Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
где
hc = Ui — t//c: C//c = +i («Р/с» ^c)-
Пусть £(/)—вектор истинных ошибок счислимых зна чений искомых величин (прямоугольных координат счнс-
лимого места корабля и компонент учитываемого |
вектора |
скорости течения) в момент времени t, К~ |
— корре- |
£ (|'-П |
|
ляционная матрица вектора•оценок искомых величин, по
лученных |
на |
i—1-м |
этапе применения |
алгоритма. |
Тогда |
|||||
|
|
|
= / С |
|
; |
Кт=К_ |
+ 5 С ( Л , . _ 1 ) , |
(2.158) |
||
|
|
|
£ (/ - 1) |
|
_ |
£ (/ - 1) |
|
|
|
|
где |
|
|
|
— с (*,_о1 [ О Д - С С - О П - |
|
|||||
|
^cci. i-и = |
{[с ( О |
С 2 - 1 5 9 ) |
|||||||
|
При оценивании диагональных элементов структурной |
|||||||||
матрицы |
Sc |
(th /._,) |
|
следует |
пользоваться |
выражения |
||||
ми |
дисперсий |
ошибок счисления, рассмотренными в §2.4, |
||||||||
и |
(оценивая |
дисперсии |
приращений компонент |
вектора |
||||||
скорости |
течения) общим |
выражением |
(3.50). |
Аналогич |
но может осуществляться оценивание и недиагональных элементов этой структурной матрицы.
Для применения алгоритма последовательного уточне ния оценок искомых величин обратимся к обозначениям, принятым в его описании (1.75) — (1.80). Обозначим сим волом А2 матрицу коэффициентов при неизвестных в урав нениях поправок, составленных по результатам вновь вы полненных измерений, символом К2— корреляционную ма трицу вектора истинных остаточныхошибок этих измере ний и примем
/С =/< - о д - |
(2.160) |
«с |
|
Поскольку система уравнений поправок состоит толь ко из одного уравнения (2.157), матрица К2 представляет собой число. Ее обращение сводится к вычислению веса pi этого уравнения поправок. Элемент Ь... матрицы В2 ока жется равен p.a.ja.j,. Применив затем алгоритм (1.75) — (1.80), получим вектор поправок к счнслимым значениям искомых величин и оценку матрицы К~.
U 4
В частном случае, когда вектор скорости учитываемого течения корректировке не подлежит, рассмотренный нами алгоритм получает наглядную геометрическую интерпрета цию (рис. 2.5). Пусть С\ — счислимое место корабля в момент времени, когда выполнено измерение некоторого
навигационного |
параметра, давшее |
нам |
линию положе |
|
ния I . Счислимое место корабля можно представить как |
||||
результат |
воображаемой обсервации |
по |
двум линиям по |
|
ложения |
Э\ и Э2, |
пересекшимся в точке |
Си средний ква- |
Рис, 2.5. Последовательное уточнение счислимого места ко рабля по двум линиям положения
дратический эллипс ошибок которой равен эллипсу оши бок счислимого места. Эти воображаемые линии положе ния называются эквивалентными линиями положения. За менив ими счислимое место корабля, мы получаем возмож ность свести задачу уточнения счислимого места по одной линии положения к задаче определения места корабля по трем линиям . положения.
Эквивалентные линии положения можно выбрать сколь угодно большим числом способов. Но для упрощения вы числений удобно считать их совпадающими с главными
осями эллипса ошибок. Тогда их |
веса р\, р% и вес р\ ли |
нии положения- I следует считать |
равными: |
А = ф ; л = ф . ; л = ^ г £ ? . |
(2-161) |
где |
— среднее |
квадратическое смещение Линии поло |
|
жения, |
вес которой принят равным единице; |
a, |
b — главные |
полуоси среднего квадратического эл |
липса ошибок |
счислимого места |
С\, |
|
||
о{ — средняя |
квадратическая |
ошибка |
измерения на |
||
вигационного |
параметра, |
давшего |
линию по- |
||
. ложения |
I ; |
|
|
|
|
gl — модуль |
градиента навигационного |
параметра. |
Рис. 2.6. Последовательное уточнение счислимого места корабля при пренебрежимо малой точности предшествовавшего счисления
Найдя по этим линиям положения уточненное счисли-
мое |
место |
С2 и оценив средний |
квадратическпй эллипс |
его |
ошибок, |
будем вести от него |
дальнейшее счисление. |
Если в некоторый последующий момент времени измерен
другой |
навигационный |
параметр, |
давший |
линию |
положе |
|||||
ния I I , то аналогичное |
построение |
позволит найти |
повтор |
|||||||
но уточненное счислимое место Сл и т."д. |
|
|
|
|
||||||
Предположим |
теперь, что для |
упрощения |
вычислении |
|||||||
мы сочли точность счислимого места |
С\ пренебрежимо ма |
|||||||||
лой по сравнению с точностями линий положения I |
и I I |
|||||||||
(рис. 2.6). Тогда |
точку |
С2 |
можно |
выбрать |
на |
линии |
поло |
|||
жения |
I любым |
способом, |
например |
на |
основании |
пер |
пендикуляра, опущенного из точки С\. Эллипс ошибок точ ки. Сг будет очень сильно вытянут, его большая полуось практически совпадет с линией положения I , малая полу ось равна среднему квадратическому смещению линии по-
116
ложепия I . Средний квадрптнческпй эллипс ошибок счпелимой точки С3 будет так же ориентирован в простран стве,- ошибки счисления за промежуток времени между из мерениями навигационных параметров несколько увеличат его малую полуось. Эквивалентная линия положения Э4 будет параллельна линии положения I . Эквивалентной ли нией положения З а , имеющей значительно меньшую точ ность, можно пренебречь. Следовательно, повторно уточ ненное счислимое место С4 должно совпадать с точкой
пересечения линии положения I I и эквивалентной линии по ложения Э.\. Мы пришли к построению, которое в любом учебнике навигации описывается как определение места корабля по двум разновременным линиям положения (крюйс-пеленг, крюйс-расстояние и т. д . ) . Оно оказалось предельным частным случаем способа последовательного уточнения счислимого места, соответствующим предполо жению о пренебрежимо малой точности счислимого ме ста С\.
Полезна следующая аналогия с теми способами обра ботки результатов измерений, которые раньше мы обозна чали символами А, В, D. Способ А основан на предполо жении, «то счислимые значения некоторых искомых вели
чин |
известны со столь |
высокой точностью, что их уточне |
ние |
по результатам |
любых последующих измерений не |
имеет смысла. В нашем примере это соответствует случаю, когда линии положения I и I I во внимание не приняты и счисление продолжается от счислимой точки Сх без кор ректировки. Определение места по двум разновременным линиям положения, выполненное в предположении о пре
небрежимо |
малой |
точности |
счислимого места С ь является |
||
аналогом способа |
В. Способ |
D соответствует |
условию, |
что |
|
не следует |
пренебрегать ни |
предыдущими, |
ни вновь |
вы |
|
полненными |
наблюдениями. |
|
|
|
Иногда может быть сделано предположение, что неко торые искомые величины или их производный в течение не которого промежутка времени остаются практически по стоянными. Это приводит к существенному упрощению вы числений, поскольку позволяет объединять измерения в серии, применять алгоритм последовательного уточнения оценок искомых величин не после каждого измерения в отдельности, а после выполнения серии измерений. Пред полагая, что ошибки в учете дрейфа, течения, поправок лага и системы курсоуказания за промежуток времени,
117
пока длится измерение нескольких навигационных пара метров, неизменны, мы получаем возможность приводить линии положения к одному месту и объединять в обсерва ции, а для исследования систематических ошибок пользо ваться аппаратом анализа невязок счисления.
|
Анализ невязок счисления. |
Вектор |
невязки счисления |
||||||
за |
промежуток времени |
между |
двумя |
обсервациями |
|||||
|
|
|
С = 7 а - 7 1 - с ( / ) , |
|
(2.162) |
||||
где |
?i |
— вектор |
истинной |
ошибки |
первой |
обсервации; |
|||
|
} 2 |
— вектор |
истинной |
ошибки |
второй |
обсервации; |
|||
|
c(j)—вектор |
истинной ошибки счисления' за проме |
|||||||
|
|
жуток |
времени между обсервациями. |
||||||
|
Использование |
этой |
зависимости |
|
при |
анализе невя |
зок счисления служит одним из основных способов обна ружения значительных систематических ошибок как в счислении, так и в обсервациях.
Перечислим несколько признаков, по которым эти ошибки могут обнаруживаться (они проявляются наиболее отчетливо, если определение места корабля осуществляется примерно через одинаковые промежутки времени).
1. После ряда относительно малых невязок возникла большая, за которой опять следуют малые. Большая не
вязка, возникшая |
в |
момент |
перехода от |
одной |
комбина |
ции ориентиров, |
по |
которым |
определяется |
место |
корабля, |
к другой или в момент изменения способа измерений, сви детельствует о значительной систематической ошибке в
измерениях |
навигационных параметров, |
предшествовав |
ших большой |
невязке, или следовавших за |
ней, или и тех, |
и других. Если комбинация ориентиров и способ измере ний неизменны, такая ситуация может возникнуть вслед ствие скачкообразного изменения поправки одного из при боров. Распознанию причин может способствовать опре деление места по другим ориентирам или другим спосо бом.
2. Преобладание невязок одинакового или примерно одинакового направления, закономерное изменение преоб ладающего направления и величины невязок в нескольких обсервациях, выполненных одним способом при неизмен ной комбинации ориентиров, но отсутствие такой законо мерности в обсервациях, выполненных разными способами или по разным комбинациям ориентиров, свидетельствует
118
о систематической |
ошибке |
обсерваций |
(измерения нави |
гационных параметров или |
опознания |
ориентиров). |
|
3. Преобладание |
невязок одинакового или примерно |
.одинакового направления, сохраняющееся при изменении способа определения места корабля или комбинации ори ентиров, свидетельствует о систематической ошибке счис ления.
Проектируя невязку счисления на оси координат, не трудно получить уравнения поправок, связывающие не вязку и оценки искомых поправок к счислимым значениям поправки лага, поправки системы курсоуказания, коэффи циентов дрейфа и изменения скорости от влияния ветра-, проекций вектора скорости течения. Если рассматривается серия невязок, полученных, когда корабль следовал по стоянными курсом и скоростью, то систему координат удобно выбрать так, чтобы ось Ох была параллельна ли нии курса, а ось Оу перпендикулярна. Введем в рассмо
трение среднюю скорость нарастания продольной |
проек |
|||||||||||
ции |
невязки |
счисления |
по |
времени: |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
',/ = |
- т г . |
|
|
|
( 2 |
Л 6 3 ) |
||
где |
Сх1—проекция |
i-й невязки на ось Ох; |
получена эта |
|||||||||
|
ti •— промежуток |
времени, |
за который |
|||||||||
|
невязка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уравнение |
поправок |
примет |
вид |
|
|
|
|
|||||
|
|
AVpr+AvTX-lxl=vh |
|
|
|
|
(2.164) |
|||||
где |
А^р.,.— поправка |
к |
счислимому |
значению |
скорости |
|||||||
|
|
хода корабля; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Avrx—поправка |
|
к |
счислимому |
значению продоль |
|||||||
|
ной проекции вектора скорости течения. |
|||||||||||
Очевидно, |
что случайные |
величины |
1 Х ( < - 1 ) |
и 1Х |
взаимно |
|||||||
зависимы, поскольку |
для них |
общими |
являются |
ошибки |
||||||||
/—1-й обсервации. Но, стремясь к упрощению |
вычисле |
|||||||||||
ний, приходится этой зависимостью пренебрегать, |
пола |
|||||||||||
гать |
корреляционную |
|
матрицу |
истинных ошибок |
|
уравне |
ний (2.164) диагональной и приписывать i-му уравнению поправок вес
Pt= , \ о if, (2.165)
119