Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

Заключение



Важнейшим направлением совершенствования системы начального образования, повышения качества обучения является диагностика учебных достижений младших школьников. Диагностика учебных достижений опре- деляется как установление достигнутого на момент диагностирования уровня овладения знаниями, умениями, навыками, полученными учащимся в процессе систематического обучения. Одним из современных средств педагогической диагностики является тест как совокупность тестовых заданий.

Тестовое задание представляет собой дидактически и технологически оформленную единицу контрольного материала, имеющую в своей структуре следующие элемента: инструкцию по выполнению, текст задания, варианты ответов.

В настоящем исследовании нами были уточнены структурно- содержательные характеристики тестовых заданий, выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников, уточнены их содержание и формулировки, установлено, насколько соблюдение выявленных нами педагогических условий способствуют качественному выполнению тестовых заданий, апробированы сами тестовые задания, проанализированы результаты и внесены коррективы в условия и тестовые задания.

В процессе изучения опыта творчески работающих учителей, наблюдений за процессом подготовки тестовых заданий и выполнением их учащимися нами выявлен целый ряд структурно-содержательных
характеристик элементов тестовых заданий для учащихся начальных классов: инструкция формулируется как можно короче и как можно яснее, содержит указания на то, каким способом ребёнку следует выполнять задание; текст задания содержит одну законченную мысль, оформленную

понятно и доступно младшему школьнику, в нём отсутствуют двусмысленные и неясные выражения, как можно реже используется отрицание; варианты ответов чёткие, однозначные, не содержат явных неточностей, подсказок, семантически и грамматически согласованы с текстом задания, однородны по содержанию, структуре и общему количеству слов, различия между вариантами ответов точные, понятные детям, исключаются повторения в вариантах ответов, место правильного ответа меняется в разных тестовых заданиях и др.

Разработка содержания и структуры тестовых заданий предполагает учёт таких дидактических факторов, как объём требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и содержания учебных программ, которые необходимо реализовать; возрастные возможности и особенности младших школьников; показатели качества тестовых заданий.

С учётом дидактических факторов нами разработаны и сформулированы требования к содержанию и оформлению тестовых заданий для учащихся 1- 3 классов: соотнесённость содержания материала с видом задания; выбор наиболее доступных и приемлемых для учащихся каждого класса

формулировок заданий; правильность расположения элементов задания; адекватность инструкции виду и содержанию задания; одинаковость критериев оценки ответов. |

Эффективность использования тестовых заданий в качестве средства диагностики учебных достижений младших школьников обеспечивается реализацией выявленных, экспериментально проверенных и теоретически обоснованных нами таких педагогических условий, как учёт уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей младших школьников; функциональность и системная последовательность в применении средств наглядности; поэтапность выполнению каждого нового вида

тестовых заданий по мере нарастания сложности их содержания; создание положительной мотивации учащихся на получение высоких результатов; наличие чётких критериев оценки достижения планируемых результатов в начальной школе; вовлечённость в оценочную деятельность не только учителя, но и самих учащихся.

Разработанные нами тестовые задания для учащихся 1-3 классов. Исследование показало, что подобные тестовые задания действительно способны поддерживать и стимулировать учащихся. Обеспечивать точную обратную связь. Включать учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Проведённое исследование не претендует на полноту решения многогранной проблемы диагностики учебных достижений младших школьников. Представляется актуальным пристальное изучение возможностей
применения разных средств диагностики с целью разработки и создания современной системы диагностики образовательных достижений младших школьников на уроках родного языка в широком смысле; создание новых комплексов тестовых заданий по русскому языку для учащихся 1-3 классов начальной школы. Открытой пока остаётся проблема подготовки будущих учителей к работе по использованию тестовых заданий для учащихся начальной школы. С решением этих и других задач мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Библиографический список





  1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. – М.: Центр тестирования, 2002. – 239 с.

  2. АванесовB.C.Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики /B.C. Аванесов // Педагогическая диагностика. – 2002. – № 1. – С. 41-43.

  3. АванесовB.C. Понятийный аппарат педагогической тестологии /

B.C. Аванесов // Развитие системы тестирования в России. — М., 2002.– С. 90-91.

  1. АндреевА.Б.Компьютерное тестирование: системный подход к оценке качества знаний студентов. / А.Б. Андреев // Материалы Всероссийского практического семинара ректоров (проректоров) вузов, 2001.

Пенза, 2001.

  1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, Н.Д. Никандров; - М.: Просвещение, 2006. 574 с.

  2. АсмоловА.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М., 2007.

  3. БазароваО.Л.Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения / О.Л. Базарова, И.Н. Шиц // Начальная школа. – 2001. – № 3. – С. 20-22.

  4. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Балыхина. – М., 2000.

  5. БатуринаГ.И.Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. – М.: Изд-во «Академия», 1999. 176 с.

  6. БеспалькоВ.П.Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.

  7. Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: Сущность, функции, перспективы / Б.П. Битинас, Л.И. Катаева // Педагогика. — 1993. — №2. – С. 10-15.

  8. БолотникJI.B. Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла / JI.B. Болотник //