Файл: Коган, Т. Л. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
ства обслуживания населения, снижению себестоимости и повышению рентабельности.
Источниками образования фонда развития производ ства являются: а) часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов; б) отчисления от прибыли предприятий; в) вы ручка от реализации выбывшего и излишнего имуще ства, числящегося в составе основных фондов.
Норма отчислений в фонд развития производства от амортизации, предназначенной на полное восстановле ние основных фондов, установлена в размере 27%.
§8. ПЛАТА ЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
ИКРЕДИТОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
При новой системе планирования и экономического стимулирования большое значение имеет введение пла ты за производственные основные фонды и оборотные средства. Плата за фонды по своему экономическому со держанию— это такая форма перераспределения чисто го дохода, в которой заложены хозрасчетные функции стимулирования лучшего, наиболее эффективного исполь зования производственных основных фондов и оборотных средств.
Гостиницы освобождены от платы за основные эксп луатационные фонды как непосредственно связанные с обслуживанием населения. Для них установлена плата за оборотные средства в размере до 6% их среднегодовой стоимости.
Капитальные вложения по централизованному плану на расширение действующих предприятий коммунального хозяйства, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования, если эти капитальные вложения могут быть возмещены в срок до пяти лет с мо мента ввода в эксплуатацию, осуществляются за счет собственных средств (амортизационных отчислений и прибыли) и в недостающей части, не покрываемой этими средствами, за счет кредита Стройбанка СССР.
В тех. случаях, когда затраты на расширение дей ствующих предприятий коммунального хозяйства воз мещаются в срок, превышающий пять лет, эти затраты финансируются за счет средств государственного бюд
12 3 -7 І7 |
177 |
жета, прибыли и части амортизационных отчислений, на правленных на полное восстановление основных фондов
вразмерах, предусмотренных финансовым планом.
Всвязи с тем, что рентабельность гостиниц незначи тельна, действующие гостиницы расширяют в основном за счет средств государственного бюджета.
§ 9. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
Новая система планирования и экономического сти мулирования предусматривает новый порядок распреде ления прибыли. По новой системе из прибыли в первую
очередь вносится в бюджет плата за основные |
фонды |
и оборотные средства, а также уплачиваются |
процен |
ты за банковский кредит. После этого прибыль направ ляется на образование фондов экономического стиму лирования предприятий. Оставшаяся часть прибыли используется:
на финансирование централизованных капиталовло жений и на погашение кредита, предоставленного на централизованные капитальные вложения;
на финансирование прироста собственных оборотных средств, убытков от эксплуатации жилищно-коммуналь ного хозяйства, расходов по хозяйственному содержанию культурно-бытовых учреждений, лагерей и других затрат в пределах сумм, предусмотренных планом;
на образование в установленном порядке (в соответ ствии с постановлением Совета Министров СССР от 3. I. 1967 г.) резерва Министерства коммунального хозяй ства СССР, областных (городских) отделов коммуналь ного хозяйства для оказания финансовой помощи пред приятиям и организациям коммунального хозяйства;
вышестоящим хозяйственным организациям в поряд ке ее перераспределения в пределах сумм, предусмот ренных планом.
Сверхплановая прибыль используется гостиницами: на взносы в бюджет за оборотные средства, а также
на уплату процентов за банковский кредит; на дополнительное отчисление в фонд материального
поощрения, фонд социально-культурных мероприятий .и жилищного строительства, фонд развития производства в соответствии с результатами работы и установленными нормативами;
178
на возмещение сверхплановых убытков от эксплуата ции жилищно-коммунального хозяйства и сверхплановых расходов по хозяйственному содержанию культурно-про светительных учреждений и пионерских лагерей;
на выплату премий по социалистическому соревно ванию;
на покрытие задолженности по банковским ссудам, выданным на временное восполнение недостатка соб ственных оборотных средств гостиницы;
на погашение кредита, предоставленного на централи зованные капиталовложения, на погашение ссуд банка, полученных в процессе выполнения производственно-фи нансового плана, и др.;
на другие цели в соответствии с решениями Совета Министров СССР и Совета Министров союзной рес публики.
Разница между общей суммой сверхплановой прибы ли и указанными платежами и отчислениями может быть использована по решению соответствующего исполкома местного Совета на приобретение оборудования и инвен-. таря сверх утвержденных для гостиницы планов капи тальных вложений.
§ 10. ОПЫТ РАБОТЫ ГОСТИНИЦ ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Совершенствование социалистических методов пла нового руководства экономикой в сочетании с хозяй ственной инициативой и творческой активностью всех работников открыли новые возможности для ускорения темпов роста производства и повышения его эффектив ности.
Предприятия, работающие по-новому, увеличивают выпуск необходимых народному хозяйству и населению продукции и объем услуг, добиваются более эффективно го использования основных фондов и оборотных средств, повышения производительности труда, увеличения при были и повышения рентабельности. В результате перехо да на новую систему работы выигрыши получают не только предприятия и каждый работник, но и общество в целом. Предприятия увеличивают доходы государствен ного бюджета, что является важной основой высоких
12*
179
темпов расширенного социалистического воспроизвод ства.
Период, прошедший с начала перевода гостиниц на новую систему, дает возможность подвести первые итоги хозяйственной реформы.
С 1 января 1966 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования переведены 3 гости
ницы «Бухарест» и |
«Турист» в Москве и «Кавказ» |
в Сочи. |
1 июля 1969 г. по новой системе ра |
По состоянию на |
ботало в СССР 28 гостиниц, из них в РСФСР — 12 и в УССР — 8. В 1971 г. в РСФСР работали 98 и Украинской ССР на 1 июля 1973 г.— 69 гостиниц.
Гостиницы, работающие по новой системе планиро вания, успешно выполняют свои планы. Так, уточненный план доходов за 1971 г. 98 гостиниц РСФСР выполнили на 103,5%, план по балансовой прибыли — на 105,5% и платежам в бюджет — на 103%•
В связи с перевыполнением плана по фондообразую щим показателям возросли фонды материального стиму лирования и средняя заработная плата работников го стиниц.
Гостиницы, работающие по новому, добились высоких технико-экономических показателей, в частности увели чения прибыли за счет мероприятий по увеличению дохо дов и снижения эксплуатационных расходов.
Увеличение доходов от реализации услуг достигнуто за счет увеличения номерного фонда путем переоборудо вания служебных и других не нужных для эксплуатации комнат под номера, перевода номеров в высшую катего рию путем повышения уровня их благоустройства, сокра щения простоя номеров, сдачи в аренду свободных поме щений и площадей под киоски, магазины, склады, мастер ские, введения новых видов платных услуг, более полно го использования мощностей прачечных и увеличения стирки белья другим организациям, организации новых подсобных предприятий. Особенно возросли доходы гости ниц за счет организации дополнительных услуг.
Большие успехи достигнуты гостиницами по сокраще нию эксплуатационных расходов и особенно по сокраще нию обслуживающего и административно-управленчес кого персонала.
В московских гостиницах «Турист», «Бухарест» и
180
«Варшава» ключевое хозяйство сосредоточено в руках одного человека, что дало возможность сократить чис ленность обслуживающего персонала и получить эконо мию по фонду заработной платы свыше 11 тыс. руб. в год.
В гостинице «Турист» с 1 декабря 1967 г. введен еди ный расчетный час — с 12 ч дня, что дало возможность получать от сокращения дежурных на этажах 21 тыс. руб. в год *.
Работники гостиниц добиваются значительной эконо мии по расходу воды за счет уменьшения сечения водо сливных кранов, установки регуляторов давления и дру гих мероприятий, экономии электроэнергии путем заме ны ламп накаливания люминесцентными, экономии топ лива и тепловой энергии, экономии материалов по убор ке помещения, натирке полов, экономии материалов по ремонту помещений.
Опыт работы гостиниц показал, что новая система полностью оправдала себя и позволила вскрыть и реали зовать имеющиеся внутренние резервы по увеличению услуг, экономии затрат, снижению себестоимости и по вышению рентабельности.
Расширение хозяйственных прав, материального сти мулирования содействовало улучшению производствен но-хозяйственной деятельности гостиниц, позволило уве личить доходы, прибыль и платежи в бюджет и повысить оплату работников.
Для повышения эффективности работы гостиниц сле дует продолжить перевод их на новую систему планиро вания и экономического стимулирования. Научно-иссле довательские институты должны ускорить создание новой техники для гостиничного хозяйства, в частности эконо-- мичных систем централизованного пылеудаления, ти повых систем автоматизированного учета и распреде ления номерного фонда и расчетов с проживающими, оборудования гостиниц удобной мебелью новой кон струкции.
Встал также вопрос о создании более совершенной системы тарифов и цен на услуги, предоставляемые гос тиницами.
‘ Ж у к о в а Г. Рентабельность гостеприимства. «Правда», 1968, 19 ноября.
181
Г л а в а XIV
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ
§ 1. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ ГОСТИНИЦ
Анализ производственно-хозяйственной дея тельности гостиниц является важным средством контроля за выполнением плана и выявления внутрихозяйственных резервов. Основные задачи анализа: контроль выполне ния плана по количественным и качественным показа телям; выявление внутрихозяйственных резервов; вы явление и устранение имеющихся недостатков в работе, непроизводительных расходов и всякого рода потерь; изучение основных факторов и причин, влияющих на вы полнение плана гостиницы и ее отдельных подразделе ний; изучение опыта работы отечественных и зарубежных гостиниц и проведение сравнительного анализа.
При внедрении новой системы планирования и эконо мического стимулирования роль анализа возрастает. Различают следующие виды анализа и сферы их приме нения:
а) оперативный анализ, осуществляемый в ходе хо зяйственных операций;
б) комплексный анализ итогов хозяйственно-финансо вой деятельности (ежемесячный, квартальный и годо вой) как основы для оценки работы и разработки меро приятий по улучшению работы гостиниц и как базы для составления годовых и перспективных планов;
в) локальный, или целевой, анализ особо важных для предприятия вопросов и отдельных сторон его деятель ности;
г) анализ сводных отчетов о работе гостиниц, вхо дящих в состав объединений, а также гостиниц города, области, края, автономной и союзной республик;
д) межхозяйственный сравнительный анализ работы гостиниц города, области, края, автономной и союзной республик.
При анализе производственно-хозяйственной деятель ности гостиниц применяют: сравнение отчетных показате лей с плановыми и данными за соответствующий период
182
прошлого года, расчленение итоговых показателей на первичные, метод средних величин, метод цепных подста вок для определения влияния отдельных факторов.
Анализ работы гостиниц следует проводить, учитывая особенности их деятельности, степень и качество обслу живания проживающих.
Для выявления резервов используется факторный ана лиз, т. е. выявление и измерение влияния отдельных фак торов на величину изучаемого явления или показателя. Если показатель представлен в виде общего итога, то факторный анализ можно провести разложением общей величины на слагаемые или на сомножители. Например, общую численность персонала гостиницы можно разло жить на численность обслуживающего и административ но-управленческого персонала, а объем предоставленных койко-суток — на среднюю единовременную вместимость и загрузку гостиницы за период работы в днях«
Анализ работы гостиниц проводится на основе данных бухгалтерского, статистического учета и отчетности, ма териалов производственных комиссий и совещаний, актов проверок, различных публикаций, специальных обсле дований и других материалов. Для эффективного осуще ствления экономического анализа необходимо привлечь внимание партийных и общественных организаций, всего коллектива, постоянно действующие производственные совещания, общественные бюро экономического анализа, посты народного контроля.
Одна из важнейших задач технико-экономического анализа — выявление и реализация внутрихозяйственных резервов. Различают производственные резервы трех ви-
,дов: экономии рабочего времени, использования средств труда (основных фондов) и предметов труда (материа лов, топлива, электроэнергии). К непроизводственным резервам относится устранение непроизводительных по терь (пеня, штрафы, неустойки).
При комплексном анализе итогов деятельности гости ницы анализируется выполнение плана по всем разделам техпромфинплана. По предприятиям, работающим в но вых условиях хозяйствования, в программу анализа включается также изучение выполнения плана по фондам экономического стимулирования.
183
§ 2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОСТИНИЦ
Одним из важнейших путей повышения эффектив ности эксплуатации и ускорения технического прогресса
вгостиницах является обеспечение выполнения установ ленных планов повышения эффективности их эксплуата ции. При анализе выполнения этого плана проверяется выполнение заданий по внедрению мероприятий научной организации труда, механизации и автоматизации руч ных работ, экономии воды, электроэнергии, топлива, ма териалов и устанавливается, в какой мере соблюдены намеченные сроки их осуществления, плановая и факти ческая экономия от их внедрения, плановые и фактичес кие затраты на их проведение (табл. 23). Из приведенных
втабл. 23 данных видно, что досрочное осуществление мероприятия обеспечило получение дополнительной эко номии в текущем году в сумме 200 руб., что увеличило доходы и прибыль гостиницы на 200 руб.
Таблица 23
Анализ выполнения плана повышения эффективности гостиницы
Наименование
Срок |
вы* |
Затраты |
на |
|
внедрение, |
||||
полнення |
|
РУб. |
|
|
по плану і |
|
|
|
|
фактически |
по плану |
фактически |
в процентах к плану |
Экономия от внед-
рения мероприя тий, руб.
|
1 1 |
1 |
по пл«ну |
фактически |
в процентах к плану |
Срок оку* паемостн затрат, лет
по плапу графа 4:7 |
фактически графа 6:8 |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Переоборудо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вать служеб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ную комнату |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на 4-местный |
|
|
І/Ѵ |
500 |
450 |
90 |
|
1200 |
1200 |
100 |
0,41 0,375 |
|
номер |
І/ѴІІ |
|
600 |
аоо |
133,3 |
|||||||
П р и м е ч а н и е . |
В |
числителе указана |
экономия из |
расчета |
на год, |
|||||||
в знаменателе — за время внедрения в данном году. |
|
|
|
Оперативный учет и контроль за выполнением плана повышения эффективности эксплуатации гостиниц осу ществляется при помощи книги (или картотеки), в кото рой для каждого запланированного мероприятия отво дится отдельная страница или карточка. В них указы
184