Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Г л а в а XII
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ
ВГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
§1. С УЩ Н О СТЬ И ЗН АЧЕН И Е
ХО ЗЯЙ СТВЕН Н О ГО РАСЧЕТА
Хозяйственный расчет является объектив ной экономической категорией социализма. В хозрасчете предприятия отражаются экономические отношения, обусловленные социалистической собственностью на средства производства: предприятий с обществом, пред приятий друг с другом и предприятий с занятыми на них работниками.
В практике государственного руководства социали стическими коммунальными предприятиями хозяйствен ный расчет выступает как метод ведения планового хо зяйства, основанный на использовании экономических законов социализма с целью достижения в интересах об щества наибольших результатов с наименьшими затра тами трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Наибольший эффект дает система полного хозяйст венного расчета, внедряемая в нашей промышленности в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пле нума ЦК КПСС, когда все хозяйственные связи пред приятия строятся на хозрасчетной основе.
Гостиницы могут быть связаны: с поставщиками, управлениями снабжения и сбыта, с потребителями услуг («Интуристом», организациями, бронирующими номера в гостиницах), транспортными, проектными, строитель ными, торгующими и другими контрагентами; с выше стоящими звеньями хозяйственного управления (город скими, областными, краевыми отделами коммунального хозяйства, гостиничными объединениями, главными управлениями министерства).
В данное время на хозяйственный расчет переведены все крупные гостиницы и гостиничные объединения. Го стиницы, входящие в состав комбината коммунальных предприятий, находятся на внутрихозяйственном расчете.
Для осуществления полного хозрасчета во всех зве ньях управления коммунальными предприятиями необ ходимы: сочетание централизованного планирования с
152
хозяйственной самостоятельностью предприятий; четкая система разделения ответственности между различными звеньями управления коммунальным хозяйством, прав, обязанностей и задач каждого звена управления; нали чие у предприятий средств для расширенного воспроиз водства; правильный выбор показателей для оценки дея тельности предприятия; создание увязанной с этими по казателями системы экономического стимулирования работников.
Необходимость хозяйственного расчета В. И. Ленин связывал с экономическими условиями развития социа листического производства и прежде всего с наличием товарно-денежного хозяйства. Определяя задачи социа листического строительства, он указывал: «Перевод гос предприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным» *. Жизнь полностью подтвердила правильность ленинского вывода о перспективах развития хозрасчета.
Увеличение масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, рост технического' прогресса, а также насущная необходимость ускорения темпов роста производства и производительности труда, повышения эффективности производства, всемерного улучшения качества продукции требуют дальнейшего совершенствования, укрепления и развития хозрасчета.
Для решения этих задач сентябрьский (1965 г.) Пле нум ЦК КПСС наметил комплекс мероприятий по улуч шению управления и планирования, усилению экономи ческого стимулирования и совершенствования всей си стемы хозрасчетных отношений.
§ 2. ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА
Хозяйственный расчет как метод социалистического хозяйствования строится на основе принципов экономи ческой деятельности предприятий, разработанных В. И. Лениным. К. ним относятся: 1) хозяйственно-опера тивная самостоятельность; 2) окупаемость затрат и рен табельность; 3) материальная заинтересованность и ма териальная ответственность в работе; 4) контроль рублем.
* Л е н и н В. И. Полное собрание сочинений, т. 54; с. 150.
153
Хозяйственно-оперативная самостоятельность
Каждое хозрасчетное предприятие имеет определен ную самостоятельность в ведении хозяйства. Оно плани рует и регулирует хозяйственную деятельность, учиты вая свои особенности, проявляет инициативу при выпол нении плановых заданий, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке и распоряжается находя щимися на его расчетном счете средствами в соответст вии с действующим законодательством. Каждое хозра счетное предприятие имеет свой устав, в котором опре делены цели и задачи его деятельности, и законченную систему бухгалтерского учета всех имеющихся у него средств.
Чтобы обеспечить хозяйственно-оперативную само стоятельность, каждое предприятие получает в свое рас поряжение основные фонды и оборотные средства, за правильное использование которых оно отвечает перед государством.
На основании «Положения о социалистическом про изводственном государственном предприятии» гостиницы имеют широкие возможности для проявления инициати вы и выбора мер и средств, чтобы обеспечить выполнение установленных плановых заданий, эффективно сочетать централизованное руководство с хозяйственной самостоя тельностью. Теперь предприятия имеют правовые гаран тии от необоснованного вмешательства вышестоящих ор ганизаций — горкоммунхозов, исполкомов городских Советов депутатов трудящихся.
Все хозрасчетные предприятия имеют право юриди ческого лица. В процессе своей деятельности они всту пают в хозрасчетные отношения друг с другом, заклю чают договоры, предъявляют иски и отвечают за свои обязательства. Они имеют право пользоваться банков ским кредитом, отвечают за его целевое использование и своевременный возврат. Хозрасчетные предприятия на делены определенными правами в области планирования, капитального строительства, совершенствования техни ки, материально-технического снабжения, финансов, в области труда и заработной платы. Они могут реализо вать в установленном порядке излишние и ненужные ос новные фонды и товарно-материальные ценности. Особен но важным является расширение самостоятельности
154
предприятий в части увеличения финансовых ресурсов для реконструкции производств и материального стиму лирования.
Эффективность хозяйственно-оперативной деятель ности зависит от использования таких экономических ка тегорий, как цена, тарифы, прибыль, кредит, финансы. Однако, как отмечают отдельные директора гостиниц, работающих в новых условиях, еще наблюдаются от дельные факты мелкой опеки со-'стороны вышестоящих организаций; в частности, дирекция не может самостоя тельно заселять номера и общежития, заказывать со ответствующим предприятиям форменную одежду, фор менное белье и посуду.
Окупаемость затрат и прибыльность предприятий
Основой хозяйственного расчета является принцип окупаемости затрат и прибыльность. Суть его заключа ется в том, что каждое предприятие должно возмещать произведенные расходы, реализуя свою продукцию и ус луги по установленным ценам и тарифам, обеспечивая при этом прибыльность предприятия и необходимые средства для образования фондов экономического стиму лирования. Особенно большое значение имеет принцип окупаемости (безубыточности) для предприятий гости ничного хозяйства, значительная часть которых в дан ное время убыточна.
Хозяйственная реформа предусматривает постепен ный переход предприятий на самофинансирование, т. е. покрытие потребностей в средствах на простое и расши ренное воспроизводство за счет собственных средств и всемерное сокращение бюджетного финансирования.
Устранение убыточной работы гостиниц, обеспечение выполнения и перевыполнения плана по прибыли каждой гостиницей является в настоящее время одной из важ нейших народнохозяйственных задач.
Материальная заинтересованность и материальная ответственность
Материальное стимулирование в сочетании с мораль ным стало одним из важнейших принципов управления производством. До хозяйственной реформы материаль ная заинтересованность в результатах работы предприя
155
тия была недостаточной, возможности повышать зарпла ту за счет созданной предприятиями прибыли ограни чены. Работники коммунальных предприятий получали из фонда предприятия премии в незначительных разме рах. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу усилить материальную заинтересованность все го коллектива и каждого работника в конечных резуль татах работы предприятия, обеспечить более полное со четание интересов каждого работника с интересами предприятия в целом, а интересов предприятия — с ин тересами всего общества.
Различают экономическое стимулирование предприя тий с помощью стоимостных форм (цен, тарифов, прибы ли, кредита, связанных с доходами хозрасчетных пред приятий) и материальное стимулирование работников путем использования различных систем заработной пла ты и положений о премировании, связанных с личными доходами работников.
Предприятия, работающие в новых условиях хозяйст вования, создают за счет отчислений от прибыли два фон да: фонд материального поощрения и фонд социально культурных мероприятий и жилищного строительства. Они являются формами коллективной и личной матери альной заинтересованности в улучшении работы пред приятия. Размер премий, выплачиваемых из фонда ма териального поощрения, устанавливают в соответствии с вкладом каждого работника в общее дело.
Материальное стимулирование работников предприя тий должно сочетаться с моральным. Это требует всемер ного усиления идейно-политической и культурно-воспита тельной работы с работниками предприятий, воспитания сознательной дисциплины и творческого отношения к труду. Чтобы моральное и материальное стимулирование сочетались, необходимо применять единые критерии оценки деятельности гостиниц в вопросах планирования, хозяйствования и при подведении итогов социалистиче ского соревнования. Реформа более тесно увязывает со ревнование с хозяйственным расчетом, заинтересовыва ет участников соревнования в повышении эффективности производства, улучшении качественных показателей работы.
В Директивах XXIV съезда КПСС указывается на необходимость повышения материальной ответственности
156
предприятий за результаты своей деятельности, за вы полнение плановых и договорных обязательств перед по ставщиками, потребителями и государством. Различают две формы материальной ответственности: хозрасчет ная — всего коллектива и личная — отдельных работ ников.
Различные вычеты и прибыли, штраф за нарушение хозрасчетных договоров, пеня за несвоевременное вне сение в бюджет платы за фонды, возвращение кредита относятся к хозрасчетной ответственности всего коллек тива предприятия. Невыполнение плановых заданий, упущения в работе также влекут за собой материальную ответственность коллектива. Невыполнение плановых показателей уменьшает фонд материального поощрения.
К личной материальной ответственности относят пол ное или частичное лишение работника премии за упуще ния в работе, перевод на низкооплачиваемую работу. При осуществлении хозяйственной реформы коллективная и личная материальная ответственность повышаются. Так, с 1 января 1968 г. предусмотрены новые, повышенные размеры неустойки за просрочку поставки или недопо ставку продукции производственно-технического назна чения и товаров народного потребления.
Контроль рублем за деятельностью предприятий
Опыт работы показал, что хозрасчет невозможен без контроля рублем за всеми видами производственно-хо зяйственной деятельности предприятий. Суть контроля рублем заключается в следующем:
а) поступление на предприятие денежных средств ста вится в зависимость от выполнения количественных и ка чественных показателей плана;
б) качество работы каждого предприятия и его под разделений определяют сопоставлением в денежной фор ме производственных затрат и доходов;
в) работу предприятий проверяют на основе бухгал терских отчетов, характеризующих его финансовое состояние, состояние платежной дисциплины и взаимоот ношений с бюджетом;
г) на деятельность предприятия оказывают воздейст вие либо путем оказания ему финансовой помощи, либо применением различных финансовых санкций, например, перевод на особый режим финансирования.
157
Хозяйственную деятельность предприятия контроли руют работники самого предприятия (бухгалтерия, эко номист), вышестоящие организации, учреждения Гос банка, финансовые органы, группы и посты народного контроля (функции контроля выполняют общественные бюро экономического анализа).
Ревизию производственной и финансовой деятель ности предприятий проводят раз в год вышестоящие ор ганы с привлечением заинтересованных организаций,
§ 3. В Н УТРИ ХО ЗЯЙ С ТВ ЕН Н Ы Й РАСЧЕТ
Производственно-хозяйственная деятельность подраз делений предприятия осуществляется, как правило, на основе внутрихозяйственного расчета. Следовательно, основные принципы хозрасчета распространяются не только на предприятие в целом, но и на деятельность его частей и производственных подразделений. Внутрихо зяйственный расчет является составной частью хозрасче та предприятия. Он основан на тех же принципах и направлен на решение задач, поставленных перед пред приятием. Внутрихозяйственный расчет — это метод пла нового ведения хозяйства подразделений гостиницы. По сравнению с хозрасчетом предприятия внутрихозяйствен ный расчет имеет свои особенности. Во-первых, подраз деления предприятия представляют собой не самостоя тельные хозяйственные единицы, а составные части пред приятия и поэтому обладают меньшей самостоятель ностью; их деятельность ограничивается производствен ными функциями; во-вторых, подразделения пе имеют права юридического лица, не заключают хозяйственных договоров с другими организациями, не имеют закончен ной бухгалтерской отчетности и своего расчетного счета в Госбанке, не покупают материалов, топлива и запасных частей.
Переходу на внутрихозяйственный расчет должна предшествовать большая подготовительная работа. Опыт внедрения внутрихозяйственного расчета в коммуналь ных предприятиях и особенно в гостиницах крайне не значителен.
При разработке плана подготовки к переводу подраз делений на внутренний хозрасчет необходимо опреде лить их перечень с учетом условий работы данной гости ницы.
158
Подразделения гостиниц делят на основные, которые оказывают гостиничные услуги, подсобные предприятия
ивспомогательные подразделения.
Косновным подразделениям в условиях гостиничного хозяйства следует отнести отдельные корпуса гостиниц (например, гостиница «Турист» в Москве имеет в своем подчинении сёмь корпусов, находящихся в ведении завкорпусами) и этажи гостиниц при размещении ее в одном корпусе (например, гостиница «Украина» в Москве).
Квспомогательным подразделениям относятся те,
которые не участвуют непосредственно в оказании услуг гостям, но обслуживают основные подразделения (котельная, сантехническая группа, ремонтная группа, электрогруппа). Перешедшие в ведение гостиниц ресто раны, буфеты могут быть выделены в самостоятельные подразделения и переведены на внутрихозяйственный расчет.
В небольших городах образованы комбинаты комму нальных предприятий, в состав которых входят на пра вах цеха гостиницы, действующие на принципах внутри хозяйственного расчета.
При организации внутрихозяйственного расчета не обходимо устанавливать подразделениям оценочные по казатели, максимально приближающиеся к показателям предприятия, чтобы они отражали наиболее существен ные моменты их работы и позволяли бы при рассмотре нии итогов правильно оценить их деятельность; предо ставить подразделениям определенную оперативно-хозяй ственную самостоятельность; обеспечить материальную заинтересованность в конечных результатах работы под разделения; установить материальную ответственность подразделений за невыполнение своих обязательств пе ред другими подразделениями и предприятиями.
Оценочными показателями предприятия называют та кие, которые могут служить основными критериями оцен ки их деятельности и могут быть положены в основу ма териального стимулирования работников и учета этой деятельности. В качестве оценочных показателей основ ных подразделений гостиницы могут быть: доходы в денежном выражении, предоставление услуг в натураль ном выражении, расходы по элементам затрат, на ко торые они могут оказывать влияние, фонд заработной платы.
159
Гостиничные объединения доводят до отдельных гос тиниц и корпусов следующие плановые показатели: кой ко-дни, доходы, расходы, прибыль от предоставления койко-дней, доходы от платных услуг, доходы от быто вых услуг (часовые, швейные, сапожные, парикмахерские и другие мастерские), доходы от прачечных, сдачи в •аренду помещений и фонд заработной платы.
По вспомогательным подразделениям, учитывая осо бенности их деятельности, утверждают объем работ и услуг в натуральных показателях, смету затрат, фонд -зарплаты.
Внутренний хозрасчет внедряют на основе разрабаты ваемых предприятиями «Положений о внутрихозяйствен ном расчете», в которых излагаются основные принципы и условия организации внутреннего хозрасчета в гости ницах, порядок подготовки к переходу подразделений на внутренний расчет, технико-экономическое планиро вание хозяйственной деятельности хозрасчетных подраз делений, вопросы организации учета и определения ре зультатов деятельности подразделений и материального поощрения их работников.
Для внедрения внутрихозяйственного расчета в гости ницах необходимо: улучшить организационную структуру и планирование, создать прогрессивные нормы расхода материальных, трудовых и денежных затрат, упоря дочить хранение и выдачу материалов, топлива, инвента ря и инструмента, организовать весо-измерительное хо зяйство, усовершенствовать систему бухгалтерского, опе ративного и статистического учета, в частности ввести нормативный метод учета затрат и ежедневный учет по •основным показателям работы гостиницы и ее подразде лений.
Отсутствие внутреннего хозяйственного расчета в ряде крупных гостиниц ослабляет заинтересованность под разделений в лучшем использовании основных фондов и в экономии материальных и трудовых ресурсов. Внед рение полного хозяйственного расчета во все звенья
управления |
гостиничным хозяйством — от министерства |
до низового |
подразделения, бригады — и создание си |
стемы экономического стимулирования работников будет ■способствовать повышению эффективности эксплуатации и улучшению качества обслуживания проживающих.
160