Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Г л а в а XIII
НОВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИ РОВАНИЯ в ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
§ 1. О СНОВНЫ Е ЗАД АЧ И
ХОЗЯЙ СТВЕН Н О Й РЕФ О РМ Ы
Главная задача, поставленная перед народ ным хозяйством нашей страны решениями XXIV съезда КПСС и сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС,— обеспечить значительный подъем материального и куль турного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повысить его эффективность, ускорить научно-технический прогресс и рост производительности труда.
Проводимые партией и правительством мероприятия по совершенствованию планирования, усилению хозяй ственной инициативы предприятий и экономического стимулирования, улучшению организации управления стали определяющим фактором развития народного хо зяйства нашей страны. Хозяйственная реформа ока зывает все более благотворное влияние на развитие нашей экономики, на ускорение темпов роста произ водства.
Предприятия, работающие по-новому, увеличивают выпуск продукции и услуг, добиваются более эффек тивного использования производственных фондов, по вышения производительности труда, роста рентабель ности.
Хозяйственная реформа, осуществляемая в нашей стране, охватывает одну отрасль народного хозяйства за другой. Если в промышленности перевод предприятий на новые условия работы приближается к стадии заверше ния, то в коммунальном хозяйстве он только разверты вается; поэтому по-новому работает еще около половины предприятий.
В девятой пятилетке намечается закончить перевод на новые методы планирования и экономического сти мулирования всех хозрасчетных предприятий и органи заций отраслей материального хозяйства.
11 3-74Т |
161 |
Важнейшими принципами новой системы планирова ния и экономического стимулирования в гостиницах, как
ина всех предприятиях, являются:
1)сочетание централизованного планирования с раз витием самостоятельности и инициативы гостиниц;
2)повышение роли экономических методов в руковод стве гостиницами на основе широкого применения таких категорий, как цена, тариф, прибыль, кредит, хозрасчет
идр.;
3)использование, математических методов и вычисли тельной техники для разработки оптимальных планов и нахождения оптимальных решений хозяйственных задач;
4)повышение роли пятилетних планов в хозяйст венной деятельности гостиниц, особенно в части вне дрения новой техники и повышения эффективности экс плуатации;
5)внедрение полного хозрасчета в деятельность гос тиниц, увязанного с новой системой материального сти мулирования, которая предусматривает оплату труда не только в зависимости от результатов индивидуального труда, но и от итогов работы всего коллектива.
Все это создает заинтересованность у коллективов гостиниц в разработке более высоких плановых заданий на основе полного использования своих внутренних ре зервов.
Новые условия хозяйствования требуют значительно го улучшения экономической работы в гостиницах. Эти задачи можно охарактеризовать следующим образом:
выявление и полное использование имеющихся резер вов и возможностей для увеличения реализации услуг, улучшение качества обслуживания приезжающих, по вышение производительности труда и рентабельности гостиниц;
совершенствование организационной структуры управ ления гостиницами, более широкое использование эконо мических методов управления в деятельности подразде лений, развитие и укрепление внутрихозяйственного рас чета, правильное сочетание материального и морального стимулирования;
разработка оптимальных планов развития гостиниц, планомерное внедрение научной организации труда, про изводства и управления с использованием современной вычислительной техники;
162
дальнейшее развитие творческой инициативы коллек тивов гостиниц по повышению эффективности эксплуата ции и улучшению конечных результатов деятельности гостиниц.
§ 2. П О Д ГО ТО В К А К П ЕРЕВО Д У НА НОВУЮ СИ СТЕМ У П Л А Н И РО В А Н И Я
И Э КО Н О М И ЧЕСКО ГО С ТИ М УЛ И РО В А Н И Я
На новую систему планирования и экономического стимулирования гостиничные объединения и гостиницы переводят Советы Министров союзных республик в со ответствии с методическими указаниями по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического сти мулирования, одобренными Междуведомственной комис сией при Госплане СССР 22 июля 1971 г., учитывающими специфические особенности хозяйственно-эксплуатацион ной деятельности коммунальных предприятий.
При переходе на новые условия работы необходимо полнее удовлетворять потребности приезжающих, рас ширять круг дополнительных услуг, максимально исполь зовать основные фонды и оборотные средства и повышать рентабельность.
В результате перехода на новую систему работы гос тиницы должны увеличить объем реализации услуг, до ходы государства и на этой основе — оплату труда ра ботников.
Переводу гостиниц на новую систему хозяйствования должна предшествовать большая подготовительная рабо та. В гостиницах организуют специальные комиссии, ко торые разрабатывают план подготовки предприятия к переходу на новые условия работы. Основные разделы этого плана следующие:
1)разъяснение сущности хозяйственной реформы, укрепление квалифицированными кадрами, повышение экономических знаний всех работников;
2)выявление внутрихозяйственных резервов по уве личению объема реализации услуг и улучшению качества обслуживания приезжающих, повышению уровня орга низации труда и прибыли;
3)разработка мероприятий по совершенствованию планирования и анализа хозяйственно-финансовой дея тельности;
11* |
163 |
4) составление предложений по внедрению новой техники, автоматизации и механизации, научной орга низации труда и снижению норм расхода материалов, топлива, электроэнергии, воды;
5)разработка действенных систем материального поощрения для отдельных категорий работников, стиму лирующих всемерный рост реализации услуг и улучше ние качества обслуживания приезжающих, повышение доходов и прибыли;
6)совершенствование материально-технического снаб жения, выявление и реализация излишних товаро-мате
риальных ценностей, установление обоснованных норм и нормативов оборотных средств, норм расхода материа лов, топлива,электроэнергии, воды;
7)улучшение отчета и отчетности, внедрение механи зации учетно-вычислительных работ, обеспечение подраз делений контрольно-измерительными приборами;
8)совершенствование внутрихозяйственного расчета, материальной заинтересованности и материальной ответ
ственности каждого работника за результаты работы.
§ 3. П Л А Н И Р О В А Н И Е |
РАБО ТЫ ГО С ТИ Н И Ц |
В НОВЫ Х УС Л О В И Я Х |
|
Составной частью |
хозяйственной реформы является |
дальнейшее совершенствование народнохозяйственного планирования, повышение его научного уровня с тем, чтобы составление плана основывалось на более полном учете достижений научно-технического прогресса, эффек тивном использовании эксплуатационных фондов, систе матическом увеличении темпов роста реализации услуг и оказании их с наименьшими затратами.
Гостиница — это первичное звено коммунального хо зяйства, поэтому в системе мероприятий по улучшению планирования основным является повышение уровня пла нирования непосредственно в гостиницах.
Недостатками системы планирования, существовав шей до реформы, являлись: установление предприятиям планов административным путем без достаточных тех нико-экономических обоснований, наличие большого количества централизованно утверждаемых показателей, что сдерживало инициативу предприятий. Гостиницам устанавливались такие показатели: число койко-суток,
164
доходы по номерному фонду, доходы по прочим услугам, расходы по отдельным статьям, численность персонала, всего, в том числе административно-управленческого, обслуживающего, и другие показатели.
По новой системе для гостиниц вышестоящие органи зации утверждают только следующие показатели: общую сумму доходов от реализации всех видов услуг по дей ствующим тарифа'м, в том числе для населения и на коммунально-бытовые нужды; общую сумму балансовой прибыли; общий фонд заработной платы всего персонала; задания по внедрению новой техники и технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации, имеющих важное значение для развития отрасли; объем централизованных капитальных вложений, в том числе строительно-монтажных работ; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; пла тежи в бюджет и ассигнования из бюджета; объем по ставок предприятию материалов, запасных, деталей, обо рудования и транспортных средств, распределяемых вы шестоящей организацией. Утверждаемые показатели определяют в годовом плане с разбивкой по кварталам, а гостиницы распределяют квартальные плановые пока затели по месяцам.
Остальные показатели плана разрабатывают гости ницы, утверждают их руководители и используют пла новые и хозяйственные органы как расчетные мате риалы к составлению планов развития гостиничного хо зяйства.
Сокращение количества утверждаемых плановых показателей не означает, что в гостиницах перестанут планировать и применять другие показатели, ранее уста навливаемые вышестоящими организациями. Они необ ходимы для оперативной работы, а также для анализа и оценки итогов работы гостиниц. В связи с сокращением числа плановых показателей оценка деятельности гости ниц в новых условиях планирования ведется по общей сумме дохода от реализации услуг и балансовой при были.
Рассмотрим основные плановые показатели, утвер ждаемые вышестоящей организацией, в содержание ко торых внесены некоторые изменения.
Общую сумму доходов от реализации всех видов услуг определяют по гостиницам как выручку от реали
165
зации основных услуг по предоставлению номеров и всех прочих доходов гостиницы.
Балансовую прибыль устанавливают как сумму при были от реализации всех видов услуг, оказываемых гос тиницей. Из эксплуатационных расходов исключают сум мы, предусмотренные в плане на выплату премий ИТР
ислужащим, на оплату процентов за банковский кредит,
ина эту сумму увеличивают балансовую прибыль.
Платежи в бюджет по гостиницам состоят из платы за нормируемые оборотные средства и взноса свободного остатка прибыли. При определении платежей в бюджет по уточненному плану не допускается уменьшение разме ра прибыли по сравнению с утвержденным.
Общий фонд заработной платы утверждают без уче та премий и других выплат из фонда материального по ощрения.
На основе глубокого экономического анализа хозяй ственно-финансовой деятельности гостиницы выявляют внутренние резервы и в первый год перехода на новую систему хозяйствования принимают дополнительные обя зательства по доходам от реализации услуг и общей суммы балансовой прибыли. Разрешается до 90% всей дополнительной прибыли направлять на увеличение фон дов экономического стимулирования, а остальные — на отчисления в государственный бюджет.
При переводе предприятий на новую систему работы первоначально установленный план вышестоящей орга низацией называют утвержденным планом, а план с уче том дополнительных обязательств, принятых коллекти вом гостиницы,— уточненным.
Реформа предусматривает, чтобы годовые планы были стабильными и не менялись на протяжении года. Изме нение планов работы гостиниц допускается с их ведома при уточнении показателей на базе отчетных данных и в других исключительных случаях, с внесением изменений во все взаимоувязанные показатели плана и взаимоотно шения с бюджетом.
Предложения о переводе гостиниц на новые условия работы представляют в министерства коммунального хо зяйства союзных республик, Советы Министров автоном ных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Министерства рассматривают их и представляют материалы по переводу межведом-
166
ствениым комиссиям при Госпланах союзных республик. Перевод гостиниц осуществляется решением Советов Ми нистров союзных республик.
§ 4. П О РЯ Д О К О БРАЗО ВАН И Я И И С П О ЛЬЗО В АН И Я ФО Н ДО В ЭКО Н О М И ЧЕСКО ГО С ТИ М УЛ И РО В А Н И Я
Перевод гостиниц на новые условия планирования и экономического стимулирования вызывает необходимость повышения материальной заинтересованности работни ков в результатах своего труда и деятельности предприя тий в целом.
Недостатки в работе гостиниц явились следствием не совершенства действующих ранее методов материального стимулирования. Премирование работников не было свя зано с экономическими результатами работы всего пред приятия. В общих результатах работы гостиницы был за интересован только административно-управленческий персонал. Размеры поощрений в общей сумме заработ ной платы были очень малы. В новых условиях источни ком личного дохода работников гостиниц является не только фонд заработной платы, но и прибыль гостиницы. Оплата труда работников будет расти в основном за счет увеличения доли премии. Главную роль в совершенствова нии экономического стимулирования призваны сыграть поощрительные фонды. Во всех гостиницах, переводимых -на новую систему планирования и экономического стиму лирования, за счет отчисления от прибыли образуется три фонда: материального поощрения; социально-куль-' турных мероприятий и жилищного строительства; раз вития производства. Эти фонды являются важным источником коллективной заинтересованности работников в повышении эффективности производства, принятии и безусловном выполнении напряженных планов.
Эффективность новой системы планирования и эконо мического стимулирования в значительной степени зави сит от того, в каких размерах будут созданы эти фонды
ина основе каких принципов будет построено их образо вание, распределение и использование.
За счет этих фондов, во-первых, повышается зарпла та работников и улучшаются условия их труда и быта, осуществляется техническое перевооружение гостиницы
иповышается эффективность ее работы. Сумма фондов
167
экономического стимулирования зависит от деятельности гостиниц и этими средствами распоряжаются только гос тиницы. Во-вторых, государство с помощью этих фондов повышает экономический интерес предприятия и личную материальную заинтересованность работников в резуль татах работы.
Двойственный характер стимулирующих фондов тре бует образования их с помощью длительно действующих нормативов. Такой порядок образования фондов создает у предприятий определенную гарантию собственных до ходов на несколько лет вперед, что позволяет обеспечи вать устойчивую материальную заинтересованность ра ботников и выбирать оптимальные хозяйственные ре шения.
По «Методическим указаниям», одобренным Меж ведомственной комиссией при Госплане СССР 22 июля 1971 г., для перевода предприятий и организаций комму нального хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования фонды экономического стимулирования создают по двум фондообразующим по казателям. Они формируются раздельно по фонду ма териального поощрения, фонду социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также по фонду развития производства в процентах от предусмот ренных в плане: а) суммы дохода от реализации про дукции (услуг) населению и на коммунально-бытовые нужды по действующим тарифам (ценам); б) общей сум мы балансовой прибыли.
Соотношение средств, принимаемых для расчета нор мативов образования фондов экономического стимулиро вания в процентах к сумме дохода от реализации продук ции (услуг) для населения и к общей сумме балансовой прибыли, устанавливают с учетом значения каждого из этих показателей для развития данного предприятия. При установлении нормативов отчисления за общую сум му балансовой прибыли должны составлять не менее 50% суммы фондов экономического стимулирования.
Все коммунальные предприятия, в том числе и гости ницы, работают по индивидуальным нормативам образо вания фондов экономического стимулирования, которые устанавливаются стабильными на несколько лет. Не достаток индивидуальных нормативов заключается в том, что они не обеспечивают соответствия фондов экономи
ке
ческого стимулирования относительно результатов эксп луатации в разных гостиницах.
Отраслевые, исходные нормативы отчислений от при были в поощрительные фонды предприятий — фонды ма териального стимулирования и фонды социально-культур ных мероприятий и жилищного строительства — устанав ливаются в процентах к фонду заработной платы, а в фонд развития производства — в процентах к среднего довой стоимости основных производственных фондов.
Нормы образования фондов экономического стимули рования для гостиниц Министерства коммунального хо зяйства Украинской ССР приведены в табл. 20.
Таблица 20
Нормы образования фондов по гостиницам
Исходные нормы образования фондов экономического стимулирования
в процентах к фонду заработной платы |
в процентах к среднегодо |
|
вой стоимости основных про |
||
|
работающих |
изводственных фондов |
Фонд материаль |
Фонд социально-культур |
Фонд развития производст |
ного поощрения |
ных мероприятий и жи |
ва (от прибыли) |
|
лищного строительства |
|
8,2 |
4 |
0,19 |
Расчет отчислений в фонды экономического стимули рования от прибыли приведен в табл. 21. Исходные дан ные по гостинице по уточненному плану на год приняты: фонд заработной платы всех работников — 300 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов — 6000 руб., доходы от реализации услуг населе нию и на коммунально-бытовые нужды — 800 тыс. руб., балансовая прибыль— 100 тыс. руб., соотношение средств, принимаемых для расчета нормативов от общей суммы дохода, от реализации услуг населению — 40%, а за общую сумму балансовой прибыли — 60%.
Нормативы образования фондов экономического сти мулирования устанавливаются в процентах к предусмот ренным в уточненном плане суммам дохода от реализа ции услуг для населения и общей балансовой прибыли (табл. 22). Как видно из табл. 22, норматив образования фондов из плановой суммы доходов от реализации услуг
169