Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Таблица 17
Смета эксплуатации |
по гостинице на 197__г. |
|
|
|
|
|
Планируемый |
год |
|
Статья |
и том числе по кварталам |
|||
расходов |
|
|
|
|
|
|
И |
Hl |
IV |
Основные расходы |
|
|
|
|
Заработная |
плата обслу |
|
|
|
живающего |
персонала |
|
|
|
Начисления |
на заработ |
|
|
|
ную плату |
|
|
|
|
Амортизация |
|
|
|
|
Текущий ремонт |
|
|
|
|
Топливо (отопление н го |
|
|
||
рячая вода) |
|
|
|
|
Водоснабжение и канали |
|
|
||
зация |
|
|
|
|
Электроэнергия |
|
|
|
|
Стирка белья |
|
|
|
|
Мыло туалетное для про |
|
|
||
живающих |
|
|
|
|
Телефоны, |
радио и |
часы |
|
|
И т о г о |
основных |
|
|
|
расходов |
|
|
|
|
Общеэксплуатационные
расходы
Административно-управ ленческие расходы В том числе
заработная плата прочие расходы Содержание помещения и территории в чистоте
Противопожарные меро приятия Износ малоценного ин вентаря
Охрана труда и техника безопасности Подготовка кадров Прочие расходы
Ит о г о общеэксплуата ционных расходов
Вс е г о эксплуатацион ных расходов
122
|
Продолжение табл. |
17 |
||
|
Планируемый |
год |
|
|
Статья |
в том числе по кварталам |
|||
Всего |
|
|
|
|
. расходов |
|
|
|
|
|
1 |
II |
III |
IV |
Внеэксплуатационные
расходы В с е г о расходов по пол
ной себестоимости
.1
Себестоимость одной услуги (койко-сутки) определя ется делением всей суммы затрат и каждого из ее основ ных элементов в отдельности на весь объем предостав ленных услуг. Затраты, связанные с предоставлением дополнительных услуг, а также с эксплуатацией подсоб ных предприятий (прачечная, парикмахерская, ресто ран) рассчитывают по отдельным сметам. При этом, если часть общих гостиничных расходов (административно управленческие, амортизационные отчисления) относят на указанные услуги, то на эту сумму расходов соответ ственно уменьшается себестоимость основных гостинич ных услуг (койко-суток).
Себестоимость одной услуги по дополнительным ви дам в связи с многообразием услуг по содержанию, фор ме и количеству рассчитывают в виде затрат на рубль валовых доходов от них. По такой же методике опреде ляют единичные затраты по всему комплексу основных и дополнительных услуг в гостиницах.
Например, если общая сумма валовых доходов гости ницы от всех видов услуг (основных и дополнительных) составила 760 тыс. руб., а на оказание их израсходовано 592,8 тыс. руб., то на каждый рубль доходов затрачено 78 коп. (592,8:760), что и считается их единичной себе стоимостью.
По подсобным предприятиям единичную себестои мость рассчитывают на соответствующую единицу услуги
.(например, на 1 кг белья по прачечной).
123
§ 5. ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
Чтобы выполнить плановое задание по размерам экс плуатационных издержек и себестоимости услуг, предо ставляемых гостиницей, необходимо наметить и опреде лить, за счет каких факторов может быть обеспечен за данный уровень себестоимости. Для этого тщательно ана лизируют фактически достигнутые результаты себестои мости и отчетные данные за предшествующий год, а так же данные о выполнении плана в текущем году. Могут сравниваться данные планируемого предприятия с дан ными аналогичных по условиям работы предприятий.
Данные анализа должны выявить отклонения сравни ваемых показателей и их причины, чтобы на этой основе изыскать резервы для дальнейшего снижения себестои мости. Располагая данными анализа издержек эксплуа тации гостиницы, достигнутыми на период составления плана, можно правильно определить общий размер за трат и себестоимости услуг на планируемый период.
Снижение себестоимости услуг в социалистическом производстве — закономерное явление. Оно обусловлено непреложным законом нашего социалистического хозяй ства, заключающегося в достижении наибольших резуль татов при наименьших затратах. Как сказано в Программе КПСС, «Главное внимание во всех звеньях планирования и руководства хозяйством должно быть сосредоточено на наиболее рациональном и эффективном использовании материальных и финансовых ресурсов» *.
Вопросам снижения себестоимости, которые решают ся в результате жесткого режима экономии на каждом участке работы предприятия, партия и правительство уделяли и уделяют большое внимание на всех этапах социалистического строительства.
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. поставлен вопрос об обеспечении снижения се бестоимости продукции и повышении рентабельности работы предприятий. Являясь основным источником по вышения рентабельности и роста накоплений в народ
* Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., По литиздат, 1972, с. 85— 86.
124
ном хозяйстве, себестоимость играет большую роль в снижении отпускных цен и тарифов на продукцию и услуги. Снижение себестоимости в гостиничном хозяй стве приобретает особо важное значение, если учесть низкую рентабельность этой отрасли. Гостиницы по уровню рентабельности стоят на последнем месте в ряду других коммунальных предприятий. При средней рента бельности всего коммунального хозяйства 25,1% рента бельность гостиниц составляет всего 6,7%, а по отноше нию к основным и оборотным фондам — 1 % при средней рентабельности по всему коммунальному хозяйству 7,8%.
Учитывая высокий удельный вес заработной платы в себестоимости гостиничных услуг, необходимо улучшать и более рационально организовывать труд обслуживаю щего персонала, снижая при этом затраты труда при ока зании услуг. Этим будет обеспечена экономия по зара ботной плате, а также по другим статьям расходов (по охране труда и технике безопасности).
Резервом снижения себестоимости услуг в гостини цах является соблюдение строжайшего режима экономии и расходования материальных ресурсов (топливо, экс плуатационные материалы, материалы для текущего ре монта, электроэнергия), составляющих в общей сумме до 10—12% всех эксплуатационных затрат в гостиницах. Поэтому важное значение имеют мероприятия, обеспечи вающие снижение удельных норм расхода топлива, воды, электроэнергии, материалов. Это упорядочение учета и хранения материалов, топлива, повышение коэффициен та полезного действия котлов, использование более де шевых видов топлива, эксплуатационных, строительных материалов, установка более экономичных светильников, автоподдонов в душевых, снижение накладных расходов по доставке материальных ресурсов.
Так как в гостиницах в стоимость основных фондов входит стоимость мебели, постельных принадлежностей, постельного и столового белья и другого мягкого инвен таря, то замена их более дешевыми видами (без ухудше ния эстетической стороны и качества обслуживания) уменьшит стоимость основных фондов и снизит долю амортизации и себестоимости услуг.
Немаловажным источником сокращения затрат по эксплуатации гостиниц является снижение накладных
125
расходов, в которых значительное место занимают адми нистративно-управленческие расходы.
Резервом снижения себестоимости является ликвида ция непроизводительных расходов и потерь (оплата штрафов, пени, бесхозяйственное отношение к использо ванию электроэнергии).
Поскольку затраты по эксплуатации гостиниц в основ ном имеют условно-постоянный характер, важным фак тором снижения уровня себестоимости гостиничных услуг и уменьшения затрат на единицу услуг является их рост, в результате которого обеспечивается относительное сни жение уровня условно-постоянных расходов.
Для успешного проведения работы по снижению себе стоимости необходимо широко развернуть социалисти ческое соревнование в борьбе за использование внутрен них резервов снижения себестоимости. Повседневный контроль за экономным расходованием всех материаль но-денежных ресурсов, вовлечение в эту работу персонала гостиницы, общественных организаций (посты народного контроля, группы экономического анализа) является одним из важных факторов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг гостиниц.
§ 6. ТА РИ Ф Ы НА ГО СТИ Н И ЧН Ы Е У С Л У ГИ
Гостиничные услуги реализуются по отпускным тари фам, установленным государством в плановом порядке. Систему тарифов на коммунальные услуги строят в со ответствии с общими принципами ценообразования, исхо дя из необходимости обеспечить возмещение издержек производства и обращения и известную прибыль каждо му нормально работающему предприятию. Вместе с тем тарифы следует строить так, чтобы обеспечить дальней ший рост и улучшение материально-бытовых условий трудящихся за счет уменьшения издержек по эксплуата ции. Программа КПСС рассматривает «систематическое экономически обоснованное снижение цен на базе роста производительности труда и снижения себестоимости продукции как основное направление в политике цен в период строительства коммунизма» *.
* Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., П о литиздат, 1972, с. 90.
126
Построение тарифов в коммунальном хозяйстве на правлено на то, чтобы обеспечить расширение пользова ния коммунальными услугами при одновременном сни жении удельного веса расходов на них в бюджете трудя щихся, что может быть достигнуто за счет снижения та рифов на эти услуги. Наряду с этим действующие тари фы должны обеспечить определенный размер накоплений для дальнейшего расширения коммунальных служб. Отсюда большое значение для правильного построения тарифов на коммунальные услуги приобретает размер их себестоимости, который и является отправной точкой дляустановления отпускных тарифов на них.
Тарифы за проживание в гостиницах устанавливают,, исходя из среднеотраслевой себестоимости услуг и соот ветствующего размера прибыли. Цены за проживание- в гостиницах централизованно утверждает союзное пра вительство. В этом отношении отпускные тарифы на го стиничные услуги отличаются от тарифов на некоторыедругие коммунальные услуги (бани, прачечные, водопро вод, канализацию), по которым тарифы установлены наоснове индивидуальных затрат и утверждены местными Советами депутатов трудящихся. При этом, как ни в- одной другой коммунальной службе, цены на гостинич ные места четко дифференцированы в зависимости от ка чества предоставленной услуги. Это обеспечивается раз личием в отпускных ценах на места в зависимости от раз рядов гостиниц и категорий номеров, а также установле нием определенной скидки на места, в которых по тем: или иным условиям снижается качество услуги.
Отпускной тариф на дополнительные гостиничныеуслуги утверждается местными Советами депутатов тру дящихся.
В данное время гостиничные места оплачиваются поединому прейскуранту цен, утвержденному постановле
нием |
Совета Министров СССР от 14 |
февраля 1952 г. |
|
По |
этому прейскуранту установлены |
цены, |
снижен |
ные |
на 15% против действовавших ранее |
(приложе |
|
ние 6). |
|
|
За период, прошедший с момента утверждения нынедействующих тарифов на гостиничные места, в гостинич ном хозяйстве нашей страны произошли не только коли чественные, но и качественные изменения. Расширен со став и форма самой услуги, что естественно повысило-
127'
издержки по ее созданию. Возросла себестоимость гости ничных услуг в связи с повышением заработной платы
всреднем на 15—25%, с увеличением амортизационных начислений вследствие, переоценки основных фондов, ро стом цен на ряд строительных материалов, используемых
втекущем ремонте гостиниц, и целым рядом других фак торов. Все это создало разрыв между среднеотраслевой себестоимостью и действующими тарифами на гостинич ные места и привело к резкому снижению рентабельности гостиниц. Поэтому назрел вопрос о необходимости пере
смотреть отпускные цены за проживание в гостиницах с тем, чтобы привести их в соответствие с изменившейся •отраслевой себестоимостью предоставляемых услуг.
Г л а в а X
ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСТИНИЦ
§ 1. Н АУЧ Н А Я О РГА Н И З А Ц И Я Т Р У Д А
В ГО С ТИ Н И Ц АХ
Одной из основных задач всей организа ционной и плановой работы гостиницы является неуклон ный рост и повышение эффективности ее эксплуатацион ной деятельности, направленной на высококачественное обслуживание «потребителей» гостиничных услуг. На решение этой задачи направлено все содержание тех промфинплана, который содержит плановые показатели и намечает научно-технические и организационные меро приятия, призванные обеспечить выполнение всех количе ственных и качественных показателей и дальнейшее совер шенствование эксплуатации гостиницы. Конкретное выра жение эти мероприятия находят в одном из разделов техпромфинплана о повышении эффективности эксплу атации.
План повышения эффективности эксплуатации опре деляет задания по внедрению достижений научно-техни ческого прогресса, на базе которых разрабатывают и
128
осуществляют мероприятия по обеспечению роста объема предоставляемых гостиницей услуг, повышению уровня организации труда, снижению издержек эксплуатации и повышению качества обслуживания. Таким образом, план повышения эффективности эксплуатации гостиницы со стоит из плана оргтехмероприятий и плана по научной организации труда (НОТ). Мероприятия НОТ охваты вают все предложения по улучшению и совершенствова нию трудовых процессов, связанных с обслуживанием в гостинице, а также предложения по снижению матери альных затрат на ее эксплуатацию.
Вопросам научной организации труда в нашей стране уделялось и уделяется большое внимание. В настоящее время в условиях осуществления хозяйственной рефор мы, ставящей на службу производственной деятельности предприятия новейшие достижения науки и техники, на ука управления и организации труда приобретает особо важное значение. На основе научно-технических дости жений НОТ призвана обеспечить максимальную эконо мию труда во всех его видах (живого труда, затрачивае мого в данный момент, и труда, овеществленного в мате- , риальных ресурсах).
В гостиницах НОТ должна решать вопросы экономии времени не только для своих работников, т. е. тех, кто участвует в процессе создания услуг, но и для тех, кто этими услугами пользуется. Беречь свое и чужое время —• с этого должна начинаться работа по внедрению в гости ницах НОТ, которая охватывает также научную орга низацию обслуживания.
НОТ предусматривает анализ существующей органи зации труда и планирование повышения ее уровня на основе разработки и осуществления ряда организацион ных, технических и санитарно-гигиенических мероприя тий, обеспечивающих наиболее рациональное использо вание рабочего времени и материальных ресурсов, а так же благоприятные условия для работников. В гостиницах она должна охватывать:
1) уплотнение рабочего дня на основе продуманного комплекса мероприятий по устранению непроизводитель ных потерь рабочего времени;
2) внедрение более рациональной и экономичной структуры обслуживания и совершенствование аппарата управления;
9 3-747 |
129 |