Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет фондов экономического стимулирования

а

 

,

•V®

 

 

руб.тыс.

Среднегодоваястои­ мостьОСНОВНЫХ ПрОИс водственныхфондов, руб.тыс.

Нормативотчислений

заработнойФонд плат

Наименование

 

 

 

фонда

 

 

 

Таблица 21

Фонд экономической стимулирования, тыс. руб.

В том

числе

40% общей суммы доходов от реализа­ ции услуг

60% суммы балансо­ вой прибыла

Фонд материального поощре­

300

8,2

24,6

9,84

14,76

ния (ФМП)

 

Фонд социально-культурных

 

 

 

 

 

мероприятий

и жилищного

300

4

12

4,8

7,2

строительства

(ФСКМ)

Фонд развития производства

 

 

 

 

6,84

(Ф РП )

6000 0,19

11,4

4,56

 

И т о г о

 

 

48

19,2

28,8

 

 

 

 

 

7 абмщ а 22

Расчет нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования

На именование фонда

1

Фонд материального по­ ощрения Фонд социально-культурных

мероприятий и жилищного строительства Фонд развития производства

2-ио

іа

 

 

Зз

<я ь

\0 Н

г

sf

 

2

S о

 

о я Я

я а.

 

я Я

я « о

я <иЧ

5*

JOн я

О о я

О я

 

2

3

800

100

Фонды эконо­

Норматив от­

числений в

мического

фонды эконо­

стимулирова­

мического сти­

ния, тыс. руб.

мулирования

 

 

S s |

ч

 

о а

 

 

3 « а

ч ч , о

2 о-ю

 

S о 5

І а5х

s с

 

у а 5

 

5,0 я

я Kt Я-«-

2^.

(графа

о я с

 

уОО

 

 

 

ж я

Я Л я ■■

 

 

н ло .

 

 

9,84 14,76 1,23 14,76

800

100

4,8

7,2

0,6

7,2

800

100

4,56

6,84

0,57

6,84

170



-населению и на коммунально-бытовые нужды и общей суммы балансовой прибыли определяют делением соот­ ветствующей части средств фондов экономического сти­ мулирования, принятых в расчетах, на соответствующие фондообразующие показатели, общую сумму доходов от реализации услуг населению и общую сумму балансовой прибыли.

Гостиницы, которые при переходе на новую систему работы не могут обеспечить образование фондов эконо­ мического стимулирования в объеме исходных норм, уста­ навливают нормативы отчислений в них, исходя из той доли прибыли, которая может быть направлена на обра­ зование этих фондов. Пример расчета фондов экономи­ ческого стимулирования приведен в приложении 7.

Для планово-убыточных гостиниц, то есть гостиниц, у которых по плану расходы превышают доходы, допол­ нительно к показателям, перечисленным выше, утвер­ ждаются:

а) сумма планового убытка, которая определяется как разность между общей суммой расходов по предприя­ тию и общей суммой его доходов от реализации услуг по действующим тарифам от всех видов деятельности;

б) сумма расчетной (уточненной) дотации из бюдже­ та, определяемой, как разность между суммой дотации по утвержденному плану на период работы по новой системе и суммой уменьшения этой дотации в связи с переводом предприятия на новую систему работы, в размере 10% от дополнительно изысканных средств на образование фон­ дов экономического стимулирования;

в) сумма расчетного дохода, определяемая как сум­ ма общего дохода от реализации услуг по всем видам •деятельности и расчетной (уточненной) дотации;

г) сумма расчетной прибыли, определяемая, как раз­ ность между суммой расчетного дохода и общей суммой расходов.

Сумма расчетной дотации остается неизменной на весь срок работы гостиницы по новым методам хозяйство­

вания.

Размер фондов экономического стимулирования опре­ деляется по нормативам, устанавливаемым раздельно по каждому фонду в процентах от предусмотренных планом общей суммы дохода от реализации услуг по действую­ щим тарифам и общей суммы расчетной прибыли.

171

Соотношение средств, принимаемых для расчета нор­ мативов образования фондов экономического стимули­ рования принято по Украинской ССР с таким расчетом, чтобы от суммы расчетной прибыли направлялось 20% от общей суммы этих фондов.

В указанном выше порядке фонды стимулирования образуются до достижения гостиницами уровня рента­

бельности, позволяющего образовывать

эти фонды за

счет прибыли.

1

Внастоящее время на новую систему планирования и экономического стимулирования переводятся не отдель­ ные коммунальные предприятия, а управления (отделы) краевых (областных) исполкомов совместно с подведом­ ственными им отраслевыми управлениями, городскими управлениями и отделами коммунального хозяйства и предприятиями.

Вуправлениях (отделах) коммунального хозяйства краевых (областных) исполкомов создается централизо­ ванный фонд материального поощрения (ЦФМП) из условий, что его общая сумма не должна превышать 10% средств, направленных в фонды материального по­ ощрения предприятий и централизованные фонды отрас­ левых управлений, городских управлений (отделов) ком­ мунального хозяйства.

Средства этого фонда используются на премирование аппарата управления, пополнение фондов материального поощрения предприятий, которые по независящим от них причинам ухудшили свои экономические показа­ тели, на премирование предприятий — победителей в социалистическом соревновании и на единовременное

поощрение.

Кроме того краевые (областные) управления комму­ нального хозяйства могут создавать централизованные фонды социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонды развития производства.

Практика показала, что полное лишение предприятий материального стимулирования даже при незначитель­ ном недовыполнении отдельных показателей плана, а также поощрение преимущественно за перевыполнение плана подрывает материальную заинтересованность кол­ лективов в улучшении работы гостиниц и побуждает их к принятию заниженных планов.

При новой системе работы дополнительные отчисле­

172


ния от прибыли в фонды экономического стимулирования производятся при перевыполнении плана доходов от реа­ лизации услуг и прибыли, по дифференцированным ко­ эффициентам отчислений в фонды экономического сти­ мулирования. При перевыполнении плана по фондообра­ зующим показателям до 3% — 0,7, от 3,1 до 7% — 0,5 и от 7% и выше отчисления по коэффициенту 0,25. Эти отчисления производятся в пределах полученной сверх­ плановой прибыли. Такой порядок дополнительных отчис­ лений заинтересовывает предприятия в принятии повы­ шенных напряженных планов, так как они теряют определенные суммы отчислений в фонды экономического стимулирования.

Чтобы не ухудшать качества обслуживания приез­ жающих, по гостиницам установлено, что отчисления из сверхплановой прибыли, полученной от использования временных (приставных) кроватей, могут производиться только с разрешения вышестоящей организации.

При недовыполнении плана по фондообразующим по­ казателям фонды уменьшаются по нормативам, повы­ шенным не менее чем на 20%.

Минимальный размер отчислений от прибыли в фонд материального поощрения после уменьшения отчислений за невыполнение плана по отдельным показателям не может быть ниже 40% суммы, предусмотренной планом на данный квартал или год. Средства фондов экономи­ ческого стимулирования, не использованные в текущем году, переходят на следующий год и изъятию у предприя­ тия и организации коммунального хозяйства не под­ лежат.

§ 5. О БРАЗО ВАН И Е И И С П О Л ЬЗО В А Н И Е Ф О Н ДА М А Т Е Р И А Л Ь Н О ГО П О О Щ РЕ Н И Я

Фонд материального поощрения образуют в гостинш цах для усиления материальной заинтересованности ра­ ботников в повышении эффективности эксплуатации, уве­ личении объема реализации услуг и прибыли, улучшении качества обслуживания приезжающих. Источником обра­ зования фонда материального поощрения является прибыль. В год перехода на новые условия работы источ­ ником образования этого фонда являются средства, предусмотренные в плане данного года для премирования

173

руководящих инженерно-технических работников и слу­ жащих за счет фонда зарплаты; средства для премиро­ вания из фонда предприятия, которые должны были образоваться за период с момента перехода на новую систему; часть дополнительной прибыли, направляемой в фонд материального поощрения.

Средства, поступающие в фонд материального поощ­ рения, используются на основании сметы расходования фондов экономического стимулирования. Средства этого фонда могут расходоваться:

на премирование рабочих, руководящих и инженернотехнических работников, служащих и других категорий работников по премиальным системам;

на единовременное поощрение руководящих, инженер­ но-технического персонала, служащих и других работни­ ков предприятия, отличившихся при выполнении особо важных производственных заданий;

на выплату вознаграждений рабочим, руководящим и инженерно-техническим работникам, служащим и дру­ гим категориям персонала за общие годовые итоги рабо­ ты предприятия (с момента перехода на новую систему планирования и экономического стимулирования) в со­ ответствии с получаемой ими заработной платой и с уче­ том продолжительности непрерывного стажа работы на данном предприятии;

на выплату премий коллективам и отдельным работ­ никам — победителям в социалистическом соревновании; на оказание единовременной помощи работникам

предприятия.

Распределяют фонд материального поощрения по ука-. занным направлениям, а также утверждают сметы его расходования руководители предприятия совместно с профсоюзной организацией.

В данное время действует следующий порядок выплаты из этого фонда: работников предприятий премируют из средств фонда материального поощрения по итогам ра­ боты первого и второго месяцев каждого квартала за счет авансовых отчислений. Премии по результатам де­ ятельности за третий месяц квартала выплачивают толь­ ко в пределах остатка, исчисленного нарастающим ито-. гом с момента перевода предприятия на новую систему (за вычетом сумм, резервируемых на выплату вознагра­ ждения за общие годовые итоги работы предприятия, и

174


сумм премий, не выплаченных руководящим, инженер­ но-техническим работникам и служащим в связи с пере­ расходом зарплаты).

Премии рабочим из фонда материального поощрения выплачивают в пределах части средств фонда, выделен­ ных по смете на их премирование. Руководящих, инже­ нерно-технических работников и служащих премируют за счет средств, предусмотренных по смете.

Показатели и условия премирования инженерно-тех­ нических работников и служащих подразделений уста­ навливаются руководителем предприятия по согласова­ нию с местной профсоюзной организацией. При этом учитывают конкретные задачи, стоящие перед каждымподразделением, и значение их в повышении эффектив­ ности производства. Премии по установленным пока­ зателям премирования выплачивают при выполнении обязательных условий, несоблюдение которых лишает работника права на получение премии. Наряду с этим могут устанавливаться дополнительные условия, невы­ полнение которых служит основанием для уменьшения премии до 50%.

§6. ФОНД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ИЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства создается в гостиницах, работающих в новых условиях, для улучшения социально-культурного обслуживания и жилищных условий работников. Источ­ ником его образования является прибыль. В год перехода на новые условия работы в этот фонд направляются сред­ ства, предусмотренные в плане для этого из фонда пред­ приятия, который должен был образовываться за период с момента перехода на новые условия, и часть дополни­ тельной прибыли, изысканной предприятием за счет при­ нятия дополнительных обязательств. Отчисления от при­ были в этот фонд производятся ежеквартально. Средства его предназначаются для финансирования расходов на улучшение культурно-бытового и медицинского обслужи­ вания гостиничных работников всех категорий, приобре­ тение медикаментов для врачебно-санаторных учрежде­ ний, путевок в дома отдыха и санатории, на оборудова­

175-

ние столовых и буфетов, домов отдыха, санаториев, клубов, детских учреждений и приобретение для них транспортных средств и инвентаря.

Средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства могут направляться также на физкультурные мероприятия, на усиление питания детей, находящихся в детских садах, яслях, пионерских лаге­ рях, и на другие культурно-бытовые нужды, а также на строительство, расширение и капитальный ремонт жи­ лых домов, клубов, домов отдыха, санаториев, профи­ лакториев, пионерских лагерей, детских садов, яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения.

Предприятия и организации могут использовать сред­ ства фонда социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства также для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений и организаций культурно-бытового обслуживания.

Распределяет фонд социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства по указанным направле­ ниям и утверждает сметы расходов администрация пред­ приятия коммунального хозяйства совместно с профсо­ юзной организацией предприятия (гостиницы), участие которой в решении этих вопросов обязательно.

§ 7. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНДА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Образование фонда развития производства в гости­ ницах, работающих по-новому, создает условия для ускорения технического прогресса, повышения эффектив­ ности эксплуатации и расширения услуг, оказываемых гостям.

Фонд развития производства образуется на предприя­ тиях коммунального хозяйства, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, для финансирования капитальных вложений на внедре­ ние новой техники, механизации и автоматизации произ­ водственных процессов, модернизации оборудования, обновление основных фондов, а также приобретение транспортных средств, совершенствование организации производства и труда и других капитальных вложений по развитию производства, расширению и улучшению каче­

176