Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а XII

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ

ВГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

§1. С УЩ Н О СТЬ И ЗН АЧЕН И Е

ХО ЗЯЙ СТВЕН Н О ГО РАСЧЕТА

Хозяйственный расчет является объектив­ ной экономической категорией социализма. В хозрасчете предприятия отражаются экономические отношения, обусловленные социалистической собственностью на средства производства: предприятий с обществом, пред­ приятий друг с другом и предприятий с занятыми на них работниками.

В практике государственного руководства социали­ стическими коммунальными предприятиями хозяйствен­ ный расчет выступает как метод ведения планового хо­ зяйства, основанный на использовании экономических законов социализма с целью достижения в интересах об­ щества наибольших результатов с наименьшими затра­ тами трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Наибольший эффект дает система полного хозяйст­ венного расчета, внедряемая в нашей промышленности в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пле­ нума ЦК КПСС, когда все хозяйственные связи пред­ приятия строятся на хозрасчетной основе.

Гостиницы могут быть связаны: с поставщиками, управлениями снабжения и сбыта, с потребителями услуг («Интуристом», организациями, бронирующими номера в гостиницах), транспортными, проектными, строитель­ ными, торгующими и другими контрагентами; с выше­ стоящими звеньями хозяйственного управления (город­ скими, областными, краевыми отделами коммунального хозяйства, гостиничными объединениями, главными управлениями министерства).

В данное время на хозяйственный расчет переведены все крупные гостиницы и гостиничные объединения. Го­ стиницы, входящие в состав комбината коммунальных предприятий, находятся на внутрихозяйственном расчете.

Для осуществления полного хозрасчета во всех зве­ ньях управления коммунальными предприятиями необ­ ходимы: сочетание централизованного планирования с

152

хозяйственной самостоятельностью предприятий; четкая система разделения ответственности между различными звеньями управления коммунальным хозяйством, прав, обязанностей и задач каждого звена управления; нали­ чие у предприятий средств для расширенного воспроиз­ водства; правильный выбор показателей для оценки дея­ тельности предприятия; создание увязанной с этими по­ казателями системы экономического стимулирования работников.

Необходимость хозяйственного расчета В. И. Ленин связывал с экономическими условиями развития социа­ листического производства и прежде всего с наличием товарно-денежного хозяйства. Определяя задачи социа­ листического строительства, он указывал: «Перевод гос­ предприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным» *. Жизнь полностью подтвердила правильность ленинского вывода о перспективах развития хозрасчета.

Увеличение масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, рост технического' прогресса, а также насущная необходимость ускорения темпов роста производства и производительности труда, повышения эффективности производства, всемерного улучшения качества продукции требуют дальнейшего совершенствования, укрепления и развития хозрасчета.

Для решения этих задач сентябрьский (1965 г.) Пле­ нум ЦК КПСС наметил комплекс мероприятий по улуч­ шению управления и планирования, усилению экономи­ ческого стимулирования и совершенствования всей си­ стемы хозрасчетных отношений.

§ 2. ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА

Хозяйственный расчет как метод социалистического хозяйствования строится на основе принципов экономи­ ческой деятельности предприятий, разработанных В. И. Лениным. К. ним относятся: 1) хозяйственно-опера­ тивная самостоятельность; 2) окупаемость затрат и рен­ табельность; 3) материальная заинтересованность и ма­ териальная ответственность в работе; 4) контроль рублем.

* Л е н и н В. И. Полное собрание сочинений, т. 54; с. 150.

153


Хозяйственно-оперативная самостоятельность

Каждое хозрасчетное предприятие имеет определен­ ную самостоятельность в ведении хозяйства. Оно плани­ рует и регулирует хозяйственную деятельность, учиты­ вая свои особенности, проявляет инициативу при выпол­ нении плановых заданий, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке и распоряжается находя­ щимися на его расчетном счете средствами в соответст­ вии с действующим законодательством. Каждое хозра­ счетное предприятие имеет свой устав, в котором опре­ делены цели и задачи его деятельности, и законченную систему бухгалтерского учета всех имеющихся у него средств.

Чтобы обеспечить хозяйственно-оперативную само­ стоятельность, каждое предприятие получает в свое рас­ поряжение основные фонды и оборотные средства, за правильное использование которых оно отвечает перед государством.

На основании «Положения о социалистическом про­ изводственном государственном предприятии» гостиницы имеют широкие возможности для проявления инициати­ вы и выбора мер и средств, чтобы обеспечить выполнение установленных плановых заданий, эффективно сочетать централизованное руководство с хозяйственной самостоя­ тельностью. Теперь предприятия имеют правовые гаран­ тии от необоснованного вмешательства вышестоящих ор­ ганизаций — горкоммунхозов, исполкомов городских Советов депутатов трудящихся.

Все хозрасчетные предприятия имеют право юриди­ ческого лица. В процессе своей деятельности они всту­ пают в хозрасчетные отношения друг с другом, заклю­ чают договоры, предъявляют иски и отвечают за свои обязательства. Они имеют право пользоваться банков­ ским кредитом, отвечают за его целевое использование и своевременный возврат. Хозрасчетные предприятия на­ делены определенными правами в области планирования, капитального строительства, совершенствования техни­ ки, материально-технического снабжения, финансов, в области труда и заработной платы. Они могут реализо­ вать в установленном порядке излишние и ненужные ос­ новные фонды и товарно-материальные ценности. Особен­ но важным является расширение самостоятельности

154

предприятий в части увеличения финансовых ресурсов для реконструкции производств и материального стиму­ лирования.

Эффективность хозяйственно-оперативной деятель­ ности зависит от использования таких экономических ка­ тегорий, как цена, тарифы, прибыль, кредит, финансы. Однако, как отмечают отдельные директора гостиниц, работающих в новых условиях, еще наблюдаются от­ дельные факты мелкой опеки со-'стороны вышестоящих организаций; в частности, дирекция не может самостоя­ тельно заселять номера и общежития, заказывать со­ ответствующим предприятиям форменную одежду, фор­ менное белье и посуду.

Окупаемость затрат и прибыльность предприятий

Основой хозяйственного расчета является принцип окупаемости затрат и прибыльность. Суть его заключа­ ется в том, что каждое предприятие должно возмещать произведенные расходы, реализуя свою продукцию и ус­ луги по установленным ценам и тарифам, обеспечивая при этом прибыльность предприятия и необходимые средства для образования фондов экономического стиму­ лирования. Особенно большое значение имеет принцип окупаемости (безубыточности) для предприятий гости­ ничного хозяйства, значительная часть которых в дан­ ное время убыточна.

Хозяйственная реформа предусматривает постепен­ ный переход предприятий на самофинансирование, т. е. покрытие потребностей в средствах на простое и расши­ ренное воспроизводство за счет собственных средств и всемерное сокращение бюджетного финансирования.

Устранение убыточной работы гостиниц, обеспечение выполнения и перевыполнения плана по прибыли каждой гостиницей является в настоящее время одной из важ­ нейших народнохозяйственных задач.

Материальная заинтересованность и материальная ответственность

Материальное стимулирование в сочетании с мораль­ ным стало одним из важнейших принципов управления производством. До хозяйственной реформы материаль­ ная заинтересованность в результатах работы предприя­

155


тия была недостаточной, возможности повышать зарпла­ ту за счет созданной предприятиями прибыли ограни­ чены. Работники коммунальных предприятий получали из фонда предприятия премии в незначительных разме­ рах. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу усилить материальную заинтересованность все­ го коллектива и каждого работника в конечных резуль­ татах работы предприятия, обеспечить более полное со­ четание интересов каждого работника с интересами предприятия в целом, а интересов предприятия — с ин­ тересами всего общества.

Различают экономическое стимулирование предприя­ тий с помощью стоимостных форм (цен, тарифов, прибы­ ли, кредита, связанных с доходами хозрасчетных пред­ приятий) и материальное стимулирование работников путем использования различных систем заработной пла­ ты и положений о премировании, связанных с личными доходами работников.

Предприятия, работающие в новых условиях хозяйст­ вования, создают за счет отчислений от прибыли два фон­ да: фонд материального поощрения и фонд социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства. Они являются формами коллективной и личной матери­ альной заинтересованности в улучшении работы пред­ приятия. Размер премий, выплачиваемых из фонда ма­ териального поощрения, устанавливают в соответствии с вкладом каждого работника в общее дело.

Материальное стимулирование работников предприя­ тий должно сочетаться с моральным. Это требует всемер­ ного усиления идейно-политической и культурно-воспита­ тельной работы с работниками предприятий, воспитания сознательной дисциплины и творческого отношения к труду. Чтобы моральное и материальное стимулирование сочетались, необходимо применять единые критерии оценки деятельности гостиниц в вопросах планирования, хозяйствования и при подведении итогов социалистиче­ ского соревнования. Реформа более тесно увязывает со­ ревнование с хозяйственным расчетом, заинтересовыва­ ет участников соревнования в повышении эффективности производства, улучшении качественных показателей работы.

В Директивах XXIV съезда КПСС указывается на необходимость повышения материальной ответственности

156

предприятий за результаты своей деятельности, за вы­ полнение плановых и договорных обязательств перед по­ ставщиками, потребителями и государством. Различают две формы материальной ответственности: хозрасчет­ ная — всего коллектива и личная — отдельных работ­ ников.

Различные вычеты и прибыли, штраф за нарушение хозрасчетных договоров, пеня за несвоевременное вне­ сение в бюджет платы за фонды, возвращение кредита относятся к хозрасчетной ответственности всего коллек­ тива предприятия. Невыполнение плановых заданий, упущения в работе также влекут за собой материальную ответственность коллектива. Невыполнение плановых показателей уменьшает фонд материального поощрения.

К личной материальной ответственности относят пол­ ное или частичное лишение работника премии за упуще­ ния в работе, перевод на низкооплачиваемую работу. При осуществлении хозяйственной реформы коллективная и личная материальная ответственность повышаются. Так, с 1 января 1968 г. предусмотрены новые, повышенные размеры неустойки за просрочку поставки или недопо­ ставку продукции производственно-технического назна­ чения и товаров народного потребления.

Контроль рублем за деятельностью предприятий

Опыт работы показал, что хозрасчет невозможен без контроля рублем за всеми видами производственно-хо­ зяйственной деятельности предприятий. Суть контроля рублем заключается в следующем:

а) поступление на предприятие денежных средств ста­ вится в зависимость от выполнения количественных и ка­ чественных показателей плана;

б) качество работы каждого предприятия и его под­ разделений определяют сопоставлением в денежной фор­ ме производственных затрат и доходов;

в) работу предприятий проверяют на основе бухгал­ терских отчетов, характеризующих его финансовое состояние, состояние платежной дисциплины и взаимоот­ ношений с бюджетом;

г) на деятельность предприятия оказывают воздейст­ вие либо путем оказания ему финансовой помощи, либо применением различных финансовых санкций, например, перевод на особый режим финансирования.

157


Хозяйственную деятельность предприятия контроли­ руют работники самого предприятия (бухгалтерия, эко­ номист), вышестоящие организации, учреждения Гос­ банка, финансовые органы, группы и посты народного контроля (функции контроля выполняют общественные бюро экономического анализа).

Ревизию производственной и финансовой деятель­ ности предприятий проводят раз в год вышестоящие ор­ ганы с привлечением заинтересованных организаций,

§ 3. В Н УТРИ ХО ЗЯЙ С ТВ ЕН Н Ы Й РАСЧЕТ

Производственно-хозяйственная деятельность подраз­ делений предприятия осуществляется, как правило, на основе внутрихозяйственного расчета. Следовательно, основные принципы хозрасчета распространяются не только на предприятие в целом, но и на деятельность его частей и производственных подразделений. Внутрихо­ зяйственный расчет является составной частью хозрасче­ та предприятия. Он основан на тех же принципах и направлен на решение задач, поставленных перед пред­ приятием. Внутрихозяйственный расчет — это метод пла­ нового ведения хозяйства подразделений гостиницы. По сравнению с хозрасчетом предприятия внутрихозяйствен­ ный расчет имеет свои особенности. Во-первых, подраз­ деления предприятия представляют собой не самостоя­ тельные хозяйственные единицы, а составные части пред­ приятия и поэтому обладают меньшей самостоятель­ ностью; их деятельность ограничивается производствен­ ными функциями; во-вторых, подразделения пе имеют права юридического лица, не заключают хозяйственных договоров с другими организациями, не имеют закончен­ ной бухгалтерской отчетности и своего расчетного счета в Госбанке, не покупают материалов, топлива и запасных частей.

Переходу на внутрихозяйственный расчет должна предшествовать большая подготовительная работа. Опыт внедрения внутрихозяйственного расчета в коммуналь­ ных предприятиях и особенно в гостиницах крайне не­ значителен.

При разработке плана подготовки к переводу подраз­ делений на внутренний хозрасчет необходимо опреде­ лить их перечень с учетом условий работы данной гости­ ницы.

158

Подразделения гостиниц делят на основные, которые оказывают гостиничные услуги, подсобные предприятия

ивспомогательные подразделения.

Косновным подразделениям в условиях гостиничного хозяйства следует отнести отдельные корпуса гостиниц (например, гостиница «Турист» в Москве имеет в своем подчинении сёмь корпусов, находящихся в ведении завкорпусами) и этажи гостиниц при размещении ее в одном корпусе (например, гостиница «Украина» в Москве).

Квспомогательным подразделениям относятся те,

которые не участвуют непосредственно в оказании услуг гостям, но обслуживают основные подразделения (котельная, сантехническая группа, ремонтная группа, электрогруппа). Перешедшие в ведение гостиниц ресто­ раны, буфеты могут быть выделены в самостоятельные подразделения и переведены на внутрихозяйственный расчет.

В небольших городах образованы комбинаты комму­ нальных предприятий, в состав которых входят на пра­ вах цеха гостиницы, действующие на принципах внутри­ хозяйственного расчета.

При организации внутрихозяйственного расчета не­ обходимо устанавливать подразделениям оценочные по­ казатели, максимально приближающиеся к показателям предприятия, чтобы они отражали наиболее существен­ ные моменты их работы и позволяли бы при рассмотре­ нии итогов правильно оценить их деятельность; предо­ ставить подразделениям определенную оперативно-хозяй­ ственную самостоятельность; обеспечить материальную заинтересованность в конечных результатах работы под­ разделения; установить материальную ответственность подразделений за невыполнение своих обязательств пе­ ред другими подразделениями и предприятиями.

Оценочными показателями предприятия называют та­ кие, которые могут служить основными критериями оцен­ ки их деятельности и могут быть положены в основу ма­ териального стимулирования работников и учета этой деятельности. В качестве оценочных показателей основ­ ных подразделений гостиницы могут быть: доходы в денежном выражении, предоставление услуг в натураль­ ном выражении, расходы по элементам затрат, на ко­ торые они могут оказывать влияние, фонд заработной платы.

159


Гостиничные объединения доводят до отдельных гос­ тиниц и корпусов следующие плановые показатели: кой­ ко-дни, доходы, расходы, прибыль от предоставления койко-дней, доходы от платных услуг, доходы от быто­ вых услуг (часовые, швейные, сапожные, парикмахерские и другие мастерские), доходы от прачечных, сдачи в •аренду помещений и фонд заработной платы.

По вспомогательным подразделениям, учитывая осо­ бенности их деятельности, утверждают объем работ и услуг в натуральных показателях, смету затрат, фонд -зарплаты.

Внутренний хозрасчет внедряют на основе разрабаты­ ваемых предприятиями «Положений о внутрихозяйствен­ ном расчете», в которых излагаются основные принципы и условия организации внутреннего хозрасчета в гости­ ницах, порядок подготовки к переходу подразделений на внутренний расчет, технико-экономическое планиро­ вание хозяйственной деятельности хозрасчетных подраз­ делений, вопросы организации учета и определения ре­ зультатов деятельности подразделений и материального поощрения их работников.

Для внедрения внутрихозяйственного расчета в гости­ ницах необходимо: улучшить организационную структуру и планирование, создать прогрессивные нормы расхода материальных, трудовых и денежных затрат, упоря­ дочить хранение и выдачу материалов, топлива, инвента­ ря и инструмента, организовать весо-измерительное хо­ зяйство, усовершенствовать систему бухгалтерского, опе­ ративного и статистического учета, в частности ввести нормативный метод учета затрат и ежедневный учет по •основным показателям работы гостиницы и ее подразде­ лений.

Отсутствие внутреннего хозяйственного расчета в ряде крупных гостиниц ослабляет заинтересованность под­ разделений в лучшем использовании основных фондов и в экономии материальных и трудовых ресурсов. Внед­ рение полного хозяйственного расчета во все звенья

управления

гостиничным хозяйством — от министерства

до низового

подразделения, бригады — и создание си­

стемы экономического стимулирования работников будет ■способствовать повышению эффективности эксплуатации и улучшению качества обслуживания проживающих.

160