Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а XIII

НОВЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИ­ РОВАНИЯ в ГОСТИНИЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

§ 1. О СНОВНЫ Е ЗАД АЧ И

ХОЗЯЙ СТВЕН Н О Й РЕФ О РМ Ы

Главная задача, поставленная перед народ­ ным хозяйством нашей страны решениями XXIV съезда КПСС и сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС,— обеспечить значительный подъем материального и куль­ турного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повысить его эффективность, ускорить научно-технический прогресс и рост производительности труда.

Проводимые партией и правительством мероприятия по совершенствованию планирования, усилению хозяй­ ственной инициативы предприятий и экономического стимулирования, улучшению организации управления стали определяющим фактором развития народного хо­ зяйства нашей страны. Хозяйственная реформа ока­ зывает все более благотворное влияние на развитие нашей экономики, на ускорение темпов роста произ­ водства.

Предприятия, работающие по-новому, увеличивают выпуск продукции и услуг, добиваются более эффек­ тивного использования производственных фондов, по­ вышения производительности труда, роста рентабель­ ности.

Хозяйственная реформа, осуществляемая в нашей стране, охватывает одну отрасль народного хозяйства за другой. Если в промышленности перевод предприятий на новые условия работы приближается к стадии заверше­ ния, то в коммунальном хозяйстве он только разверты­ вается; поэтому по-новому работает еще около половины предприятий.

В девятой пятилетке намечается закончить перевод на новые методы планирования и экономического сти­ мулирования всех хозрасчетных предприятий и органи­ заций отраслей материального хозяйства.

11 3-74Т

161

Важнейшими принципами новой системы планирова­ ния и экономического стимулирования в гостиницах, как

ина всех предприятиях, являются:

1)сочетание централизованного планирования с раз­ витием самостоятельности и инициативы гостиниц;

2)повышение роли экономических методов в руковод­ стве гостиницами на основе широкого применения таких категорий, как цена, тариф, прибыль, кредит, хозрасчет

идр.;

3)использование, математических методов и вычисли­ тельной техники для разработки оптимальных планов и нахождения оптимальных решений хозяйственных задач;

4)повышение роли пятилетних планов в хозяйст­ венной деятельности гостиниц, особенно в части вне­ дрения новой техники и повышения эффективности экс­ плуатации;

5)внедрение полного хозрасчета в деятельность гос­ тиниц, увязанного с новой системой материального сти­ мулирования, которая предусматривает оплату труда не только в зависимости от результатов индивидуального труда, но и от итогов работы всего коллектива.

Все это создает заинтересованность у коллективов гостиниц в разработке более высоких плановых заданий на основе полного использования своих внутренних ре­ зервов.

Новые условия хозяйствования требуют значительно­ го улучшения экономической работы в гостиницах. Эти задачи можно охарактеризовать следующим образом:

выявление и полное использование имеющихся резер­ вов и возможностей для увеличения реализации услуг, улучшение качества обслуживания приезжающих, по­ вышение производительности труда и рентабельности гостиниц;

совершенствование организационной структуры управ­ ления гостиницами, более широкое использование эконо­ мических методов управления в деятельности подразде­ лений, развитие и укрепление внутрихозяйственного рас­ чета, правильное сочетание материального и морального стимулирования;

разработка оптимальных планов развития гостиниц, планомерное внедрение научной организации труда, про­ изводства и управления с использованием современной вычислительной техники;

162


дальнейшее развитие творческой инициативы коллек­ тивов гостиниц по повышению эффективности эксплуата­ ции и улучшению конечных результатов деятельности гостиниц.

§ 2. П О Д ГО ТО В К А К П ЕРЕВО Д У НА НОВУЮ СИ СТЕМ У П Л А Н И РО В А Н И Я

И Э КО Н О М И ЧЕСКО ГО С ТИ М УЛ И РО В А Н И Я

На новую систему планирования и экономического стимулирования гостиничные объединения и гостиницы переводят Советы Министров союзных республик в со­ ответствии с методическими указаниями по переводу предприятий, объединений и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования, одобренными Междуведомственной комис­ сией при Госплане СССР 22 июля 1971 г., учитывающими специфические особенности хозяйственно-эксплуатацион­ ной деятельности коммунальных предприятий.

При переходе на новые условия работы необходимо полнее удовлетворять потребности приезжающих, рас­ ширять круг дополнительных услуг, максимально исполь­ зовать основные фонды и оборотные средства и повышать рентабельность.

В результате перехода на новую систему работы гос­ тиницы должны увеличить объем реализации услуг, до­ ходы государства и на этой основе — оплату труда ра­ ботников.

Переводу гостиниц на новую систему хозяйствования должна предшествовать большая подготовительная рабо­ та. В гостиницах организуют специальные комиссии, ко­ торые разрабатывают план подготовки предприятия к переходу на новые условия работы. Основные разделы этого плана следующие:

1)разъяснение сущности хозяйственной реформы, укрепление квалифицированными кадрами, повышение экономических знаний всех работников;

2)выявление внутрихозяйственных резервов по уве­ личению объема реализации услуг и улучшению качества обслуживания приезжающих, повышению уровня орга­ низации труда и прибыли;

3)разработка мероприятий по совершенствованию планирования и анализа хозяйственно-финансовой дея­ тельности;

11*

163

4) составление предложений по внедрению новой техники, автоматизации и механизации, научной орга­ низации труда и снижению норм расхода материалов, топлива, электроэнергии, воды;

5)разработка действенных систем материального поощрения для отдельных категорий работников, стиму­ лирующих всемерный рост реализации услуг и улучше­ ние качества обслуживания приезжающих, повышение доходов и прибыли;

6)совершенствование материально-технического снаб­ жения, выявление и реализация излишних товаро-мате­

риальных ценностей, установление обоснованных норм и нормативов оборотных средств, норм расхода материа­ лов, топлива,электроэнергии, воды;

7)улучшение отчета и отчетности, внедрение механи­ зации учетно-вычислительных работ, обеспечение подраз­ делений контрольно-измерительными приборами;

8)совершенствование внутрихозяйственного расчета, материальной заинтересованности и материальной ответ­

ственности каждого работника за результаты работы.

§ 3. П Л А Н И Р О В А Н И Е

РАБО ТЫ ГО С ТИ Н И Ц

В НОВЫ Х УС Л О В И Я Х

Составной частью

хозяйственной реформы является

дальнейшее совершенствование народнохозяйственного планирования, повышение его научного уровня с тем, чтобы составление плана основывалось на более полном учете достижений научно-технического прогресса, эффек­ тивном использовании эксплуатационных фондов, систе­ матическом увеличении темпов роста реализации услуг и оказании их с наименьшими затратами.

Гостиница — это первичное звено коммунального хо­ зяйства, поэтому в системе мероприятий по улучшению планирования основным является повышение уровня пла­ нирования непосредственно в гостиницах.

Недостатками системы планирования, существовав­ шей до реформы, являлись: установление предприятиям планов административным путем без достаточных тех­ нико-экономических обоснований, наличие большого количества централизованно утверждаемых показателей, что сдерживало инициативу предприятий. Гостиницам устанавливались такие показатели: число койко-суток,

164


доходы по номерному фонду, доходы по прочим услугам, расходы по отдельным статьям, численность персонала, всего, в том числе административно-управленческого, обслуживающего, и другие показатели.

По новой системе для гостиниц вышестоящие органи­ зации утверждают только следующие показатели: общую сумму доходов от реализации всех видов услуг по дей­ ствующим тарифа'м, в том числе для населения и на коммунально-бытовые нужды; общую сумму балансовой прибыли; общий фонд заработной платы всего персонала; задания по внедрению новой техники и технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации, имеющих важное значение для развития отрасли; объем централизованных капитальных вложений, в том числе строительно-монтажных работ; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; пла­ тежи в бюджет и ассигнования из бюджета; объем по­ ставок предприятию материалов, запасных, деталей, обо­ рудования и транспортных средств, распределяемых вы­ шестоящей организацией. Утверждаемые показатели определяют в годовом плане с разбивкой по кварталам, а гостиницы распределяют квартальные плановые пока­ затели по месяцам.

Остальные показатели плана разрабатывают гости­ ницы, утверждают их руководители и используют пла­ новые и хозяйственные органы как расчетные мате­ риалы к составлению планов развития гостиничного хо­ зяйства.

Сокращение количества утверждаемых плановых показателей не означает, что в гостиницах перестанут планировать и применять другие показатели, ранее уста­ навливаемые вышестоящими организациями. Они необ­ ходимы для оперативной работы, а также для анализа и оценки итогов работы гостиниц. В связи с сокращением числа плановых показателей оценка деятельности гости­ ниц в новых условиях планирования ведется по общей сумме дохода от реализации услуг и балансовой при­ были.

Рассмотрим основные плановые показатели, утвер­ ждаемые вышестоящей организацией, в содержание ко­ торых внесены некоторые изменения.

Общую сумму доходов от реализации всех видов услуг определяют по гостиницам как выручку от реали­

165

зации основных услуг по предоставлению номеров и всех прочих доходов гостиницы.

Балансовую прибыль устанавливают как сумму при­ были от реализации всех видов услуг, оказываемых гос­ тиницей. Из эксплуатационных расходов исключают сум­ мы, предусмотренные в плане на выплату премий ИТР

ислужащим, на оплату процентов за банковский кредит,

ина эту сумму увеличивают балансовую прибыль.

Платежи в бюджет по гостиницам состоят из платы за нормируемые оборотные средства и взноса свободного остатка прибыли. При определении платежей в бюджет по уточненному плану не допускается уменьшение разме­ ра прибыли по сравнению с утвержденным.

Общий фонд заработной платы утверждают без уче­ та премий и других выплат из фонда материального по­ ощрения.

На основе глубокого экономического анализа хозяй­ ственно-финансовой деятельности гостиницы выявляют внутренние резервы и в первый год перехода на новую систему хозяйствования принимают дополнительные обя­ зательства по доходам от реализации услуг и общей суммы балансовой прибыли. Разрешается до 90% всей дополнительной прибыли направлять на увеличение фон­ дов экономического стимулирования, а остальные — на отчисления в государственный бюджет.

При переводе предприятий на новую систему работы первоначально установленный план вышестоящей орга­ низацией называют утвержденным планом, а план с уче­ том дополнительных обязательств, принятых коллекти­ вом гостиницы,— уточненным.

Реформа предусматривает, чтобы годовые планы были стабильными и не менялись на протяжении года. Изме­ нение планов работы гостиниц допускается с их ведома при уточнении показателей на базе отчетных данных и в других исключительных случаях, с внесением изменений во все взаимоувязанные показатели плана и взаимоотно­ шения с бюджетом.

Предложения о переводе гостиниц на новые условия работы представляют в министерства коммунального хо­ зяйства союзных республик, Советы Министров автоном­ ных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся. Министерства рассматривают их и представляют материалы по переводу межведом-

166


ствениым комиссиям при Госпланах союзных республик. Перевод гостиниц осуществляется решением Советов Ми­ нистров союзных республик.

§ 4. П О РЯ Д О К О БРАЗО ВАН И Я И И С П О ЛЬЗО В АН И Я ФО Н ДО В ЭКО Н О М И ЧЕСКО ГО С ТИ М УЛ И РО В А Н И Я

Перевод гостиниц на новые условия планирования и экономического стимулирования вызывает необходимость повышения материальной заинтересованности работни­ ков в результатах своего труда и деятельности предприя­ тий в целом.

Недостатки в работе гостиниц явились следствием не­ совершенства действующих ранее методов материального стимулирования. Премирование работников не было свя­ зано с экономическими результатами работы всего пред­ приятия. В общих результатах работы гостиницы был за­ интересован только административно-управленческий персонал. Размеры поощрений в общей сумме заработ­ ной платы были очень малы. В новых условиях источни­ ком личного дохода работников гостиниц является не только фонд заработной платы, но и прибыль гостиницы. Оплата труда работников будет расти в основном за счет увеличения доли премии. Главную роль в совершенствова­ нии экономического стимулирования призваны сыграть поощрительные фонды. Во всех гостиницах, переводимых -на новую систему планирования и экономического стиму­ лирования, за счет отчисления от прибыли образуется три фонда: материального поощрения; социально-куль-' турных мероприятий и жилищного строительства; раз­ вития производства. Эти фонды являются важным источником коллективной заинтересованности работников в повышении эффективности производства, принятии и безусловном выполнении напряженных планов.

Эффективность новой системы планирования и эконо­ мического стимулирования в значительной степени зави­ сит от того, в каких размерах будут созданы эти фонды

ина основе каких принципов будет построено их образо­ вание, распределение и использование.

За счет этих фондов, во-первых, повышается зарпла­ та работников и улучшаются условия их труда и быта, осуществляется техническое перевооружение гостиницы

иповышается эффективность ее работы. Сумма фондов

167

экономического стимулирования зависит от деятельности гостиниц и этими средствами распоряжаются только гос­ тиницы. Во-вторых, государство с помощью этих фондов повышает экономический интерес предприятия и личную материальную заинтересованность работников в резуль­ татах работы.

Двойственный характер стимулирующих фондов тре­ бует образования их с помощью длительно действующих нормативов. Такой порядок образования фондов создает у предприятий определенную гарантию собственных до­ ходов на несколько лет вперед, что позволяет обеспечи­ вать устойчивую материальную заинтересованность ра­ ботников и выбирать оптимальные хозяйственные ре­ шения.

По «Методическим указаниям», одобренным Меж­ ведомственной комиссией при Госплане СССР 22 июля 1971 г., для перевода предприятий и организаций комму­ нального хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования фонды экономического стимулирования создают по двум фондообразующим по­ казателям. Они формируются раздельно по фонду ма­ териального поощрения, фонду социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также по фонду развития производства в процентах от предусмот­ ренных в плане: а) суммы дохода от реализации про­ дукции (услуг) населению и на коммунально-бытовые нужды по действующим тарифам (ценам); б) общей сум­ мы балансовой прибыли.

Соотношение средств, принимаемых для расчета нор­ мативов образования фондов экономического стимулиро­ вания в процентах к сумме дохода от реализации продук­ ции (услуг) для населения и к общей сумме балансовой прибыли, устанавливают с учетом значения каждого из этих показателей для развития данного предприятия. При установлении нормативов отчисления за общую сум­ му балансовой прибыли должны составлять не менее 50% суммы фондов экономического стимулирования.

Все коммунальные предприятия, в том числе и гости­ ницы, работают по индивидуальным нормативам образо­ вания фондов экономического стимулирования, которые устанавливаются стабильными на несколько лет. Не­ достаток индивидуальных нормативов заключается в том, что они не обеспечивают соответствия фондов экономи­

ке


ческого стимулирования относительно результатов эксп­ луатации в разных гостиницах.

Отраслевые, исходные нормативы отчислений от при­ были в поощрительные фонды предприятий — фонды ма­ териального стимулирования и фонды социально-культур­ ных мероприятий и жилищного строительства — устанав­ ливаются в процентах к фонду заработной платы, а в фонд развития производства — в процентах к среднего­ довой стоимости основных производственных фондов.

Нормы образования фондов экономического стимули­ рования для гостиниц Министерства коммунального хо­ зяйства Украинской ССР приведены в табл. 20.

Таблица 20

Нормы образования фондов по гостиницам

Исходные нормы образования фондов экономического стимулирования

в процентах к фонду заработной платы

в процентах к среднегодо­

вой стоимости основных про

 

работающих

изводственных фондов

Фонд материаль­

Фонд социально-культур­

Фонд развития производст­

ного поощрения

ных мероприятий и жи­

ва (от прибыли)

 

лищного строительства

 

8,2

4

0,19

Расчет отчислений в фонды экономического стимули­ рования от прибыли приведен в табл. 21. Исходные дан­ ные по гостинице по уточненному плану на год приняты: фонд заработной платы всех работников — 300 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов — 6000 руб., доходы от реализации услуг населе­ нию и на коммунально-бытовые нужды — 800 тыс. руб., балансовая прибыль— 100 тыс. руб., соотношение средств, принимаемых для расчета нормативов от общей суммы дохода, от реализации услуг населению — 40%, а за общую сумму балансовой прибыли — 60%.

Нормативы образования фондов экономического сти­ мулирования устанавливаются в процентах к предусмот­ ренным в уточненном плане суммам дохода от реализа­ ции услуг для населения и общей балансовой прибыли (табл. 22). Как видно из табл. 22, норматив образования фондов из плановой суммы доходов от реализации услуг

169