постоянный характер, важным фак­ тором снижения уровня себестоимости гостиничных услуг и уменьшения затрат на единицу услуг является их рост, в результате которого обеспечивается относительное сни­ жение уровня условно-постоянных расходов.

Для успешного проведения работы по снижению себе­ стоимости необходимо широко развернуть социалисти­ ческое соревнование в борьбе за использование внутрен­ них резервов снижения себестоимости. Повседневный контроль за экономным расходованием всех материаль­ но-денежных ресурсов, вовлечение в эту работу персонала гостиницы, общественных организаций (посты народного контроля, группы экономического анализа) является одним из важных факторов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг гостиниц.

§ 6. ТА РИ Ф Ы НА ГО СТИ Н И ЧН Ы Е У С Л У ГИ

Гостиничные услуги реализуются по отпускным тари­ фам, установленным государством в плановом порядке. Систему тарифов на коммунальные услуги строят в со­ ответствии с общими принципами ценообразования, исхо­ дя из необходимости обеспечить возмещение издержек производства и обращения и известную прибыль каждо­ му нормально работающему предприятию. Вместе с тем тарифы следует строить так, чтобы обеспечить дальней­ ший рост и улучшение материально-бытовых условий трудящихся за счет уменьшения издержек по эксплуата­ ции. Программа КПСС рассматривает «систематическое экономически обоснованное снижение цен на базе роста производительности труда и снижения себестоимости продукции как основное направление в политике цен в период строительства коммунизма» *.

* Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., П о­ литиздат, 1972, с. 90.

126


Построение тарифов в коммунальном хозяйстве на­ правлено на то, чтобы обеспечить расширение пользова­ ния коммунальными услугами при одновременном сни­ жении удельного веса расходов на них в бюджете трудя­ щихся, что может быть достигнуто за счет снижения та­ рифов на эти услуги. Наряду с этим действующие тари­ фы должны обеспечить определенный размер накоплений для дальнейшего расширения коммунальных служб. Отсюда большое значение для правильного построения тарифов на коммунальные услуги приобретает размер их себестоимости, который и является отправной точкой дляустановления отпускных тарифов на них.

Тарифы за проживание в гостиницах устанавливают,, исходя из среднеотраслевой себестоимости услуг и соот­ ветствующего размера прибыли. Цены за проживание- в гостиницах централизованно утверждает союзное пра­ вительство. В этом отношении отпускные тарифы на го­ стиничные услуги отличаются от тарифов на некоторыедругие коммунальные услуги (бани, прачечные, водопро­ вод, канализацию), по которым тарифы установлены наоснове индивидуальных затрат и утверждены местными Советами депутатов трудящихся. При этом, как ни в- одной другой коммунальной службе, цены на гостинич­ ные места четко дифференцированы в зависимости от ка­ чества предоставленной услуги. Это обеспечивается раз­ личием в отпускных ценах на места в зависимости от раз­ рядов гостиниц и категорий номеров, а также установле­ нием определенной скидки на места, в которых по тем: или иным условиям снижается качество услуги.

Отпускной тариф на дополнительные гостиничныеуслуги утверждается местными Советами депутатов тру­ дящихся.

В данное время гостиничные места оплачиваются поединому прейскуранту цен, утвержденному постановле­

нием

Совета Министров СССР от 14

февраля 1952 г.

По

этому прейскуранту установлены

цены,

снижен­

ные

на 15% против действовавших ранее

(приложе­

ние 6).

 

 

За период, прошедший с момента утверждения нынедействующих тарифов на гостиничные места, в гостинич­ ном хозяйстве нашей страны произошли не только коли­ чественные, но и качественные изменения. Расширен со­ став и форма самой услуги, что естественно повысило-

127'


издержки по ее созданию. Возросла себестоимость гости­ ничных услуг в связи с повышением заработной платы

всреднем на 15—25%, с увеличением амортизационных начислений вследствие, переоценки основных фондов, ро­ стом цен на ряд строительных материалов, используемых

втекущем ремонте гостиниц, и целым рядом других фак­ торов. Все это создало разрыв между среднеотраслевой себестоимостью и действующими тарифами на гостинич­ ные места и привело к резкому снижению рентабельности гостиниц. Поэтому назрел вопрос о необходимости пере­

смотреть отпускные цены за проживание в гостиницах с тем, чтобы привести их в соответствие с изменившейся •отраслевой себестоимостью предоставляемых услуг.

Г л а в а X

ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСТИНИЦ

§ 1. Н АУЧ Н А Я О РГА Н И З А Ц И Я Т Р У Д А

В ГО С ТИ Н И Ц АХ

Одной из основных задач всей организа­ ционной и плановой работы гостиницы является неуклон­ ный рост и повышение эффективности ее эксплуатацион­ ной деятельности, направленной на высококачественное обслуживание «потребителей» гостиничных услуг. На решение этой задачи направлено все содержание тех­ промфинплана, который содержит плановые показатели и намечает научно-технические и организационные меро­ приятия, призванные обеспечить выполнение всех количе­ ственных и качественных показателей и дальнейшее совер­ шенствование эксплуатации гостиницы. Конкретное выра­ жение эти мероприятия находят в одном из разделов техпромфинплана о повышении эффективности эксплу­ атации.

План повышения эффективности эксплуатации опре­ деляет задания по внедрению достижений научно-техни­ ческого прогресса, на базе которых разрабатывают и

128

осуществляют мероприятия по обеспечению роста объема предоставляемых гостиницей услуг, повышению уровня организации труда, снижению издержек эксплуатации и повышению качества обслуживания. Таким образом, план повышения эффективности эксплуатации гостиницы со­ стоит из плана оргтехмероприятий и плана по научной организации труда (НОТ). Мероприятия НОТ охваты­ вают все предложения по улучшению и совершенствова­ нию трудовых процессов, связанных с обслуживанием в гостинице, а также предложения по снижению матери­ альных затрат на ее эксплуатацию.

Вопросам научной организации труда в нашей стране уделялось и уделяется большое внимание. В настоящее время в условиях осуществления хозяйственной рефор­ мы, ставящей на службу производственной деятельности предприятия новейшие достижения науки и техники, на­ ука управления и организации труда приобретает особо важное значение. На основе научно-технических дости­ жений НОТ призвана обеспечить максимальную эконо­ мию труда во всех его видах (живого труда, затрачивае­ мого в данный момент, и труда, овеществленного в мате- , риальных ресурсах).

В гостиницах НОТ должна решать вопросы экономии времени не только для своих работников, т. е. тех, кто участвует в процессе создания услуг, но и для тех, кто этими услугами пользуется. Беречь свое и чужое время —• с этого должна начинаться работа по внедрению в гости­ ницах НОТ, которая охватывает также научную орга­ низацию обслуживания.

НОТ предусматривает анализ существующей органи­ зации труда и планирование повышения ее уровня на основе разработки и осуществления ряда организацион­ ных, технических и санитарно-гигиенических мероприя­ тий, обеспечивающих наиболее рациональное использо­ вание рабочего времени и материальных ресурсов, а так­ же благоприятные условия для работников. В гостиницах она должна охватывать:

1) уплотнение рабочего дня на основе продуманного комплекса мероприятий по устранению непроизводитель­ ных потерь рабочего времени;

2) внедрение более рациональной и экономичной структуры обслуживания и совершенствование аппарата управления;

9 3-747

129